kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение психолого-педагогического опыта работы по теме: «Арт - терапия как средство эмоциональной саморегуляции личности дошкольника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Арт-терапия как метод психологической коррекции эмоциональной саморегуляции основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта, позволяет «выплеснуть» негативные переживание, гармонизирует внутреннее состояние. В продуктивной творческой деятельности ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение психолого-педагогического опыта работы по теме: «Арт - терапия как средство эмоциональной саморегуляции личности дошкольника»»

МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида г. Горно- Алтайска»





Рассмотрено:

Педагогический совет:

Протокол № __от _____г.

Утверждаю:

Заведующий








































Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №5 комбинированного вида города Горно-Алтайска»












Обобщение психолого-педагогического опыта работы по теме:

«Арт - терапия как средство эмоциональной саморегуляции личности дошкольника»




















г. Горно-Алтайск, 2016


Общие сведения об авторе


Ф.И.О.

Васина Олеся Константиновна

Дата рождения

13.03.1986

Образование

Среднее специальное: учитель начальных классов, Г-АПК, 2005г.

Высшее профессиональное: педагог-психолог, ГАГУ 2010г.

Магистратура: магистр педагогики, ГАГУ, 2012г.


Должность

Педагог-психолог

Место работы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 комбинированного города Горно-Алтайска.

Стаж в должности

5 лет

Категория

Высшая

Ученая степень

Не имею

Награды


Благодарственное письмо МУ «Управление образования города Горно-Алтайска» 2011г.


Благодарственное письмо МУ «Управление образования города Горно-Алтайска» 2012г.


Благодарственное письмо психолого-педагогического факультета Горно-Алтайского государственного университета 2011г.

Благодарственное письмо администрации города Горно-Алтайска 2013г.


Сертификаты и грамоты за участие в конкурсах и семинарах

Телефон

89136998837

e-mail

[email protected]




СОДЕРЖАНИЕ


  1. Актуальность опыта………………………………………………………5

  2. Научно - методологический аппарат……………………………………..8

  3. Этапы исследования……………………………………………………....9

  4. Теоретико - методологические основы исследования эмоциональной саморегуляции……………………………….............................................10

  5. Арт-терапия как метод психолого-педагогической коррекции ……..14

  6. Экспериментальное изучение влияние арт - терапии на уровень эмоциональной саморегуляции личности дошкольника…..…………...18

  7. Заключение………………………………………………………………..41

  8. Список литературы………………………………………………………43

  9. Приложение……………………………………………………………...47


















Актуальность опыта.

Среди глобальных проблем человечества особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внешних факторах.

Наряду с этим, значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся основополагающим регулятором психики ребёнка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу, как сложно организованную систему регуляции поведения и деятельности. Ежегодное диагностирование психического уровня развития детей в МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида города Горно-Алтайска», а также в МБОУ «Гимназия №3 г. Горно-Алтайска» констатирует наличие у детей таких нарушений эмоционально-волевой сфере, как:

  • страхи, не являющиеся возрастными, тревожность, мнительность;

  • болезненная чувствительность, впечатлительность;

  • застревание на отрицательных эмоциях;

  • устойчивое негативное отношение к общению, конфликтность;

  • недоверие к окружающим, жестокость;

  • повышенная агрессивность;

  • снижение активности, самостоятельности, инициативности детей;

  • отсутствие или недостаточное развитие навыков адекватного проявления эмоциональных переживаний, навыков саморегуляции поведения.

В комплексе данные проблемы приводят к несформированности эмоциональной саморегуляции дошкольников.

По мнению А.А.Ершова, саморегуляция понимается как свойство личности, проявляемое в способности, во-первых, сохранять свою целостность, единство психических явлений, движение к сознательно поставленной цели, равновесие внутренних и внешних сил, во-вторых, целенаправленно самоизменяться, развивать свое «Я», отдельные черты, потребности, стиль поведения [47].

Эмоциональная саморегуляция  — это способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемым образом, сохраняя достаточную гибкость [37].

Изучение стиля родительского поведения у родителей, обратившихся к психологу в связи с эмоциональными нарушениями детей, проблемами в поведении и т.д., выявляет наличие признаков дисгармонии родительско - детских отношений.

Таким образом, данная проблема не теряет своей актуальности. Поэтому необходим поиск новых здоровьесберегающих технологий, позволяющих сбалансировать эмоциональное состояние, показать наиболее приемлемые способы эмоциональных реакций и т.п.

Анализ профессиональной деятельности педагогов и специалистов в ДОУ, с учетом ФГОС, показывает, что становится недостаточно использовать только традиционные приемы компенсации и коррекции отклонений в развитии. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных способов работы, применение новых форм и методов. Наряду с использованием традиционных методов, важную роль в преодолении трудностей развития могут сыграть методы арт-терапии. В связи с чем, в настоящее время все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как психотерапия искусством. Воздействие посредством изобразительного творчества - арт-терапия или «терапия творческим самовыражением».
Арт-терапия как метод психологической коррекции эмоциональной саморегуляции основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта, позволяет «выплеснуть» негативные переживание, гармонизирует внутреннее состояние. В продуктивной творческой деятельности ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.

Кроме того, одной из наиболее значимых характеристик арт-терапевтического взаимодействия является опыт позитивной совместной деятельности, развитие коммуникативной активности, актуализации ролей «зритель - художник», придание ценности детским переживаниям. Психотерапевтическим воздействием сотворчества на эмоциональное, а также нравственное развитие личности занимались А.И. Аржанова, И.П. Воропаева, В.Г. Нечаева, Р.В. Овчарова, Н.Э. Фаас [29].

Таким образом, Арт - терапия обладает возможностями мягкой гуманной поддержки личности ребенка, развивает его способности к самопознанию (Дж. Аллан, М. Бурно, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Ловенфельд, Е.Г. Макарова) [18].

Актуальность опыта заключается в использовании методов Арт - терапии в рамках учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний детей – дошкольников, развитие эмоциональной саморегуляции, что обусловило выбор темы творческой темы: «Арт - терапия как средство эмоциональной саморегуляции личности дошкольника»

Работа в данном направлении соответствует принципам ФГОС и способствует разностороннему развитию детей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Ведущая идея опыта: целенаправленное и системное использование метода арт - терапии в качестве средства эмоционального воздействия способно корректировать уровень эмоциональной саморегуляции дошкольников;

Цель: исследование влияния метода арт - терапии на эмоциональную саморегуляцию личности дошкольника, разработка новых форм и методов работы в данном направлении, обобщение психолого-педагогического опыта по теме исследования.

Объект: саморегуляция как психологический феномен.

Предмет: арт - терапия как средство эмоциональной саморегуляции личности дошкольника.

Гипотеза исследования имеет сложный характер и содержит следующие допущения:

- Существует связь между методами арт- терапии и эмоциональной саморегуляцией.

- Целенаправленное и системное использование арт - терапии в качестве средства психотерапевтического воздействия способно корректировать уровень эмоциональной саморегуляции дошкольников;

- Возможно развитие уровня эмоциональной саморегуляции ребенка в условиях формирующего эксперимента, если учитывать следующие факторы: взаимодействие должно быть активным и индивидуализированным; развитие навыков эмоциональной саморегуляции посредством арт-терапии должно быть системным, а взаимодействие специально организованным; использование определенных методов должно быть разнообразным и варьироваться, в зависимости от особенностей эмоциональной вовлеченности дошкольника.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования.

  2. Выявить специфику использования методов арт - терапии, в качестве средства коррекции эмоциональной саморегуляции.

  3. Экспериментально исследовать влияние метода арт - терапии на уровень саморегуляции личности дошкольника.


Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, эксперимент, наблюдение, психодиагностические методы, методы математической статистики.

Теоретико-методологической основой исследования явились принципы личностного подхода, единства теории и практики, системности, принцип развития.

Этапы исследования:

В ходе нашей работы, в соответствии с поставленными задачами, были реализованы следующие этапа исследования:

Вид работы

Сроки, база

1 Этап

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, формулирование и определение цели, объекта, предмета, задач исследования;

сентябрь 2012г. - декабрь, 2012г.


2 Этап

Разработка и систематизация практического материала, определение содержания коррекционно-развивающих, выбор методов арт - терапии.

декабрь, 2013г. - февраль, 2013.г.

3 Этап

Опытно-экспериментальная апробация разработанного содержания;


февраль 2013г. - май 2013г.

База исследования: МБОУ «Гимназия№3 г. Горно- Алтайска»

декабрь 2014г.- май 2015г.

База исследования: детская студия «Маленький принц»

октябрь 2015г.- май 2016г.

База исследования МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида»

4 Этап

Обобщение психолого-педагогического опыта по теме исследования


январь 2016г.



В соответствии с целью и задачами экспериментальной работы была разработана система групповых коррекционно-развивающих занятий, имеющих определенную тематическую направленность в зависимости от возрастной категории дошкольников.

Теоретико - методологические основы исследования эмоциональной саморегуляции

Исследование проблемы саморегуляции является одной из наиболее актуальной в отечественной психологии. Ее проблематика привлекает внимание многих психологов, занимающихся вопросами личности и ее индивидуальных отличий (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский, К. А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, В.Н. Дружинин, В.П., Зинченко, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Е.Д. Божович, Б.Д. Эльконин, А.Маслоу, К. Роджерс, Э. Берн и др.), она имеет определенный исторический базис в философии (Аристотель, Ф. Гегель, И. Кант, Н.Н. Бердяев и др.) и психологии [10,47].

Согласно О.А. Конопкину, саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая и сущностная функция целостной психики человека. Таким образом, проблема психической саморегуляции является одной из наиболее глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Ее исследование открывает большие возможности для понимания и объяснения общих закономерностей построения и реализации человеком своей произвольной активности, для определения условий успешного психического развития ребенка, для исследования индивидуально-типических особенностей деятельности и поведения, для продуктивного участия в решении широкого спектра очень разнообразных практических задач. Понимание данной проблемы особенного важно для участников педагогического процесса, осуществляющих непосредственное общение с дошкольниками, так как именно в данном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие активной психической саморегуляции. Саморегуляция - это одно из важнейших новообразований личности ребенка, определяющее ее дальнейшее становление. Происходит развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку [28].

В последнее время в современной психологии выделяется новый, вид саморегуляции - эмоциональная саморегуляция. Навыки эмоциональной саморегуляции - одно из наиболее важных и сложных новообразований дошкольного возраста, который характеризуется формированием процессов индивидуализации.

Существует три условно выделяемых класса эмоциональных переживаний: эмоции, чувства и аффекты.

Эмоции – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека [9].

В большом психологическом словаре эмоции рассматриваются как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека» [19].

Чувство, по мнению Ю. Саенко, представляет собой устойчивое отношение человека к личностно значимому, представляющему для него ценность объекту или событию. Это эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей. Чувства, в отличие от эмоций, выражающих отношение к ситуациям, относятся к личностно значимым объектам. Эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Чувства, по мнению автора, характеризуются устойчивостью, длительностью, принадлежностью к чертам личности, а эмоции кратковременны, они непосредственно переживаются в данный момент.

В психологии выделяют компоненты эмоций:

  1. Переживание - отражение субъектом своих собственных состояний.

  2. Физиологический компонент. Он имеет следующие проявления: изменение вегетативных показателей, секреторные реакции, расстройства пищеварительной системы, электрическая активность мозга, химический и гормональный состав крови, мочи, слюны и т.д.

  3. Мышечные реакции - мышечное напряжение, гипертонус мышц и т.д.

Экспрессивный компонент – мимические, сенсомоторные, звуковые [47].

Рассмотрим основные функции эмоций: функция оценки, функция побуждения, регулирующая функция, функция активации, экспрессивная функция.

Ю.В. Саенко полагает, что регуляция эмоций - осознание человеком своих эмоциональных переживаний, биологически и социально целесообразное их использование для достижения цели и удовлетворения потребности. Эмоциональная саморегуляция подразумевает применение знания о своих эмоциях для решения проблемы о которой они сигнализируют. Предполагается максимально возможное внешнее выражение, разрядку эмоциональных состояний конструктивными способами, которые не нарушают права и свободы других людей. Эмоциональная саморегуляция - это преобразование деструктивных эмоций в конструктивные, то есть способствующие продуктивному осуществлению текущих или предстоящих деятельности и общению [9].

А.В. Болотовой отмечается, что регуляция эмоций не означает контроль их внешней экспрессии, соответствующей общественным стереотипам, накладывающий запрет на открытое эмоциональное выражение, что особенно касается отрицательных эмоций. Это не подавление или вытеснение эмоций, а конструктивное их преобразование [37].

Особенностью эмоциональной саморегуляции дошкольников является первоначальное формирование данной система. Уровень сформированности эмоциональной саморегуляции является ключевым показателем в освоении базовых учебных навыков, коммуникативной сферы. Таким образом, развитие эмоциональной саморегуляции - одна из центральных линий работы педагога-психолога в ДОУ. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно - в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста - произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Эмоциональная сфера ребенка, как и другая, не дана ему от рождения, она находится в процессе формирования и становления.

Эмоции носят адаптационную функцию, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию. Именно поэтому так важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте управлять своими чувствами и эмоциями, регулировать их самому.

Приобретает актуальность коррекция уровня эмоциональной саморегуляции различными методами. Н.Н. Лебедева, Г.Л. Лэндтрет упоминают о возможности использования арт - терапии для коррекции уровня эмоциональной саморегуляции, эффективность его применения до сих пор не нашла экспериментального подтверждения.

Арт-терапия как метод психолого-педагогической коррекции

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое [37].

Арт-терапия или терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Элементы теории арт-терапии появились в 40 —60-е гг. XX в. в русле психодинамического направления на базе положений классического психоанализа З.Фрейда и аналитической психологии К. Юнга. В 60 —80-е гг. теоретическая концепция арт - терапии пополнилась взглядами гуманистических психологов (К. Роджерс, Ф. Перлз, А. Маслоу, Р. Мей), психологической теорией игр, динамической психиатрией, групп-анализом и др. [13].

Применение метода арт-терапии в работе с детьми в целях коррекции и оптимизации их развития началось еще в XIX в. в практике педагогов, дефектологов и врачей. Приемы изобразительной деятельности и рисования использовались для преодоления недостатков в развитии сенсомоторных способностей, стимулирования познавательного развития детей, имеющих интеллектуальные трудности. Основная цель арт-терапии связана с гармонизацией личности через развитие ее способностей самовыражения и самопознания. Метод основан на двух базовых психологических способностях человека: символической функции мышления и воображения и творческих процессах самовыражения, связанных с направленностью на поиск новых путей решения проблемы.

Искусство как символическая деятельность стимулирует креативные (творческие) возможности человека, поэтому арт-терапия основана на искусстве и творческих продуктивных формах активности. Символический язык искусства позволяет преодолеть действие защитных механизмов, выделить проблемы и проанализировать их. Коррекционное воздействие арт-терапии связано с работой пяти основных психологических механизмов:

  1. Символическое реконструирование - механизм, позволяющий в символической форме воссоздать психотравмирующую ситуацию, найти ее разрешение через переструктурирование проблемы и реинтеграцию самой личности на основе самопознания;

  2. Отстранение - механизм, связанный с выделением в объекте новых маловероятных значений, позволяющих увидеть новые стороны и значения реальности, что является необходимым условием конструктивного разрешения конфликтов;

  3. Эмоциональная децентрация - механизм, позволяющий выйти за пределы эмоциональной «связанности» и «сужения поля ориентировки» и увидеть свою проблему со стороны;

  4. Катарсис — эмоциональное отреагирование проблемы, механизм, связанный с природой эстетической реакции и обусловленный ею;

  5. Присвоение социально-нормативных личностных смыслов - механизм, обеспечивающий личностный рост и самопознание человека, направленный на преодоление чувства одиночества и помогающий обретению взаимопонимания в общении. Основан на том, что творческое прочтение произведения искусства и переживание его содержания способствуют восстановлению коммуникации с миром. [21].

А.А. Осипова описывает основные задачи арт-терапии:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение).

  1. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

  2. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить диагностическую информацию.

  3. Проработать мысли и чувства, которые могут находится в подавленном состоянии. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

  4. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

  5. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

  6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

  7. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям

Традиционно различают индивидуальную и групповую форму арт- терапии. Приоритет отдается групповой форме.

Рассмотрим основные виды арт-терапии:

  1. Рисуночная терапия и терапия, основанная на изобразительном искусстве;

  2. Драматерапия;

  3. Музыкотерапия;

  4. Танцевальная терапия;

  5. Библиотерапия;

  6. Терапия киноискусством.

Наиболее разработаны техники рисуночной терапии. Такие методы терапии, как психодрама, сказко- и мифотерапия, построены на общих для всех видов арт-терапии механизмах и специфических для данного метода техниках и в настоящее время являются самостоятельными [21].

Таким образом, арт-терапии, как в творческой деятельности ребенка, учитывающей его самооценку, уровень его притязаний и другие личностные особенности, прослеживается также психокоррекционная направленность. Такой эффект достигается благодаря возможности самовыражения ребенка в творческих видах деятельности, которые способствуют расслаблению, снятию напряженности, снижению агрессивности, повышению самооценки и возникновению положительных эмоций. Таким образом, арт-терапия как метод психолого-педагогической коррекции является наиболее эффективным средством психокоррекционного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, способствует осознанию ощущений и чувств.

Экспериментальное изучение влияние арт - терапии на уровень эмоциональной саморегуляции личности дошкольника.

Формирующий эксперимент был организован с учетом проверки гипотезы исследования. Мы предполагали, что существует связь между уровнем эмоциональной саморегуляции и использованием метода арт-терапии.

Развитие уровня эмоциональной саморегуляции возможно в условиях формирующего эксперимента, если учитывать следующие факторы:

  1. Взаимодействие должно быть активным и индивидуализированным;

  2. Развитие навыков эмоциональной саморегуляции посредством арт -терапии должно быть системным, а взаимодействие специально организованным;

  3. Использование определенных методов должно быть разнообразным и меняться, в зависимости от особенностей эмоциональной вовлеченности дошкольника.

