Особенности работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ
Особенности работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ
Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ»
В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории. В процессе реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п. 2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ.
Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей с ОВЗ. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС ДО, следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.
Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
В своей работе с детьми ОВЗ я использую арт-терапию, так как применение данной методики обоснованно присущими ей функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической.
Кроме того, арт-терапия прекрасный способ безболезненно выразить свои эмоции и чувства.
Творчество тесно связано с жизнью ребенка,наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью.Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать.Именно, методы арттерапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок,танец, сказку, игру.Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов.Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети,не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми с ОВЗ.
Также в работе с детьми ОВЗ эффективно использование сенсорной комнаты. На ребёнка оказываются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки.
В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что очень важно для «особенного» ребёнка. Комната способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, органов чувств, вестибулярного аппарата, а также релаксации).
Повышение интереса, движение и познание — вот ключи к развитию детей. Все это заложено в оборудовании сенсорной комнаты, значительно повышающем эффективность и результативность образовательных, стимуляционных и релаксационных мероприятий.
Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.
Работа строится по определённому алгоритму:
ритуал начала занятия (приветствие)
игровое задание на развитие психических процессов
релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение
ритуал окончания занятия (рефлексия).
Работа с детьми ОВЗ предполагает привлечение ряда специалистов, таких как учитель-логопед, музыкальный руководитель, хореограф, для проведение коррекционно-развивающих занятий, которые проводятся систематично.
Необходимо организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме. Можно рассматривать следующие формы работы:
Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка.
Семинары-практикумы– где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях.
Таким образом, при поступлении ребенка с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение производится комплексная диагностика ребенка, составление индивидуального маршрута развития. Разрабатывается адаптированная рабочая программа, которая включает коррекционно-развивающие занятия с использованием арт-терапии, песочной терапии, занятий на развитие познавательной сферы. Все выше перечисленные методы благоприятно влияют на развитие личности ребёнка, способствуют выравниванию его эмоционального состояния.
Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2011г.
http://masterclassy.ru 11.11.2016
Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г. Колос. –М.: АРКТИ, 2006