Методические рекомендации на тему: «Методы групповой работы педагога-психолога с коллективом ДОУ»
Методические рекомендации на тему: «Методы групповой работы педагога-психолога с коллективом ДОУ»
С целью повышения психологической компетентности педагогов ДОУ, включающей ориентировку в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований, педагог-психолог может использовать целый ряд методов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации на тему: «Методы групповой работы педагога-психолога с коллективом ДОУ»»
Методические рекомендации на тему: «Методы групповой работы педагога-психолога с коллективом ДОУ»
С целью повышения психологической компетентности педагогов ДОУ, включающей ориентировку в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований, педагог-психолог может использовать целый ряд методов:
лекция;
семинар-практикум;
групповая консультация;
тренинг;
метод «мозгового штурма»;
деловая игра;
круглый стол;
беседа.
Необходимо также включать и такие виды работы, которые способствовали бы улучшений эмоционального самочувствия педагогов, снятию напряжения и чувства дискомфорта. Наиболее эффективными являются релаксационные паузы.
Остановимся на некоторых методах.
1. Лекция. Это метод передачи готовых знаний лектором аудитории. В работе с педагогами рационально использовать в сочетании с другими методами, более практической направленности, в связи с особенностями аудитории и целевого поля их деятельности. Структура лекции должна включать узловые моменты проблемы, иметь логическую ясность построения:
введение (актуальность, практическая значимость темы или проблемы);
основная часть (формулировка основных понятий, раскрытие структуры и взаимосвязей, классификации);
заключение (выделение главной мысли, резюмирование).
Выделяют несколько видов лекций:
Лекция-беседа.Проходит в режиме непосредственного контакта с аудиторией. С её помощью ведущий имеет возможность привлечь внимание слушателей к ключевым моментам лекции, опосредованно использовать коллективный опыт и знания. Негативный момент заключается в том, что в ходе лекции-беседы невозможно привлечь к обсуждению всех участников.
Лекция-дискуссия.Предполагает использование свободного обмена мнениями ведущего и слушателей между логически выстроенными блоками лекции, что позволяет пошагово контролировать процесс усвоения материала. Для эффективного ведения лекции-дискуссии необходимо подготовить вопросы. Этот метод позволяет ведущему управлять мнением большинства, изменять негативные установки отдельных членов аудитории.
Лекция-консультация. Наиболее эффективна при изложении материала практической направленности. Предполагает ответы лектора на вопросы слушателей после изложения темы. Этому отводится примерно половина общего времени лекции. Данный метод позволяет ведущему отследить эффективность лекции, обнаружить проблемы слушателей, их профессиональную и личностную направленность.
Данные виды лекций можно использовать в работе и с педагогами, и с родителями.
Выделяется еще несколько видов лекций (лекция с интенсивной обратной связью, лекция с разбором микроситуаций и т. д.). По своей сути они дублируют в некоторых аспектах вышеперечисленные, поэтому не требуют детального рассмотрения.
Семинар-практикум. Вид занятия, цель которого состоит в обеспечении возможности практического использования теоретических знаний. Предполагает интенсивную самостоятельную работу участников и ведущего по поводу заданной им темы. В ходе семинара-практикума происходит непосредственный обмен опытом, рассматриваются варианты решения тех или иных проблем.
Групповая консультация. В своей основе имеет ту же структуру, что и индивидуальная консультация. Ее психологический смысл состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему, что предполагает активность всех участников консультации и равные позиции ведущего и аудитории. Содержание консультации должно касаться наиболее важных и значимых вопросов, выявленных в ходе наблюдений или опросов. Целью групповой консультации должна быть помощь участникам в самостоятельном решении проблем.
4.«Мозговой штурм», или брейнсторминг. Это метод активизации мыслительной деятельности, предназначенный для продуцирования идей или решений по той или иной проблеме. Использование данного метода должно осуществляться в соответствии с правилами:
а) группа должна состоять из 7—10 человек;
б) критика чужих идей запрещена, по отношению к чужому мнению возможно проявлять лишь уважение;
в) чужую идею можно развивать, а можно предлагать свою;
г) кресла участников должны стоять по кругу;
д) участники должны находиться в состоянии эмоциональной и мышечной расслабленности;
е) Все идеи участников должны фиксироваться. Предлагаться могут любые идеи, даже самые
фантастические, и все они имеют право на существование. Далее в ходе накопления идей происходит принятие наиболее рациональных и эффективных в конкретной ситуации. Необходимо выполнение правила «4-х аналогий»:
прямая аналогия(участникам предлагается продумать, как решаются задачи, похожие на данную);
личная аналогия(участникам предлагается войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения);
символическая аналогия(участникам предлагается представить себе решение задачи с точки зрения сказочных нереальных героев).
Фантастическая аналогия (участникам предлагается представить себе решение задачи с точки зрения сказочных нереальных героев).
Существуют и другие методы активизации мыслительных процессов группы:
метод фокальных объектов(суть состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на объект, находящийся в фокусе, в результате чего возникают необычные сочетания, развитие которых приводит к выработке оригинальных идей);
метод контрольных вопросов(предполагает использование вопросов, направленных на изменение объектов, веса, размера, материала, формы, направленности и т. д.).
Метод мозгового штурма стимулирует развитие групповой динамики, которое не должно быть стихийным, задача ведущего — косвенно направлять это движение, опосредованно регулировать его. Важно вовремя уловить напряженность, возникшую в отношениях участников, сгладить ее.
5. Тренинг. Активный метод групповой работы, использование которого требует соблюдения определенных правил. Критериями отбора участников тренинга можно считать следующие:
добровольность прихода в группу, желание участвовать в тренинге;
приблизительно одинаковый возраст участников (отмечено, что после 45 лет участие в тренинге не является эффективным);
количество участников группы не должно превышать 12 человек;
- в тренинговой группе должны участвовать люди, незнакомые друг другу;
в тренинге не должны участвовать люди с явными физическими дефектами и психическими нарушениями.
Ведущий обязательно должен иметь сертификат, свидетельствующий о подготовке к ведению тренинговых групп.
В педагогических коллективах более эффективно использовать элементы тренинга, в связи с тем что организация полноценных тренинговых групп чаще всего невозможна. Это является следствием ряда особенностей: режим работы, наложение личных взаимоотношений на деловые, широкие возрастные границы и т.д.
Тем не менее, при соответствии ситуации в педагогическом коллективе требованиям к их участникам в решении целого ряда проблем достаточно высокоэффективным эквивалентом тренинга можно считать обучающие семинары или семинары-практикумы.
6. Деловая игра. Относится к игровым технологиям учебно-воспитательного процесса. Это вид деятельности, предполагающий решение каких-либо задач в ситуации искусственно созданных условий. Деловая игра создает эмоционально позитивный настрой участников, позволяющий избегать напряжения в ходе решения игровой задачи. В процессе деловых игр моделируются:
взаимоотношения;
взаимодействия;
— организационно-структурные моменты. Перед началом деловой игры участниками должны быть выработаны правила взаимодействия.
— обсуждение происходящего в группе на уров- не личных и деловых взаимоотношений должно быть «здесь и сейчас»;
все высказываемые идеи имеют право на существование, так как даже самая неправдоподобная идея может позитивно влиять на выработку общегруппового решения;
высказывания должны быть по теме, необходимо исключить пустопорожние разглагольствования;
свое мнение или позицию надо высказывать в лаконичной форме, экономя время других участников;
критика в отношении чужих идей должна быть исключена, их можно лишь развивать и поддерживать.
Свидетельством эффективности групповой работы в ходе деловой игры является появление у участников так называемых приращений.
Проведение деловой игры требует определенной логики развертывания. Перед ее началом ведущий должен подготовить документацию, предусмотренную ходом игры. В документацию входит и словарь терминов и понятий, обеспечивающий однозначное их толкование.
Далее необходимо:
выделить объект или процесс, моделируемый в игре;
подготовить проспект игры (раскрыть ее содержание, условия применения, другими словами, объяснить, какая деятельность моделируется в игре, где находится сфера ее применения);
разработать сценарий, включающий характеристику объекта игры и установление ролей;
организовать игровую обстановку, наиболее приближенную к реальным условиям;
установить регламент;
назначить администратора, который возглавит группу организаторов игры;
сформировать игровые команды;
распределить роли;
создать группу экспертов для разбора возникших конфликтов;
выбрать счетную группу (в случае необходимости);
выбрать человека для создания помех и случайностей (если это предусмотрено правилами игры).
В процессе работы с педагогами психолог может использовать и такие методы, как психотехнические игры1. Они позволяют снизить психическое напряжение педагогов, развить их внутренний потенциал, эффективно управлять своим внутренним состоянием, что в итоге будет позитивно влиять на профессиональный и личностный рост. Такие игры не требуют специальной организации и затрат, а после обучения педагоги могут их использовать в своей повседневной жизни.
Игры-релаксации.Необходимы для снятия внутренних «зажимов» и напряжения. Позволяют обрести ощущение стабильности и освобождения от стрессоров. Это своеобразный «психологический душ», необходимый людям, чьи профессии предполагают наличие стрессогенных ситуаций.
Адаптационные игры. Предназначены для оптимизации процесса профессиональной адаптации молодых педагогов и, прежде всего, для развития умения управлять собой, контролировать свои эмоциональные состояния.
Игры-формулы. В основе этих игр лежит метод вербального самовнушения. Текст формул должен быть в форме самоприказов, которые проговариваются про себя. Эффективность таких игр будет достаточно высокой, если следовать правилам:
непоколебимо верить в силу формул-самовнушений;
проговаривая формулу, необходимо сконцентрироваться и сосредоточиться;
формула должна быть повторена 5—7 раз;
текст формулы должен быть кратким и лаконичным;
начало формулы обязательно должно включать утверждения:
«Я сумею...», «Я знаю, что...», «Я чувствую, что...», «Я убежден, что...»
Игры-формулы могут иметь следующую направленность:
настрой на активную позицию в течение дня;
настрой на уверенное поведение;
настрой на позитивное отношение к работе,
детям, родителям.
Таким образом, психологическая наука предлагает практическим психологам достаточно широкий спектр методов и форм активной групповой работы с педагогами. Важно выбрать из них адекватные целям и потребностям конкретной группы людей — педагогическому коллективу дошкольного учреждения. Психологу необходимо выявить потенциальные возможности педагогов, а также определить круг проблем, существующих у них, и уже на основе их анализа выстраивать дальнейшую работу.