Работа по данному направлению предусматривала создания определенных коррекционно - развивающих программ. Предполагался квази - эксперимент, то есть наличие одной экспериментальной группы, анализ результатов в динамике.

Согласно первому этапу была разработана серия коррекционно - развивающих занятий, отвечающая целям и задачам исследования, систематизирован практический материал, определение содержания коррекционно-развивающих, выбор методов арт - терапии.

Обобщая профессиональный опыт, следует отметить, данная тема исследования представляет для меня научный интерес уже длительное время, поэтому работа в данном направлении будет представлена на разных базовых площадках: МБДОУ «Гимназия № 3 г. Горно - Алтайска», детская развивающая студия «Маленький принц» г. Горно - Алтайска и МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида г. Горно - Алтайска».

Представим результаты поэтапно:

База исследования: МБОУ «Гимназия№3 г. Горно - Алтайска»

Сроки реализации: декабрь 2012г. - май 2013г.

Тема: Цвет как средство эмоциональной саморегуляции личности

Эксперимент предусматривал создание серии коррекционно - развивающих занятий «Эмоциональный цвет» (приложение 1), направленный на развитие эмоциональной саморегуляции подростков. Группа испытуемых включала обучающихся 9,10 и 11 классов, выборка составила 26 участников. Эксперимент проходил в течение 3 четверти, всего было проведено 19 занятий с каждым, в течение трех месяцев. Работа велась как в групповой, так и в индивидуальной форме. До и после эксперимента было проведено комплексное тестирования учащихся.

Пакет диагностических методик:

  1. Опросник «Стиль саморегуляции поведения - 98» (ССП-98) В.И. Моросановой. (приложение 2).

  2. Анкета на выявления уровня эмоционального состояния В.В. Лебединского.

Программа состоит из четырех блоков:

1 блок

Знакомство. Диагностика. Принятие правил группы

2 занятие

2 блок

Цветовая визуализация

6 занятий

3 блок

Цветовое дыхание

5 занятий

4 блок

Живопись шерстью. Итоговая диагностика. Рефлексия.

6 занятий



Цель программы: развитие уровня эмоциональной саморегуляции личности подростка

Задачи:

  1. Создание условий для эффективного развития уровня эмоциональной саморегуляции личности.

  2. Диагностировать уровень саморегуляции и уровень эмоциональной саморегуляции личности старшеклассников.

  3. Формировать навыки владения способами эмоционального саморегулирования.

Методы и техники, используемые в программе:

  1. Цветотерапия - корректировка психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов.

  2. Релаксация - подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

  3. Концентрация - сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

  4. Функциональная музыка - успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

  5. Игротерапия - используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

  6. Психогимнастика - выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы.

На основе комплексного тестирования были получены эмпирические данные. Результаты исследования уровня эмоциональной саморегуляции на основе опросника ССП-98 в экспериментальной группе представлены в приложении (приложение 3).

Анализируя полученные данные после проведения серии занятий можно сделать вывод, что качественные показатели изменились. Высокий уровень саморегуляции повысился на 4 % (0,75), средний уровень на 4,9 %(0,75), низкий уровень снизился на 9 % (0,01). Следует отметить, что изменения произошли и в показателях по шкалам, так в школе «Планирование» высокий уровень сформированности возрос на 3 % (0,05), средний уровень на 5% (0,75), показатели низкого уровня снизились на 8% (0,01). Шкала «Моделирование» - показатели в высоком уровне сформированности повысились на 2% (0,05), в среднем значении на 6,1% (0,75), низкий показатель сформированности снизился на 4% (0,75). Шкала «Программирование» - показатели высокого значения повысились на 2,3 % (0,05)(изначально данные показали о несформированности данной категории), средний уровень возрос на 8 % (0,01), низкий уровень снизился на 9,3 % (0,01). Шкала «Оценивание результатов» - высокий уровень повысился на 2,3 % (0,05), средний уровень повысился на 8 %, показатели низкого уровня снизились на 10,3 % (0,01). Шкала «Гибкость» - количественные показатели высокого уровня возросли на 3 % (0,05), среднего на 8,4% (0,01), низкий уровень встречается реже на 13,4% (0,01). Шкала «Самостоятельность» - высокий уровень остался без изменений, средний уровень возрос на 10 %(0,01), низкий уровень снизился на 9,9 %(0,01).

С целью выявления уровня эмоциональной саморегуляции была использована анкета В.В. Лебединского.

Данные по анкете на выявление уровня эмоциональной саморегуляции сопоставляются со специально разработанной сопоставительной таблицей, определяющей уровни эмоциональной регуляции личности, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Сопоставительная таблица на выявление уровня эмоциональной саморегуляции

Уровни системы эмоциональной регуляции
(В.В. Лебединский и др.)

Способы преодоления детьми эмоционального дискомфорта

1. Пассивные формы психической адаптации

Самовнушение, пассивная разрядка: «остаюсь сам по себе», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным»

2. Выработка эмоциональных стереотипов чувственного контакта с миром

Двигательная активность: «обнимаю, глажу», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде»; «смотрю телевизор, слушаю музыку»

3. Активная адаптация к нестабильной ситуации

Волевые действия; создание аффективных образов: «рисую», «мечтаю, представляю»; «дерусь», «вмешиваюсь в действия тех, кто вызывает неприятные переживания»

4. Эмоциональное взаимодействие с другими людьми

Общение: «прошу прощения или говорю правду», «говорю с кем-нибудь», «прошу помощи у других»



В результате анкетирования были выявлены следующие результаты которые представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты анкеты по выявлению уровня эмоциональной саморегуляции

Уровни системы эмоциональной регуляции
(В.В. Лебединский и др.)

Количество учащихся с данным способом эмоционального саморегулирования

%

1. Пассивные формы психической адаптации

12

46,1 (0,01)

2. Выработка эмоциональных стереотипов чувственного контакта с миром

6

23 (0,01)

3. Активная адаптация к нестабильной ситуации

5

19,2 (0,01)

4. Эмоциональное взаимодействие с другими людьми

3

11,5 (0,01)

Таким образом, 46,1% обследуемых имеют пассивные формы психической адаптации, 23% учащихся показали стремление в стремление в выработке эмоциональных стереотипов чувственного контакта с миром, активно адаптируются к нестабильной сложившейся ситуации 19,2% опрошенных, и только 11,2 % учащихся показали наивысший уровень эмоциональной саморегуляции – «эмоциональное взаимодействие с другими людьми».

После проведения программы был сделан повторный диагностический срез по данной методике, результаты представлены в сопоставительной таблице 7 и в виде диаграммы.

Таблица 3. Результаты анкеты по выявлению уровня эмоциональной саморегуляции до и после проведения серии занятий

Уровни системы эмоциональной регуляции
(В.В. Лебединский и др.)

Количество учащихся с данным способом эмоционального саморегулирования

До

Количество учащихся с данным способом эмоционального саморегулирования

После

1. Пассивные формы психической адаптации

46,1

21,2 (0,01)

2. Выработка эмоциональных стереотипов чувственного контакта с миром

23

18 (0,01)

3. Активная адаптация к нестабильной ситуации

19,2

26 (0,75)

4. Эмоциональное взаимодействие с другими людьми

11,5

34,8 (0,01)



Диаграмма 1.

Рисунок 1 Результаты анкеты по выявлению уровня эмоциональной саморегуляции до и после проведения серии занятий

Для оценки статистической достоверности изменения уровня признака, используют либо параметрический t - критерий Стьюдента, для зависимых и независимых выборок, либо непараметрические критерии G- критерий знаков для зависимых выборок и U- критерий Манна - Уитни для независимых выборок [37].

Выбор того или иного критерия зависит от нормальности распределения значений признака. Если исходные данные подчиняются нормальному закону распределения, то следует использовать t-критерий Стьюдента, в противном случае непараметрические критерии. Также зависимость выбора того или критерия определяется объемом выборки. Поэтому статистический анализ и подтверждение гипотезы о коррекции уровня эмоциональной саморегуляции в экспериментальной группе содержали два этапа:

1. Оценка нормальности данных об уровне саморегуляции в экспериментальной группе до и после проведения программы. Выбор в зависимости от результата параметрических или непараметрических критериев.

А) χ2=2,2 В) χ2=15,3



2. Оценка статистической достоверности различий в уровне саморегуляции до и после проведения программы в экспериментальной группе (зависимые выборки).

Таким образом, на втором этапе проводится оценка достоверности различий в уровне саморегуляции «внутри» исследуемых групп. То есть отслеживается динамика. Статистический анализ исходных данных эксперимента проводился с помощью пакета STATISTICA 6.0

Оценка нормальности данных проводилось с помощью критерия χ2

Для выборки объема n=26, критическими значениями критерия являются χ21= 11,0 для уровня значимости р = 0,05. Если эмпирическое значение критерия χ2 χ21, то распределение исходных данных является нормальным. В противном случае распределение не соответствует нормальному. На рисунке 1 представлены эмпирические ряды распределения данных и соответствующее им эмпирическое значение χ2 .

Рис.1. Эмпирические ряды распределения для:

А. Экспериментальная группа, до

В. Экспериментальная группа, после

Таким образом, нормальному закону распределения соответствует только уровень саморегуляции в экспериментальной группе после проведения программы. Поэтому для дальнейшего статистического анализа необходимо использовать непараметрические критерии.

Для оценки различий в уровне саморегуляции в экспериментальной группе до и после эксперимента был использован G критерий знаков.

Сформулируем статистические гипотезы:

Н1: Сдвиг в сторону повышения уровня саморегуляции является достоверным

Н0: Сдвиг в сторону понижения уровня является случайным.

Для выборки объема n=26 критическими значениями критерия являются

G1= 5 при уровне значимости р = 0,05, G2= 4 при уровне значимости р= 0,01. Так как Gэмп =0 и меньше чем G 2 , то принимается гипотеза Н1, с уровнем значимости р= 0,01.

Таким образом в экспериментальной группе снижение уровня тревожности является статистически достоверным (р= 0,01). Таким же образом были исследованы показатели в каждой из представленных шкал, в ходе исследования были получены данные, о том, что изменение имеют положительную динамику и являются достоверными.

Таким образом, экспериментальная работа на данном этапе показала положительную динамику и подтвердила предполагаемую гипотезу.

Перейдем к рассмотрению дальнейшего этапа моей работы.

На следующем этапе работы в данном направлении представлены работа с дошкольниками.

База исследования: детская развивающая студия «Маленький принц» г. Горно- Алтайск.

Сроки реализации: 7 месяцев

Тема: Арт - терапия как средство эмоциональной саморегуляции личности дошкольника.

Эксперимент предусматривал создание серии коррекционно - развивающих занятий «Голубой слон» (приложение 4) направленный на развитие эмоциональной саморегуляции дошкольников. Группа испытуемых включала детей - 5 -6 лет, выборка составила 16 участников. Эксперимент проходил в течение года, всего было проведено 27 занятия в течение семи месяцев. Работа велась исключительно в групповой форме. До и после эксперимента было проведено комплексное тестирования учащихся.

Пакет диагностических методик:

  1. Методика «Страхи в домиках» А.И.Захарова, М.А. Панфилова

  2. «Кактус» графическая методика М.А. Панфилова

  3. Восьмицветовой тест Маска Люшера (приложение 6,7,8)

Восьмицветовой тест Макса Люшера позволил определить уровень тревожности и наличие стрессовых показателей. Результаты представлены в диаграмме.







Диаграмма 2

Рис 2. Распределение испытуемых по группам признаков

На рисунке видно, что большинство детей имеют средний уровень тревожности (56%), для него характерно постоянное присутствии какого-то беспокоящего фактора, которому ребенок вынужден противостоять. Действие этого фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он хорошо себя чувствовал.

В меньшей степени представлен высокий уровень тревожности (в тесте - тревога ) (38%), для него характерно выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояния тревоги (беспокойства) в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают. Высокая тревожность проявляется в тенденции оценивать явления, предметы, события, объективно не опасные, как угрожающие, с последующим переживанием состояния тревоги. Тревожные люди боятся трудностей, чувствуют себя неуверенно в группе.

