Опыт проведения психологического занятия по профилактике вредных привычек с элементами тренинга «Я здоровый, я живой»
Опыт проведения психологического занятия по профилактике вредных привычек с элементами тренинга «Я здоровый, я живой»
Цель: помочь подростку осознать проблему вредных привычек и выработать у него навыки защитного поведения;
Задачи:1.Способствовать осознанию подростками собственных жизненных ценностей и их влияния на жизнь.2.Познакомить участников занятия с понятием группового давления и их видами.
3.Способствовать осознанию проблемы зависимости и личных жизненных ценностей.
4.Отработатьс учащимися навыки отказа от группового давления
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт проведения психологического занятия по профилактике вредных привычек с элементами тренинга «Я здоровый, я живой»»
Психологическое занятие по профилактике вредных привычек
с элементами тренинга «Я здоровый, я живой»
Цель: помочь подростку осознать проблему вредных привычек и выработать у него навыки защитного поведения;
Задачи:
1.Способствовать осознанию подростками собственных жизненных ценностей и их влияния на жизнь.
2.Познакомить участников занятия с понятием группового давления и их видами.
3.Способствовать осознанию проблемы зависимости и личных жизненных ценностей.
4.Отработатьс учащимися навыки отказа от группового давления.
Участники: подростки от 13до 16 лет (3 команды)
Оборудование: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, видеоклипы антинаркотической направленности.
Оформление: девиз занятия «Я умею думать, умею рассуждать,// Что полезно для здоровья, буду выбирать»; формы отказа, виды группового давления, плакат «Верить. Любить. Жить», «Вачская газета».
Реквизиты для каждой команды: ватман с заготовками из цветной бумаги (солнце с лучами, цветок с семью лепестками, радуга, тучи (по 3 штуки), дерево, листья для дерева (по 10 штук), бабочка, маркеры, фломастеры, ручки, карандаши, клей, ножницы.
Ход занятия
1.Приветствие ведущего и игра-активатор «Камень, ножницы, бумага».
– Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Прежде чем мы начнем наш серьезный разговор, давайте заключим групповое соглашение, т.е. мы будем работать на основе таких положений, как:
добровольность;
доброжелательность;
искренность;
активность;
безоценочность;
право высказывать свои мысли;
говорить по одному, от себя, по теме;
сотрудничество.
- Нашу встречу я начну с оптимистического стихотворения, которое своим содержанием направит наше сознание на жизнь без вредных привычек, без претензий к окружающим людям и всему человечеству в целом.
Так хочется, чтоб были все счастливыми! Чтоб колокольчиком звенел веселый смех! Давайте станем каплю терпеливее! Давайте станем чуточку добрей! Давайте жить в спокойствии, согласии! Пусть свет земли нам освещает путь! Трудиться будем творчески и радостно, но так, Чтобы здоровым быть всегда!
- Ребята, Вы уже много знаете о своем организме, умеете определить причины многих заболеваний, способны оказать первую медицинскую помощь в экстремальных ситуациях, понимаете, какую опасность таит необдуманное поведение. Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.
Девизом нашего занятия станут слова:
Я умею думать, умею рассуждать, Что полезно для здоровья буду выбирать.
Проводится игра-активатор «Камень, ножницы, бумага». Суть игры состоит в следующем: сжатый кулак означает камень, вытянутые и разведенные в сторону в виде буквы V указательный и средний пальцы - ножницы, ладонь – бумагу. Игроки хором считают «раз, два, три» и на счет «три» показывают один из знаков. Камень может затупить ножницы, ножницы – разрезать бумагу, а бумага – завернуть камень. Игра проводится по парам, в ней оказываются победитель и побежденный. Игра проводится всей группой, при этом все пытаются по счету «три» показать один и тот же знак.
- На тренинге сегодня мы создадим плакат, который так и будет называться «Мой выбор», ватманы с заготовками у вас лежат на столах.
“Солнце радости”
- Участникам команд на каждом луче солнца необходимо написать то, чему в современном мире радуются подростки в жизни (подростки пишут на лучах солнца).
- Как видим, здоровый образ жизни становится всё более популярным среди подростков, однако очень многое зависит от самого человека, от того, как он относится к себе, к своему будущему. Обсуждение записей.
- Рассмотрите цветик-семицветик, все его лепестки обладают волшебной силой и награждают своего хозяина тем или иным качеством. Вы должны выбрать для себя только три самых нужных и важных качества. (Дети выбирают качества и вписывают их на лепестки).
- Почему вы выбрали именно эти лепестки? Почему вы считаете эти качества важными? (Ответы детей)
- Среди волшебных лепестков есть самый главный. Он награждает человека качеством, от которого зависят все остальные. Здоровье… от него зависят красота, сила и богатство. Обсуждение.
Звучит тревожный колокольный звон.
- Всегда, во все времена колокола были предвестниками каких-либо важных событий. Они звучали в дни торжеств или страшных бед. Почему звонят колокола сегодня? Почему так тревожно бьется сердце? Они извещают, что человечество в опасности. Идут в наступление страшные пороки, выращенные нашими вредными привычками. Нам предстоит разобраться, в чем причина нашей тревоги.
Вредные привычки
- На тучах, надвигающихся на наше солнце, напишите самые вредные и опасные привычки. (Подростки на тучах пишут вредные привычки)
А теперь я предлагаю вам маленький эксперимент.
Давайте посмотрим, каково жить человеку, попавшему в состояние зависимости. Для этого мне нужны три-четыре добровольца, которые могли бы рассказать нам о какой-нибудь одной своей привычке.
Пояснение для ведущего
Необходимо, чтобы каждый из трех-четырех человек описал какую-нибудь из своих привычек (годится любая привычка, лишь бы она была стойкой: чистить зубы по утрам, завтракать, смотреть мультфильмы каждый день, обязательно есть мороженое по воскресеньям и т.п.). После того как ребята опишут свои привычки, можно переходить к следующему этапу.
А теперь давайте нарисуем таблицу (таблица заранее нарисована на обратной стороне доски) и вставим в эту таблицу наши привычки.
После этого необходимо расспросить учеников (и записать в соответствующие столбцы), какие чувства вызывает выполнение привычного действия, что они чувствуют и как себя ведут, если привычное действие выполнить не удалось, и на что готовы пойти (чем пожертвовать), чтобы все-таки его выполнить. Обсуждение и заполнение таблицы. В законченном виде таблица, к примеру, примет такой вид:
Действие
Чувства
Без этого я…
Ради этого я могу…
Каждый день в 10 ч смотрю видео
Интересно, отдыхаю
Буду злиться, раздражаться.
Поругаюсь с родителями, которые против этого
Каждое утро делаю макияж в течение 15 мин.
Хорошее настроение, уверена в себе
Раздражена, недовольна
Опоздать в школу, получить выговор от учителя
Вывод: видите, наши привычки не такие разрушительные, как злоупотребление алкоголем, табаком и наркотиками, однако они также могут доставлять неприятности. Представляете, как живется людям, которые стали зависимыми от вредных привычек? А избавиться от этих привычек намного труднее, чем от привычки смотреть телевизор.
Вопрос участникам: Какое будущее у человека, попавшего в зависимость от вредных привычек?
-Человек выпивает-пьет-смерть…(рассмотреть внешний вид алкоголика, отношения в семье, на работе…). Ведущий с помощью участников занятия создает словесный портрет зависимого человека, показывает этапы его деградации и отвечает, почему это происходит.
- Примеры людей положительных (Шведов Анатолий, Караванов Алексей). Примеры из «Вачской газеты» про Караванова Алексея (учился в Вачском центре образования, занимался боксом, поступил в Ленинградское высшее военное училище, в настоящее время несет службу на подводной лодке ), про людей, занимающихся спортом.
Если употребление алкоголя, табака и наркотиков приносит много неприятностей, то следует вопрос: почему же люди продолжают их принимать? Ведь понятно, что если что-нибудь вызывает неприятные последствия, то люди стараются этого избегать. Однако даже те, кто сильно пострадал от употребления сигарет, алкоголя или наркотиков, почему-то не всегда прекращают их использовать.
Как вы считаете, почему так происходит?
Пояснение для ведущего
Очевидный ответ - «из-за зависимости». Часто они начинают рассуждать о том, что сигареты или алкоголь помогают расслабиться или повеселиться. Это еще один удобный момент напомнить ученикам о возможных крайне тяжелых и опасных последствиях, безусловно, «перевешивающих» приятные стороны употребления психоактивных веществ. Следует направить обсуждение таким образом, чтобы подростки в итоге пришли к выводу: люди продолжают употреблять психоактивные вещества, потому что не могут отказаться от них из-за привычки или зависимости.
Альтернатива вредным привычкам
- Ребята, сейчас каждая команда на ватмане попробует написать 5 причин, почему подростки употребляют алкоголь, наркотики, сигареты. Затем каждой причине найдите альтернативу; и, как вывод, на каждом цвете радуги пишем по одной хорошей привычке, заменяющей вредную.
Причины:
За компанию
Модно
Назло родителям
Чтобы испытать новые ощущения
От нечего делать
Из любопытства
Последствия:
Смерть от передозировки
Потеря уважения окружающих
Гепатиты и СПИД
Конфликты с родителями
Альтернатива:
Занятие спортом, прогулки, посещения дискотеки, разговор с другом, поездка на природу, кино, боулинг и т.п.
Вывод: практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему наркотики, алкоголь или нет, а тот, кто выбирает вредные привычки, косвенно выбирает и последствия.
Ведущий читает стихотворение:
Ну что ж, мой друг, Решенье за тобой, Ты вправе сам командовать судьбой, Ты согласиться можешь, но отказ, Окажется получше в сотню раз, Ты вправе жизнь свою спасти, Подумай, может, ты на правильном пути, Но если всё-таки успел свернуть, То потрудись себе здоровье ты вернуть.
Конкурс “Развейте мифы”
Ребята, попробуйтеопровергнуть мифы о курении, алкоголизме.
(Каждой команде раздаются листки с мифами, подростки доказывают, что утверждение обманчиво). Например,
Мифы о курении
Курение способствует похудению. Многие полные люди курят и не худеют. Если не хочешь полнеть, то вместо курения лучше избрать другие методы сдерживания веса - ограничения в еде и повышение физической активности.
Курение помогает сосредоточиться и лучше работать. Курение сужает сосуды головного мозга, мозг хуже снабжается кислородом и питательными веществами. В результате умственная работоспособность снижается.
Курение успокаивает нервы. Чувство раздражения и напряжения нередко связано у курящего с самой привычкой к курению. Поэтому сигарета, как "соска", его успокаивает.
Я всегда смогу бросить курить. Только 5% из курящих думают, что курить они будут через 5 лет. 75% из курящих через 5 лет убеждаются, что не могут бросить курить.
- Эксперты считают, что курение - одна из ведущих причин многих заболеваний и смертности среди взрослого населения, в первую очередь заболеваний сердца и легких
Мифы об алкоголе
Алкоголь позволяет легко общаться с окружающими.
Алкоголь помогает согреться в холодное время года.
Алкоголь не так вреден, как говорят.
- Мы с вами убедились, что бытующие мнения о курении и алкоголе не соответствуют истине, не подтверждаются научными и статистическими данными. Однако эти «мифы» оказывают влияние на сознание несведущих людей и способствуют формированию вредных привычек.
Мы должны сделать вывод о том, что далеко не всякое суждение, высказываемое большинством, верно, и нужно сделать правильный выбор, пока не поздно!
Человек может испытывать давление со стороны группы людей.
Упражнение проводится в парах. Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его. Задание: любыми способами, но без применения физической силы заставить разжать кулак (вариант: уговорить пересесть на другой стул, поменяться местами).
Попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т.п. называются давлением.
Особенно трудно сопротивляться давлению со стороны группы людей, т.е. групповому давлению, так как человек обычно стремится быть членом какой-то группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы.
В жизни наиболее часто встречаются такие виды группового давления (после каждого вида дети должны привести пример):
а) Лесть, похвала;
б) Шантаж, подкуп;
в) Уговоры, обман;
г) Угроза, запугивание.
Мы рассмотрели основные виды давления, и вы поняли, что с таким явлением нам часто приходится сталкиваться в жизни. Мы довольно часто не можем противостоять ему, и уступаем, хотя вовсе не желаем этого. Одна из разновидностей давления - подражание окружающим, психическое заражение («стадное чувство»). В толпе человек может делать то, что никогда не стал бы делать в одиночку. Человек при этом как бы «заражается» эмоциями толпы (например, ситуация паники).
Отработка навыков распознавания способов группового давления
Очень важно уметь распознать ситуацию, когда на тебя пытаются воздействовать разными способами группового давления. Давайте сейчас потренируемся в определении различных способов группового давления. Я предлагаю разделиться на подгруппы и разыграть предложенные ситуации. Каждая группа получает карточку с заданием:
1. Ребята под угрозой расправы требуют у Саши денег (он должен их принести из дома).
2. Одноклассники уговаривают Игоря пойти к нему домой, чтобы поиграть на его новом компьютере.
3.Антон, Стас и Андрей идут на дискотеку. Навстречу им попадается Максим. Друзья предлагают ему пойти с ними.
4.Ребята обманом приглашают Нину идти в кино в 20.00 ч. без предупреждения родителей.
Задача всей группы - определить, какие виды группового давления использовались.
После демонстрации сценок проводится обсуждение с группой применяемых в каждой из ситуаций способов оказания группового давления.
- Ребята, очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ! Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить вред себе или кому-то из окружающих.
- Приведите примеры таких ситуаций.
- К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?
Ребята высказывают свое мнение.
Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажись по-разному».
- Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение (например: отправиться погулять в лес, прогулять урок; пойти на позднюю дискотеку, не заручившись согласием родителей).
Ведущий выражает отказ по-разному (идет демонстрация видов отказа). Виды отказа записать на доске(Отказ – соглашение, отказ-обещание, отказ-альтернатива, отказ-отрицание, отказ-конфликт).
- Что вы можете сказать об услышанных отказах?
а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.
- Кто получил на своё предложение такой вид отказа?
б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.
- Кто получил такой отказ?
в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» - «Давай лучше погуляем по посёлку».
г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес».
д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» - «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».
Вывод: о разных видах отказа.
А как вы думаете, какие качества человека могут помочь сопротивляться групповому давлению?
Пояснение для ведущего
Ребята высказывают свое мнение. В конце ведущему необходимо подвести дискуссию к следующим выводам:
• навыки отказа могут помочь сопротивляться групповому давлению;
• уверенный в себе человек способен не бездумно подчиняться групповому давлению, а сопоставлять его со своими желаниями и мнениями и поступать в соответствии с ними.
Давайте попробуем потренироваться в отработке навыков отказа и противостояния групповому давлению. Каждая группа получает карточку с заданием. Выйдет доброволец, а все в группе по очереди будут стараться убедить его сделать то действие, которое написано в карточке. Задача добровольца - прибегать к различным способам отказа и суметь противостоять групповому давлению.
Пояснение для ведущего
Предложенных ситуаций должно быть несколько, например:
• попытки уговорить прогулять урок;
• пойти на позднюю дискотеку, не заручившись согласием родителей;
• уехать с друзьями на дачу кого-то из них, не имея возможности позвонить оттуда домой;
• принять участие в рискованном мероприятии (например, прыгнуть с моста в реку).
Какие способы сказать «нет» были использованы?
Ведущий вместе с участниками занятия подводит итоги: как нужно противостоять групповому давлению, как правильно отказать. Ведущий раздает памятки.
Памятка «Правила уверенного отказа»:
1. Если хотите в чем – либо отказать человеку, чётко и однозначно скажите ему «НЕТ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.
2. Отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.
3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.
4. Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.
5. Смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т. д.).
- Мы сегодня много говорили о здоровом образе жизни, привычках, не только вредных, но и тех, которые делают нашу жизнь счастливее, думали над тем, что такое счастье. В заключение нашей встречи я хочу, чтобы вы оживили это дерево жизни, которое является символом благополучия, богатства, успеха.
Вспомните то, о чём мы говорили, и на листочках, которые лежат у вас на столах, напишите пожелания себе, вашим друзьям и близким, нашим гостям и, озвучив их, дайте жизнь нашему дереву. Учащиеся выбирают листочки по цвету (бледно-зеленые, зеленые, оранжевые, желтые), приклеивают их к веточкам дерева, затем ведущий зачитывает значение этих цветов.
Зеленый цвет- цвет уверенности, жизненной энергии и стремления к высотам.
Желтый цвет – цвет активности, вдохновения.
Коричневый цвет – цвет стабильности.
Оранжевый цвет – цветсамопознания.
Притча (заключение).
В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках – живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…”
(каждой команде в подарок бабочка с надписью на крыльях «Все в твоих руках», которую подростки наклеивают на свой плакат,- плакат с названием «Мой выбор»)
Видеоролик «Простые правила здоровья» (подготовлен творческой группой «Гелиос»)
- На этом наша встреча подошла к концу, пусть плакаты, которые вы создали, висят в вашем кабинете и напоминают вам о жизненных ценностях. Я ещё раз желаю всем присутствующим здоровья, любви, благополучия.
Приложение.
1.Задания для карточек
-Определить, какие виды группового давления использовались.
Ребята под угрозой расправы требуют у Саши денег (он должен их принести из дома).
-Определить, какие виды группового давления использовались.
Одноклассники уговаривают Игоря пойти к нему домой, чтобы поиграть на его новом компьютере.
-Определить, какие виды группового давления использовались.
Антон, Стас и Андрей идут на дискотеку. Навстречу им попадается Максим. Друзья предлагают ему пойти с ними.
2.Мифы о курении
Курение способствует похудению.
Мифы об алкоголе
Алкоголь помогает согреться в холодное время года.
Мифы о курении
Курение помогает сосредоточиться и лучше работать
Курение успокаивает нервы.
3.Задания для карточек.
-Прибегнуть к различным способам отказа и суметь противостоять групповому давлению.
Попытки уговорить прогулять урок.
- Прибегнуть к различным способам отказа и суметь противостоять групповому давлению.
Пойти на позднюю дискотеку, не заручившись согласием родителей.
- Прибегнуть к различным способам отказа и суметь противостоять групповому давлению.
Уехать с друзьями на дачу кого-то из них, не имея возможности позвонить оттуда домой.
4.Памятка «Правила уверенного отказа»:
1.Если хотите в чем – либо отказать человеку, чётко и однозначно скажите ему «НЕТ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.
2.Отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.
3.Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.
4.Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.
5.Смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т. д.).
6.Не оскорбляйте и не будьте агрессивными.
5.Задания для карточек
Отправиться погулять в лес. «Давай сходим на дискотеку»