Просмотр содержимого документа
««Организационные аспекты деятельности и задачи специалистов с семьями учащихся, находящимися на домашнем обучении»»
Тема: «Организационные аспекты деятельности и задачи специалистов с семьями учащихся, находящимися на домашнем обучении»
Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия администрации учреждения образования, социально-педагогической и психологической службы, учителей, воспитателей, учителей-дефектологов и родителей детей. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР является важной частью и обязательным условием организации интегрированного обучения и воспитания.
Задачи психолого-педагогического сопровождения: обеспечение доступности образования для ребенка с ОПФР, создание адаптивной образовательной среды; формирование готовности и способности всех участников образовательного процесса к взаимодействию с детьми с ОПФР; включение детей с ОПФР в активное взаимодействие в образовательном пространстве.
Деятельность специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР, может быть реализована в двух направлениях:
– профилактическое: предупреждение трудностей в адаптации и обучении ребенка с ОПФР;
– актуальное: оказание конкретной помощи специалистов ребенку с ОПФР в преодолении возникших трудностей в обучении, взаимодействии и т.д.
Эффективность психологической помощи детям с нарушениями в развитии зависит от воздействия на социально-психологическую среду, которая окружает ребенка с проблемами в развитии.
Сопровождение – это всегда пролонгированный, динамический процесс, целостная деятельность психолога, в которую включены пять взаимосвязанных компонентов:
1. систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;
2. создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;
3. систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;
4. систематическая психологическая помощь родителям детей и подростков с проблемами в развитии;
5. организация жизнедеятельности ребенка с нарушениями развития в социуме с учетом психических и физических возможностей.
Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи.В сопровождении надо «идти за ребенком», направляя его развитие, не навязывая ему цели и пути, правильные с точки зрения педагога или родителя; помогая принимать самостоятельные решения, но оставляя за ребенком сам выбор и ответственность за него. Детям необходимо создать специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития.
Одновременно родителям у самих детей с ОПФР необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками является существенным условием позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.
Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в т.ч. социально– психологическая, по преодолению их отчуждённости в обществе и развитию взаимопомощи среди них.
В надомном обучении связь педагога с родителями имеет одно из главных направлений при осуществлении успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Психологическая работа с родителями детей с ОВЗ необходима для повышения педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей в общество. Для достижения этой цели нужно решить ряд задач:
- научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;
- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии;
- сформировать адекватную самооценку.
Психолого-педагогическая работа с родителями
а) Первичная диагностика ребенка и его семьи. Знакомство с родителями происходит в семье. Предварительное изучение личного дела ученика, его документов, в которых указано полная или неполная семья, родители являются родными или опекунами, многодетная ли семья. На этом этапе важно создание доверительного отношения, заинтересованности родителей в участии в процессе обучения и воспитания.
б) Более глубокое знакомство с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами и методами работы педагога с ребенком.
в) Далее, на основе диагностических данных, составляется программа сопровождения ребенка, определяется его индивидуальный образовательный маршрут и единая программа воспитания.
г) Составление плана работы с родителями. Обсуждение сс родителями, как лучше вести себя с ребенком, чтобы не вызывать у него агрессии, как составить расписание, чтобы не переутомлять его. Найти такой подход к ребенку, чтобы он воспринимал учителя должным образом, доверял и принимал его всей душой, а это возможно только при нужной позиции родителей. Перед началом учебного процесса необходимо совместно с родителями оценить рабочее место: расположение стола, размер его, освещение учебной зоны. Определение наличие всех принадлежностей для занятий.
д) Непосредственная работа с родителями: - беседы; - уроки с участием родителей; - формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка; - изменение родительских установок и позиций; - обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.
Обязательным условием социализации ребенка это его умение контактировать с другими людьми. И только вовлечение родителей в этот процесс дает положительный результат. На протяжении года в школе проводятся различные мероприятия: праздники, экскурсии, спортивные соревнования, Дни Здоровья. Педагог сообщает заранее родителям о проведении мероприятий, настраивает ребенка на праздник, вызывает желание посетить его и участвовать в нем. Заинтересовать родителе, чтобы и они приняли участие в мероприятиях вместе со своим ребенком. Детско-родительские отношения выстраивать таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.
Отсюда, основными направлениями сопровождения детей с ОПФР являются:
Насыщение жизни детей значимыми для них событиями, которые требуют контактов с другими детьми, взрослыми, нового ролевого поведения
Обеспечение оптимального режима учебной деятельности.
Включение адаптационных механизмов взаимодействия в социуме на самых ранних этапах воспитательной практики.
Родители и ближайшее окружение ребенка зачастую должны знать, что методы принуждения, приказания, надзора вызывают у детей с ОПФР «нежелательное» поведение. Учитывая характер нарушения, структуру дефекта каждого ребенка, в силу часто низкой познавательной активности учащихся, необходимо постараться, чтобы ребенок принял и захотел присвоить информацию, которую доводит до него взрослый, чтобы он захотел участвовать в деятельности. Для этого необходимо так представить информацию, чтобы содержание ее заинтересовало ребенка. Постепенно у учащихся будут формироваться система поступков, привычек, поведения, образ жизни.
4. Изменение формы работы с родителями, которые рассматриваются в качестве полноправных партнеров взаимодействия в воспитательном процессе. Работа с семьей «особого ребенка» является ключевой, первоочередной; при этом должны учитываться условия и возможности каждой семьи, в том числе семьи, воспитывающей ребенка без особенностей психофизического развития. Одной из важнейших форм работы с родителями обучающихся с ОПФР является клубная деятельность (семейные клубы, гостиные и пр.) Цель проводимых родительских встреч - формирование чувства взаимопонимания и поддержки у родителей, воспитание у обучающихся толерантного отношения к одноклассникам с особенностями в развитии, желания им помогать и поддерживать, содействие успешной социализации детей-инвалидов.
Эффективность сопровождения определяется такими факторами как:
● удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в учреждении;
● уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);
● способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;
● успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности).
Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, можно добиться положительных результатов в подготовке ребенка к жизни – социализировать его в обществе.