kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм поведения детей и подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выделяются следующие основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодо­лению социально-негативных форм девиантного поведе­ния детей и подростков:

I. Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей. Это одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведе­ния у детей и подростков. С древнейших времен извест­но, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей. Реализация этого направления требует реше­ния комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.

1.Прежде всего, требуется решить проблему подготов­ки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. Издревле известна важнейшая задача семьи: готовить детей к «домострою». На это обращали внимание известные ученые России, педагоги и психологи: В. Н. Шелгунов, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев, К. Вентцель, А. Н. Острогорский и др. Подготовка молодых людей к семейной; жизни включает, в свою очередь, большой комплекс на­правлений, решаемых в семьях, в школах, а также в формируемых общественных и государственных центрах молодой семьи, семьи и детей, семей, имеющих детей с особыми нуждами и др. Каждый центр решает свои зада­чи, а вместе — общую: подготовку молодых людей к се­мейной жизни и помощь семье в воспитании детей.[1]

В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей включает изучение следующих разделов:

  • основы взаимоотношения в семье;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм поведения детей и подростков »

Основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм поведения детей и подростков

Выделяются следующие основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодо­лению социально-негативных форм девиантного поведе­ния детей и подростков:

I. Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей. Это одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведе­ния у детей и подростков. С древнейших времен извест­но, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей. Реализация этого направления требует реше­ния комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.

1.Прежде всего, требуется решить проблему подготов­ки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. Издревле известна важнейшая задача семьи: готовить детей к «домострою». На это обращали внимание известные ученые России, педагоги и психологи: В. Н. Шелгунов, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев, К. Вентцель, А. Н. Острогорский и др. Подготовка молодых людей к семейной; жизни включает, в свою очередь, большой комплекс на­правлений, решаемых в семьях, в школах, а также в формируемых общественных и государственных центрах молодой семьи, семьи и детей, семей, имеющих детей с особыми нуждами и др. Каждый центр решает свои зада­чи, а вместе — общую: подготовку молодых людей к се­мейной жизни и помощь семье в воспитании детей.1

В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей включает изучение следующих разделов:

  • основы взаимоотношения в семье;

  • внутрисемейные конфликты, причины их воз­никновения, возможности предупреждения и пути преодоления;

  • основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;

  • основы семейного воспитания на различных эта­пах возрастного развития ребенка, подростка (дан­ное направление решается чаще всего через шко­лу либо центры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.

Непосредственно подготовка родителей к воспита­нию детей представляет достаточно емкую педагогичес­кую проблему. Для ее решения в начале века А. Дернова-Ярмоленко рекомендовала учить молодую маму: методи­ке изучения ребенка на различных этапах его возрастного развития; пониманию влияния на ребенка окружающей среды; умению считаться с окружающей средой, пользоваться ею; методам и методике воспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастного развития. Наряду с изложенным для матерей рекомендовались специальные курсы по изучению ненормальных, отсталых, слабых детей и детей, трудных в воспитательном отношении, беседы о значении искусств в деле воспитания, физические упражнения и игры детей, прогулки и экскурсии с детьми и др.2

2. Создание благоприятной нравственной обстановки е семье и во внутрисемейных взаимоотношениях. Обстановка в семье — это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего челове­ка. С раннего детства ребенок именно в семье, в той об­становке, в которой он живет, развивается и воспитыва­ется, усваивает то, какими должны быть отношения меж­ду людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно в семье формируется будущий семьянин, человек, создаю­щий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.

Следует подчеркнуть, что безнравственная обстанов­ка (драки, истерические крики, грубость) поми­мо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные про­блемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.

