О психолого-медико -педагогическом консилиуме в образовательном учреждении
О психолого-медико -педагогическом консилиуме в образовательном учреждении
Сегодня практически в любом образовательном учреждении необходимо создать психолого-медико-педагогический (ПМПк), т.к. подготовка подрастающего поколения к жизни требует определения психологической, эмоциональной,физической и социальной готовности ребенка на разных ступенях обучения. Статья поможет организовать ПМПк. Она написана в помощь специалистам, студентам дефектологических факультетов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О психолого-медико -педагогическом консилиуме в образовательном учреждении »
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Курска
Учитель-логопед Страхова Е.В.
В помощь студентам и специалистам ПМПк
Статья: «О школьном психолого – медико - педагогическом консилиуме
(ПМПк)
Сегодня подготовка подрастающего поколения к жизни в современном обществе требует от школьных образовательных учреждений определения психологической, эмоциональной, физической и социальной готовности ребёнка к обучению на разных ступенях воспитания и обучения. Эти требования могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям и содержанию коррекционно-образовательного процесса. Структурно-содержательное оформление системы коррекционно-логопедического образования со всей очевидностью обозначает проблему ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии как приоритетную и требующую поиска эффективных мер и способов для своего решения. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ШПМПк )создается приказом руководителя образовательного учреждения (при наличии соответствующих специалистов).
Деятельность ШПМПк направлена на решение задач, связанных со своевременным выявлением детей с проблемами в развитии, организацией психолого-педагогического медико-социального сопровождения данных детей, исходя из индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
Цель ШПМПк: обеспечение диагностико - коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и (или) в состоянии декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.
Задачи ШПМПк образовательного учреждения являются:
° своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или
состояний декомпенсации;
° выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
° анализ и организация исполнения рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий, клинико-экспертных комиссий, бюро медико-социальной экспертизы, отдельных специалистов, обследовавших детей;
° профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных
перегрузок и срывов;
° определение характера, продолжительности и эффективности специальной
(коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
° подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения создается ежегодно в начале учебного года приказом руководителя данного образовательного учреждения.
. ШПМПк осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом образовательного учреждения и Положением ШПМПк, разработанным на основе Примерного положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме и утвержденным руководителем образовательного учреждения. Общее руководство ШПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
Председателем ШПМПк назначается заместитель руководителя образовательного учреждения по УВР (специалист не ниже 13 разряда по ETC).
Примерный состав ШПМПк:
° заместитель руководителя образовательного учреждения по УВР;
° педагоги с большим опытом работы;
° педагог-психолог;
° социальный педагог;
° учитель-логопед;
° медицинский работник.
В случае необходимости для работы в консилиуме могут привлекаться (по договору) специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении (врач-педиатр, невролог, психиатр, тифлопедагог, сурдопедагог, другие специалисты).
У председателя консилиума находятся нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность ШПМПк; список специалистов ШПМПк; расписание работы специалистов и консилиума.
Организация работы ШПМПк
Обследование ребенка специалистами ШПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании письменного заявления или договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников.
Обследование проводится каждым специалистом ШПМПк индивидуально. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
На каждого ребенка заполняется индивидуальная карта развития, в которую
вписываются все данные индивидуального обследования, заключения и рекомендации, отражается динамика развития.
На заседании ШПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ШПМПк. Коллегиальное заключение содержит обобщенную характеристику состояния психофизического развития ребенка и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Коллегиальное заключение ШПМПк и рекомендации подписываются председателем и всеми членами ШПМПк.
Заключения специалистов, коллегиальное заключение и рекомендации доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме. Предложенные рекомендации реализуются только с их письменного согласия.
На период реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист (куратор), который отслеживает реализацию программы специальной помощи, ее эффективность, динамику развития ребенка и выходит с инициативой повторных обсуждений на ШПМПк.
При необходимости углубленной диагностики и (или) разрешения спорных
вопросов специалисты ШПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (муниципальную ПМПК, городскую ПМПК, областную ПМПК). В этом случае копия коллегиального заключения ШПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте; копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ШПМПк.
Периодичность проведения консилиумов определяется реальным запросом на комплексное, всестороннее обсуждение проблем, связанных с образованием
детей с особыми потребностями. Плановые консилиумы проводятся не реже одного раза в 2 месяца (четверть).
Специалисты ШПМПк выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя план работы в соответствии с реальным запросом на осуществление психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с проблемами в развитии. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со статьями 32 и 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" определяется образовательным учреждением самостоятельно.
Консилиум работает во взаимодействии с муниципальными и областными психолого-медико-педагогическими комиссиями и образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-
° журнал записи и учета детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи;
° карты развития детей;
° заключения и рекомендации специалистов;
° протоколы заседаний консилиума;
° аналитические материалы.
Обязанности и права членов ШПМПк
Специалисты ШПМПк имеют право:
° вносить в администрацию образовательного учреждения предложения по обеспечению профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных
перегрузок и срывов, организации лечебно-оздоровительных мероприятий и созданию психологически адекватной образовательной среды;
° вносить предложения по работе консилиума и обсуждаемым проблемам;
° выбирать и использовать методические средства в рамках своей профессиональной компетенции и квалификации.
Специалисты ШПМПк обязаны:
° не реже одного раза в 2 месяца вносить в карту развития ребенка сведения об
изменениях в состоянии развития ребенка в процессе реализации рекомендаций;
° руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами, нравственными нормами; сохранять конфиденциальность сведений, неадекватное использование которых может нанести ущерб здоровью, психологическому состоянию ребенка и его семье;
° защищать всеми законными средствами на любом профессиональном, общественном и государственном уровне права и интересы детей и их родителей (законных представителей).
Содержание деятельности ПМП консилиума образовательного учреждения Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития.
Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития.
Ведущая роль в вопросе создания инклюзивной образовательной среды отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму (ПМПк) как одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся не только для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников, но и с целью создания особых условий реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе – усвоение соответствующих общеобразовательных программ, коррекция отклонений в развитии, социальная адаптация, психологическое развитие обучающихся в специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условиях.
Задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья:
Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка.
Создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей.
Создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии.
На ПМПк возлагаются задачи по сопровождению и выстраиванию образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. ПМПк несет ответственность за обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников с ОВЗ, в том числе в состоянии декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
Таким образом, в создании ИОС значительную роль выполняет система деятельности специалистов ПМПк, интеграция их профессиональных знаний, продуктивной совместной работы с детьми, имеющими ОВЗ, их родителями, педагогическим коллективом образовательного учреждения. Особую важность составляет не сумма разнонаправленных воздействий разных специалистов, а единое комплексное воздействие на ребенка с ОВЗ в системе межпрофессиональных отношений на всех этапах работы ПМПк в образовательном учреждении.
Проведение заседания ПМП консилиума
На консилиуме обсуждаются обобщенные аналитические материалы обследования каждого специалиста (педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника). В этих материалах информация о ребенке и его семье облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Прежде всего, выслушивается специалист, который направил ребенка на консилиум. В случае, если все участники относят данного ребенка или подростка к числу наиболее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педагога, дающего «внешний» рисунок поведения, наличие возможностей его обучения, особенности его адаптации. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения первой важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.
Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа — заключения консилиума, в котором предусматриваются ответы на следующие вопросы .
Каков психологический, педагогический и медицинский статус школьника на момент обследования?
Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования?
Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?
В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный медик и классный руководитель?
Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией?
Ответы на все поставленные выше вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. Ответственным может быть любой специалист консилиума, но чаще всего им становится школьный психолог или социальный педагог. В его функции входит ведение карты развития школьника, отслеживание этапов сопровождения, инициация повторного обсуждения данного ребенка на заседании ПМПк с целью подведения итогов проделанной работы и обсуждения дальнейших шагов.
Особое внимание следует обратить на ответственность специалистов ПМПк при заполнении документации. Представления и заключения должны составляться объективно и грамотно. Некорректно составленные представления и заключения могут стать причиной судебного разбирательства между школой и родителями ребенка. Основными недостатками при составлении представлений и заключений могут быть:
неполное или искаженное отражение ситуации развития;
неграмотное использование специальной терминологии;
отсутствие рекомендаций специалистов или несоответствие их проблеме;
отсутствие или подделка подписей ответственных лиц.
На заседании консилиума ведется протокол, отражающий краткие высказывания участников при обсуждении итогового решения по каждому индивидуальному случаю, отмечаются ответственные за выполнение назначенных рекомендаций.
В процессе обсуждения индивидуальной стратегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации взаимодействия ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Для каких-то школьников может быть предстоит изменить систему образовательных или нормативных требований, то есть «приспособить» к ним среду. В других случаях — поработать с самим школьником в плане формирования определенных социальных навыков, коррекции сложившихся приемов учебной деятельности или способов общения, т.е. «приспособить» школьника к школьной среде. В ходе консилиума решение любой задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии. Важно только, чтобы все участники консилиума понимали необходимость решения всех возникающих вопросов для создания благоприятных условий обучения и развития учеников школы.
Индивидуальные образовательные программы для детей с ОВЗ разрабатываются специалистами ПМПк учебных заведений с участием родителей и в соответствии с нуждами и потребностями детей в целях достижения их успеха в образовательном процессе.
ИОС формируется корпоративно, коллективом единомышленников. В ее создании участвуют учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, инструкторы по ЛФК, воспитатели, педагоги дополнительного образования и тьюторы (педагоги сопровождения), а также медицинский персонал учреждения.
Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Этапы создания и организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума общеобразовательного учреждения
Этап
Название этапа
Содержание деятельности этапа
Документация данного этапа
Ответственные
I
Организационный
Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в
Приказ по ОУ о создании ПМПк
Положение о ПМПк
Директор ОУ
общеобразовательном учреждении
График работы ПМПк ОУ
Договор о взаимодействии ПМПК
Председатель ПМПк ОУ
II
Предварительный
1. Определение запроса
1. Договор между образовательным
инициатора обращения
учреждением (в лице руководителя
Председатель
2. Составление договора между ОУ
ОУ) и родителями (законными
ПМПк ОУ
и родителями (законными
представителями) воспитанника
представителями)
образовательного учреждения о его
3. Заполнение журнала записи
психолого-медико-педагогическом
детей на ПМПк
обследовании и сопровождении
2. Журнал записи детей на ПМП(к)
III
Подготовительный
1. Индивидуальное обследование
1. График консультирования
Специалисты
ребенка специалистами
специалистами
консилиума
консилиума
2. График обследования
2. Уточнение и дополнение
специалистами
анамнестических сведений
3.Индивидуальный план обследования ребенка:
педагогического
психологического
логопедического
медицинского
IV
Индивидуальное
1. Индивидуальное обследование
Индивидуальные заключения всех
кл. руководитель
обследование
ребенка специалистами
специалистов консилиума и
логопед
ребенка
консилиума
педагогическая характеристика классного
психолог
специалистами
2. Уточнение и дополнение
руководителя
медицинский
консилиума
анамнестических сведений
работник
V
Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи
Выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка
Определить общий прогноз его развития
Определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий
Выбрать образовательный маршрут
Протокол консилиума
Коллегиальное заключение
Рекомендации специалистов участникам образовательного процесса
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМП(к)
Все члены консилиума
VI
Направление ребенка на городскую психолого-медико- педагогическую комиссию (при необходимости)
Подготовка документов для направления ребенка на ПМПК
Направление на комиссию (медицинское заключение специалистов)
Подробная психолого- педагогическая характеристика и обоснование причин направления ребенка на комиссию в 2-х экземплярах
Все члены консилиума
VII
Согласование деятельности специалистов по коррекционно- развивающей работе
Координация деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребенка
Карта развития ребенка
Планы коррекционно-развивающих мероприятий всех специалистов консилиума
Куратор ребенка и все специалисты консилиума
VIII
Реализация рекомендаций консилиума
Проведение коррекционно-развивающих мероприятий специалистами консилиума согласно скоординированному плану
Журнал учета индивидуальных и групповых занятий
Журнал консультаций
Специалисты консилиума
IX
Оценка эффективности коррекцион-но-развивающей работы
Оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним
1. Карта динамики развития ребенка (или «Дневник динамического наблюдения»)
Специалисты консилиума
Литература:
Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистовных психолого-медико-педагогических консилиумов). / Составители: Э.М. Александровская, И.В. Коновалова - М.: МГППУ, 2006. - 60 с.
Зубарева Т.Г. Компетентностно-ориентированное повышение квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Курск, 2009 г.
Инструктивное письмо МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений.