kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются понятия одарённость, одарённый ребёнок, методы выявления одарённости, особенности и результаты  диагностики одарённых воспитанников.Для выявления интеллектуальной одаренности воспитанников лётной школы использую методики  исследования интеллекта у школьников Амтхауера, Равена, творческой – тесты Торранса на образное и вербальное мышление, лидерской – типологический тест Айзенка и Кеттелл. Кроме этого, используются методики, направленные на изучение личностных особенностей учащихся. Это позволяет иметь своевременную информацию о потенциале старшеклассников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ. »

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ.

Е.И. Лукъяненко,

педагог – психолог высшей категории

ГБОУ РО НОШИ с ПЛП.

В статье раскрываются понятия одарённость, одарённый ребёнок, методы выявления одарённости, особенности и результаты диагностики одарённых воспитанников.

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом.

Работа с одаренными и способными воспитанниками, их поиск, выявление и развитие, содействие их самореализации, профессиональному самоопределению, являются важным аспектов деятельности школы.

Одарённость - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от творческих занятий.


Условные черты одаренных воспитанников:

1.Одаренные воспитанники, как правило, обладают более активным воображением.

2.Они имеют достаточную продолжительность концентрации внимания.

3.Хорошо помнят опыт прошлого.

4.Чрезвычайно любопытны, упорны и настойчивы.

5.Нравится новизна или новые идеи и вещи.

6.Любят числа и числовые схемы.

7.Они предпочитают быть со старшими детьми.

8.Знают, что могут решить проблему.

9.Хорошо развито чувство юмора. Талантливые школьники обожают несообразности, игру слов, часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.

10.Одарённые воспитанники постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам».

Талантливые воспитанники легко справляются с познавательной неопределённостью. При этом трудности не заставляют их отклонятся. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Придерживаясь общепринятой типологии одаренности в науке, выделяются несколько категорий школьников, которых обычно и называют одарёнными:

  • воспитанники с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одарённость);

  • воспитанники с высоким уровнем творческих способностей (творческая одарённость);

  • воспитанники, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одарённость). Эту категорию воспитанников чаще всего называют талантливыми;

  • воспитанники, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость);

  • воспитанники с высоким уровнем организаторских способностей (лидерская одарённость).

Для выявления интеллектуальной одаренности воспитанников лётной школы использую методики исследования интеллекта у школьников Амтхауера, Равена, творческой – тесты Торранса на образное и вербальное мышление, лидерской – типологический тест Айзенка и Кеттелл. Кроме этого, используются методики, направленные на изучение личностных особенностей учащихся. Это позволяет иметь своевременную информацию о потенциале старшеклассников. Данный комплекс экспериментальных методик включает:

1) Методика диагностики интегральной самооценки личности по Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн.

2) Методика «Автопортрет» Р. Бернса, адаптация Е.С. Романова и С.Ф. Потемкина.

3) Опросник Ч.Д. Спилбергера на исследование уровней личностной и ситуативной тревожности.

4) Личностный опросник К. Томаса на исследование способов реагирования на конфликтные ситуации.

5) Тест А. Ассингера на исследование уровня агрессивности.

6) Тест В.Х. Ряховского на исследование уровня общительности.

7) Шкала оценки потребности в достижении.


При выявлении одарённых воспитанников используется комплексный подход и широкий спектр разнообразных методов:

- различные варианты методов наблюдения за воспитанниками (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности);

- специальные психодиагностические тренинги;

- экспертное оценивание поведения воспитанников учителями, родителями, воспитателями;

- экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности воспитанников (рисунков, стихов) профессионалами;

- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одарённости.

Привожу результаты диагностического обследования в первой учебной роте. Было выявлено, что 25 % одаренных старшеклассников 1-й учебной роты имеют выше среднего и высокий уровень интеллектуального развития. Если в интеллектуальной сфере развитие одаренных школьников происходит очень успешно, то в сфере личностного развития наблюдаются следующие особенности. Одаренные старшеклассники характеризуются высокой самооценкой по сравнению с их обычными сверстниками.

Группу с высоким уровнем организаторских способностей (лидерская одарённость) составляют 26% воспитанников 1-ой учебной роты. 41% воспитанников имеют средние и высокие командные способности.

15% воспитанников школы составляют категорию, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одарённость).

Учебные экстремальные ситуации (участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах) накладывают отпечаток на особенности личностных реакций одаренных воспитанников в конфликтных ситуациях. Проявляется соперничество и настойчивость в достижение цели, что снижает у одаренных возможности развития гуманистических черт характера: сотрудничества, взаимопомощи, толерантности.

В работе с одарёнными воспитанниками не ограничиваюсь только психодиагностикой, а также оказываю им психологическую помощь и поддержку. Это:

  1. содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);

  2. развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

  3. содействие социализации, формированию коммуникативных навыков.

Мир ребёнка уникален и необычайно сложен, а мир одарённого ребёнка имеет ещё и свою «палитру красок». Обучать, развивать и воспитывать такого ребёнка, не нарушив гармонии его мира, особого таинства – дело чрезвычайно сложное и ответственное. Поэтому, в связи со сложностью феномена «одарённый ребёнок» успешность в работе заключается в умении заметить творческое проявление и его поддержать.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лукьяненко Евгений Иванович

Дата: 05.12.2014

Номер свидетельства: 139688


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства