Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологическая коррекция, как метод эффективной помощи детям с ЗПР»
Выступление на МО СПС 20.10.20
Нейропсихологическая коррекция, как метод эффективной помощи детям с ЗПР
Нейропсихологический подход к отклонениям в развитии базируется на культурно-исторической концепции развития высших психических функций Льва Семеновича Выготского и теории системной динамической локализации Александра Романовича Лурия.
Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современной медицины, педагогики дефектологии и психологии. Данной категории детей в силу различных причин свойственны слабость замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимодействий первой и второй сигнальной систем. У детей с задержкой психического развития отмечается:
*недоразвитие процессов познавательной деятельности;
*незрелость эмоционально-волевой сферы;
*отклонения в развитии двигательной сферы;
*нарушение произвольной регуляции движений,
*недостаточная координированность;
*страдает моторика кистей и пальцев рук;
При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности,беспокойству и негативному поведению. У большинства детей отмечается несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела.Наличие данных характеристик способствует возникновению трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.
Дети с задержкой психического развития испытывают существенные сложности в учебной деятельности из-за недостатков развития познавательных процессов. Учебная мотивация детей-школьников с ЗПР отличается значительной неустойчивостью.
Применение нейропсихологического подхода к проблеме изучения данной категории детей позволяет выделить у каждого ребенка его сильные и слабые стороны, то есть сильные и слабые компоненты высших психических функций. Уменьшение трудностей в обучении у детей с задержкой психического развития возможно, если для их диагностики и коррекции применить нейропсихологический подход. Основным методом этогоисследования являетсяформирующий эксперимент- применяемый в возрастной и педагогической психологии, метод прослеживания изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. В данный метод вошли методики:
«Отыскивание чисел» (таблицы Шульте);
Шкалы: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость
Темы: внимание
Тестируем: психические процессы · Возраст: взрослым, школьникам Тип теста: вербальный · Вопросов: Комментарии: 15 · написать
Назначение теста
Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.
Описание теста
Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.
Инструкция к тесту
Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой):
эффективность работы (ЭР),
степень врабатываемости (ВР),
психическая устойчивость (ПУ).
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:
ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где
Тi – время работы с i-той таблицей.
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.
Возраст
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл
10 лет
45 и меньше
46-55
56-65
66-75
76 и больше
11 лет
35 и меньше
36-45
46-55
56-65
66 и больше
12 лет
30 и меньше
31-35
36-45
46-55
56 и больше
Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:
ВР= Т1 / ЭР
Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:
ПУ= Т4 / ЭР
Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.
«Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия);
Цель диагностики
Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
Анализируемые показатели
Объем слухоречевого запоминания;
скорость запоминания данного объема слов;
объем отсроченного воспроизведения;
особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазий и т.п.);
особенности слухового, в том числе фонематического восприятия.
Возраст.
Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.
Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).
Стимульный материал.
Слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать самостоятельно.
4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь
Процедура исследования
Исследование состоит из нескольких этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом.
Испытуемому дается инструкция:
Инструкция: (вариант для детей) состоит из нескольких, этапов;
а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их
послушаешь и повторишь — и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкция для взрослых:
а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова; можно в любом порядке».
б) «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, — и те, которые Вы уже назвали и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3—5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5—6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час, испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит, без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Обработка результатов
На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости испытуемых.
«Запоминание 5 фигур»
Методика направлена на исследование точности, объёма, прочности следов зрительной памяти, возможности удержания порядка стимулов.
Стимульный материалом для этой методики является ряд из 5 невербализуемых (то есть трудно характеризуемых словами) фигур, который демонстрируется испытуемому в течение 10-15 секунд. Инструкция формулируется следующим образом: «Посмотрите внимательно на эти фигуры, постарайтесь запомнить их как можно точнее и нарисовать в том же порядке. Если вы забыли какую-то фигуру, оставьте пропуск, чтобы было понятно, что вы помните её расположение».
При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется ещё раз, затем убирается, а то, что испытуемый нарисовал во время первой попытки, закрывается. После этого пациент пытается заново изобразить весь стимульный ряд. При необходимости процедура повторяется 5 раз. Как правило, здоровым испытуемым требуется не больше 3 попыток. В конце обследования можно попросить пациента снова вспомнить и нарисовать заученный ряд по аналогии с отсроченным воспроизведением 10 слов. При подсчёте и качественном анализе ошибок важно обращать внимание на следующие параметры:
объём зрительной памяти;
отсутствие каких-либо элементов в изображении фигур;
привнесение лишних элементов в рисунок;
нарушение порядка фигур;
пространственные ошибки.
Методика Ф.Д.Горбова «Красно-Черная таблица»
Назначение теста
Оценка переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых.
Описание теста
Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.
Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель - время выполнения.
Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание - на другом бланке.
Инструкция к тесту
Для взрослых: «На Вашем бланке 25 красных и 24 черных числа. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу».
Время выполнения задания фиксируется.
Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например: красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее.
Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным - в другом (снизу), таким образом получается два ряда букв».
Детский вариант: «На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные - в убывающем одновременно, по очереди: 1 - черное, 24 - красное, 2 - черное, 23 - красное и так далее».
Тестовый материал
Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.
Виды ошибок: пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.
Детский вариант красно-черной таблицы можно использовать после того, как испытуемому были предложены таблицы Шульте, поскольку это дает возможность сравнить результаты двух методик между собой. .
Обработка данных в детском варианте аналогична обработке взрослого варианта. Для сравнения берется среднее время выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицей Горбова. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания.
Оснащение эксперимента
Экспериментатору и всем испытуемым надо иметь таблицы Шульте (в приложении) с изображением 25 черных чисел (от 1 до 25) и 24 красных чисел (от 1 до 24). Числа разбросаны по таблице таким образом, что порядковые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальное расстояние. Каждое число, имеет свой символ — букву русского алфавита, написанную рядом с числом (например, 24а, 25б и т. д.). Экспериментатор заранее готовит программу правильных ответов. Для регистрации времени выполнения задания экспериментатору необходим секундомер. Для регистрации результатов опыта каждый испытуемый до начала опыта составляет таблицу протокола.
Экспериментатор фиксирует время выполнения задания на каждом этапе.
Интерпретация результатов
1. Проверить записи испытуемого, сравнивая их с контрольными записями экспериментатора.
2. Подсчитать количество правильно найденных чисел (т) на I, II и III этапах задания отдельно для черных чисел и красных чисел.
3. Определить время выполнения процедур нахождения черных и красных чисел раздельно на III этапе задания (Т); для этого общее время, затраченное на весь этап, надо разделить пополам.
4. Определить скорость выбора (S) на I, II и III этапах; причем в последнем случае раздельно для черных и красных чисел.
5. Найти условный показатель переключения внимания (П) по формуле раздельно для красных и черных чисел.
Как показывает опыт при обследовании больных, страдающих афазией, кроме указанных характеристик полезно учитывать еще один показатель — количество попыток правильного отыскивания рядов цифр. Это достигается тем, что при возникновении ошибки обследуемому предлагается вновь начать работу с данной таблицей. Попытки повторяются до успешного выполнения задания.
Анализ результатов проводится путем оценки суммарного времени отыскивания красных и черных цифр в отдельности и в чередующемся порядке, а затем вычисления разницы между тем и другим временем. Эта разница, как принято считать, отражает время, необходимое человеку для переключения внимания.
Нормы:
Распределение внимания: черные числа — 49 сек., красные — 51 сек.
- время последовательного поиска тех и других — 41 ±4 с.
«Методика Эббингауза»
Тест Эббингауза (заполнение пропущенных в тексте слов) применялся для самых разнообразных целей: выявления развития речи, продуктивности ассоциаций. С успехом может быть использована для проверки критичности мышления. Для проведения опытов существует множество вариантов текстов: отдельные фразы, более или менее сложные рассказы. В лаборатории Института психиатрии на протяжении последних десяти лет применяется следующий текст.
Над городом низко повисли снеговые……………… Вечером началась…………..… Снег повалил большими………….... Холодный ветер выл как……..………дикий……………… На конце пустынной и глухой……………… вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с…………..….пробиралась по………………… Она была худа и бедно………………… Она подвигалась медленно вперед, валенки хлябали и……………….ей идти. На ней было плохое с узкими рукавами, а на плечах………………… Вдруг девочка……………….и, наклонившись, начала что-то……………….. у себя под ногами. Наконец она стала на ……………. и своими посиневшими от…….……ручонками стала …………………. .по сугробу.
Тест применяется при образовании не менее 7 классов. Испытуемому предлагают просмотреть текст и вписать в каждый пропуск - только одно слово так, чтобы получился связный рассказ. При оценке работы следует учесть скорость подбора слов, затруднения в подборе слов в определенных, наиболее трудных местах текста (например: холодный ветер выл как.... или начала что-то...), а также критичность испытуемого, т. е. его стремление сопоставлять те слова, которые он собирается вписать, с остальным текстом. Некоторые испытуемые производят этот контроль, прежде чем заполнят пропуск, другие - исправляют и переделывают уже написанное. Однако если испытуемый заполняет текст, а затем беззаботно отдает его экспериментатору в качестве выполненной работы, так, как это сделано в данном примере, то можно сделать вывод о снижении критичности.
В ходе проведения нейропсихологической диагностики, на констатирующем этапе выявляется, что у большинства детей с задержкой психического развития:
Особенно отстает развитие словестно – логического мышления, это связано с недостаточным речевым развитием, прежде всего с несформированностью обобщающих функций слова и с недостаточным овладением мыслительными операциями.
После проведения коррекционно – развивающих занятий выявляется, что у детей данной категории прослеживается повышение работоспособности, познавательного интереса, улучшение мнестической деятельности, конструктивного праксиса (системы произвольных действий), повышение обобщающей функции мышления; в общем – повышение уровня развития ВПФ. У школьников испытывающих трудности в обучении отмечается улучшение учебной деятельности и повышение успеваемости.
После проведения различных диагностик, можно сделать вывод, какие нарушения нейропсихологического характера наблюдаются у воспитанников с ЗПР
Нарушение процессов ВНД у детей с ЗПР и способы их коррекции
Блоки мозга
Нарушения
Способы коррекции, методики, упражнения
1.Энергетический:
регуляция общих изменений активации мозга, тонус мозга, уровень бодрствования
-человек становится безразличным либо патологически встревоженным;
Нарушения в учебной деятельности ребенка:
-ребенок быстро утомляется, к концу письменных работ увеличивается количество ошибок;
-дети зевают, начинают вертеться, ронять карандаши, ручки, мешать другим;
дыхательные техники:
-дыхание на счет;
-дыхание с самовнушением;
-дыхание по квадрату;
-брюшное дыхание;
-дыхание с фиксацией на ощущениях в носу;
-дыхание энергией;
-массаж и самомассаж;
-работа с мышечными дистониями (нарушениями);
-оптимизация и стабилизация общего тонуса;
-формирование и коррекция сенсомоторных взаимодействий;
2.Блок приема, хранения и переработки информации (операциональный)
включает в себя центральные части основных анализаторов-зрительного, слухового, кожно-кинестетического
-страдает слух;
-нарушение кожной чувствительности, осязания;
-ухудшается процесс приема и переработки зрительной информации;
Нарушения в учебной деятельности ребенка:
-возникают ошибки, связанные с особенностями переработки зрительно-пространственной информации: оптические замены букв, несоблюдение строки, наклона и размера букв, трудности их запоминания;
-упражнение «Телесный диктант»;
-игра «Сто вопросов – сто ответов;
- «Распознай буквы — получишь слово»
-игра «Я знаю пять...»
- «Общая история»
3.Блок контроля, программирования и регуляции деятельности:
отвечает за протекание сознательной психической деятельности, занимается формированием плана действий