kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модель кластерного подхода к организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей - инвалидов и детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях кластерного подхода  открываются перспективные возможности адресной коррекции и реабилитации детей с ОВЗ, детей - инвалидов, их оптимальной социализации, развития коммуникативных навыков, профессиональной ориентации.Область  внедрения образовательной практики – коррекционная педагогика. Кластер образовательная система,  цель которой – подготовить ребенка с ОВЗ, ребенка – инвалида  к самостоятельной жизни в обществе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модель кластерного подхода к организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей - инвалидов и детей с ОВЗ»

Модель кластерного подхода к организации

психолого-медико-педагогического сопровождения детей - инвалидов и детей с ОВЗ в образовательном пространстве МО г. Новый Уренгой


В рамках четырехстороннего соглашения между Департаментом образования МО г. Новый Уренгой, ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница», ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойский психоневрологический диспансер», Управлением по труду и социальной защиты населения Администрации города Новый Уренгой в течение 10 лет организуется деятельность межведомственной территориальной психолого – медико – педагогической комиссии (далее по тексту ТПМПК), обеспечивающей запросы родителей и педагогов на определение оптимального образовательного маршрута, создание благоприятных условий для развития детей (преимущественно детей с ОВЗ и детей- инвалидов).

Кластер – открытая образовательная система, в которой в результате сквозной вертикальной интеграции ступеней непрерывного образования и горизонтальной координации структур обеспечивается высокий уровень организационного объединения деятельности субъектов педагогического процесса.

Данная практика социального и межведомственного партнерства и взаимодействия ориентирована на внедрение кластерного подхода к организации психолого – медико – педагогических условий для детей с ОВЗ и детей - инвалидов в образовательном пространстве МО г. Новый Уренгой.

Достоинствами образовательного кластера являются непрерывность, преемственность, доступность, качество оказываемых образовательных и психолого-медико-педагогических услуг.

Центральное место в кластере «ТПМПК - ОО» - занимает ТПМПК, как координатор дифференцированной специальной и инклюзивной помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам, что обеспечивает усиление коррекционной составляющей образовательной деятельности, развитие специальных условий. (приложение 1)

В образовательном пространстве МО г. Новый Уренгой имеется в наличии полноценное ресурсное обеспечение данных практик: кадровое, экономическое, правовое, педагогическое, маркетинговое. (приложение 2)

В условиях кластерного подхода открываются перспективные возможности адресной коррекции и реабилитации детей с ОВЗ, детей - инвалидов, их оптимальной социализации, развития коммуникативных навыков, профессиональной ориентации.

Область внедрения образовательной практики – коррекционная педагогика.

Кластер образовательная система, цель которой – подготовить ребенка с ОВЗ, ребенка – инвалида к самостоятельной жизни в обществе.

Определены стратегическая и тактическая цели практики:

- создание условий и эффективного механизма для поэтапного перехода к новому уровню образовательного процесса, ориентированного на успех, через реализацию индивидуальных образовательных маршрутов и программ развития детей с ОВЗ, детей -инвалидов;

- разработка единых подходов к организации образовательной сферы в кластере.

Определены задачи:

- разработка нормативных документов (локальных актов), регламентирующих деятельность кластера;

- приведение в соответствие с требованиями Министерства образования и науки РФ адаптированных образовательных программ;

- маркетинговое обеспечение образовательной деятельности;

-разработка новых образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, учитывающих интересы детей с ОВЗ, детей-инвалидов;

- осуществление поиска и внедрения новых форм организации образовательного процесса для детей с ОВЗ, детей-инвалидов раннего возраста.

Сущность специфики и эффективность данной практики следует рассматривать через призму как отдельных составляющих (получение детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами своевременного качественного доступного образования и психолого-медико-педагогической помощи в ОО с учетом дифференциации имеющихся нарушений (отклонений) в их развитии, так и в целом (охват и качество коррекционно – реабилитационных образовательных услуг).

Возникновение данной практики является последствием преодоления затруднений, имеющихся в работе с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами: наличие сочетанных форм заболеваний (нарушений) в развитии детей; разработке коррекционно-развивающих программ по работе; организации специфических условий, материально-технического оснащения образовательных организаций.

Специализированный дифференцированный подход к психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей - инвалидов оправдан:

- создаются специальные условия (структурируется пространство групп, классных комнат);

- используются специальные методы, технологии обучения;

-разрабатываются адаптированные образовательные программы, нацеленные на работу с конкретным видом нарушения в развитии (офтальмологические, опорно-двигательные, речевые и т.д.);

- расширяется спектр образовательных услуг по трудовому обучению, дополнительному образованию, профориентации;

- привлекаются и активно включаются в коррекционно-реабилитационный и образовательный процесс родители (родительские клубы, социальные акции, волонтерское движение).

Наиболее яркими и значимыми результатами реализации практики является: адекватная образовательная среда, социальная адаптация, профориентация, участие, победы детей с ОВЗ и детей - инвалидов в творческих конкурсах различных уровней (международные, всероссийские, региональные, муниципальные). Следует так же учесть, что консультативная работа специалистов ТПМПК не финансируется дополнительно (специалисты привлекаются к данной работе по мере необходимости в соответствии с приказом о деятельности ТПМПК).

Основные трудности и барьеры при реализации данной практики связаны с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ, детей-инвалидов на этапе их выбора (согласия) с рекомендуемым коррекционно - образовательным маршрутом. Некоторые группы родителей («избегающие осознания проблемы в развитии собственных детей») требуется длительная консультативная помощь специалистов ТПМПК.

Внедрение кластерного подхода к созданию психолого-медико-педагогических условий для детей - инвалидов и детей с ОВЗ поддержано экономически и финансово, руководителями ДО, ОО, педагогами, родительской общественностью, социальными партнерами.

Конечным результатом внедрения практики является:

- оказание качественной образовательной и психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам в рамках кластера «ТПМПК -ОО»;

- разработка адресных, индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ, детей-инвалидов;

- создание специальных условий для обучения и воспитания детей указанной категории с раннего дошкольного возраста; осуществление преемственности в работе ДОО, ОО;

- оказание методической помощи ОО по внедрению инклюзивной практики.

Перспективы дальнейшего развития данной практики мы видим в расширении межведомственного взаимодействия и социального партнерства (включение в коррекционно-реабилитационную практику МКУ СРЦ «Садко» Управления по труду и социальной защиты населения Администрации г. Новый Уренгой; Центра помощи подросткам и молодежи Управления по работе с молодежью и общественностью Администрации г. Новый Уренгой).

Данный опыт может быть использован в работе других муниципальных образований, на территории которых действует ТПМПК и есть условия для оказания комплексной адресной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ, детям – инвалидам.











Приложение 1


Модель кластерного подхода к организации

психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном пространстве МО г. Новый Уренгой


Департамент образования Администрации города новый Уренгой

ТПМПК






ФГУ

Главное бюро медико-социальной экспертизы по ЯНАО

ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойский

Психоневрологический диспансер»

ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница»

Управление по труду и социальной защиты населения Администрации г. Новый Уренгой










МАДОУ ДС КВ «Ручеёк»

(группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения и речи, группы кратковременного пребывания для детей-инвалидов)


МАДОУ ДС КВ «Калинка»

(группы кратковременного пребывания для детей – инвалидов)

МБОУ С(К)ОШ №18

(слабослышащие, аутизм, интеллектуальные нарушения, ДЦП, и др. множественные тяжелые нарушения)

МБОУ СОШ №12

Центр дистанционного образования

(дети с нарушением ОДА, ДЦП, др.соматические нарушения)


















Детские сады, школы

инклюзивное образование

Дошкольные образовательные организации

(группы компенсирующей и комбинированной направленности)

















Приложение 2


Ресурсное обеспечение внедрения

модели кластерного подхода










кадровое (обеспечение узкими специалистами: учителя-логопеды, педагоги-психологи; учителя-дефектологи, социальные педагоги



правовое (обеспечение разработками нормативно-правовой базы, партнерские взаимоотношения)



экономическое (сфера образовательных услуг, удовлетворяющих запрос заказчиков)
















педагогическое (совместное проектирование образовательной деятельности в рамках кластера)

маркетинговое (пропаганда передовых образовательных технологий)

















Автор статьи:

Павкина Анжелика Яковлевна

Руководитель отдела практической психологии

Межшкольного методического Центра МАОУ ДО Эврика


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Павкина Анжелика Яковлевна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253935


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства