"Обобщение опыта педагога-психолога по развитию детской одарённости"
"Обобщение опыта педагога-психолога по развитию детской одарённости"
В данной статье описан опыт школьного педагога-психолога по развитию интеллектуальной одаренности учащихся на примере Соловьёва Сергея – ученика муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 г. Наволоки.
Мной систематически проводятся различные психологические методики по выявлению детской одаренности и склонности учащихся к различным учебным предметам, на основании которых необходимо посоветовать педагогу - обратить внимание на тех или иных учащихся класса. Что же касается одаренности в области психологии, то для меня таким «звоночком» могут послужить вопросы учащихся, связанные с психологией. И чаще не я нахожу одаренных детей, а они меня находят, просто внимательней нужно относиться к своим ученикам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Обобщение опыта педагога-психолога по развитию детской одарённости" »
Тема работы: «Обобщение опыта педагога-психолога по развитию детской одаренности»
Автор статьи: Т.С.Шалаева
Место работы: МОУ средняя общеобразовательная школа № 1 г. Наволоки
Должность: педагог-психолог
Аннотация:
В данной статье описан опыт школьного педагога-психолога по развитию интеллектуальной одаренности учащихся на примере Соловьёва Сергея – ученика 9 класса МОУ средняя общеобразовательная школа № 1 г. Наволоки.
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но поровну их не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.1
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.2 С психологической точки зрения нужно отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и остальные сферы психики человека.3
Большая часть исследователей склонялась к тому, что одаренность - это суммарное, общее личностное свойство. Иначе говоря, если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. Но разрабатывалась и другая точка зрения: согласно ей нет одаренности вообще, одаренность всегда привязана к определенному виду деятельности, она всегда либо математическая, либо музыкальная, либо литературная, либо спортивная и далее практически до бесконечности. Выходит, сколько видов деятельности, столько и видов одаренности? Необходимо к тому же отметить, что любая одаренность должна быть замечена психологами, педагогами или родителями своевременно. Естественно, что в каждом случае причины, по которым одаренность оставалась незамеченной, различны. Потенциал может быть действительно не проявлен до определенного времени. А может быть, родители, педагоги и другие взрослые были невнимательны к тонким движениям детской души, им не хватило знаний, у них не сработала интуиция.4 Я же склоняюсь больше к первой версии одаренности и на конкретном примере хочу доказать, что детская одаренность многогранна, но её необходимо вовремя заметить и развить.
Мной систематически проводятся различные психологические методики по выявлению детской одаренности и склонности учащихся к различным учебным предметам, на основании которых необходимо посоветовать педагогу - обратить внимание на тех или иных учащихся класса. Что же касается одаренности в области психологии, то для меня таким «звоночком» могут послужить вопросы учащихся, связанные с психологией. И чаще не я нахожу одаренных детей, а они меня находят, просто внимательней нужно относиться к своим ученикам. В нашей школе в 9 классе учится Соловьев Сергей. С первых же дней обучения в школе было замечено, что интеллектуальные способности Сергея выше возрастной нормы. Мотивация к обучению высокого уровня. Проявляется это в огромной любознательности, страстной увлеченности любимым делом - учёбой. С раннего детства он демонстрирует интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на «проблеме». Изначально Сергея интересовали точные науки, а именно математика, позже физика. По этим учебным дисциплинам Сергей всегда участвовал в различных олимпиадах и конкурсах, занимая призовые места. До 7 класса Сергей мечтал, что станет инженером. Позже совмещая «хорошую» учебу стал показывать замечательные результаты в спорте. И заслуга в этом именно педагога, который вовремя рассмотрел потенциал Сергея. Изучить же одаренность Сергея в области психологии было значительно сложнее, так как такой дисциплины в школе нет. И мне всегда задают вопрос: «Каким же образом вы распознаете учащихся, которым интересна данная дисциплина?». Ответ прост. Во время коррекционных и диагностических занятий я фиксирую вопросы детей и затем предлагаю поработать со мной над каким-либо исследованием. И уже с первых моментов работы становится очевидно, интересно это ученику или нет. И однажды обратился ко мне с вопросом Сергей: «Почему одни люди выглядят старше своего паспортного возраста, а другие моложе? Причем, эта разница больше заметна у женщин?» Так родилась исследовательская работа по психологии: «Можно ли скорректировать биологический возраст женщины?». Предметом исследования стал биологический возраст женщины. Объектом исследования – мамы учащихся 5-в класса МОУ сош 1 г. Наволоки (старше 35 лет). Цель - изучить биологический возраст мам учащихся 5-в класса. Коррекционную работу, направленную на снижение биологического возраста женщин составляли аутотренинги. Данная работа была направлена на Всероссийский конкурс исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» МАН (Малая академия наук) (заочный этап), где стала Лауреатом III степени и успешно прошла в очный этап конкурса. На очной конференции, которая проходила в апреле 2010 года в г. Санкт-Петербург, Сергей получил диплом I степени. По сумме двух конкурсов (заочного и очного) он был удостоен звания – Знаток Высшего ранга. После победы на этом конкурсе, психология заинтересовала Сергея еще больше. Он понял, что его результаты интересны не только учителям, работающим в школе, но высококвалифицированным людям этой области.
Сергей не остановился на достигнутом, и решил продолжить данное исследование: был собран дополнительный теоретический материал и расширена коррекционная работа. Тема данного исследования стала звучать так: «Влияние коррекционной работы на биологический возраст женщины». Успешно пройдя заочный этап XVIII Всероссийских юношеских Чтений им. В.И. Вернадского, Сергей принял участие в очном этапе этого конкурса, где стал победителем в номинации: «Лучшая исследовательская работа по мнению комиссии учащихся».
Данная работа имела вновь своё продолжение и сейчас в нашей школе функционирует общешкольный проект: «Здоровые мамы – счастливые дети». Сергей при моей помощи, а иногда и самостоятельно проводит аутотренинги и релаксации для мам и бабушек учащихся.
На протяжении 2009-2010 учебного года Сергей занимался новой исследовательской работой по психологии: «Воздействие познавательной мотивации на успеваемость учащихся в школе». В данной работе изучалась внутренняя познавательная мотивация учащихся МОУ средней общеобразовательной школы № 1 г. Наволоки с 1 по 11 классы. С помощью исследовательской работы мы смогли определить прямую взаимосвязь между познавательной мотивацией и успеваемостью учащихся: чем выше внутренняя мотивация школьников, тем лучше их успехи в учебе. Данная работа была направлена на Российский заочный конкурс «Первые шаги в науку» МАН, где стала Лауреатом III степени, и Сергей был приглашён на очный этап конкурса. С 11 по 13 мая 2011 года Сергей принимал участие в XI Всероссийской открытой конференции: «Первые шаги в науку» в г. Обнинск с данной исследовательской работой. На очной конференции Сергей и его исследовательская работа были очень высоко оценены экспертной комиссией. Он стал Лауреатом I степени и получил диплом за активное участие в работе секции «Педагогика и психология». В рамках XI Всероссийской конференции учащихся Сергей принял участие в Олимпиаде по социальному проектированию, где разработал свой проект по профориентации в школе, и занял почётное III место. По итогам всех конкурсов, проводимых МАН в 2010-2011 учебном году, Сергею было присвоено звание «Талант» - базовый уровень.
Сергею не только отлично удается заниматься исследовательской деятельностью по психологии, но ему это действительно доставляет большое удовольствие. Он обладает способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы, ему нравится в своем воображении создавать альтернативные системы. Отличная память в сочетании с языковым развитием и способностью к классификации помогают Сергею накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. Но, как говорится: «Талантливый человек – талантлив во всем». Все это время, когда Серёжа работал над исследованиями по психологии, он успешно совмещал и занятия спортом и «хорошую» учёбу. Он по-прежнему принимал активное участие в олимпиадах по математике и физике. За результаты своей работы ( 2009-2010 и 2010-2011 учебные года), портфолио Сергея было направлено на Областной конкурс по присуждению премии «Надежда земли Ивановской» одаренным учащимся.
Как было сказано ранее, одаренность – это результат сложного взаимодействия наследственности, социокультурной среды и активности самого ребёнка. Но немаловажную роль в развитии Сергея играют его родители, их заслуги по праву были отмечены благодарственными письмами организаторов конкурсов «Первые шаги в науку» и «Юность, Наука, Культура».
Сергей , кроме того, что хорошо учится и развивается быстрее некоторых своих сверстников, больше ничем от них и не отличается. Он также еще находит время для общения с друзьями и прогулок.
Сейчас Сергей поменял мнение насчет своего профессионального выбора и уже мечтает связать свою жизнь с психологией. Да и математические способности пригодятся, например, при обработке диагностических исследований. Даже если Сергей не станет психологом, то знания, которые он приобретёт, никогда не станут лишними в жизни.
В заключении необходимо отметить, что таких детей, как Сергей в нашей школе много. И действительно одаренность – понятие многогранное. Но для ее развития необходимо:
Ранняя диагностика детской одаренности и наблюдение за учащимся в рамках школы. Ведь ни для кого не секрет, что проще работать с теми учащимися, у которых одаренность заметна уже при первом тестировании или наблюдении. Но есть дети, которых тоже по праву можно назвать одаренными, но для их развития требуется определенный «толчок» и большее количество времени для развития.
Организация конкурсов исследовательских работ, таких как «Первые шаги в науку» и « Юность. Наука. Культура», которые способствуют раскрытию потенциала учащихся и стимулируют их на дальнейшие достижения. Благодаря этим конкурсам у школьников появляется вера в себя, а также возможность выслушать квалифицированные рекомендации от экспертной комиссии.
Возникает вопрос: «Как же не перегрузить учащихся?» Главными «рычагами» в этом случае служат грамотные педагоги, которые правильно могут распределить нагрузку и время ученика. Цель учителя, работающего с одаренными детьми помочь проявлению и развитию способностей учащихся, оказать им поддержку и помощь.
1 Рабочая концепция одаренности. М., 1998
2 Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
3 Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. – 2001. - № 4.
4 Савенков А.И. "Одаренные дети: особенности психического развития".