ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Тема формирования ценностных ориентаций у старшеклассников была всегда актуальна, поэтому возникает вопрос: зависит ли становление данных ценностей у подростков от того, в полной или неполной семьи они воспитываются. Таким образом возникла тема данной работы, целью которой было выяснить существуют ли различия в ценностных ориентациях старшеклассников из полных и неполных семей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ»
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Серьезные изменения в жизни общества, в его политической, экономической, духовной сферах, влекут за собой значительные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, наиболее четко это просматривается у учащихся старших классов. В юношеском возрасте в процессе общения с окружающими человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Подростковый возраст является периодом усиленного формирования системы ценностных ориентаций, которые влияют на становление характера и личности в целом. Однако ценности в юношеском возрасте еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих. Одной из основных сред формирования ценностей подростка является семья. От того в какой семье воспитывается ребенок, зависят особенности его мировоззрения. В настоящее время достаточно большое количество семей, в которых присутствует всего один родитель.
Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Персональная иерархия ценностей строго индивидуальна. В ценностных ориентациях сосредоточены уровень притязаний личности, представления о нравственных ценностях, готовности или неготовности действовать в соответствии с моральными нормами и правилами. Ценностные ориентации являются саморегулирующим механизмом поведения личности. Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира. Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок. В этот период происходит не просто увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника. Также характерная черта ранней юности — формирование жизненных планов. Старший школьный возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Семья является важнейшим институтом социализации личности – это первый социальный опыт взаимодействия. Именно в семье закладывается фундамент формирования структуры ценностных ориентаций. Родители передают накопленный поколениями опыт, знания. Умения, обогащают духовную жизнь ребенка, знакомят с природой и окружающей действительностью, учат с ней взаимодействовать, трудиться. Добиваться поставленных целей.
Тема формирования ценностных ориентаций у старшеклассников была всегда актуальна, поэтому возникает вопрос: зависит ли становление данных ценностей у подростков от того, в полной или неполной семьи они воспитываются. Таким образом возникла тема данной курсовой работы, целью которой было выяснить существуют ли различия в ценностных ориентациях старшеклассников из полных и неполных семей. Объектом моего исследования являются старшеклассники: 18 человек из полных семей и 18- из неполных семей, общее количество 36 человек, обучающиеся в 9,10,11 классах гимназии «Комплекс «Гармония»».
Предмет исследования – особенности ценностных ориентация старшеклассников из полных и неполных семей.
Для достижения данной цели были поставлены определенные задачи. При анализе научной литературы было выбрано определение ориентаций как отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Коджаспирова Г.М.
Для реализации цели курсовой работы был использован методологический комплекс, включающий метод наблюдения, опроса и методики. Выдвинутая в начале исследования гипотеза: не существует различий в системе ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей, потому что на формирование ценностей влияет не состав, а направленность воспитания - подтвердилась.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1.Выполнить анализ психологической литературы по данной теме.
2.Разработать методологический комплекс.
3.Провести диагностику особенностей ценностных ориентаций у старшеклассников из полных семей и отдельно из неполных семей.
4.Проанализировать полученные данные.
5.Выявить особенности в ценностных ориентациях у старшеклассников из полных и неполных семей.
6.Выполнить сравнительную характеристику особенностей ценностных ориентации у старшеклассников из полных и неполных семей.
7.Сформулировать вывод.
М. Рокич: следует: что для старшеклассников из неполных и полных семей наивысшее значение среди терминальных ценностей имеют такие ценности как «любовь», «наличие хороших и верных друзей», «счастливая семейная жизнь». Достаточно высокое значение занимают «познание» и «развитие», «продуктивная жизнь», «активная деятельность». Наименее выраженными у старшеклассников являются такие ценности как «красота природы и искусства ».
Среди инструментальных ценностей наивысшее значение у респондентов занимает такая ценность как «образованность». Также высокое значение имеют такие ценности как «жизнерадостность», «исполнительность», «независимость», «смелость в отстаивании своего мнения». Среднюю значимость занимают «аккуратность», «воспитанность», «ответственность» , «рационализм», «самоконтроль», «твердая воля», «терпимость», «широта взгядов», «честность», «чуткость», «эффективность в делах». Наименьшее значение для респондентов представляют такие ценности как «высокие запросы», «неприимчивость к недостаткам».
Средние значения по двум выборкам представлены на Диаграмма 1, 2. Была проведена обработка данных по критерию Манна-Уинти. В результате различий выявлено не было.
При использовании опросника Ш. Шварца выявлены данные, которые представлены в Таблице 3. У респондентов тип ценностных ориентаций «Достижения», «Доброта», «Самостоятельность» имеют высокую значимость, «Власть», «Гедонизм», «Стимуляция» имеют средние показатели, а «Конформность», «Универсализм», «Традиции» имеют низкие ранговые значения. Таким образом, старшеклассники стремятся к личному успеху, благополучию в повседневном взаимодействии с близкими людьми, к самостоятельности. Также не теряет своей актуальности и достижение контроля, доминирования над людьми, определенного социального статус и престижа. К тому же такие ценности достижения, как успешность и амбициозность, подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии. На среднем уровне выражено стремление к новизне и глубоким переживаниям, к удовольствию и наслаждению жизнью. Уважение и принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре, почти совсем не актуальны среди респондентов. Общие средние значения представлены на Диаграмме 3. Была проведена обработка данных по критерию Манна-Уинти. В результате различий выявлено не было, так как U = 47; Uкр = 23. Так как UUкр (p=0,05), следовательно, различия отсутствуют.
В связи с тем, что в данном возрасте актуальным становится личный успех, подростки на первое место выбрали целеустремленность, умение влиять на других людей, способность эффективно действовать. Они ориентированы на ценности социального взаимодействия, социальной успешности, стремятся к индивидуальной самореализации.
Кроме того, гендерные взаимоотношения являются одним из важных моментов в этом возрасте, что подтверждается результатами анкетирования: большое значение старшеклассники уделяют любви, взаимоотношению полов и желанию быть любимыми, в будущем созданию счастливой семьи.
Многие респонденты на одно из первых мест ставят наличие хороших верных друзей, что объясняется необходимостью в данном возрасте иметь близкого человека способного понять и поддержать в трудной ситуации. Именно в этом возрасте отношения с товарищами, сверстниками и благополучие этих отношений представляет для старшеклассников большую ценность, причем нередко столь высокую, что отодвигают на второй план общение с родными.
Результатом данной работы можно считать следующий вывод: ценностные ориентации в данном возрасте не зависят от того, в какой семье живут старшеклассники, а опираются на то, что для них в данный момент является актуальным и важным. А это, в свою очередь, зависит от того, как организован процесс воспитания. Определяя важную роль семьи в данном процессе, следует сказать, что состав семьи (наличие или отсутствие обоих родителей) не является главным фактором формирования ценностных ориентаций, в то же время семья остается важнейшим институтом социализации личности. И в зависимости от того, какой метод воспитания используется, какие нормы морали, и правила поведения приветствуются в семье, под таким влиянием будут формироваться ценности у ребенка.