Обобщение опыта работы педагога-психолога по теме: "Профилактика психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к ДОУ"
Обобщение опыта работы педагога-психолога по теме: "Профилактика психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к ДОУ"
Учет психического состояния ребенка в период адаптации является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье малыша. Эти вопросы и легли в основу нашей работы по профилактике эмоционального напряжения у детей раннего возраста. Проблема снижение психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации очень важная тема, которую мы рассматривали и решали в нашем ДОУ на протяжении нескольких лет. Были и удачи и промахи. На данный момент мы пришли к неплохим результатам, которыми и хотим поделиться с коллегами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы педагога-психолога по теме: "Профилактика психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к ДОУ" »
Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются.
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. И очень важно сделать переход ребенка в дошкольное учреждение безболезненным.
Учет психического состояния ребенка в период адаптации является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье малышей.
По мнению современных исследователей Е. Арнаутовой, Г. Зубовой, Р. Калининой, Н. Кряжевой, А. Луговской, главным и труднопреодолимым препятствием в воспитании детей раннего возраста является именно их адаптация к детскому саду.
Эти вопросы и легли в основу нашей работы по профилактике психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста.
Эту работу мы проводили на базе нашего детского сада № 41 в период с 2008 по 2010 год. Разработали цикл занятий по профилактике психоэмоционального напряжения у детей в 1 младшей группе. Хочу немного рассказать, как организована эта работа у нас в ДОУ.
Работа по профилактике психомоционального напряжения у детей началась задолго до поступления детей в дошкольное учреждение.
Получив списки детей, готовящихся к поступлению в ДОУ, мы совместно с воспитателями группы познакомились с каждым ребенком и его родителями. Уточнили данные о ребенке, узнали его привычки, предпочтения в играх, его физическое здоровье и эмоциональное состояние (чего боится ребенок, какое настроение преобладает, имеет ли отрицательные привычки), какой у ребенка аппетит, сон, владеет ли ребенок элементарными навыками обслуживания.
Затем родителям была предложена информация о том, как необходимо готовить ребенка к поступлению в детский сад.
Одним из определяющих факторов воспитания малыша является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить положительную эмоциональную атмосферу в группе, увлечь ребенка, заинтересовать его, отвлечь от переживаний, что будет способствовать нашей цели - снижению эмоционального напряжения.
Что есть в нашей 1 младшей группе:
Зона двигательной активности. Групповые помещения в нашем детском саду очень просторны, поэтому для двигательной активности места достаточно. Оборудован спортивный уголок, в котором есть все для перешагивания, перепрыгивания, ходьбе, подлезанию.
Игровая комната. Здесь с помощью родителей была приобретена детская мебель, куклы, посуда и предметы быта.
Уголок изобразительной деятельности. Имеет все изо материалы для детей раннего возраста.
Центр развивающих игр – здесь все, что можно шнуровать, нанизывать, надевать, выкладывать и прочее.
Книжный уголок – любимые книжки малышей.
Уголок ряженья. Тоже очень любим детьми.
Уголок театрализованной деятельности имеет все виды театров (пальчиковый, теневой, настольный и пр.)
Есть сухой бассейн, уголок с техникой для мальчиков.
Предметно-развивающая среда разнообразна, красочна и многофункциональна.
Работаем в тесном сотрудничестве с воспитателями. Каждый мой день начинается с посещения 1 младшей группы. Провожу наблюдения за эмоциональным состоянием детей, фиксирую результаты в адаптационных листах. Провожу игры с детьми.
Заинтересованность детей, получение положительных эмоций все это способствует снижению психоэмоционального напряжения у малышей.
С этой же целью использовуем игры-забавы и игры-сюрпризы, детский фольклорный материал и музыкальные игры и забавы.
Создана картотека адаптационных, пальчиковых, хороводных игр.
Игры с куклой – использую для диагностики и коррекции эмоциональных переживаний ребенка.
Любят дети игры с мыльными пузырями.
В своей работе используем элементы телесноориентированной терапии, театрализованные игры, хороводные и пальчиковые игры.
Имеем в группах и в кабинете психолога Центр «Песок - вода». Дополнили его различными предметами, игрушками, природным материалом. Всем тем, что плавает, тонет, можно зарыть.
Привлекаем к сотрудничеству родителей, при проведении родительских собраний давно отошли от старых методов с использованием лекций, консультаций. Новые формы это либо практикумы, где мы играем с родителями в игры, которые они могут использовать дома, либо круглые столы, где мы обсуждаем вопросы воспитания, родители делятся опытом семейного воспитания, либо это тренинги, семейные гостиные, где родители получают позитивные эмоции, учатся саморегуляции.
Печатная информация для родителей – это папки-передвижки, буклеты, все то, что можно взять домой и ознакомится на досуге.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Для воспитателей провожу семинары-практикумы с целью знакомства с новыми формами работы в группе малышей. Все методы и приемы, которые предлагаю использовать в работе с детьми, на практике проводим с воспитателями.
Чего мы достигли:
В 2009 году
Обследованы 25 детей 1 младшей группы. В ходе обследования использованы методы: наблюдения за деятельностью детей в различных видах деятельности, беседы с воспитателями и родителями.
В результате обработки диагностических данных имеем:
Высокий уровень адаптации – 9 детей, что составляет 36 %;
Средний уровень – 13 детей, что составляет 52 %;
Низкий уровень 3 ребенка, что составляет 12 %.
Что касается последних двух лет, то мы не имели детей с тяжелой адаптацией в прошлом году. И в этом году у нас такие результаты: из 28 детей – 13 имеют высокий уровень; 15 средний.
Эти данные мы имеем после того, как все дети списочного состава начали посещать группу безболезненно, но сказать о том, что процесс адаптации завершен еще рано, поэтому план работы по профилактике психоэмоционального благополучия детей предполагает продолжение данной работы в течение года.