В наименьшей степени представлен низкий уровень тревожности (6%), причин для беспокойства нет. Неопределенные ситуации воспринимаются ребенком в положительном ключе и не содержат эмоционально дестабилизирующего фактора.

Таким образом, у большинства дошкольников (94%) уровень тревожности имеет высокие показатели, это свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным жизненным ситуациям. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребёнком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта и препятствует нормальному эмоциональному развитию.

Методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова, М.А. Панфилова, позволяет выявить количество страхов у детей и определить их характер. Анализы результатов представлены на рис 2.

Диаграмма 3


Рис 3. Распределение испытуемых по группам признаков

Из рисунка видно, что у большинства (69%) дошкольников количество страхов превышает норму. Большое количество присутствующих страхов у детей в среднем 18 у девочек и 16 у мальчиков, несоответствующее возрастному уровню, сочетается с проявлением боязливости и неуверенности в себе.

У меньшего количества детей (31%) соответствует возрастной норме, то есть присутствует в количестве 6 у мальчиков и 8 у девочек.

Таким образом, у большинства дошкольников количество страхов превышает норму и свидетельствует о патологическом нарушении.

Графическая методика «Кактус» М.А. Панфилова, позволила изучить состояние эмоциональной сферы каждого ребенка, выявить наличие агрессии, ее направленности и интенсивности. Ниже представлены анализы результатов. Анализы результатов представлены диаграмме.

Диаграмма 4


Рис 4. Распределение испытуемых по группам признаков



Все рисунки детей были сгруппированы по характерным признакам:

  • в первую группу - вошли рисунки детей (55%) демонстрирующие агрессию на фоне демонстративного поведения, в них прослеживаются следующие признаки: крупный рисунок, расположенный в центре листа, наличие иголок, особенно их большое количество, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу, сильный нажим карандаша, отрывистые линии, преобладание внутренней штриховки;

  • во вторую группу - рисунки (30%), демонстрирующие агрессивность на фоне неуверенности в себе и отражающие: маленький рисунок, расположенный внизу листа, расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса, большое количество иголок сильно торчащих и близко расположенных друг к другу, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии;

  • в третью - самую незначительную группу вошли рисунки (15%), соответствующие норме проявления агрессии, как защитного механизма психики (приложение).

Таким образом, большинство рисунков детей демонстрируют наличие агрессии как неблагоприятного варианта развития личности ребенка, отражающие повышенную эмоциональную напряженность ребенка, которая приводит к деструктивному агрессивному поведению, формированию отрицательного отношения дошкольников к окружающей действительности.

Далее работа была направлена на достижение цели и задач исследования, а также проверку гипотезы.

Были определены следующие основные цели, задачи, принципы, условия и направления работы с детьми.

Целью данного курса занятий является создание необходимых предпосылок для овладения навыками эмоциональной саморегуляции, при помощи методов арт - терапии.

В этой связи были поставлены следующие задачи:

  1. Способствовать преодолению негативных переживаний дошкольников.

  2. Снижение уровня тревожности, эмоционального напряжения, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение конструктивно выражать собственное.

  3. Способствовать снижению количеству страхов.

  4. Создание условий конструктивного выхода агрессии, смягчение агрессивных проявлений, обучение приемам саморегуляции.

В основу серии коррекционно-развивающих занятий заложены следующие основополагающие принципы:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции был одним из основополагающих при составлении коррекционно-развивающей программы - коррекционно-развивающая работа с дошкольниками осуществлялась на основе проведенной диагностики эмоциональной сферы дошкольников.

  2. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

  3. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач задает необходимость их определения в любой коррекционной программе. Системность задач отражает взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития.

  4. Принцип комплексности методов психологического воздействия,

являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

  1. Принцип поощрения (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.

  2. Принцип символического отреагирования детских страхов, агрессивности, тревожности и превращение их в объект творческой проработки. Графическое изображение страха не усиливает его, а наоборот снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации.

Эксперимент предусматривал создание серии коррекционно - развивающих занятий «Голубой слон», направленных на развитие эмоциональной саморегуляции дошкольников. Группа испытуемых включала детей - 5 - 6 лет, выборка составила 16 участников. Эксперимент проходил в течение года, всего было проведено 32 занятия в период с декабря по май. Продолжительность занятия 30 минут. Работа велась исключительно в групповой форме. До и после эксперимента было проведено комплексное тестирования учащихся. Подробное описание занятий, календарно тематическое планирование представлено в приложении (приложение 5).

Для реализации поставленных задач использовались следующие элементы арт - терапии:

1) рисуночная терапия (собственно арт-терапия);

2) музыкотерапия;

3) танцевальная терапия.

4) видеотерапия

5) игротерапия

6) цветотерапия


Таблица 4. Структура программы по коррекции эмоциональной сферы дошкольников средствами арт – терапии


Блок

Количество занятий

Задачи

Методы и приемы коррекции эмоциональной сферы

Установочный


2- знакомство

2- диагностика

  • знакомство

  • установление дружеской атмосферы среди дошкольников;

  • первичная диагностика

  • побуждение к сотрудничеству и активному взаимодействию

  • принятие правил работы группы


Элементы рисуночной терапии: Рисование на тему «Автопортрет», «Мое имя»

Основной

32 ч.

  • снижение эмоционального напряжения;

  • овладение навыками «цветодыхания»

  • коррекция уровня тревожности;

снижение количества страхов

- овладение навыками эмоциональной саморегуляции поведения.

- игротерапия

- цветореапия

- изотерапия (использование различных рисуночных техник и материалов)

- танцевальная терапия («Музыка с мамой» Е.Железнова)

- музыкотерапия

- видеотерапия

- оригами

- рисование цветной шерстью.


Итоговый

3 ч.

- контрольная диагностика

- анализ результатов

- рефлексия

коллаж


Динамика данных констатирующего эксперимента по результатам формирующего

С целью выявления эффективности программы, направленной на коррекцию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста посредством арт-терапии после проведения формирующих воздействий, мы провели контрольный эксперимент. Его цель состояла в проверке гипотезы исследования, уточнении и корректировке методов и приемов работы. На этапе контрольного среза использовались те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Следует обратить внимание, что и на данном этапе нашей работы, также был проведен квази – эксперимент.

Контрольный срез показал качественные изменения в уровне эмоциональной саморегуляции дошкольников.

Сравнительный анализ результатов методики «Страхи в домиках» А.И. Захарова, М.А. Панфилова.


Диаграмма 5










Рис. 5 Сравнительный анализ результатов методики «Страхи в домиках» до и после проведения серии коррекционно-развивающих занятий.

Следует обратить внимание, что показатели в первом столбце, который показывает повышение уровня количества страхов существенно снизился, с 69% до 41%, нормальный уровень повысился до 59 %, что является показателем полоительной динамики работы в данном направлении.

Перейдем к рассмотрению сравнительных результатов уровня агрессивности по методике «Кактус».



Диаграмма 6











Рис. 6 Сравнительный анализ результатов методики «Кактус» до и после проведения серии коррекционно-развивающих занятий.

Первоначально в первую группа составила 55% респондетнов (агрессию на фоне демонстративного поведения), контрольная диагностика показала снижение до 34%. Во вторую группе показатели также изменились с 30% до 16 % испытуемых (агрессию на фоне неуверенности в себе) В третьей группе результаты также изменились, норму агрессивного поведения, как защитной функцией организма показали 55% респондентов.

Таким образом, в совокупности, можно сделать вывод, что показатели по каждому уровню имеют положительную динамику.

Уровень агрессивности и тревожности существенно снизились, в ходе занятий повысился общий эмоциональный фон, дети научились слушать и слышать друг друга, более корректно выражать свои желания и просьбы, научились вербализировать переживания, стали более уверенными в себе.

Таким образом, анализируя сравнительные результаты по трем методикам, можно сделать общий вывод о том, что серия коррекционно-развивающих занятия «Голубой слон», а также соблюдения всех вышеобозначенных условий позволила нивелировать отрицательные эмоциональные состояния у детей и повысить уровень эмоциональной саморегуляции дошкольников.



В настоящий момент моя профессиональная деятельность продолжается в МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида г. Горно- Алтайска». Специфика работы в том, что в детском воспитываются и обучаются дети в том числе и с особыми возможностями здоровья, а также дети с инвалидностью. Таким образом, встала необходимость пересматривать формы, методы и приемы работы. Особый акцент в данный момент я делаю на индивидуальную работы, а также на работу в микро - группах (по 2-5 человек). Групповая работа также присутствует.

Методы и приемы работы корректируются в зависимости от особенностей ребенка (например, дети с ослабленным зрением не работают с мелкими деталями, а для детей с ЗПР и ОНР особое место отводится развитию мелкой моторики).

Первичная диагностика проводилась по следующим методикам:

Пакет диагностических методик:

  1. Методика «Страхи в домиках» А.И.Захарова.

  2. «Кактус» графическая методика М.А. Панфилова

  3. Восьмицветовой тест Маска Люшера (приложение 5,6,7,8)

Рассмотрим результаты диагностики по методики «Страхи в домиках» А. И. Захарова.

Данные представлены на рисунке 7.

Диаграмма 7

Рис 7. Распределение испытуемых по группам признаков.

Данные показывают, что у 57% испытуемых количество страхов превышает допустимую норму, 43% воспитанников имеют нормальные показатели по данному критерию.

Перейдем к рассмотрению полученных данных по методике, направленной на изучение уровня агрессивности дошкольников «Кактус». Показатели по данной методике представлены на рисунке 8.

Диаграмма 8

Рис 8. Распределение испытуемых по группам признаков.

В совокупности полученных данных, можно казать, что наличие агрессивности, в той или иной степени присутствует у подавляющего количества воспитанников, что вызывает опасение и объясняет те или иные поведенческие нарушения, проблемы взаимодействия, а также проблемы эмоциональной саморегуляции.

Восьмицветовой тест Маска Люшера выявил наличие тревожности на данном этапе (т.к. данное тестирование является в том числе и ситуативным, увеличивается и периодичность его проведения).

Данные распределения представлены на рисунке в виде диаграммы.

Диаграмма 9

Рис 9. Распределение испытуемых по группам признаков

Таким образом, необходимо отметить, что в совокупности двух критериев, наличие тревожности в данной экспериментальной группе также имеет место и является одним их фактором, препятствующим развитие эмоциональной саморегуляции воспитанников.

Работа по данной темой в МБДОУ «Детский сад №5» в настоящий момент продолжается, вносятся определенные качественные изменения в занятиям, разрабатываются новые подходы. Также в процессе разработки новые формы взаимодействия с родителями, организация обучающих мастер- классов и т.д., в рамках заявленной темы.



Заключение

Результаты выполненного нами теоретико-прикладного исследования изучения арт-терапии как средства коррекции эмоциональной саморегуляции дошкольников подтверждают гипотезу и позволяют сформулировать следующие выводы:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что арт-терапия как метод психолого-педагогической коррекции является наиболее эффективным средством психокоррекционного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, способствует осознанию ощущений и чувств.

Между тем, исследования свидетельствуют, что эмоциональная сфера дошкольников характеризуется неустойчивостью и динамичностью. Отличительной чертой ее является появление первоначальных отрицательных эмоциональных состояний: тревожность, повышенная эмоциональная напряженность ребенка, возбудимость, что приводит к снижению устойчивости поведения, деструктивному поведению в форме агрессивности, наличие чувства страха, агрессии, которые впоследствии могут, приводит к формированию неблагоприятных вариантов личности и мешает полноценному развитию эмоциональной саморегуляции.

  1. Результаты проведенного экспериментального исследования свидетельствуют о том, что у дошкольников появляются отрицательные эмоциональные состояния: уровень тревожности у большинства испытуемых имеет высокие показатели, это свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным жизненным ситуациям, отсутствии сформированной эмоциональной саморегуляции.

  2. У большинства дошкольников данной экспериментальной группы количество страхов превышает норму и свидетельствует о патологическом нарушении;

  3. Большинство творческих работ детей (65%) демонстрируют в той или иной степени наличие психотрафмирующей ситуации в семье, отсутствие эмоционального контакта с родителями, а в редких случаях и эмоциональную изоляцию ребенка.


Результаты эксперимента показали, что систематичное и планомерное использование метода арт- терапии, как средства эмоциональной саморегуляции дошкольников показывает положительный результат, что подтверждается диагностическими данными.

Анализ результатов реализации серии коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие эмоциональной саморегуляции дошкольников посредством методов арт-терапии, позволяет констатировать существенные положительные изменения в развитии эмоциональной сферы: снижения уровня тревожности; увеличение количества детей демонстрирующих нормальное количество страхов и уровня агрессивности, то есть проявления агрессии, как защитного механизма психики.

Таким образом, исследование продемонстрировало эффективность работы в данном направлении.


Список использованной литературы


  1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию/ Г.С. Абрамова - Екатеринбург: Деловая книга, 2001.-126с.

  2. Авторский ресурс Базыма Б.А. [Электронный ресурс].- http://www.cizi.ru

  3. Альманах психологических тестов/ - М.: КСП, 2001- 358с.

  4. Аракелов, Н.К. Тревожность: методы ее диагностики/ Н.К. Аракелов, Шишкова Н.- М.: Феникс, 1998.-89с.

  5. Бажин Е.Ф. Изучение эмоционального значение цвета/ Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд//Психологические основы изучения личности.- Л.,1978.-174с.

  6. Базыма, Б.А. Цвет и психика. Монография. ХГАК/ Б.А. Базыма – Харьков: 2001. -172с.

  7. Базыма, Б.А. Цветовая символика и психодиагностика./Б.А. Базыма- Харьков: 2004.-169с.

  8. Базыма, Б.А. Порядковые предпочтение цветов и цветовые предпочтения/ Б.А. Базыма// Вестник ХНУ. Харьков, 2002.№555. - 56с.

  9. Бардышевская М.К., Лебединский В.В.. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский., М.: Психология, 2003.- 317с.

  10. Берн, Э. Развития Я - концепции и воспитание / Э. Берн., М.: Прогресс, 1986.-145с.

  11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович - М.: Просвещение, 2001. – 251с.

  12. Бреслав, Г.Э. Цветомедитация: механизмы и техники коррекции/ Г.Э. Бреслав - СПб: Речь, 2007.- 224с.

  13. Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением./ М.Е. Бурно.- М.: Терра, 1989- 126с.

  14. Гамезо, М.В., Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. / М.В. Гамезо - М.: Речь, 1998.-165с.

  15. Гете, И.В. К учению о цвете. Хроматика./ И.В. Гете- М.: Просвещение, 1996-398с.

  16. Драгунский, В.В. Цветовой личностный тест./ В.В. Драгунский - М.: АСТ, 2005.- 448с.

  17. Захаров, А. И.. Неврозы у детей./ А. И. Захарова- СПб.: Дельта, 1996.- 139с.

  18. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика арттерапии / Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева- СПб.: Златоуст, 2005.- 286с.

  19. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь/ В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова - М.: 2006 г.- 672 с.

  20. Кандинский, В. О духовном в искусстве. / В. Кандинский.- СПб.: КГТ, 1990.- 125с.

  21. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии/ И.И. Копытин- СПб., 2002.- 168с. 

  22. Кэдьюсон, Х. Практикум по игровой психотерапии./ Х. Кэдьюсон- СПб.: Речь, 2000.- 265с.

  23. Люшер, М. Цветовой тест Люшера/ М. Люшер, СПб.: ЭКСМО-пресс- 2002.- 192с.

  24. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога/ И. Г. Малкина – Пых- М.: ЭКСМО-пресс, 2006.-784с.

  25. Макшанцева, Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей/ Л.В. Макашанцева – Волгоград.: Волга,1998.- 243с.

  26. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. / И.Я. Медведева, Т.Л.Шишова – М.: Просвещение, 1999.-276с.

  27. Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека./ Л.Н. Миронова // Проблема цвета в психологии.- 1993.- №4- С. 3

  28. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология. / Л.Ф. Обухова.- М.: Академия, 2004.- 436с.

  29. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова - М.: Сфера, 2001. – 240с.

  30. Погосова, Н.М. Цветовой игротренинг/ Н.М. Погосова.- СПб.: Речь, 2005.- 152с.

  31. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Сказотерапевтические программы / Н.М. Погосова.- СПб.: Речь, 2007.- 232с.

  32. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности./ А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование.- 1998.- № 2.

  33. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: БАХРАХ, 2004. - с. 672.

  34. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И. Рогов - М.: Владос, 1996г. -529с.

  35. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / под ред. А. В. Запорожца, М.И. Лисиной - М., 1974. – 175с.

  36. Савина, Е. Тревожные дети / Е. Савина – М.: Речь- 1996 – 87с.

  37. Свободная энциклопедия. Википедия. [Электронный ресурс].- http://www.wikipedia.ru

  38. Семаго, Н.Я.. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст./ Н.Я.Семаго, М.М. Семаго - СПб.: Речь, 2005.- 243с.

  39. Семантика цвета. Авторский ресурс Яньшина П.В.[Электронный ресурс].- http://www.colormind.narod.ru

  40. Столяренко, Л.Д. Основы психологии./ Л. Д. Столяренко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.- 376с.

  41. Щербанова А. И. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ А.И. Щербанова - М.: Знание, 2002.- 367с.

  42. Эльконин , Д.Б. Психология обучения младших школьников./ Д.Б. Эльконин - М.: Просвещение, 1974.- 234с.

  43. Яньшин, П.В. Психосемантика цвета/ П.В. Яньшин, СПб.: Речь, 2006.368с.

  44. Яньшин, П.В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета./ П.В. Яньшин, Самара: СамГПУ.- 1996- 345с.

  45. Яньшин, П.В. Введение в психосемантику цвета. Учебно-методическое пособие. / П.В. Яньшин.- Самара: СамГПУ, 2001- 143с.

  46. Фрейд. Основы психоанализа. [Электронный ресурс] http://www.freid.ru

  47. Психологический портал. [Электронный ресурс] http://www.psohologia.ru























25




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: ВАСИНА ОЛЕСЯ КОНСТАНТИНОВНА

Дата: 25.09.2016

Номер свидетельства: 345725


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства