*За основу разработки таблицы взята книга «Организация деятельности системы ТПМПК в условиях развития инклюзивного образования./ Под редакцией М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2015.-368с. ( Раздел II)
7.1 | Специфика определения СОУ для детей с интеллектуальными нарушениями (с вариантами тотального недоразвития) |
| Специалисты | психолог | дефектолог | логопед | Спец. образ. условия |
1. | Легкая умственная отсталость F70 |
| Простой уравновешенный вариант тотального недоразвития (F70.0) | Особенности поведения На ПМПК: Поведение ребенка отличается непосредственностью реакций, типичной для детей значительно более младшего возраста. Ребенок даже школьного возраста держится без дистанции, быстро становится дурашливым. Дистанцию со взрослым удерживает явно недостаточно. Обучаемость низкая, затруднен перенос на аналогичный материал, выражены трудности простых мыслительных операций. Недостаточная адекватность, критичность снижена. В целом упорядочен в поведении. Дистанцию со взрослым не удерживает, но правилен, может быть старателен, критичность снижена. |
| Заключение психолога: тотальное недоразвитие психических Функций без нарушений поведения, легкое недоразвитие. Направления деятельности психолога: занятия по формированию пространственных представлений и произвольной регуляции, формирование алгоритмов учебной деятельности. Консультирование учителей/воспитателей по вопросам специфики нарушений ребенка н взаимодействия с ним в процессе обучения. | Заключение дефектолога: стойкое нарушение познавательной деятельности. Программу обучения (указать какая) усваивает / не усваивает / усваивает частично. Направление деятельности дефектолога: | Заключение логопеда: системное нарушение речи (с указанием степени). Направления деятельности логопеда: . | Специальные образовательные условия Обучение по АООП для детей с нарушением интеллекта / обучение по АОП с использованием адаптированной основной общеобразовательной программы для детей (возраст) с интеллектуальными нарушениями (при необходимости — с разработкой индивидуального учебного плана). Очная форма. Режим — полный учебный день. Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой. Индивидуальные/групповые занятия: с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Срок повторного прохождения ПМПК — по запросу ПМПк 00. Дополнительные условия Наблюдение невролога и/или психиатра. Занятия в системе дополнительного образования. |
| 2.Аффективно-возбудимый вариант тотального недоразвития (F70.1, F70.8) | Особенности поведения на ПМПК: наблюдается недостаточная адекватность, импульсивность, двигательная расторможенность, трудности управления поведением ребенка, эмоциональная неадекватность. Дистанцию со взрослым не удерживает. Задания может удерживать и выполнять только с помощью взрослого. Уровень развития психических функций не соответствует границам возрастных норм. |
| | Заключение психолога: тотальное недоразвитие психических функций с нарушениями поведения, легкое недоразвитие. Направления деятельности психолога: формирование функций программирования, контроля и регуляции. Консультативная работа с родителями. Консультирование учителей/воспитателей по учету в образовательном процессе специфики нарушений ребенка. | Заключение дефектолога: стойкое нарушение познавательной деятельности. Программу обучения (указать какая) усваивает / не усваивает / усваивает частично. Направление деятельности дефектолога: коррекционная работа, направленная на формирование алгоритмов учебной деятельности, работы по образцу, общее развитие познавательной деятельности | Заключение логопеда: системное нарушение речи (с указанием степени). Направления деятельности логопеда: | Специальные образовательные условия Обучение по АООП для детей с нарушением интеллекта / обучение по АОП с использованием адаптированной основной общеобразовательной программы для детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. Очная форма. Режим обучения — полный/неполный день (по усмотрению ПМПк 00). Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой. Сопровождение ассистентом (помощником) в соответствии с ИПР. Индивидуальные/групповые занятия: с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Срок повторного прохождения ПМПК — по запросу ПМПк 00 Дополнительные условия Наблюдение психиатра и невролога. Занятия в системе дополнительного образования. |
| 3. Тормозивно-инертный вариант тотального недоразвития (F70.0) | Особенности поведения на ПМПК: робок, пуглив, тормозим, в непривычных ситуациях недостаточно адекватен. Уровень развития психических функций ниже границ возрастных норм. Навыки самообслуживания, как правило, сформированы, может сам себя занять. |
| | Заключение психолога: тормозимо-инертный вариант тотального недоразвития психических функций (легкое недоразвитие). Направления деятельности психолога: формирование сферы пространственных представлений, учебной мотивации. Консультирование учителей/воспитателей по учету в образовательном процессе специфики нарушений ребенка. | Заключение дефектолога: стойкое нарушение познавательной деятельности. Программу обучения (указать какая) усваивает / не усваивает / усваивает частично. Направление деятельности дефектолога: | Заключение логопеда: системное нарушение речи (с указанием степени). Направления деятельности логопеда: развитие всех компонентой (с указанием преимущественного нарушения устной и письменной речи и конкретизацией направлений деятельности). | Специальные образовательные условия Обучение по АООП для детей с нарушением интеллекта / обучение по АОП с использованием адаптированной основной общеобразовательной программы для детей школьного возраста с нарушением интеллекта. Очная форма. Режим — полный учебный день (при эпилепсии класс для детей со сложными дефектами — в соответствии с рекомендациями ВК). Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой. Индивидуальные/групповые занятия: с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Срок повторного прохождения ПМПК — по запросу ПМПк 00 Дополнительные условия Наблюдение психиатра/невролога/эпилептолога. Занятия в системе дополнительного образования. |
2. | Средняя (умеренная) умственная отсталость F71 |
| 1. Простой уравновешенный вариант тотального недоразвития (F71) | Особенности поведения на ТТМПК: неадекватность и не критичность в поведении выражена более существенно. На бытовом уровне более адекватен в поведении, чем при выполнении каких-либо заданий. Результативность выполнения значительно не соответствует возрасту. Эмоциональная лабильность проявляется на фоне быстрого утомления. Дистанцию с взрослым не соблюдает. Может быть дурашлив или, наоборот, заторможен |
| | Заключение психолога: тотальное недоразвитие психических функций, без нарушений поведения, недоразвитие средней степени тяжести. Направления деятельности психолога: | Заключение дефектолога: стойкое выраженное нарушение познавательной деятельности. Программу обучения (указать какая) усваивает / не усваивает / усваивает частично. Направление деятельности дефектолога: коррекционная работа, направленная на формирование универсаль. учебных действий (в рамках АООП) и на социальную адаптацию. Групповые занятия по социальной и бытовой ориентировке, формирование алгоритмов учебной деятельности. | Заключение логопеда: системное нарушение речи (с указанием степени). Направления деятельности логопеда: | Специальные образовательные условия Обучение по АООП для детей школьного возраста с нарушением интеллекта (вариант: для детей с СД) / обучение по АОП с учетом психофизических особенностей детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями и сложными дефектами. Очная форма. Режим — классно-урочная форма. Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой. Индивидуальные/групповые занятия: с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Срок повторного прохождения ПМПК — по запросу ГТМПк 00. Дополнительные условия Наблюдение психиатра/невролога. Занятия в системе дополнительного образования. |
2.Аффективно-возбудимый вариант тотального недоразвития (F71.1, F71.8) | Особенности поведения на ПМПК: ребенок демонстрирует значительную двигательную расторможенность, часто эмоциональную неадекватность, грубую импульсивность, нуждается в организующей помощи взрослого даже при простом взаимодействии. При неадекватном поведении демонстрирует выраженные трудности овладения приемами социального взаимодействия. Не удерживает границ взаимодействия, бездистантен. Навыки бытового самообслуживания недостаточны. Может быть недоступен обследованию. Уровень развития психических функций выраженно не соответствует возрасту. |
| Заключение психолога: тотальное недоразвитие психически функций с нарушениями поведения, недоразвитие средней степени тяжести. Направления деятельности психолога: | Заключение учителя-дефектолога: стойкое, выраженное нарушение познавательной деятельности. Программу обучения (указать какая) усваивает / не усваивает / усваивает частично. Направление деятельности дефектолога: коррекционная работа, направленная на овладение АООП/АОП, на общее развитие познавательной деятельности ребенка социальную адаптацию. | Заключение логопеда: системное нарушение речи (с указанием степени). Направления деятельности логопеда: развитие всех компонентов речи с указанием преимущественного нарушения устной и письменной речи и конкретизацией направлений деятельности). | Специальные образовательные условия Обучение по АООП для детей школьного возраста с нарушением I интеллекта с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка / обучение по АОП с учетом психофизических особенностей и возможностей ребенка с интеллектуальными нарушениями. Очная форма/очно-заочная. Режим — полный день / неполный день / организация обучения на дому (в соответствии с решением ВК). Использование спец. учебников, учебных пособий и дидакт. материалов в соответствии с программой. Сопровождение ассистентом (помощником) в соответствии с ИПР. Индивидуальные занятия: с учителем-логопедом, учителем- дефектологом. Срок повторного прохождения ПМПК — по запросу ПМПк 00. Дополнительные условия: Наблюдение психиатра. |
3. Тормозивно-инертный вариант тотального недоразвития (F71.0) | Особенности поведения на ПМПК: ребенок выражено тормозим, инертен, вял, критичность, адекватность и обучаемость явно недостаточны. Застревает на том или ином задании, выраженные трудности адаптации в образовательной среде. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Уровень развития психических функций выражено не соответствует возрасту. |
| Заключение психолога: тормозимо-инертный вариант тотального недоразвития психических функций (недоразвитие средней степени тяжести). Направления деятельности психолога: | Заключение дефектолога: стойкое выраженное нарушение познавательной деятельности. Программу обучения (указать какая) усваивает / не усваивает / усваивает частично. Направление деятельности дефектолога: коррекционная работа, направленная на общее развитие ребенка, помощь в овладении АООП / АОП | Заключение логопеда: системное нарушение речи (с указанием степени). Направления деятельности логопеда: развитие всех компонентов речи (с указанием преимущественного нарушения устной и письменной речи и конкретизацией направлений деятельности). | Обучение по АООП для детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями / обучение по АОП с учетом психофизических особенностей и возможностей детей с интеллектуальными нарушениями. Очная/очно-заочная форма. Режим — полный день (при эпилепсии в классе для детей с сложными дефектами / организация обучения на дому — в соответствии с рекомендациями ВК). Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой. Сопровождение воспитателем (ассистентом) в соответствии с ИПР. Индивидуальные/групповые занятия: с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Срок повторного прохождения ПМПК через год. Дополнительные условия 1.Наблюдение психиатра/невролога/эпилептолога. |
3. | Тяжелая умственная отсталость F72 |
| Простой уравновешенный вариант тотального недоразвития (F72, G91) | Особенности поведения на ПМПК: у ребенка выражена неадекватность и не критичность в поведении. На фоне утомления часто возникают неадекватные эмоциональные реакции. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно или не сформированы. Может начать выполнять задание, но смысла его не понимает, помощь «не берет», на аналогичный материал не переносит. Результативность выполнения далее простых заданий — крайне низкая. Уровень развития психических функций грубо не соответствует возрасту. |
| | Заключение психолога: тотальное недоразвитие психических функций, без нарушений поведения (недоразвитие выраженной степени). Направления деятельности психолога: | Заключение дефектолога: стойкое грубое нарушение познавательной деятельности. Предпосылки учебной деятельности не сформированы. Направления деятельности дефектолога: формирование элементарной предметно-практической деятельности. Коррекционная работа, направленная на освоение АООП. Работа, направленная на социальную адаптацию в рамках образовательной организации. | Заключение учителя-логопеда: системное нарушение речи (с указанием степени). Направления деятельности логопеда: | Специальные образовательные условия Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей школьного возраста с нарушением интеллекта (со сложными дефектами) с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка / обучение по специальной индивидуальной программе. Очная форма. Режим обучения — на усмотрение ПМПк 00. Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой. Индивидуальные/групповые занятия: с учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Срок повторного прохождения ПМПК — по запросу ПМПк 00 или по окончании адаптационного периода. Дополнительные условия Наблюдение психиатра. |
| 2.Аффективно-возбудимый вариант тотального недоразвития (F72.1, F72.8, G91, F07.0) | Особенности поведения на ПМПК: ребенок демонстрирует грубые нарушения поведения, часто эмоциональную неадекватность и не критичность в поведении, проблемы с самообслуживанием. Возможны вспышки агрессии или дисфории, аутоагрессия. Постоянно проявляет двигательное возбуждение, упорядочить поведение трудно даже близким ребенка. Свои умения (простейшие навыки счета или слияния), как правило, не демонстрирует. Бытовые навыки выраженно недостаточны. Уровень развития психических функций грубо не соответствует возрасту |
| | Заключение психолога: тотальное недоразвитие психических функций с нарушениями поведения, тяжелая степень недоразвития. Направления деятельности психолога: | Заключение дефектолога: стойкое грубое нарушение познавательной деятельности. Предпосылки учебной деятельности не сформированы. Направления деятельности дефектолога: формирование элементарной предметно-практической деятельности, формирование навыков деятельности по образцу. Помощь в овладении АООП. | Заключение логопеда: системное нарушение речи (с указанием степени). Направления деятельности логопеда: развитие понимания обращенной речи формирование коммуникативной функции речи помощь в овладении АООП по русскому языку и чтению. | Специальные образовательные условия Обучение по АООП для детей школьного возраста с нарушением интеллекта с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка / обучение по АООП для детей школьного возраста с сложными дефектами. Очная форма / очно-заочная форма. Режим — полный / неполный день / организация обучении на дому. Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой. Сопровождение ассистентом (помощником) в соответствии с ИПР (при посещении образовательной организации). Индивидуальные/групповые занятия: с учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Срок повторного прохождения ПМПК — по запросу ПМПк 00 Дополнительные условия Возможно получение образования в системе социальной защиты. |
3. Тормозивно-инертный вариант тотального недоразвития (F72.0) | Особенности поведения на ПМПК: грубо неадекватен ситуации. Выраженно тормозим, инертен, вял, пассивен. Часто не понимает, что от него хочет взрослый, если это не касается простых бытовых ситуаций. Часто недоступен обследованию, кроме выполнения самых простых игровых заданий. Продемонстрировать свои элементарные «учебные» навыки чаще всего не может. Уровень развития психических функций грубо не соответствует возрасту. |
