kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья большинство имеют различные нарушения в психике и поведении. К категории «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» относятся дети в возрасте до 18 лет, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья »

БОУ «Городской психологический

оздоровительно-образовательный центр» г. Омска


Казанцева Елена Владимировна

Педагог-психолог


Особенности социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.


Среди детей с ограниченными возможностями здоровья большинство имеют различные нарушения в психике и поведении. К категории «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» относятся дети в возрасте до 18 лет, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».

Проблема имеет как бы два плана: с одной стороны – семья ребенка как комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социально-психологической защиты, образования; а с другой – сам ребенок: его проблемы как личности, которые заключаются не только в нарушении психических процессов, слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот, от общества в целом.

Данная категория детей характеризуется следующими параметрами.

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга.

Эпилепсия – это тяжелое психическое заболевание, сопровождающееся судорожными приступами. Занимаясь вопросами обучения и воспитания ребенка, страдающего эпилепсией, следует помнить, что чрезмерные нагрузки и требования могут спровоцировать новый судорожный приступ. Регулярные консультации с лечащим врачом предотвратят ухудшение состояния ребенка.

Шизофрения – сложное, многообразное заболевание. До сих пор неясны причины, вызывающие это заболевание, хотя существуют различные гипотезы.

Деменция представляет собой состояние, приобретенное вследствие органического поражения мозга, и проявляется нарушением интеллекта, мышления, памяти, понимания, речи и других познавательных функций. Чаще всего заболевание прогрессирующее, сопровождается социальной дезадаптацией и может приводить к инвалидности.

Аутизм – полный или частичный отказ от общения с окружающими рассматривается разными авторами либо как самостоятельное психическое заболевание, либо как синдром при шизофрении или другом психическом заболевании.

Синдром Дауна связан с генетическими изменениями.У такого ребенка уголки глаз слегка приподняты, лицо выглядит несколько плоским, полость рта чуть меньше, чем обычно, а язык - чуть больше.

Речевые нарушения диагностируется в тех случаях, когда у ребенка сохранны слух, зрение, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, которые могут сказаться на формировании всей его психики. Для обозначения нарушений речи используются также термины – расстройства речи, нарушения речи, речевая патология.

Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. В отношении таких детей существуют термины «дети с трудностями в обучении», «дети с расстройствами обучаемости».

Нарушения слуха. Оно встречается у детей, имеющих стойкое (т.е. необратимое) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором нормальное (на слух) речевое общение с другими людьми затруднено или невозможно.

Нарушения статодинамической функции: детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое инвалидизирующее заболевание, связанное с поражением головного мозга на этапе его активного формирования.

«Врожденные уродства». Данный термин означает «существующий в момент рождения». Термин «уродство» указывает на структурную аномалию той или иной части тела, в том числе любого внутреннего или внешнего органа.

Эндокринные заболевания могут быть связаны с генетически обусловленными аномалиями, воспалительными и опухолевыми процессами в организме, расстройствами системы иммунитета, травмами, нарушениями кровоснабжения, поражениями различных отделов нервной системы, нарушением тканевой чувствительности к гормону.

В настоящее время в России социально-психологическая поддержка детям с ограниченными возможностями здоровья получает все более широкое распространение.

В самом общем смысле поддержка трактуется как деятельность специалистов по оказанию превентивной помощи детям с ограниченными возможностями, семьям, в которых они находятся, в решении их проблем в среде жизнедеятельности.

Поддержка по О.С Газману, предусматривает: обеспечение внутренних условий (формирование установок, реализацию потребностей, развитие способностей) для развития «самости» через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психической защиты, деятельности самоосуществления; создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для полноценного и безопасного психического и физического существования (питание, одежда, мебель, коррекционно-развивающие, образовательные, реабилитационные программы); организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, творческая деятельность, психологический климат в обществе). Следовательно, главная стратегия в сфере защиты детей с ограниченными возможностями здоровья – оказание систематической, адекватной ситуации развития каждого такого ребенка, помощи и поддержки в раскрытии и реализации его ресурсов. Такая помощь и поддержка базируется на комплексном подходе, природосообразности, надситуативной активности, самоненасилии, толерантности, призвана ориентировать ребенка с ограниченными возможностями быть самим собой, прожить свою жизнь, реализовывать свою уникальность.

Рассматриваемая помощь и поддержка могут осуществляться на макроуровне (со стороны государства и общества), на мезоуровне (со стороны средств массовой коммуникации, образовательных и социально-психологических учреждений, общественных и конфессиональных объединений и организаций), микроуровне (со стороны семьи и специалистов).

Содержательно социально-психологическая помощь и поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по нескольким направлениям: социально-педагогическая абилитация и реабилитация, социальная адаптация.

Абилитация (лат. abilitatio; от лат. habilis – удобный, приспособительный) – лечебные и/или социально-психологические мероприятия, направленные на адаптацию к жизни, формирование новых и усиление старых и имеющихся социального, психического и физического ресурсов ребенка, на те способности, которые могли бы компенсировать имеющиеся у него недостатки. Абилитация предполагает создание новых возможностей для развития социально-психологического потенциала ребенка, его навыков самообслуживания и опыта общественной жизни.

Социально-психологическая адаптация - это активное приспособление к новым условиям среды жизнедеятельности путем усвоения и присвоения ценностей, принятых в конкретном сообществе, к структуре отношений в нем. Такая адаптация предусматривает:

-обеспечение накопления ребенком социально-психологических образцов и способов социально приемлемого безопасного поведения, которые позволяют детям-инвалидам осваивать социально-психологическое пространство;

-освоение социальных ролей, позволяющих войти в конкретное сообщество взрослых и сверстников; присвоение приемлемых для себя и окружающих социальных норм.

Этому способствуют игры, тренинги, совместная деятельность.

Реабилитация – (лат. rehabilitatio – восстановление) предполагает комплекс медицинских, психолого-педагогических, технических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных расстройством функций детского организма, на восстановление навыков обучения, самовоспитания, самосовершенствования, социального статуса.

К сожалению, далеко не во всех семьях понимают необходимость не только ухода за ребенком, но и его воспитания, как личности, способной нормально взаимодействовать с окружающими людьми и трудиться. В то же время установлено, что именно таким детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.

Сегодня рекомендуется использовать одну из тактик работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья: непосредственная работа с конкретной семьей такого ребенка, в ходе которой демонстрируют нужные стратегии поведения, желательные приемы обучения, воспитания, оздоровления, решения проблем ребенка с ограниченными возможностями; непосредственная работа с родителями в форме занятий, обсуждения информации, проектирования совместной деятельности, анализа реабилитационных программ, тематических семинаров, привлечения к подготовке и проведению праздников и иных совместных культурно-досуговых мероприятий; опосредованная работа с родителями через рассылку информационных материалов, публикацию материалов на страницах СМИ.

Таким образом, работа по оказанию социально-психологической поддержки детей и их семей преследует цель восстановления у ребенка социального опыта через реализацию целенаправленных программ и действий, направленных на вхождение ребенка в общество или культурную систему.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Казанцева Елена Владимировна

Дата: 23.02.2015

Номер свидетельства: 177582


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства