Ошибки взрослых допускаемые в отношениях с подростками
Ошибки взрослых допускаемые в отношениях с подростками
Ошибки взрослых допускаемые в отношениях с подростками.
Основные типы сложившихся отношений взрослых к подросткам:
Демократический,
Авторитарный,
«Оранжерейный».
Характерно, что при последних двух чаще всего отмечались конфликты между взрослыми и подростками. Это приводило в одних случаях к формированию приспособленческих форм поведения, в других – к эмансипации подростков от влияния взрослых. Такие дети утверждали, что взрослые были несправедливы и не понимали их.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ошибки взрослых допускаемые в отношениях с подростками »
Из выступления на педагогическом совете педагога – психолога
ДЕРЯГИНОЙ АЛЬБИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ
«РМТ» имени В.А. Шутова
При воспитании и понимании подростка существенно видеть не только отрицательные, но и положительные стороны и найти в этом положительном то необходимое, что могло бы захватить, заинтересовать, увлечь подростка, раскрыть его возможности.
Педагог должен знать, к каким формам отношения и обращения привык подросток вне группы, в семье, потому что одно и тоже по форме речевое воздействие у разных подростков может вызвать разный эффект: повиновение или протест, признательность или обиду, побуждение к активному действию или скованность.
Существенным дефектом общения является известная потеря к подростковому возрасту воспитательного значения слова. Вообще можно выделить две функции слова (речи): слово как инструкция (учебное значение слова) и слово как фактор воспитания.
Последнее, возможно лишь в том случае, если смысл слова воздействует на эмоциональную сферу, затрагивает личностно.
Слово (речь) всегда имеет то или иное информационное значение, но возможности информаций, сообщаемой посредством слов, ограничены из-за разной степени её глубинной переработки, и по этому значимость информации оказывается различной; а для воспитания важна не информация как таковая, безотносительно к данному человеку, а информация, которая имеет или может обрести личностную значимость.
В регуляции поведения человека важнейшая роль принадлежит эмоциональной сфере. И только пройдя через эту сферу, слово и содержащаяся в ней информация могут достигнуть тех уровней психической деятельности, на которых они будут способны регулировать поведение.
Если подростку при любых обстоятельствах читают нотации, дают наставления, дергают по любому поводу, слово теряет воспитательную силу.
Необходимо дать подростку возможность переработать смысл слова, а постоянное, почти без перерыва воздействие этой переработке препятствует, и процессы, которые должны происходить в психике вслед за услышанным и понятным словом, подавляются.
Кроме отмеченной выше «бесконечности» речи, неправильное её использование может сводится к следующему. Речь многих взрослых, в том числе и учителей на уроках, обращенная к подросткам, нередко бывает эмоционально совершенно бесцветной:
Все говорится на одной ноте, без смены выражения, интонации.
Монотонность речи усыпляет подростка, препятствует четкому восприятию её содержания. Передаваемая в яркой, эмоциональной форме информация сразу же получает внутреннюю оценку воспринявшего её человека, так как сама эмоциональная форма, подсказывает характер этой оценки. Если же эта информация сообщается в безличной, равнодушной форме, то определенную внутреннюю оценку она может получить лишь тогда, когда содержание этой информации затрагивает подростка.
Бывает и другая крайность в использовании речи. Нередко взрослые обретают манеру в обращении к подростку пользоваться повышенным тоном, причем как с поводом, так и без повода.
В итоге такая речь также теряет эффективность: происходит адаптация к её уровню, и обычная речь подростком уже не воспринимается. Действительно, приходится кричать на него для того, чтобы чего-нибудь от него добиться.
Следует иметь в виду, что наибольшее воздействие, на воспринимающего речь, оказывает не только, а порою и не столько абсолютная интенсивность содержащегося в ней эмоционального заряда, сколько изменения его интенсивности, эмоциональный контраст.
Объективные сложности подросткового возраста порождают ошибки взрослых в отношении к подросткам, и этими же ошибками они усугубляются.
Каковы же типичные ошибки взрослых?
Взрослые нередко ограничивают подростка в его деятельности без должных на то оснований, тем самым демонстрируя не свою справедливость и мудрость, а свою власть и силу, подрывая у подростка веру в справедливость взрослых, уважение к ним как к более опытным и к тому же доброжелательным людям. При всем том, что взрослые поступают так из лучших побуждений, в основе такого отношения лежит недостаточное уважение к подростку, неспособность или нежелание воспринимать его как самостоятельную, развивающуюся личность.
Кант (немецкий философ) говорил: « При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю».
Кроме того, взрослые часто неверно разрешают конфликты между подростками. Неоправданно становятся на одну сторону в ущерб объективности, не понимая, что по своей природе конфликт почти всегда связан с неправотой обоих сторон.
Вызвано это тем, что взрослые по- своему оценивают факты приведшие к конфликту. Давая им свою оценку, отличающуюся от оценки самих подростков.
Часто от подростка требуют безусловного подчинения взрослым и признания абсолютной правоты взрослых во всех ситуациях. Это большая ошибка, так как такое требование подавляет способность подростков к самостоятельному анализу жизненных ситуаций, способность разбираться в поведении и личностных качествах других людей. Препятствует выработке собственной внутренней позиции.
Помимо этого, учителя нередко расширяют оценку успеваемости подростка до оценки его личности в целом, судят о подростке на основании одного или нескольких неглавных признаков и в соответствии с этим к нему относятся.
Нельзя захваливать подростка, противопоставлять успехи одного неуспехам другого. Это вредно обоим. У критикуемого, это порождает чувство неуверенности, у захваливаемого оно может привести к завышенной самооценке. Последняя опасна тем, что у подростка не формируется или же подавляется внутренний механизм самооценки; это оценка жестко фиксируется лишь на одном, наиболее благоприятном для него уровне, и любые другие оценки его деятельности, осознанно или неосознанно, оказываются внутренне неприемлемыми. В результате любые неуспехи, неудачи такой человек не может связать с собственными действиями, а следовательно, и не может в должной мере их изменить. Свои неуспехи, неудачи он начинает связывать со случайностью, с умыслом недоброжелателей, с несправедливым к нему отношением и т. д., но только не с собственным неправильным поведением, которое, следовало бы изменить. Таким образом, завышенная самооценка равносильна заниженной самокритике. Правильная же позиция педагогов заключается в том, чтобы не противопоставлять одного подростка другому, а противопоставлять реальные достижения подростка его же возможностям.
В нашем техникуме проводилось анкетирование подростков, и на вопрос:
«Какие качества педагога вызывают положительное отношение учащихся».
Большинство опрошенных ответили, что это – доброта в сочетании со строгостью, инициативность и справедливость.
Основой для формирования отрицательного отношения к педагогу, по мнению опрошенных, является несправедливость, непонимание мотивов поведения подростков, нервозность.
Искусству душевного контакта нельзя научить по учебнику, или свести его к какой- то сумме правил. Его важнейшая предпосылка – чуткость и душевная открытость самого педагога, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя и себя как другого.
Отношения между педагогом и подростком никогда не бывают и не могут быть абсолютно ровными. Сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта. Учитель, нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в ложное положение, но и обманывает ожидания подростка, жаждущего найти в нем не сверстника, а именно старшего друга и наставника. Но в одном отражении равенство между ними обязательно – в степени искренности, и эта искренность вознаграждается сторицей. Раскрываясь навстречу подростку и получая доступ в его внутренний мир, педагог тем самым раздвигает границы и обогащает содержание собственного «я». В этом взаимодействии личностей индивидуальность педагога не менее существенна, чем индивидуальность подростка.
Как писал Ушинский: « В воспитании все должно основываться на личности педагога, потому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».
Какие слова чаще слышат подростки от педагога?
« Ты должен хорошо учиться!»
« Ты должен думать о будущем!»
« Ты должен уважать старших!»
«Ты должен слушаться старших!»
Почти нет обращений, построенных в модальности возможного:
« Ты можешь»
« Ты имеешь право»
« Тебе интересно»
Часто педагог говорит, обращаясь к подростку:
« Я могу тебя наказать»
« У меня есть полное право»
« Я знаю, что делать»
« Я старше и умнее»
Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к подростку. Те речевые средства, которые направлены на него, формируются в модальности долженствования, а то, что касается самих педагогов, в модальности возможного. Подростки понимают, что они «не могут ничего», для них – одни запреты, а педагоги – «могут всё», у них – полная свобода действия. Эта очевидная несправедливость тоже может обострить взаимодействия подростков со взрослыми, и в ряде случаев выступает причиной конфликтов.
Нельзя забывать также, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, её ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния.
Типичная фраза
Как необходимо говорить
Ты должен хорошо учиться!
Я уверен, что ты можешь хорошо учиться.
Ты должен думать о будущем!
Интересно, каким человеком ты хотел бы стать?
Ты должен уважать старших!
Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека.
Ты должен слушаться учителей и родителей!
Конечно, ты можешь иметь своё собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться.
Библиографический указатель
Григорьева. Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения» методическое пособие для преподавателей.
Кон И.С. Психология ранней юности.
Шульга Т.И. Психология учащихся начального профессионального образования учебное пособие для студентов.
«Практическая психология образования» учебное пособие для вузов.
Краткая характеристика.
Ошибки взрослых допускаемые в отношениях с подростками.
Основные типы сложившихся отношений взрослых к подросткам:
Демократический,
Авторитарный,
«Оранжерейный».
Характерно, что при последних двух чаще всего отмечались конфликты между взрослыми и подростками. Это приводило в одних случаях к формированию приспособленческих форм поведения, в других – к эмансипации подростков от влияния взрослых. Такие дети утверждали, что взрослые были несправедливы и не понимали их.