3. Предупреждение ошибок в семейном воспитании. Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересованно относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам. Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее характерным из них можно отнести:

  • антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания. Характерное проявление поведения родителей через так называемые «ложные авторитеты» описал А.С. Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, пе­дантства, резонерства, подкупа;

  • утрата связи между родителями и детьми. Сохранить нормальные взаимоотношения между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не всем родителям. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагоги­ческого воздействия родителей на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно наиболее важно;

  • типичные ошибки, совершаемые родителями в про­цессе воспитания: попустительско-снисходитель­ный тон; позиция круговой обороны: «наш ребенок всегда прав»; демонстративность — активное утвер­ждение «достоинств чада» в его присутствии; педан­тичная подозрительность; жестко-авторитарный стиль; постоянное увещевание; равнодушие; воспи­тание по типу «кумир семьи»; непоследователь­ность, несогласованность воспитателей; и др.3

4. Формирование у ребенка твердых нравственных ори­ентиров, нравственной позиции. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущение в этом отношении приводит к не­восполнимым последствиям в воспитании человека.

5. Воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформи­ровать у человека нравственно-волевые качества.

Волевые качества — это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «Я». Отсутствие волевых качеств прекращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально-негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его во­левой активности.

6. Недопущение насилия над ребенком, подавляющего, волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.

Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения в воспитании:

  • не применять физическое наказание для детей младше 3 лет, так как это влияет на проявление им активности;

  • воздерживаться от наказания детей и особенностей подростков в присутствии сверстников. Публичное унижение подавляет волю, травмирует психику;

  • не наказывать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям и может приводить к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение родителей от детей;

  • не наказывать ребенка хладнокровно, безжалост­но, устраивать своего рода экзекуции как какую-то работу.4

Следует знать, что на воспитании ребенка отрицатель­но сказывается также постоянная угроза родителей нака­занием, считая, что этого достаточно. Ребенок в этом слу­чае привыкает к угрозам и не реагирует на них.

Применяя наказание, важно ни в коем случае не до­пускать унижения достоинства ребенка. Необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок не совершил действий и поступков, за которые бы следовало его наказывать.

7. Недопущение приобщения детей и подростков к спир­тным напиткам, курению, азартным играм.

В современных условиях значительная часть проступ­ков со стороны подростков и юношества совершается в состоянии алкогольного опьянения. Приобщение подро­стка к наркотикам, с одной стороны, способствует разру­шению организма, его деградации, делает его уязвимым. По отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, СПИД), с другой — их употребление требует больших материальных средств, что побуждает наркома­на к уголовно наказуемым действиям.

В процессе воспитания с раннего детства постепенно и убедительно ребенку разъясняют сначала в семье, а потом и в школе пагубность алкоголя и наркотических средств. Однако наиболее действенным средством воспитания выступает личный пример ближних и старших товарищей.

8. Побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

С давних пор известно, что важнейшая задача воспитания — подготовить человека к самовоспитанию. Чем старше человек, тем выше у него тяга к самосовершенствова­нию. Семья в этом плане не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой.

II. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упуще­ния и педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам. В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним воспитателем — коллекти­вом. Он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние.

Учитель, воспитатель образовательного учреждения имеет возможность влиять на воспитанника не только непосредственно, но и опосредованно: через преподава­емый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы и т. д.

Путями повышения воспитательной роли образова­тельного учреждения выступают:

  • повышение качества подготовки преподавательско­го состава, формирование у него высокой педагоги­ческой культуры;

  • создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педаго­гической деятельности;

  • побуждение преподавательского состава к само­совершенствованию, повышению своего педагоги­ческого мастерства и педагогической культуры;

  • создание при образовательных учреждениях соци­альной службы, способствующей индивидуализа­ции работы с детьми и подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и роди­телям в работе с ними;

  • развитие системы внеучебной воспитательной ра­боты с детьми и подростками в условиях образова­тельного учреждения.5

III. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи, школы и административных органов по ме­сту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

Семья и школа должны объединиться и усилить нос питательное влияние на детей и подростков. С этой целью практикуется:

  • организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительс­кий семинар);

  • повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;

  • создание попечительских родительских организа­ций при образовательном учреждении;

  • приобщение к активному участию родителей в мероприятиях класса, школы;

  • посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут уче­ники);

  • помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны учителя, социального педагога школы.6

IV. Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания.

Значительное влияние на развитие и воспитание ребенка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, способность вну­шать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют то, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направлении они будут его вести.

Ребенок уже в детском саду оказывается в окружении определенного круга лиц, впоследствии он становится членом коллектива, различных сообществ, каждое из которых имеет свои традиции, обычаи, воспитательные возможности. К сожалению, далеко не каждое сообще­ство в воспитательном отношении носит положитель­ный характер. Поэтому от родителей, воспитателей тре­буется большое искусство при управлении воспитатель­ным процессом ребенка, подростка через тех людей, которые его окружают, те группы, коллективы, в кото­рые он входит. От них требуется умение ограничить вза­имодействие их воспитанника от влияния негативных (девиантных, криминогенных) лиц, групп, сообществ или, наоборот, стремиться обеспечивать целесообразное влияние на него лиц позитивных, положительных групп, коллективов.

V. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.

В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. Эти центры состоят из квалифицированных специалистов, которые готовы провести диагностику и дать рекоменда­ции для работы с детьми в домашних условиях, либо ре­комендовать специализированные центры по работе с детьми девиантного поведения. Значительная часть обра­щений в центры по работе с семьей относится к матерям. Их волнуют преимущественно вопросы дезадаптации детей в школе, в среде общения, личностные проблемы детей и подростков, взаимоотношения с ними, нарушения взаимопонимания, конфликтность и др.

При центрах по работе с семьей открываются отделения дневного пребывания для детей. В них дети имеют возможность в благоприятных условиях проявить свои личностные возможности, получить консультации, по­мощь в подготовке к занятиям, приобрести новых товарищей, приобщиться к культуре. Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориентированы на са­мые малообеспеченные слои населения.

Однако таких центров и отделений дневного пребыва­ния при них еще мало и многие только приобретают опыт работы с родителями и детьми.7

VI. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения де­тей и подростков.

В настоящее время существуют различные специальные образовательные учреждения, в которых проводится перевоспитательная, реабилитационная работа с дезадаптированными детьми и подростками. Многие из них яв­ляются учреждениями закрытого или полузакрытого типа. Дети поступают туда либо по приговору суда, либо по направлению отдела по делам несовершеннолетних. Дня перевоспитания и исправления используются раз­личные возможности по работе с детьми и подростками, и том числе трудотерапия, образовательный процесс, культурно-досуговая деятельность, воспитательное воздействие коллектива, индивидуальная работа.

VII. Развитие сети центров по преодолению социальноно-педагогических проблем детей, подростков, юношества; педагогической коррекции, педагогической реабилитации; медико-социально-педагогических по преодолению детского и юношеского алкоголизма, наркомании, а также реаби­литации жертв насилия, социальной виктимологии.

В современных условиях растет преступность среди молодежи. Анализ причин девиантного поведения детей и подростков и возможностей его профилактики и преодоления показывает, что необходимо создание ши­рокой сети центров, которые могли бы предметно зани­маться дифференцированными группами молодежи.

Центры педагогической коррекции работают с детьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррек­ция ребенка способствует его наиболее полному разви­тию, а в последующем его нормальной адаптации в обще­стве, предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы такого центра необходимы:

  • структурные подразделения, работающие по опре­деленным направлениям в зависимости от проблем детей (их пока очень мало);

  • специально подготовленные специалисты широко­го профиля: медицинского, психологического и педагогического направлений, а также специалис­ты, способные обеспечить комплексную диагности­ку ребенка. Диагностика позволяет выявить глуби­ну недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, несущие в себе, как отмечал Л. С. Выгот­ский, компенсаторные возможности, при опоре на которые обеспечивается индивидуальное развитие и коррекция;

  • техническое оснащение диагностического центра и педагогических кабинетов. Без этого в современных условиях невозможно провести ни квалифициро­ванной и достаточно полной диагностики, ни педа­гогической коррекции, а следовательно, и добить­ся наиболее оптимального результата;

  • широкая информация учителей, социальных служб, семей, педиатров о центрах педагогической коррекции и их возможностях. Это позволит своевременно, на ранних этапах выявлять у детей отклонения и направлять их в соответствующие центры для педаго­гической коррекции;

  • взаимосвязь центров педагогической коррекции со специальными детскими садами и школами для взаимодействия и способствования своевременной адаптации детей, проходящих или прошедших пе­дагогическую коррекцию. 8

Центры педагогической реабилитации. Потребность в них также велика. Они могут быть ориентированы на ра­боту с различными категориями людей, нуждающихся в педагогической реабилитации, — восстановлении утра­ченного опыта общения, поведения, профессиональной деятельности и пр. Предметом особого внимания являет­ся реабилитация дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из катего­рий дезадаптированных детей и подростков требует осо­бой индивидуальной или групповой диагностики и опре­деления методики реабилитации.

Особого внимания заслуживают педагогические про­блемы работы с жертвами насилий. В современных усло­виях детей, ставших жертвами, к сожалению, становится нее больше. В международной практике имеется опыт реа­билитационной работы с жертвами насилий, кое-какие ростки пробиваются и в нашей стране. Число пострадав­ших растет, а, следовательно, растет и необходимость раз­вития специальной реабилитационной работы с такой ка­тегорией детей. Это, в свою очередь, требует специальных теоретических разработок и практического опыта работы с различными категориями жертв насилий.

Все сильнее становится алкоголизация и наркоманизация молодежи. Данный факт также требует открытия специальных центров медико-социально-педагогическо­го характера. В таких центрах нужны комплексные уси­лия врачей, психологов и социальных педагогов. Полез­ным в работе с наркоманами может оказаться соответ­ствующий зарубежный опыт.

Современная практика свидетельствует о необходи­мости создания специальных реабилитационных центров для адаптации лиц, вышедших после завершения срока нахождения в специальных образовательных учреждени­ях, в пенитенциарных учреждениях. Необходимость та­ких центров велика и потому, что подростки чаще всего возвращаются в прежнюю среду. Данный факт очень час­то имеет негативные последствия для бывших осужденных. В условиях адаптации в специальном реабилитационном центре специалисты могли бы обеспечить квалифициро­ванную помощь такому подростку в этот сложный пери­од, помогли бы обрести уверенность в себе, найти сферу самореализации и таким образом получить возможность нормальной жизнедеятельности по месту жительства либо в ином месте.

Для прибывших из заключения также нужна адапта­ция и помощь в трудоустройстве, в противном случае че­ловек оказывается в исключительно сложных условиях, побуждающих его вернуться на прежний путь.

VIII. Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния.

Известна большая роль средств массовой информа­ции (СМИ) в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные СМИ несут исключительно многообразную, многоплановую информацию без учета особенностей аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника с ее многообразными ин­формационными возможностями.

Исследования отечественных и зарубежных специа­листов, свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информационной и видеопродукции, пропаганди­рующей насилие, свободный секс, идеи легкого бизнеса.

Следует, однако, подчеркнуть, что ежедневно по телевидению предлагается и много полезной информа­ции для развития детей и подростков, безусловно, имеют­ся интересные, поучительные видеозаписи. В этих условиях резко возрастает роль родителей в управлении про­цессом общения ребенка с телевидением. Педагогически целесообразное руководство поможет способствовать многостороннему развитию детей и подростков и одновременно предупреждать их нравственное развращение.

Сегодня издается множество разнообразной печатной продукции, которая может как использоваться в воспита­нии, так и способствовать извращению духовных взгля­дом и интересов детей и подростков. Данный факт диктует необходимость повышения роли семьи и школы в направленном использовании печатной продукции в разносто­роннем воспитании подрастающего поколения и защиты его от низкопробной, разлагающей, не соответствующей возрасту и уровню его духовного развития.

Одним из направлений, способствующих повышению воспитательной роли СМИ, по международному опыту, применяется создание общественного центра контроля за нравственной направленностью их деятельности. Такой общественный орган мог бы способствовать повышению положительных воспитательных возможностей СМИ и той информационной продукции, которую они предлага­ют на всю Россию, для всей российской молодежи. В современных условиях особенно остро стоит вопрос о формировании информационной культуры у подраста­ющего поколения, которая позволит, в определенной сте­пени, оградить молодежь от всеядности и научит ее более избирательно подходить к информации, которую предла­гают СМИ. Данная задача решается не только семьей, но и всеми образовательными учреждениями, обществом в целом и самими СМИ.9

IX. Приобщение детей и подростков к участию в позитив­ных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.).

Такие центры создаются в городах. Многие из них от­крываются как общественные негосударственные, или коммерческие. Они привлекают молодежь во внеучебное время и своей деятельностью активно способствуют раз­витию у них здоровых интересов. Деятельность их охва­тывает различные категории молодежи, в том числе и от­клоняющегося поведения.

Следует, однако, иметь в виду, что имеют место и та­кие организации, центры, которые предусматривают чи­сто коммерческие цели, не всегда учитывающие особен­ности детей и подростков, пренебрегающие нравствен­ным аспектом их воспитания. В этом случае последствия деятельности таких центров могут быть негативными. Важно предупредить участие в них детей.

X. Активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь молодому человеку в работе над собой.

Следует помнить, что активизация самовоспитания молодежи — дело не только семьи, но и образовательных учреждений, социальных педагогов специализированных центров по педагогической коррекции, педагогической реабилитации, перевоспитания и исправления. Включе­ние объекта социальной педагогики в целенаправленную работу над собой во многом характеризует действенность педагогической среды, в которой он находится, педагоги­ческую деятельность воспитателя, работающего с ним. В этом случае объект социального воспитания становится субъектом самосовершенствования.

Действенность самовоспитания человека в преодоле­нии его негативного поведения имеет место, когда он достаточно самокритичен, способен к осмыслению сво­их действий, поступков и их последствий, владеет мето­дами и методиками самопознания, самоуправления, це­ленаправленной работы над собой. Особенно важным выступает способность человека управлять собой в кри­тических ситуациях взаимодействия с другими людьми (напряженных условиях обстановки), приказывать себе.







Список литературы

  1. Божович Л. И. Психология формирования личности. М., 1995.

  2. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки. // Педагогика. №1. 2004. С. 33-44.

  3. Герасимова Т.В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации. М., 2005.

  4. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения. / Под ред. В.А. Никитина. М.: Союз, 1996.

  5. Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.

  6. Ковалева Т.В., Степанова О.К. «Подростки смутного времени» (к проблеме социализации старшеклассников». // Социологические исследования. 1998. №8. С. 57-64.

  7. Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям. М.: Просвещение, 2002. – 144 с.

  8. Павленок П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. М.: Инфра-М, 2007.

  9. Спиваковская А. С. Как быть родителем (о психологии родительской любви). М.: Педагогика, 1986. – 158 с.


1 Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово, 1996. С. 39.

2 Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям. М., 2002. С. 242.

3 Спиваковская А. С. Как быть родителем (о психологии родительской любви). М., 1986. С. 114.

4 Божович Л. И. Психология формирования личности. М., 1995. С. 89.

5 Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения. / Под ред. В.А. Никитина. М., 1996. С. 93.

6 Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки. // Педагогика. №1. 2004. С. 33-36.

7 Герасимова Т.В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации. М., 2005. С. 265.



8 Павленок П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. М., 2007. С. 304.

9 Ковалева Т.В., Степанова О.К. «Подростки смутного времени» (к проблеме социализации старшеклассников». // Социологические исследования. 1998. №8. С. 57.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Макаров Александр Николаевич

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146623


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства