Просмотр содержимого документа
«Модифицированная программа подготовки будущих первоклассников «По дороге в 1 класс»»
Модифицированная программа
подготовки будущих первоклассников
«По дороге в 1 класс»
Рабочая учебная программа подготовки дошкольников «По дороге в 1 класс» составлена на основе авторской программы Н.А.Завьяловой «Интегрированный курс подготовки дошкольников» (Волгоград: Учитель, 2009год) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования .
Основополагающие идеи:
Создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
Создание системы непрерывного обучения дошкольников, в основе которой лежит идея интеграции (под интеграцией понимается процесс, в ходе которого разобщённые элементы посредством синтеза объединяются в целостную систему);
Формирование психологической готовности к школе.
Организация системы работы
по подготовке детей к обучению в школе
I этап (сентябрь – май)
Подготовительный этап включает в себя:
Организационные вопросы, связанные с информированием населения о сроках подготовки детей к школе;
Проведение экскурсий подготовительной группы детского сада в школу;
Посещение занятий в дошкольном учреждении психологом и учителем;
Организацию и проведение первого родительского собрания для родителей дошкольников;
Выработку концепции, основанной на принципах развивающего обучения;
Составление единой программы обучения, в которой предусмотрена соотнесённость одного учебного предмета с другим, этапность работы;
Консультирование родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей;
Диагностику детей психологом детского сада, психологом школы, логопедом, учителем.
II этап (февраль – апрель)
Основной этап – собственно подготовительные занятия:
Занятия с психологом – развивающие игры;
Занятия с логопедом – чтение и развитие речи;
Занятия с учителем – письмо и развитие мелкой моторики руки;
Занятия с учителем – математика с элементами логики.
ПСИХОЛОГИЯ
Программа рассчитана на 6 занятий. Продолжительность занятий 20-25 минут (в середине занятия – физкультминутка).
Занятия с психологом имеют своей целью помочь ребёнку, который уже не дошкольник, но ещё и не школьник, построить содержательный образ «настоящего школьника». По форме, по манере общения занятия строятся как обучающие навыкам учебного сотрудничества. Но материал, которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание, то есть направленные на развитие познавательных способностей. Усилия детей сосредотачиваются на освоении отношений: на выработке умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».
Важным условием развития познавательной активности ребёнка, самостоятельности его мышления является умение отстаивать своё мнение в спорах с другими детьми. Эти споры должны носить конструктивный характер и не сводиться к выяснению межличностных отношений. Главное в них – обсуждение возможных решений общей задачи.
К такому взаимодействию детей надо специально готовить, приучать, задавая им уже в дошкольном возрасте цивилизованные образцы ведения дискуссии.
Любознательность, активность, самостоятельность – вот качества, необходимые ребёнку для учебной деятельности. Именно они являются залогом познавательной активности, интереса к учёбе, способности к самостоятельному поиску. Сегодня это понятно всем. Однако далеко не ясно, как не гасить, а формировать эти качества. Для решения этих задач предлагаются весёлые задания-шутки, а также задания, требующие от детей умения спрашивать.
Чтобы помочь ребёнку подогнать не его индивидуальность под школьную норму, а наоборот, нужен веер допустимых образцов в пределах данной нормы. При этом условии ребёнок обретает чувство собственного достоинства, уверенность, избавляется от излишней тревоги. Порядок в классе при этом не страдает, как правило, так как дети добровольно приучаются соблюдать его в дальшейшем. Занимаясь развитием у ребёнка навыков общения и сотрудничества, психолог решает проблемы эмоционального неблагополучия детей на этапе дальнейшей адаптации первоклассника к школе. Не обучая детей общению и сотрудничеству, не научишь их учиться. Ибо первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность вовсе не с помощью книг, а с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников. Такое соединение привычной дошкольной и школьной среды облегчает и обеспечивает ребёнку переход от дошкольной жизни к школьной.
Темы занятий:
Знакомство. Введение знаков «Правила поведения на уроке».
Введение схемы времени.
Знаки «Я» и «Мы».
Как надо и как не надо спорить (минитренинг).
Правила школьной жизни.
Для чего ходят в школу?
В конце занятий проводится диагностика с использованием «Методики исследования особенностей развития познавательной сферы» М.Я.Семаго, М.М.Семаго.
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ
Программа рассчитана на 7 занятий. Продолжительность занятий 20-25 минут (в середине занятия – физкультминутка).
Несложно понять, что многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформированы неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растёт нелюбовь к этому занятию. Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Создаётся гигантский барьер в обучении: во-первых – «не хочу», во-вторых – «не могу».
Поэтому задача – понять те трудности, которые испытывают дети, причины их возникновения; постараться облегчить их первые шаги в школьной жизни; помочь добиться успеха.
Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребёнка писать. Этот процесс длительный и непростой. На занятиях имеется возможность не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:
укрепление руки, улучшение координации движений;
усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлечённого мышления детей;
снижение психологической нагрузки ребёнка;
написание элементов букв и в неполном объёме самих букв.
Занятия проводятся по группам не дифференцированно по сложности заданий. Занятия условно можно разделить на два этапа: работа на нелинованном листе бумаги (рисование штриха), работа в тетрадях (рисование узоров, письмо элементов букв). Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса детей к работе.
Темы занятий:
Здравствуй, школа (вводное занятие).
Написание короткой и длинной наклонной палочки.
Написание короткой палочки с закруглением внизу и вверху.
Написание длинной палочки с закруглением внизу.
Написание короткой и длинной палочки с закруглением вверху и внизу.
Написание длинной палочки с закруглением внизу влево.
Написание длинной палочки с петлей внизу и вверху.
МАТЕМАТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛОГИКИ
Содержание программы основано на принципах развивающего обучения с акцентом на развитие образных представлений у детей.
Программа рассчитана на 10 занятий. Продолжительность занятий 20-25 минут (в середине занятия – физкультминутка). Форма проведения занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.
Познавательный материал в программе даётся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы построения развивающего обучения. Центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путём ознакомления с величиной, формой, пространством, и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.
В процессе решения проблемной ситуации взрослый учит ребёнка, помогает ему использовать известные способы действия, перенося их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае ребёнок может идти путём проб. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения).
Особая роль в обучении детей основам математических знаний принадлежит сюжетно-дидактическим играм, математическим развлечениям (загадки, загадки-шутки, кроссворды), математическим играм, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности, дидактическим играм и упражнениям, основное назначение которых – обеспечить упражняемость детей в умении различать, выделять, называть множество предметов, чисел, геометрических фигур и т.д, а также возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.
Система уроков построена блочно.
Первый блок «Величина».
В этом блоке уроков центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей, и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного к логическому.
Дети учатся определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяжённости предметов. От практического сравнения величины ребёнок пойдёт дальше к познанию количественных отношений «больше-меньше», «равенство-неравенство».
Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений «длиннее-короче», «выше-ниже», «шире-уже», «больше-меньше» позволяет показать скрытые математические зависимости, углубить понятие о числе, представив его в новой для ребёнка функции отношений.
Второй блок «Порядковый и количественный счёт, выполнение арифметических действий» знакомит с математическими отношениями и измерениями величин. Задания не даются в готовом виде, а постигаются путём самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов, установления закономерностей и взаимозависимости.
Третий блок «Подготовка и решение арифметических задач» своей целью имеет обучение анализу задач и решению их.
Темы занятий:
Вводное занятие. Понятия «одинаковое», «разное», «больше», «меньше», «столько же».
Понятие условной меры. Измерение длин. Сравнение объёмов.
Счёт предметов в прямом и обратном порядке. Правила счёта.
Ориентация в пространстве: «направо», «налево», «вверх», «вниз», «между», «за», «перед».
Ориентация в клеточном поле листа. Ориентация во времени.
Знакомство с цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Присчитывание и отсчитывание по одному.
Знакомство с цифрами 6, 7, 8, 9, 10. Присчитывание и отсчитывание по одному.
Геометрические фигуры плоскостные и объёмные. Знакомство с задачей.
После занятий проводится педагогическая диагностика, которая предполагает два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап - индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребёнка и сам записывает его устные ответы. (см. стр.45 – 58 «Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёхлетней начальной школы» / Под ред. Л.Е.Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Вента-Графф, 2002. – 384 стр).
Литература
Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе / авт.-сост. Н.А.Завьялова и др. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2009. – 190 стр.
Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёхлетней начальной школы / Под ред. Л.Е.Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Вента-Графф, 2002. – 384 стр.
Порядок приёма детей в ГКПД
1.1. В ГКПД принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний и проживающие на территории …
1.2. Для зачисления в ГКПД необходимы следующие документы:
- заявление родителей (законных представителей) с предъявлением документа, удостоверяющего личность;
- справка с места жительства о регистрации в ….
1.3. Приём детей в ГКПД осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) и оформляется приказом по школе «О проведении подготовки будущих первоклассников».
Система работы по подготовке детей к обучению в школе
2.1. Подготовительный этап (сентябрь – май) включает в себя:
- организационные вопросы, связанные с информированием населения о сроках подготовки детей к школе;
- проведение экскурсий подготовительной группы детского сада в школу;
- посещение занятий в дошкольном учреждении психологом и учителем;
- организацию и проведение первого родительского собрания для родителей дошкольников;
- выработку концепции, основанной на принципах развивающего обучения;
- составление единой программы обучения, в которой предусмотрена соотнесённость одного учебного предмета с другим, этапность работы;
- консультирование родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей;
- диагностику детей психологом детского сада, психологом школы, логопедом, учителем.
2.2. Основной этап (февраль – май) – собственно подготовительные занятия:
- занятия с психологом – развивающие игры;
- занятия с логопедом – чтение и развитие речи;
- занятия с учителем – письмо и развитие мелкой моторики руки;
- занятия с учителем – математика с элементами логики.
2.3. Продолжительность занятий 20-25 минут (в середине занятия – физкультминутка). Форма проведения занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.
2.4. С целью выявления готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению, определения вида общеобразовательной программы в общеобразовательном учреждении может проводиться психолого-педагогическое диагностирование детей в присутствии родителей (законных представителей); родители (по желанию) могут получить психолого-педагогическую консультацию.
Результаты диагностики будущих первоклассников
Обследование проводилось индивидуально в присутствии родителей
и администрации школы
Дата обследования с 10.04. - 17.04. 201…года
Имя, фамилия ребёнка
Задание №1 зрительное восприятие
Задание №2 пространственное восприятие
Задание №3 выбор и выполнение арифметических действий
Задание №4 сравнение
множеств
Задание №5 классификация предметов
Задание №6 фонематический слух
Задание №7 предпосылки к овладению звуковым анализом
Уровень готовности к обучению
Учитель начальных классов МОУ _______________
Результаты готовности к обучению в школе на 20…/20… учебный год