| Заключение психолога: тормозимо-инертный вариант тотального недоразвития психических функций (тяжелая степень недоразвития). Направления деятельности психолога: | Заключение дефектолога: стойкое грубое нарушение познавательной деятельности. Предпосылки учебной деятельности не сформированы. Направления деятельности дефектолога: | Заключение логопеда: системное нарушение речи (с указанием степени). Направления деятельности логопеда: развитие понимания обращенной речи формирование коммуникативной функции речи. | Специальные образовательные условия Обучение по АООП для детей школьного возраста с нарушением интеллекта (со сложными дефектами) / обучение по А0П с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка с нарушением интеллекта. Очная форма. Режим — полный/неполный день. Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой. Сопровождение ассистентом (помощником) в соответствии с ИПР. Индивидуальные/групповые занятия: с учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Срок повторного прохождения ПМПК — по запросу ПМПк 00. Дополнительные условия Наблюдение психиатра/невролога/эпилептолога. |
7.2 | Специфика определения СОУ для детей с парциальной недостаточностью отдельных компонентов психической деятельности (тяжелые нарушения речи) + ММД, СДВГ, гиперкинетические расстройства, специфические нарушения развития моторной функции, расстройства поведения, другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения. |
| Специалисты | психолог | дефектолог | логопед | Спец. образ. условия |
1. | Недостаточность регуляторного компонента деятельности (выраженная степень недорвзвития), ФФНР, речь с дизартрическим компонентом, (F90.0, F82 возможны и др. диагнозы, связанные с поведенческим нарушением) | Особенности поведения на ПМПК: значительно расторможен, крайне нетерпелив, импульсивен, дистанцию в общении удерживает недостаточно. При организующей помощи взрослого — становится адекватен в коммуникациях и продуктивен в деятельности. Уровень развития психических функций (кроме функций регуляции, программирования, контроля и регуляции) соответствует границам возрастных норм. |
| | Заключение психолога: выраженная парциальная недостаточность регуляторного компонента деятельности. Направления деятельности психолога: формирование функций регуляции, программирования и контроля, нейроисихологическая (психомоторная) коррекция. Консультирование родителей по вопросам развития саморегуляции ребенка. Консультирование учителей/воспитателей по учету специфики нарушений ребенка в образовательном процессе | Заключение дефектолога: интеллектуальное развитие соответствует возрасту / в нижних границах возрастных требований. Программный материал (...) усваивает / усваивает не в полном объеме. Направления деятельности дефектолога: | Заключение логопеда: речевое развитие соответствует возрасту. Могут быть выявлены нарушения письменной речи. Направления деятельности логопеда: | Специальные образовательные условия Обучение по основной общеобразовательной программе. Очная форма. Режим — полный/неполный день — в соответствии со справкой ВК. Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой. 5 Индивидуальные/групповые занятия: с педагогом-психологом, при необходимости с учителем-логопедом. Срок повторного прохождения ПМПК — по решению ПМПк 00. Дополнительные условия Наблюдение невролога. Занятия в ППМС-центре по формированию регуляции. |
2. | Парциальная недостаточность вербального компонента деятельности ОНР, (F80.0, F83, F80.82) | У школьников не выделяется | | | |
3. | Парциальная недостаточность когнитивного компонента деятельности ОНР, (F06.7, F80, F81, F83) | Особенности поведения на ПМПК: поведение без особенностей. Отмечается инертность деятельности. Выраженная степень недоразвития всех сторон речи, в т.ч. трудности понимания речевых инструкций взрослого. Проблемы слухоречевого запоминания и распределения внимания. Сфера пространственно-временных представлений недостаточна. |
| | Заключение психолога: парциальная недостаточность когнитивного компонента деятельности. Направления деятельности психолога: формирование пространственных представлений, развитие игровой деятельности, психомоторная коррекция, формирование универсальных учебных действий. Консультирование родителей по вопросам формирования компонентов познавательной деятельности. Консультирование учителей/ воспитателей по учету в образовательном процессе специфики нарушений ребенка. | Заключение дефектолога: Интеллектуальное развитие соответствует возрасту / в нижних границах возрастных требований. Программный материал усваивает не в полном объеме / не усваивает Направления деятельности дефектолога: коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательной деятельности. Помощь в освоении программного материала (АООП /АОП). | Заключение логопеда: риск формирования нарушений процессов чтения и письма, обусловленные некомпенсированным общим недоразвитием речи (для ребенка 1-го класса). Несформированность процессов чтения и письма, обусловл. некомпенсир. ОНР (для детей 2-го и следующих классов). Направления деятельности логопеда: профилактика нарушений письменной речи (в случае АОП для ребенка 1-го класса). Коррекция всех компонентов речи (с указанием преимущественного нарушения). Коррекция нарушения письменной речи. | Специальные образовательные условия Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи / обучение но адаптированной образовательной программе с учетом психофизических особенностей и возможностей ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Очная форма. Режим — полный/неполный день. Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой. Индивидуальные/групповые занятия: с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Срок повторного прохождения ПМПК — по решению ПМПк 00. Дополнительные условия Наблюдение невролога. |
4. | Смешанное парциальное недоразвитие ЗПР, астенический синдром, (F83, F80, F90, F81) | Особенности поведения на ПМПК: расторможен, эмоционально не сдержан, импульсивен, часто упрям. Выраженная степень недоразвития всех сторон речи, в т.ч. ее понимания. |
| | Заключение психолога: смешанная парциальная недостаточность. Направления деятельности психолога: при выраженной степени проявлений — занятия по формированию произвольной регуляции, формирование функций программирования и контроля, нейропсихологическая коррекция, формирование пространственных представлений. Консультирование учителей/воспитателей по учету в образовательном процессе специфики нарушений ребенка. | Заключение дефектолога: предпосылки учебной деятельности не сформированы (для ребенка, поступающего в 1-й класс). Знания, умения, навыки не соответствуют возрастным и программным требованиям / в нижних границах возрастных требований. Программный материал усваивает не в полном объеме / не усваивает. Возможна социально-педагогическая запущенность. Направления деятельности дефектолога: коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала. | Заключение логопеда: системное недоразвитие речи (с указанием степени). Нарушение процессов чтения и письма, обусловленные некомпенсированным общим недоразвитием речи. Направления деятельности логопеда: | Специальные образовательные условия Обучение по АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи / обучение по АООП для детей с задержкой психического развития / обучение по АОП с учетом психофизических особенностей и возможностей ребенка. Очная форма. Режим — полный/неполный день. Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой. Индивидуальные/групповые занятия: с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом Срок повторного прохождения ПМПК через год. Дополнительные условия Наблюдение врача невролога и/или психиатра. |
8.1 | Особенности детей с вариантами дисгармоничными развития. (F91 расстройства поведения, F92 смешанные расстройства поведения и эмоций, F93 эмоциональные расстройства, начало которых специфично для дет.возраста, F94 расстройство социального функционирования, начало которых характерно для дет. и подрост.возраста, F95 тики, F98 другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в дет. и подрост.возрасте) стр.222 |
| Специалисты | психолог | дефектолог | логопед | Спец. образ. условия |
1. | Экстрапунитивный вариант дисгармоничного развития | В большинстве случаев детей, демонстрирующих различные варианты дисгармоничного развития, нельзя отнести к категории детей с ОВЗ. Это, как правило, дети которые не нуждаются в создании особым образом организованной образовательной среды и индивидуализации образовательных программ. Таким образом, большая часть детей этого асинхронного развития «выпадает» из сферы деятельности ПМПК. | Не требуется Доп. условия Медикаментозное лечение у психиатра |
2. | Интропунитивный вариант дисгармоничного развития | Не требуется Доп. условия Медикаментозное лечение у психиатра |
3. | Вариант дисгармонии, связанная с нарушением психического тонуса | Не требуется Доп. условия Медикаментозное лечение у психиатра |
8.2 | Специфика определения вариантов СОУ для детей с различными вариантами искаженного развития: РДА (1-4 группы) и атипичный аутизм |
1. | Ранний детский аутизм 1 группа РДА (F84.0, F84.4, F84.8) | Особенности поведения на ПМПК: в поведении автономен, пассивно уходит от контакта. На приемы взаимодействия как бы не реагирует, но может повестись на яркий и/или звучащий предмет, музыкальную игрушку. Заворожен, отрешен от происходящего, при этом может быть заинтересован графическими изображениями букв, цифр, читать, как бы мимоходом, вскользь. Высокие пороги сенсорной и тактильной чувствительности. Поведение не регулируется взрослым. Фиксирован на приятных для него ощущениях. Уровень познавательного развития трудно определить. |
| | Заключение психолога: вариант искаженного развития, с грубыми нарушениями коммуникации. Направления деятельности психолога: работа по выстраиванию элементарных коммуникаций, алгоритмов (простых) продуктивной деятельности. Обучение навыкам альтернативной коммуникации. Консультирование родителей по выстраиванию алгоритмов продуктивной деятельности. Консультирование учителей/воспитателей по учету в образовательном процессе специфики нарушений ребенка. | Заключение дефектолога: познавательное развитие не соответствует возрасту, объективный уровень знаний, умений и навыков выявить не удается. Направления деятельности дефектолога: | Заключение логопеда: специфическое системное недоразвитие речи. Направления деятельности логопеда: использование навыков альтернативной коммуникации для развития простой контекстной диалоговой речи. Формирование навыков коммуникации, алгоритмов произвольного высказывания. Формирование алгоритмов освоения письменной речи. | Специальные образовательные условия Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей школьного возраста с нарушением интеллекта / для детей с сложным дефектом / обучение по адаптированной образовательной программе с учетом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка с РАС. Очная форма / очно-заочная / индивидуальная / классно-урочная). Режим — полный/неполный день на период адаптации / классно-урочная желательно в классе малой наполняемости. Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой. Сопровождение тьютора. Индивидуальные/мини-групповые занятия: с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Парциальная интеграция в мини-группу детей во второй половине дня с сопровождением тьютора (ассистента в соответствии с ИПР), возможная также в рамках дополнительного образования. Срок повторного прохождения ПМПК через 1 год (в ситуации инклюзивного образования) или по запросу ПМПк 00. Дополнительные условия Наблюдение психиатра/невролога. |
2. | 2 группа РДА (F84.0, F84.4, F84.8) | Особенности поведения на ПМПК: в поведении неадекватен. Напряжен, демонстрирует множество моторных или речевых стереотипий, испуган, могут наблюдаться проявления агрессии и аутоагрессии. Контакта с чужим человеком избегает. Наблюдается чрезмерная чувствительность к сенсорным стимулам. Речь эхолаличная, может быть уже достаточно развернутой, состоять из цитат и шаблонов. Часто к школьному возрасту, а то и раньше умеет механически читать, прочитанного, как правило, не понимает, но читает бегло. Обычно имеет навыки элементарного счета. Диагностическим процедурам доступен с трудом. Уровень развития психических функций, как правило, неравномерно недостаточен. |
| | Заключение психолога: вариант искаженного развития с поведенческими нарушениями и стереотипиями. Направления деятельности психолога: выстраивание элементарных коммуникаций, стереотипов учебной деятельности и взаимодействия с сверстниками. При необходимости — обучение навыкам альтернативной коммуникации. Консультирование родителей по выстраиванию отношений с ребенком. Консультирование учителей/ воспитателей по учету специфики особенностей ребенка в образовательном процессе. | Заключение дефектолога: неравномерность развития познавательной деятельности на фоне искажения эмоционально-волевой сферы. Программный материал (указать программу) не усваивает/усваивает частично. Направления деятельности дефектолога: | Заключение логопеда: специфическое (системное?) нарушение речи (указать степень). Направления деятельности логопеда: формирование навыков коммуникации, алгоритмов произвольного высказывания. Развитие всех компонентов речи. | Специальные образовательные условия Инклюзивное обучение в среде обычных сверстников не рекомендовано. Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей школьного возраста с нарушением интеллекта / для детей с сложными дефектами / обучение по адаптированной образовательной программе с составлением ИУП с учетом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка с РАС. Очная форма / очно-заочная / классно-урочная форма / надомная. Режим — полный/неполный день / классно-урочная форма / организация обучения на дому или желательно в классе малой наполняемости / с использованием дистанционных технологий. Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой. Сопровождение тьютора. Индивидуальные занятия: с педагогом-психологом, учителем- логопедом, учителем-дефектологом. Парциальная интеграция в мини- группу детей во второй половине дня с сопровождением тьютора (ассистента в соответствии с ИПР). Срок повторного прохождения ПМПК по запросу ПМПк 00. Дополнительные условия Наблюдение психиатра. |
3. | 3 группа РДА (F84.1, F84.3, F84.5, F07.8, F07.87) возможны диагнозы (с подрубриками) F20, F21, F25 | Особенности поведения на ПМПК: в поведении часто неадекватен, может быть бездистантен. Легко возбуждается, совершенно не соблюдает границ взаимодействия. Двигательно расторможен, суетлив, захвачен своими собственными, стереотипными интересами. Контакт со взрослым формальный. Речь стереотипная, часто достаточно сложная, специфически модулированная, монотонная или, наоборот, слишком высокая. Уровень развития психических функций выраженно неравномерен. Может демонстрировать парциальные способности. |
| | Заключение психолога: вариант искажения с выраженной неравномерностью формирования психических сфер. Направления деятельности психолога: индивидуальные и групповые занятия по формированию самовосприятия и восприятия других, развитию навыков взаимодействия в среде сверстников и взрослых. Консультирование родителей по способам расширения социальной компетентности детей. Консультирование учителей/воспитателей по учету специфики особенностей ребенка в образовательном процессе. | Заключение дефектолога: неравномерность развития познавательной деятельности на фоне искажения эмоционально-волевой сферы. Программный материал усваивает / не усваивает / усваивает неравномерно. Направления деятельности дефектолога: формирование алгоритма продуктивной деятельности, в т.ч. и учебной. Помощь в овладении ООП/АОП/АООП. | Заключение логопеда: специфическое нарушение речи у ребенка с РАС. Специфические трудности овладения процессами письма и чтения. Направления деятельности логопеда: формирование навыков коммуникации, алгоритмов произвольного высказывания. Работа над пониманием прочитанного. | Специальные образовательные условия 1.Обучение по основной общеобразовательной программе / обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе детей с тяжелыми нарушениями речи, с составлением ИУП, с учетом психофизических особенностей и возможностей ребенка /обучение по адаптированной образовательной программе с учетом психофизических особенностей и возможностей ребенка с РАС. Очная форма / классно-урочная форма / надомная. Щадящий режим пребывания в школе (дополнительный выходной день, сокрашение общей нагрузки во времени и т.п.). Режим полный/неполный день, желательно в классе малой наполняемости. При выраженных нарушениях поведения — организация обучения на дому / с использованием дистанционных технологий. Использование специальных учебников, учебных пособий и фактических материалов в соответствии с программой с опорой на визуализацию материала. Сопровождение тьютора. Индивидуальные/групповые занятия: с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Срок повторного прохождения ПМПК по запросу ПМПк ОО, (при переходе на другой уровень образования). Посещение групповых занятий по программам дополнительно образования.
Дополнительные условия: Наблюдение психиатра. |
4. | 4 группа РДА (F84.0, F84.11, F84.12) F20, F21, F25.21, F07.8, F07.87 | Особенности поведения на ПМПК: повышенно раним, тормозим, неадекватен и избирателен в контактах. Не «считывает» эмоциональный контекст ситуации. Голос тихий, монотонный, или высокий, мало- модулированный. Визуальный контакт крайне кратковременный. В речи встречаются эхолалии, ошибки употребления местоимений. В случаях затруднений или страха — возникают речевые или моторные стереотипии, поведение становится менее адекватным. Доступен обследованию, демонстрирует свои школьные навыки, но делает это медленно, очень неуверенно, нуждается в поддержке со стороны взрослого. Понимание чувств и мыслей другого человека — фактически недоступны. Уровень развития психических функций неравномерен. |
| | Заключение психолога: вариант искажения с неравномерной недостаточностью психического развития. Направления деятельности психолога: индивидуальные и групповые занятия с психологом по формированию самовосприятия и восприятию других, развитию, навыков взаимодействия в среде сверстников и взрослых. Консультирование родителей по способам расширения социальной компетентности детей. Консультирование учителей/воспитателей по учету специфики особенностей ребенка в образовательном процессе. | Заключение дефектолога: специфическая неравномерность развития познавательной деятельности на фоне искажения эмоциональноволевой сферы. Программный материал усваивает /усваивает не в полном объеме. Направления деятельности дефектолога: формирование алгоритма продуктивной деятельности, в т.ч. учебной, помощь в усвоении ООП / АОП / АООП. | Заключение логопеда: специфическое нарушение письменной речи / нарушение процессов овладения письмом и чтением (на уровне осмысления). Направления деятельности логопеда: формирование навыков коммуникации, алгоритмов произвольного высказывания. Коррекция нарушений письменной речи. Работа над пониманием смысла прочитанного. | Специальные образовательные условия Обучение по основной общеобразовательной программе (с составлением ИУП) / обучение по адаптированной образовательной программе с учетом психофизических особенностей и возможностей ребенка с РАС / при наличии тяжелых нарушений речи — обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом психофизических особенностей и возможностей детей с РАС. Форма обучения: очная/классно-урочная. Режим — полный/неполный день / классно-урочная форма (желательно в классе малой наполняемости). Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой с опорой на визуализацию материала. Сопровождение тьютора на период адаптации. Индивидуальные/групповые занятия: с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Срок повторного прохождения ПМПК по запросу ПМПк 00. Дополнительные условия Наблюдение психиатра/невролога. Щадящий режим пребывания в школе (дополнительный выходной день или сокращение общей нагрузки во времени и т.п.). Посещение групповых занятий по программам дополнительного образования. |
5. | Атипичный аутизм Искажение преимущественно когнитивной сферы (F84.1, F84.3, F89, F84.11, F84.12) возможны диагнозы (с подрубриками) F20.8, F25, F84.5, а также диагнозы F07.8, F07.87 | Особенности поведения на ПМПК: в поведении проявляются черты вычурности. Демонстрирует «зоны» «сверхценных» захватывающих его интересов, это может касаться как отдельных предметов — астрономии, минерологии и т.п., так и существовать у ребенка как собственная ценность — карты, схемы, и т.п. Моторно, как правило, скован, в случаях затруднений могут возникать множественные стереотипии, в т.ч. речевые. Речевое развитие может быть самым разнообразным, ребенок сам может сочинять стихи или прозу, но тематика их специфична и стереотипна. Речь скандирована, монотонна, маломодулирована. Уровень развития психических функций выраженно неравномерен, могут быть как парциальные способности, так и «провалы» в развитии каких-либо функций. Трудности социального взаимодействия являются центральными в картине личностного развития ребенка. |
| | Заключение психолога: вариант искаженного развития преимущественно когнитивной сферы с выраженными поведенческими нарушениями. Направления деятельности психолога: индивидуальные и групповые занятия по формированию позитивного опыта и навыков межличностного взаимодействия. Консультирование родителей по способам расширения социальной компетентности детей. Консультирование учителей/воспитателей по учету в образовательном процессе специфики нарушений ребенка. | Заключение дефектолога: познавательное развитие специфически неравномерно/недостаточно. Программный материал (указать какой) усваивает специфически неравномерно / усваивает не в полном объеме и неравномерно / не усваивает. Направления деятельности дефектолога: формирование алгоритма продуктивной деятельности, в т.ч. и учебной, помощь в усвоении ООП, АОП | Заключение логопеда: специфическое нарушение речи. Нарушения письменной речи. Направления деятельности логопеда: формирование навыков коммуникации, алгоритмов контекстной диалогической речи. Коррекция компонентов письменной речи (при необходимости). | Специальные образовательные условия Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития с составлением ИУП и учетом психофизических особенностей и возможностей ребенка / обучение по адаптированной образовательной программе с учетом особенностей ребенка с РАС (возможно — с разработкой индивидуального учебного плана). Очная / очно-заочная / классно-урочная форма / надомная. Возможна дистантная форма обучения. Режим — полный/неполный день / классно-урочная форма, желательно в классе малой наполняемости. При выраженных нарушениях поведения — организация обучения на дому с использованием дистанционных технологий и электронного обучения. Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой. Сопровождение тьютора. Индивидуальные/мини-групповые занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Срок повторного прохождения ПМПК — по запросу ПМПк 00. Дополнительные условия Наблюдение и лечение у врача-психиатра. Щадящий режим пребывания в школе (дополнительный выходной день или сокращение общей нагрузки во времени и т.п.). |
10.1 | Специфика определения вариантов СОУ для детей с нарушениями слуха (дефизитарностью слухового анализатора) |
| Специалисты | психолог | дефектолог | логопед | Спец. образ. условия |
1. | 1 группа (H90, H91) | Особенности поведения и коммуникации на ПМПК: поведение без выраженных особенностей. Возможна специфичность поведения, проявляющаяся в переспрашивании при устном общении, особенно в условиях шумной обстановки, полилога и воздействия других неблагоприятных акустических факторов. Наблюдаются незначительные нарушения звукопроизношения, единичные аграмматизмы, трудности в составлении и продуцировании развернутой фразы и связного высказывания. |
| | Заключение психолога: психическое развитие приближено к возрастной норме / соответствует нижней границе возрастной нормы. Направления деятельности психолога: формирование жизненных и коммуникативно-личностных компетенций; развитие компонентов учебной деятельности; формирование партнерского взаимодействия в учебной деятельности; консультирование родителей по вопросам школьной адаптации ребенка с нарушенным слухом и др. | Заключение дефектолога (сурдопедагога): слуховое восприятие речевого материала — в соответствии с аудиограммой (различение слов/фраз на расстоянии... м), слуховые аппараты/кохлеарные импланты настроены адекватно. Речь внятная, разборчивая с незначительным нарушением звукопроизношения отдельных звуков/группы звуков, легким аграмматизмом. Направления деятельности дефектолога (сурдопедагога): развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности школьника (слухо-зрительное восприятие при использовании слуховых аппаратов /' кохлеарных имплантов, говорение, чтение, письмо); расширение и обогащение словарного запаса, коррекция и развитие грамматической и синтаксической структуры речи; формирование текстовой компетенции обучающегося с нарушенным слухом; развитие умения вступать в диалог с взрослыми и сверстниками с целью обсуждения полученной информации, совместного решения поставленных задач и т.д. | Заключение логопеда: (при выявлении первичного нарушения речи) дизартрия (указать форму и степень) / дизартрический компонент / дисграфия и т.д. Направления деятельности логопеда: в соответствии со структурой речевого нарушения. | Специальные образовательные условия Обучение по основной образовательной программе при наличии психолого-педагогических условий; специальных материально-технических ресурсов (в т.ч. ассистивных средств и технологий — указать каких). Форма обучения — очная. Режим — очный полный день / неполный день (при наличии астенического состояния — справка ВК). Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, обеспечивающие полисенсорную основу восприятия информации в соответствии с программой. Индивидуальные/групповые занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом), индивидуальные занятия с учителем-логопедом (при выявлении нарушений речи), индивидуальные/групповые занятия с педагогом-психологом / социальным педагогом. Срок повторного прохождения ПМПК — по запросу ПМПк 00. Дополнительные условия Наблюдение у врача-сурдолога (не реже одного раза в год), при необходимости у невролога. |
2. | 2 группа (H90, H91) | Особенности поведения и коммуникации на ПМПК: поведение без выраженных особенностей / специфика поведения проявляется в повышенной утомляемости, снижении устойчивости внимания, особенностях темпа переключения с одного действия на другое. Наблюдаются разнообразные проявления психологических трудностей/ фобий в общении со слышащими людьми, ошибочные ответы или затруднения в ответах, трудности восприятия и понимания продолжительного монолога. Отмечается ситуативность, фрагментарность, однозначность понимания речевых сообщений в устной и письменной коммуникации. Ребенок произносит звуки смазанно, искажает слоговую структуру, нарушаются нормы ударения в новых/малознакомых словах, имеются затруднения в интонационном оформлении речи. Отмечаются выраженные трудности продуцирования связного высказывания |
| | Заключение психолога: психическое развитие приближено к возрастной норме/соответствует нижней границе возрастной нормы. Направления деятельности психолога: расширение социального опыта ребенка, его контактов со сверстниками; формирование социальных компетенций, включая способность к социальной адаптации и интеграции в общество; развитие умений самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, сотрудничать с педагогами и сверстниками на основе словесной речи (в устной и письменной формах); консультирование родителей по вопросам взаимодействия с глухим/слабослышащим школьником, проблеме профессионального ориентирования и др. | Заключение дефектолога (сурдопедагога): слуховое восприятие речевого материала соответствует/не соответствует данным аудиометрического исследования/программным требованиям (% различение слов/фраз/текста на расстоянии ... м), слуховые аппараты/кохлеарные импланты настроены адекватно. Речь достаточно внятная, достаточно разборчивая. Нарушены произношение групп звуков (например, шипящих, свистящих и т.д.) и интонационная сторона речи; ограниченный словарный запас / обиходно-бытовая лексика; стойкие аграмматизмы, трудности реализации связного высказывания. Направления деятельности дефектолога (сурдопедагога ): развитие слухового восприятия, в т.ч. в сложных акустических условиях, развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности обучающихся слухозрит. восприятия (с использованием слуховых аппаратов и /или кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма. Развитие произносит. стороны речи, расширение и обогащение словарного запаса, овладение нормами грамматики и синтаксиса русского языка. Развитие способности к осмысленному, вдумчивому чтению, навыков выделения нового и непонятного в тексте. Развитие умения анализировать структуру текста, формировать понимание различных видов содержательной информации в нем, внутритекстовых связей. Совершенствование связной речи и т.д. | Заключение логопеда: (при выявлении первичного нарушения речи) системное недоразвитие речи (указать степень) /дизартрия (указать форму и степень выраженности) / дизартрический компонент и т.д. Направления деятельности логопеда: | Специальные образовательные условия Обучение по основной или адаптированной общеобразовательной программе при наличии психолого-педагогических условий; специальных материально-технических ресурсов (в т.ч. ассистивных средств и технологий — указать каких). Форма обучения — классно-урочная. Режим — очный полный день / неполный день (при наличии астенического состояния — справка ВК). Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, обеспечивающих полисенсорную основу восприятия информации в соответствии с программой; использование компьютерных инструментов обучения, отвечающих особым образовательным потребностям глухих/слабослышащих детей. Индивидуальные занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом), с учителем-логопедом (при выявлении нарушений речи), индивидуальные/групповые занятия с педагогом-психологом. Срок повторного прохождения ПМПК — по запросу ПМПк образовательной организации. Дополнительные условия Наблюдение у врача-сурдолога (не реже одного раза в год), при необходимости у невролога. |
3. | 3 группа (H90, H91) | Особенности поведения и коммуникации на ПМПК: поведение без ярко выраженных особенностей / с проявлением специфичных особенностей — неуверенность в себе, зависимость от близкого взрослого, повышенная раздражительность, невротические реакции. Наблюдаются замкнутость, уход от общения с незнакомыми взрослыми, боязнь быть неуспешным. Выраженные трудности понимания речи и необходимость использования дополнительных средств общения (естественные жесты, письменная речь, жестовая речь). Резко ограниченные возможности использования самостоятельной устной речи, произносительная сторона речи грубо нарушена. |
| | Заключение психолога: уровень познавательного развития и эмоционально-волевой сферы не соответствует возрастным нормативам. Направления деятельности психолога: развитие личной активности, инициативы, чувства уверенности в себе с учетом имеющихся ограничений здоровья и в соответствии с принятыми нормами поведения в обществе; развитие стремления к достижениям в учебе, труде, творчестве, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Развитие способности к организации своей деятельности, включая принятие и удержание цели деятельности, ее планирование, контроль и оценку. Развитие умения сопереживать другим, практическое освоение форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребенка. | Заключение учителя-дефектолога (сурдопедагога): слуховое восприятие речевого материала соответствует / не соответствует данным аудиометрического исследования/программным требованиям (% различение слов/фраз/текста на расстоянии ... м), слуховые аппараты/кохлеарные импланты настроены адекватно. Речь недостаточно внятная/невнятная; недостаточно разборчивая / неразборчивая; грубо нарушены все стороны звукопроизношения; ограниченный словарный запас/обиходно-бытовая лексика; выраженный/грубый аграмматизм; трудности реализации связного высказывания. Направления деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога ): и невербальной коммуникации в целях реализации собственных познавательных и коммуникативных потребностей; развитие произносительной стороны речи, расширение и обогащение словарного запаса, овладение нормами грамматики и синтаксиса русского языка; развитие способности к осмысленному, вдумчивому чтению; развитие умения анализировать структуру текста и т.д. | Заключение логопеда: (при выявлении первичного нарушения речи) системное недоразвитие речи (указать степень) / дизартрия (указать форму и степень) / дизартрический компонент / нарушение речи по типу алалии. Направления деятельности логопеда: | Специальные образовательные условия Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих/слабослышащих детей/адаптированной образовательной программе при наличии психолого-педагогических условий, в т.ч. ассистивных устройств и технологий. Инклюзивное образование не показано. Форма обучения — очная. Режим — очный полный день / неполный день (при наличии астенического состояния — справка ВК). Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой, обеспечивающих полисенсорную основу восприятия информации. Групповые и индивидуальные занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом), индивидуальные занятия с учителем-логопедом (при выявлении первичных нарушений речи), индивидуальные/ групповые занятия с педагогом-психологом. Срок повторного прохождения ПМГТК — но запросу ПМПк 00. Дополнительные условия Наблюдение врача-сурдолога (не реже одного раза в год), при необходимости невролога / детского психиатра. |
10.2 | Специфика определения вариантов СОУ для детей с нарушениями зрения (дефизитарностью зрительного анализатора) |
| Специалисты | психолог | дефектолог | логопед | Спец. образ. условия |
1. | Слепые (незрячие) (H53, H54, H58.1) | Особенности поведения на ПМПК: дети школьного возраста с нормой интеллекта, имеющие представление об особенностях своего восприятия и восприятии людей, нормально видящих, в новой обстановке и с незнакомыми людьми чаще всего ведут себя сдержанно, настороженно. Стараются контролировать свои реакции, удерживать определенную позу, отвечают односложно, внимательно слушают говорящего. Эмоции так же, как и у дошкольников, маловыразительны или отсутствуют. |
| | Заключение психолога: дефицитарность зрит. восприятия (характер дефицитарности). Психическое развитие в границах возрастных норм / ниже возрастной нормы / не соответствует возрастным нормам (указать степень выраженности интеллектуального дефицита). Направления деятельности психолога: развитие психомоторной сферы, пространственных представлений. Формирование представлений о себе и других (совместно с тифлопедагогом), развитие самооценки. Формирование восприятия и понимания различных эмоциональных состояний, умения отражать эмоции адекватно ситуациям. | Заключение дефектолога (тифлопедагога): специфика зрительного восприятия (констатация нарушения, его характера и уровня). Познавательное развитие в границах возрастной нормы. Образовательную программу (указать какую, какие предметные области) усваивает / усваивает не в полном объеме. Направления деятельности тифлопедагога: развитие зрительного восприятия. Развитие осязания и мелкой моторики. Ориентировка в пространстве. Социально-бытовая ориентировка. Формирование познавательной активности. Формирование представлений о своих возможностях (физических, зрительных, и т.п.). Владение жестами, пантомимой, использование мимики. Ориентировка в знакомом и незнакомом пространстве, ориентировка на себе и в микропространстве. Обучение коммуникации с окружающими (совместно с психологом). Необходимая помощь при трудностях в овладении программным материалом. | Заключение логопеда: при наличии нарушения речи — соответствующее заключение. Направления деятельности логопеда: | Специальные образовательные условия Обучение по основной общеобразовательной программе / обучение по адаптированной основной образовательной программе (для слепых обучающихся) / по адаптированной основной образовательной программе и индивидуальному учебному плану в специально организованных классах для слепых обучающихся / по адаптированной образовательной программе и индивидуальному учебному плану совместно с нормально видящими сверстниками. Организация обучения на основе применения рельефно-точечной системы обозначений Луи Брайля. Организация образовательного процесса в соответствии с офтальмо-эргономическими рекомендациями. Режим обучения — полный день. Сопровождение образовательного процесса тифлопедагогом, тьютором, педагогом-психологом (степень участия каждого специалиста определяется индивидуально, по результатам обследования ребенка и заключениям специалистов). Использование специальных учебников и учебных пособий (отпечатанными рельефно-точечным шрифтом, аудиоучебники. Индивидуальные коррекционные занятия и сопровождение тифлопедагога, индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом-психологом. При наличии речевых нарушений — занятия с логопедом. Дополнительные условия Занятия в ПМСС-центре — посещение индивидуальных коррекционных занятий профильных специалистов. Наблюдение профильных специалистов-медиков. |
2. | Слабовидящие (H53, H54, H58.1) | Особенности поведения на ПМПК: большинство слабовидящих детей и подростков склонны переоценивать свои зрительные возможности. Из-за искаженности зрительного восприятия и сниженного внимания, стараются достраивать образ по имеющимся у них представлениям. Редко используют для уточнения тактильно-осязательный способ восприятия предметов, поэтому, в отличие от слепых, часто имеют поверхностные и неточные знания о предметах окружающей действительности |
| | Заключение психолога: дефицитарность зрит. восприятия (характер дефицитарности). Психическое развитие в границах возрастных норм / ниже возрастной нормы / не соответствует возрастным нормам (указать степень выраженности интеллектуального дефицита). Направления деятельности психолога: формирование представлений о себе и других (совместно с тифлопедагогом), развитие самооценки. Формирование восприятия и понимания различных эмоциональных состояний, умения отражать эмоции адекватно ситуациям. Развитие мотивации к учебной деятельности. | Заключение дефектолога (тифлопедагога): специфика зрительного восприятия (констатация нарушения, его характера и уровня). Познавательное развитие в границах возрастной нормы. Образовательную программу (указать какую, какие предметные области) усваивает / усваивает не в полном объеме. Направления деятельности тифлопедагога: развитие зрительного восприятия. Социально-бытовая ориентировка. Формирование познавательной активности. Обучение коммуникации с окружающими (совместно с психологом). Необходимая помощь при трудностях в овладении программным материалом. | Заключение логопеда: при наличии нарушения речи — соответствующее заключение. Направления деятельности логопеда: | Специальные образовательные условия Обучение по адаптированной основной образовательной программе для слепых обучающихся и слабовидящих обучающихся с прогрессирующим заболеванием / для слабовидящих обучающихся / обучение по адаптированной образовательной программе и индивидуальному учебному плану совместно с нормально видящими сверстниками. Режим обучения — полный день. Использование специальных учебников, учебно-методических пособий и дидактических материалов, (аудиоучебники в формате: техническими средства) электронная лупа, тифлофлешплеер, видеоувеличитель и т.п.). Наличие ассистента (помощника), при необходимости — сопровождение тьютора. Сопровождение образовательного процесса тифлопедагогом, педагогом-психологом (степень участия каждого специалиста определяется индивидуально, по результатам обследования ребенка). Дополнительные условия Наблюдение профильного специалиста и прохождением необходимого аппаратного лечения в поликлинике, реабилитационном центре, других организациях. Дополнительные коррекционные тифлопедагогические занятия в центре ППМСС-центре. Занятия в системе дополнительного образования. |
3. | Дети с пониженным зрением (отдельные рубрики H53, H58.1) | Особенности поведения на ПМПК: поведенческие особенности не выражены. Основные проявления отражаются в манипуляциях с предметами и перемещении в пространстве (несформированные представления о схеме тела, движения трудно координируемы и т.п.). Часто у детей данной подкатегории характер зрения монокулярный, из-за чего затруднено восприятие пространственных признаков предметов (расстояния, глубины, объема, размера). |
| | Заключение психолога: дефицитарность зрит. восприятия (характер дефицитарности). Психическое развитие в границах возрастных норм / ниже возрастной нормы / не соответствует возрастным нормам (указать степень выраженности интеллект. дефицита). Направления деятельности психолога: | Заключение дефектолога (тифлопедагога): специфика зрит. восприятия (констатация нарушения, его характера и уровня). Познавательное развитие в границах возрастной нормы. Программный материал усваивает / усваивает не в полном объеме. Направления деятельности тифлопедагога: развитие и коррекция зрительного восприятия (при необходимости в ситуации проведения лечения). Формирование познавательной активности. Помощь в овладении программным материалом. | Заключение логопеда: при наличии специфики речевого развития. Направления деятельности логопеда: | Специальные образовательные условия Обучение по основной общеобразовательной программе. В случаях прогрессирующего заболевания необходимо решение вопроса об обучении по индивидуальному учебному плану, включая коррекционную программу основной образовательной программы или по адаптированной образовательной программе с учетом психофизических особенностей слабовидящих обучающихся. При обучении соблюдение общих офтальмо-эргономических рекомендации. Форма обучения: очная. Режим обучения: полный день. При необходимости сопровождение образовательного процесса тифлопедагогом, логопедом, педагогом-психологом (степень участия каждого специалиста определяется индивидуально, по результатам обследования ребенка и соответствующим заключениям специалистов). Дополнительные условия Наблюдение профильного специалиста. Занятия в системе дополнительного образования. |
11.1 | Специфика определения вариантов СОУ для детей c нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП) |
| Специалисты | психолог | дефектолог | логопед | Спец. образ. условия |
1. | ДЦП негрубой степени выраженности (G80-G83, легкая спастическая диплегия или гемиплегия, легкая астатически-атоническая форма) | Основные особенности поведения на ПМПК: ребенок может быть как адекватен в поведении, так и вести себя как более младший ребенок. Выраженно замедлен темп деятельности. Могут быть трудности удержания алгоритмов деятельности. Как правило, недостаточно сформирована сфера пространственных представлений (связано с особенностями двигательного развития и нарушением схемы тела). Эмоционально лабилен. Обследованию доступен, но нуждается в организующей помощи, поддержке со стороны взрослого. |
| | Заключение психолога: недостаточность/неравномерность (выраженная/негрубая) развития психических функций у ребенка с ДЦП. Направления деятельности психолога: формирование пространственных представлений, произвольной регуляции и мотивации учебной деятельности. Консультирование учителей/воспитателей по учету специфики нарушений ребенка в образовательном процессе. | Заключение дефектолога: интеллектуальное развитие соответствует возрасту / неравномерно / в нижних границах возрастных требований. Программу усваивает / усваивает частично / не усваивает. Направления деятельности дефектолога: формирование высших психических функций. Помощь в усвоении ООП, АООП, АОП. | Заключение логопеда: развитие речи в пределах возрастных норм / ниже возрастных норм/риск формирования нарушения письменной речи вследствие некомпенсированного ОНР / нарушение письменной речи. Дизартрический компонент. Направления деятельности логопеда: коррекция всех компонентов речи (с указанием преимущественного нарушения). Коррекция нарушения письменной речи. Помощь в овладении графическим навыком. | Специальные образовательные условия Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с нарушениями ОДА /для детей с ЗПР. Составление ИУП с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка / обучение по адаптированной образовательной программе с учетом психофизических особенностей ребенка с ДЦП. Учет темпа деятельности ребенка. Форма обучения — очная/очно-заочная/классно-урочная/ надомная. Режим — полный/неполный день. Использование специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов в соответствии с программой. Сопровождение тьютора (на период адаптации в школе). Индивидуальные/групповые занятия: с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Срок повторного прохождения ПМПК по запросу ПМПк 00. Дополнительные условия Посещение занятий в группе по программам дополнительного образования с учетом интересов ребенка. Наблюдение профильного врача. Реабилитация в организациях здравоохранения и социальной защиты, в т.ч. занятия лечебной/адаптивной физической культурой (в соответствии с ИПР). |
2. | Выраженная степень двигательных нарушений (G80-G83, спастическая диплегия, тетраплегия, тяжелая астатически-атоническая или гиперкинетическая форма и сходные с ней состояния) при невозможности самостоятельного передвижения | Основные особенности поведения на ПМПК: грубо замедлен темп деятельности и ее целенаправленность. Поведение ребенка можно интерпретировать как неадекватное за счет грубых двигательных нарушений и выраженной неравномерной недостаточности психического (в т.ч. эмоционального) развития в целом. Выявить уровень академических знаний ребенка зачастую трудно и возможно только в устной форме. Речь, как правило, дизартричная, недостаточно разборчивая, в тяжелых случаях — отдельными звукосочетаниями. |
| | Заключение психолога: уровень развития психических функций неравномерно недостаточен/не соответствует границам возрастных норм и социально психологическим нормативам. Направления деятельности психолога: помощь в овладении программным материалом. Консультирование родителей по вопросам родительско-детских отношений и социальной адаптации ребенка. Консультирование педагогов/воспитателей по вопросам учета особенностей ребенка в образовательном процессе. | Заключение дефектолога: выраженная (неравномерная) недостаточность развития психических функций у ребенка с ДЦП. Программу (указать какую) усваивает / усваивает частично / не усваивает. Направления деятельности дефектолога: формирование психических функций. Помощь в овладении программным материалом. Консультирование родителей и педагогов по вопросам обучения ребенка. | Заключение логопеда: системное недоразвитие речи у ребенка с ДЦП (указать степень тяжести), дизартрия (указать форму и степень тяжести). Направления деятельности логопеда: | Специальные образовательные условия Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с нарушениями ОДА / для детей с нарушением интеллекта школьного возраста. Составление ИУП с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка. Учет темпа деятельности ребенка / инклюзивное обучение не рекомендовано. Форма обучения — очная/очно-заочная/классно-урочная/ надомная. Режим — полный/неполный день. Дозирование времени пребывания в группе детей с учетом состояния ребенка. При выраженных нарушениях поведения — организация обучения на дому. Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой. Сопровождение ассистента (помощника) (в соответствии с ИПР при обучении в очной форме). Создание безбарьерной среды, включая ассистивные устройства и технологии. Индивидуальные/групповые занятия: с учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Срок повторного прохождения ПМПК — по запросу ПМПк 00. Дополнительные условия Наблюдение профильного врача. Реабилитация в организациях здравоохранения и социальной защиты (в соответствии с ИПР). |
3. | Развитие в условиях дефицитарности опорно-двигательного аппарата (G10-G13, G71, по типу мышечных атрофий и сходных состояний) при невозможности самостоятельного передвижения | Особенности поведения на ПМПК: в поведении адекватен, достаточно критичен. Обычно ребенок быстро утомляем. |
| | Заключение психолога: развитие психических функций соответствует возрасту. Направления деятельности психолога: | Заключение дефектолога: познавательное развитие в границах возрастной нормы. Программный материал усваивает / усваивает не в полном объеме. Направления деятельности учителя-дефектолога: | Заключение логопеда: развитие речи соответствует возрасту. Направление деятельности логопеда: | Специальные образовательные условия Обучение по основной общеобразовательной программе с составлением ИУП в соответствии с особенностями развития ребенка / обучение по адаптированной образовательной программе. Учет темпа деятельности ребенка. Форма классно-урочная. Возможна дистантная/надомная форма обучения. Использование соответствующих дидактических материалов, ассистивных устройств и технологий. Сопровождение тьютора и/или ассистента (в соответствии с ИПР) при обучении в классно-урочной форме. Срок повторного прохождения ПМПК — по запросу ПМПк 00. Дополнительные условия Наблюдение профильного врача. Посещение занятий в группе в учреждении дополнительного образования по интересам ребенка. Психологическая поддержка ребенка и семьи в условиях ППМС- центра. |