kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нейропсихологическая коррекция, как метод эффективной помощи детям с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекция и развитие детей с ОВЗ, одна из актуальных проблем развития педпгогики, медицины и психологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологическая коррекция, как метод эффективной помощи детям с ЗПР»

Выступление на МО СПС 20.10.20

Нейропсихологическая коррекция, как метод эффективной помощи детям с ЗПР

Нейропсихологический подход к отклонениям в развитии базируется на культурно-исторической концепции развития высших психических функций Льва Семеновича Выготского и теории системной динамической локализации Александра Романовича Лурия.

Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современной медицины, педагогики дефектологии и психологии. Данной категории детей в силу различных причин свойственны слабость замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимодействий первой и второй сигнальной систем. У детей с задержкой психического развития отмечается:

*недоразвитие процессов познавательной деятельности;

*незрелость эмоционально-волевой сферы;

*отклонения в развитии двигательной сферы;

*нарушение произвольной регуляции движений,

*недостаточная координированность;

*страдает моторика кистей и пальцев рук;

При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. У большинства детей отмечается несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. Наличие данных характеристик способствует возникновению трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.



Дети с задержкой психического раз­вития испытывают существенные сложности в учебной деятель­ности из-за недостатков развития познавательных процессов. Учебная мотивация детей-школьников с ЗПР отличается значительной неустойчивостью.

Применение нейропсихологического подхода к проблеме изучения данной категории детей позволяет выделить у каждого ребенка его сильные и слабые стороны, то есть сильные и слабые компоненты высших психических функций. Уменьшение трудностей в обучении у детей с задержкой психического развития возможно, если для их диагностики и коррекции применить нейропсихологический подход. Основным методом этого исследования является формирующий эксперимент- применяемый в возрастной и педагогической психологии, метод прослеживания изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. В данный метод вошли методики:

«Отыскивание чисел» (таблицы Шульте);

Шкалы: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость

Темы: внимание

Тестируем: психические процессы · Возраст: взрослымшкольникам
Тип теста: вербальный · Вопросов:
Комментарии: 15 · написать

Назначение теста

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Описание теста

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой):

  • эффективность работы (ЭР),

  • степень врабатываемости (ВР),

  • психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где

  • Тi – время работы с i-той таблицей.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Возраст

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

10 лет

45 и меньше

46-55

56-65

66-75

76 и больше

11 лет

35 и меньше

36-45

46-55

56-65

66 и больше

12 лет

30 и меньше

31-35

36-45

46-55

56 и больше

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т1 / ЭР

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.



«Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия);

Цель диагностики

 Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

 Анализируемые показатели

  • Объем  слухоречевого запоминания;

  • скорость запоминания данного объема слов;

  • объем отсроченного воспроизведения;

  • особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазий и т.п.);

  • особенности слухового, в том числе фонематического восприятия.

 Возраст.

Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.

Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).

  Стимульный материал.

Слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать самостоятельно.

Вот несколько вариантов слов для предъявления:

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.

4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь

Процедура исследования

Исследование состоит из нескольких этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом.

Испытуемому дается инструкция:

Инструкция: (вариант для детей) состоит из нескольких, этапов;

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их

послушаешь и повторишь — и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых:

а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова; можно в любом порядке».

б) «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, — и те, которые Вы уже назвали и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3—5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5—6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час, испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит, без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.


Обработка результатов

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости испытуемых.



«Запоминание 5 фигур»

Методика направлена на исследование точности, объёма, прочности следов зрительной памяти, возможности удержания порядка стимулов.

Стимульный материалом для этой методики является ряд из 5 невербализуемых (то есть трудно характеризуемых словами) фигур, который демонстрируется испытуемому в течение 10-15 секунд. Инструкция формулируется следующим образом: «Посмотрите внимательно на эти фигуры, постарайтесь запомнить их как можно точнее и нарисовать в том же порядке. Если вы забыли какую-то фигуру, оставьте пропуск, чтобы было понятно, что вы помните её расположение».

При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется ещё раз, затем убирается, а то, что испытуемый нарисовал во время первой попытки, закрывается. После этого пациент пытается заново изобразить весь стимульный ряд. При необходимости процедура повторяется 5 раз. Как правило, здоровым испытуемым требуется не больше 3 попыток. В конце обследования можно попросить пациента снова вспомнить и нарисовать заученный ряд по аналогии с отсроченным воспроизведением 10 слов. При подсчёте и качественном анализе ошибок важно обращать внимание на следующие параметры:

  • объём зрительной памяти;

  • отсутствие каких-либо элементов в изображении фигур;

  • привнесение лишних элементов в рисунок;

  • нарушение порядка фигур;

  • пространственные ошибки.



Методика Ф.Д.Горбова «Красно-Черная таблица»


Назначение теста

  • Оценка переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых.

Описание теста

  • Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

  • Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель - время выполнения.

  • Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание - на другом бланке.

  • Инструкция к тесту

  • Для взрослых: «На Вашем бланке 25 красных и 24 черных числа. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу».

  • Время выполнения задания фиксируется.

  • Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например: красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее.

  • Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным - в другом (снизу), таким образом получается два ряда букв».

  • Детский вариант: «На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные - в убывающем одновременно, по очереди: 1 - черное, 24 - красное, 2 - черное, 23 - красное и так далее».


Тестовый материал







  • Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.

  • Виды ошибок: пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.

  • Детский вариант красно-черной таблицы можно использовать после того, как испытуемому были предложены таблицы Шульте, поскольку это дает возможность сравнить результаты двух методик между собой. .

  • Обработка данных в детском варианте аналогична обработке взрослого варианта. Для сравнения берется среднее время выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицей Горбова. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания.

  • Оснащение эксперимента

  • Экспериментатору и всем испытуемым надо иметь таблицы Шульте (в приложении) с изображением 25 черных чисел (от 1 до 25) и 24 красных чисел (от 1 до 24). Числа разбросаны по таблице таким образом, что порядковые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальное расстояние. Каждое число, имеет свой символ — букву русского алфавита, написанную рядом с числом (например, 24а, 25б и т. д.). Экспериментатор заранее готовит программу правильных ответов. Для регистрации времени выполнения задания экспериментатору необходим секундомер. Для регистрации результатов опыта каждый испытуемый до начала опыта составляет таблицу протокола.

  • Экспериментатор фиксирует время выполнения задания на каждом этапе.

  • Интерпретация результатов

  • 1. Проверить записи испытуемого, сравнивая их с контрольными записями экспериментатора.

  • 2. Подсчитать количество правильно найденных чисел (т) на I, II и III этапах задания отдельно для черных чисел и красных чисел.

  • 3. Определить время выполнения процедур нахождения черных и красных чисел раздельно на III этапе задания (Т); для этого общее время, затраченное на весь этап, надо разделить пополам.

  • 4. Определить скорость выбора (S) на I, II и III этапах; причем в последнем случае раздельно для черных и красных чисел.

  • 5. Найти условный показатель переключения внимания (П) по формуле раздельно для красных и черных чисел.

  • Как показывает опыт при обследовании больных, страдающих афазией, кроме указанных характеристик полезно учитывать еще один показатель — количество попыток правильного отыскивания рядов цифр. Это достигается тем, что при возникновении ошибки обследуемому предлагается вновь начать работу с данной таблицей. Попытки повторяются до успешного выполнения задания.

  • Анализ результатов проводится путем оценки суммарного времени отыскивания красных и черных цифр в отдельности и в чередующемся порядке, а затем вычисления разницы между тем и другим временем. Эта разница, как принято считать, отражает время, необходимое человеку для переключения внимания.

Нормы:

  • Распределение внимания: черные числа — 49 сек., красные — 51 сек.

  • Переключение внимания: 140 сек.


  • Норма в пересчете на 100 цифр:

  • - время поиска цифр, напечатанных обычным шрифтом, — 11 ± 1 с;

  • - время поиска цифр, напечатанных жирным шрифтом, — 10 ±2 с;

  • - время последовательного поиска тех и других — 41 ±4 с.



«Методика Эббингауза»

Тест Эббингауза (заполнение пропущенных в тексте слов) применялся для самых разнообразных целей: выявления развития речи, продуктивности ассоциаций. С успехом может быть использована для проверки критичности мышления.
Для проведения опытов существует множество вариантов текстов: отдельные фразы, более или менее сложные рассказы. В лаборатории Института психиатрии на протяжении последних десяти лет применяется следующий текст.

 Над городом низко повисли снеговые……………… Вечером началась…………..… Снег повалил большими………….... Холодный ветер выл как……..………дикий……………… На конце пустынной и глухой……………… вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с…………..….пробиралась по………………… Она была худа и бедно………………… Она подвигалась медленно вперед, валенки хлябали и……………….ей идти. На ней было плохое        с узкими рукавами, а на плечах………………… Вдруг девочка……………….и, наклонившись, начала что-то……………….. у себя под ногами. Наконец она стала на ……………. и своими посиневшими от…….……ручонками стала …………………. .по сугробу.

Тест применяется при образовании не менее 7 классов.
Испытуемому  предлагают просмотреть текст и вписать в каждый пропуск - только одно слово так, чтобы получился связный рассказ.
При оценке работы следует учесть скорость подбора слов, затруднения в подборе слов в определенных, наиболее трудных местах текста (например: холодный ветер выл как.... или начала что-то...), а также критичность испытуемого, т. е. его стремление сопоставлять те слова, которые он собирается вписать, с остальным текстом. Некоторые испытуемые производят этот контроль, прежде чем заполнят пропуск, другие - исправляют и переделывают уже написанное. Однако если испытуемый заполняет текст, а затем беззаботно отдает его экспериментатору в качестве выполненной работы, так, как это сделано в данном примере, то можно сделать вывод о снижении критичности.

В ходе проведения нейропсихологической диагностики, на констатирующем этапе выявляется, что у большинства детей с задержкой психического развития:

*выраженная несформированность активного внимания;

*повышенная истощаемость;

*медленная врабатываемость в деятельность;

*недостаточность процесса запоминая;

*преобладает механический вид памяти.

Особенно отстает развитие словестно – логического мышления, это связано с недостаточным речевым развитием, прежде всего с несформированностью обобщающих функций слова и с недостаточным овладением мыслительными операциями.

После проведения коррекционно – развивающих занятий выявляется, что у детей данной категории прослеживается повышение работоспособности, познавательного интереса, улучшение мнестической деятельности, конструктивного праксиса (системы произвольных действий), повышение обобщающей функции мышления; в общем – повышение уровня развития ВПФ. У школьников испытывающих трудности в обучении отмечается улучшение учебной деятельности и повышение успеваемости.

После проведения различных диагностик, можно сделать вывод, какие нарушения нейропсихологического характера наблюдаются у воспитанников с ЗПР



Нарушение процессов ВНД у детей с ЗПР и способы их коррекции












Блоки мозга

Нарушения

Способы коррекции, методики, упражнения

1.Энергетический:


регуляция общих изменений активации мозга, тонус мозга, уровень бодрствования


-понижение тонуса коры головного мозга;

-неустойчивое внимание;

-патологически повышенная истощаемость, сонливость;

-мышление теряет избирательный, произвольный характер;

-человек становится безразличным либо патологически встревоженным;

Нарушения в учебной деятельности ребенка:

-ребенок быстро утомляется, к концу письменных работ увеличивается количество ошибок;

-дети зевают, начинают вертеться, ронять карандаши, ручки, мешать другим;

дыхательные техники:

-дыхание на счет;

-дыхание с самовнушением;

-дыхание по квадрату;

-брюшное дыхание;

-дыхание с фиксацией на ощущениях в носу;

-дыхание энергией;

-массаж и самомассаж;

-работа с мышечными дистониями (нарушениями);

-оптимизация и стабилизация общего тонуса;

-формирование и коррекция сенсомоторных взаимодействий;

2.Блок приема, хранения и переработки информации (операциональный)

включает в себя центральные части основных анализаторов-зрительного, слухового, кожно-кинестетического

-страдает слух;

-нарушение кожной чувствительности, осязания;

-ухудшается процесс приема и переработки зрительной информации;

Нарушения в учебной деятельности ребенка:

-возникают ошибки, связанные с особенностями переработки зрительно-пространственной информации: оптические замены букв, несоблюдение строки, наклона и размера букв, трудности их запоминания;

-упражнение «Телесный диктант»;

-игра «Сто вопросов – сто ответов;

- «Распознай буквы — получишь слово»

-игра «Я знаю пять...»

- «Общая история»

3.Блок контроля, программирования и регуляции деятельности:

отвечает за протекание сознательной психической деятельности, занимается формированием плана действий

-нарушение опорно-двигательного аппарата;

-теряется плавность движений, распадаются двигательные навыки;

-целесообразное поведение заменяется инертным, импульсивным;

Нарушения в учебной деятельности ребенка:

-нарушения письма: упрощение, пропуски букв, слогов, слов;

-при письме под диктовку учащиеся допускают большое количество ошибок, обозначения границ предложения и слова;

-невозможность справиться с орфографическим правилом;

-ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет.


Игры для развития серийной организации движений:

-прыжки со скакалкой;
-прыжки через веревочку (вращение веревки, прыжки);
-игра с мячом (правой рукой, левой рукой, попеременно);


Игры для развития функций программирования и контроля:
-«Прятки»;

-«Воробьи и вороны»; 

-«Пожалуйста»;

-«Съедобное – несъедобное»;

-«Вкусные слова»;

-«Города»;

-«Руки-ноги-голова».



































Упражнение «Телесный диктант»

Ребенок выполняет команды взрос­лого:

-сделай два шага влево и повернись направо,

-сделай поворот направо, а потом шаг влево,

-сделай шаг вперед, затем шаг вправо,

-повернись налево, а потом направо,

-прыгни вверх 2 раза и скажи: «Кря»,

-повернись направо и назови любой предмет, который увидишь первым,

-шаг влево, поворот направо, 3 шага вперед,

-шаг влево, поворот налево, 2 шага назад,

-поворот направо, 3 шага назад, поворот налево,

-правую руку положить на левое плечо, сделать шаг вперед, прыгнуть вверх,

-2 шага влево, присесть, сделать вперед 3 шага на корточках,

-поворот направо, прыжок на правой ноге вперед, шаг назад,

-поворот направо, сделать шаг вправо и сказать, не поворачи­вая головы, что находится слева.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Нейропсихологическая коррекция, как метод эффективной помощи детям с ЗПР

Автор: Топорова Светлана Сергеевна

Дата: 08.06.2021

Номер свидетельства: 582880

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства