kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации на тему: «Методы групповой работы педагога-психолога с коллективом ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С целью повышения психологической компетен­тности педагогов ДОУ, включающей ориентиров­ку в закономерностях развития ребенка, в вопро­сах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований, педагог-психолог может использовать целый ряд методов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации на тему: «Методы групповой работы педагога-психолога с коллективом ДОУ»»

Методические рекомендации на тему: «Методы групповой работы педагога-психолога с коллективом ДОУ»

С целью повышения психологической компетен­тности педагогов ДОУ, включающей ориентиров­ку в закономерностях развития ребенка, в вопро­сах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований, педагог-психолог может использовать целый ряд методов:

  • лекция;

  • семинар-практикум;

  • групповая консультация;

  • тренинг;

  • метод «мозгового штурма»;

  • деловая игра;

  • круглый стол;

  • беседа.

Необходимо также включать и такие виды ра­боты, которые способствовали бы улучшений эмо­ционального самочувствия педагогов, снятию на­пряжения и чувства дискомфорта. Наиболее эф­фективными являются релаксационные паузы.

Остановимся на некоторых методах.

1. Лекция. Это метод передачи готовых знаний лектором аудитории. В работе с педагогами раци­онально использовать в сочетании с другими мето­дами, более практической направленности, в свя­зи с особенностями аудитории и целевого поля их деятельности. Структура лекции должна включать узловые моменты проблемы, иметь логическую яс­ность построения:

  • введение (актуальность, практическая значи­мость темы или проблемы);

  • основная часть (формулировка основных по­нятий, раскрытие структуры и взаимосвязей, клас­сификации);

  • заключение (выделение главной мысли, ре­зюмирование).

Выделяют несколько видов лекций:

Лекция-беседа. Проходит в режиме непосредственного контакта с аудиторией. С её помощью ведущий имеет возможность привлечь внимание
слушателей к ключевым моментам лекции, опосредованно использовать коллективный опыт и знания. Негативный момент заключается в том, что в
ходе лекции-беседы невозможно привлечь к обсуждению всех участников.

Лекция-дискуссия. Предполагает использо­вание свободного обмена мнениями ведущего и слушателей между логически выстроенными бло­ками лекции, что позволяет пошагово контроли­ровать процесс усвоения материала. Для эффек­тивного ведения лекции-дискуссии необходимо подготовить вопросы. Этот метод позволяет веду­щему управлять мнением большинства, изменять негативные установки отдельных членов аудито­рии.

Лекция-консультация. Наиболее эффектив­на при изложении материала практической направ­ленности. Предполагает ответы лектора на вопро­сы слушателей после изложения темы. Этому от­водится примерно половина общего времени лек­ции. Данный метод позволяет ведущему отследить эффективность лекции, обнаружить проблемы слу­шателей, их профессиональную и личностную на­правленность.

Данные виды лекций можно использовать в ра­боте и с педагогами, и с родителями.

Выделяется еще несколько видов лекций (лек­ция с интенсивной обратной связью, лекция с раз­бором микроситуаций и т. д.). По своей сути они дублируют в некоторых аспектах вышеперечислен­ные, поэтому не требуют детального рассмотрения.

  1. Семинар-практикум. Вид занятия, цель ко­торого состоит в обеспечении возможности прак­тического использования теоретических знаний. Предполагает интенсивную самостоятельную рабо­ту участников и ведущего по поводу заданной им темы. В ходе семинара-практикума происходит непосредственный обмен опытом, рассматривают­ся варианты решения тех или иных проблем.

  2. Групповая консультация. В своей основе имеет ту же структуру, что и индивидуальная кон­сультация. Ее психологический смысл состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить воз­никшую проблему, что предполагает активность всех участников консультации и равные позиции ведущего и аудитории. Содержание консультации должно касаться наиболее важных и значимых вопросов, выявленных в ходе наблюдений или оп­росов. Целью групповой консультации должна быть помощь участникам в самостоятельном решении проблем.

4.«Мозговой штурм», или брейнсторминг. Это метод активизации мыслительной деятельности, предназначенный для продуцирования идей или решений по той или иной проблеме. Использова­ние данного метода должно осуществляться в со­ответствии с правилами:

а) группа должна состоять из 7—10 человек;

б) критика чужих идей запрещена, по отношению к чужому мнению возможно проявлять лишь уважение;

в) чужую идею можно развивать, а можно предлагать свою;

г) кресла участников должны стоять по кругу;

д) участники должны находиться в состоянии
эмоциональной и мышечной расслабленности;

е) Все идеи участников должны фиксироваться.
Предлагаться могут любые идеи, даже самые

фантастические, и все они имеют право на суще­ствование. Далее в ходе накопления идей происхо­дит принятие наиболее рациональных и эффектив­ных в конкретной ситуации. Необходимо выпол­нение правила «4-х аналогий»:

  • прямая аналогия (участникам предлагается продумать, как решаются задачи, похожие на дан­ную);

  • личная аналогия (участникам предлагается войти в образ данного в задаче объекта и рассуж­дать с его точки зрения);

  • символическая аналогия (участникам пред­лагается представить себе решение задачи с точки зрения сказочных нереальных героев).

Фантастическая аналогия (участникам предла­гается представить себе решение задачи с точки зрения сказочных нереальных героев).

Существуют и другие методы активизации мыс­лительных процессов группы:

  • метод фокальных объектов (суть состоит в том, что признаки нескольких случайно выбран­ных объектов переносят на объект, находящийся в фокусе, в результате чего возникают необычные сочетания, развитие которых приводит к выработ­ке оригинальных идей);

  • метод контрольных вопросов (предполагает использование вопросов, направленных на измене­ние объектов, веса, размера, материала, формы, направленности и т. д.).

Метод мозгового штурма стимулирует развитие групповой динамики, которое не должно быть сти­хийным, задача ведущего — косвенно направлять это движение, опосредованно регулировать его. Важно вовремя уловить напряженность, возник­шую в отношениях участников, сгладить ее.

5. Тренинг. Активный метод групповой рабо­ты, использование которого требует соблюдения оп­ределенных правил. Критериями отбора участни­ков тренинга можно считать следующие:

  • добровольность прихода в группу, желание участвовать в тренинге;

  • приблизительно одинаковый возраст участ­ников (отмечено, что после 45 лет участие в тре­нинге не является эффективным);

  • количество участников группы не должно пре­вышать 12 человек;

- в тренинговой группе должны участвовать люди, незнакомые друг другу;

  • в тренинге не должны участвовать люди с явными физическими дефектами и психическими нарушениями.

Ведущий обязательно должен иметь сертификат, свидетельствующий о подготовке к ведению тренинговых групп.

В педагогических коллективах более эффектив­но использовать элементы тренинга, в связи с тем что организация полноценных тренинговых групп чаще всего невозможна. Это является следствием ряда особенностей: режим работы, наложение лич­ных взаимоотношений на деловые, широкие воз­растные границы и т.д.

Тем не менее, при соответствии ситуации в пе­дагогическом коллективе требованиям к их участ­никам в решении целого ряда проблем достаточно высокоэффективным эквивалентом тренинга мож­но считать обучающие семинары или семинары-практикумы.

6. Деловая игра. Относится к игровым техно­логиям учебно-воспитательного процесса. Это вид деятельности, предполагающий решение каких-либо задач в ситуации искусственно созданных ус­ловий. Деловая игра создает эмоционально пози­тивный настрой участников, позволяющий избе­гать напряжения в ходе решения игровой задачи. В процессе деловых игр моделируются:

  • взаимоотношения;

  • взаимодействия;

— организационно-структурные моменты. Перед началом деловой игры участниками должны быть выработаны правила взаимодействия.

— обсуждение происходящего в группе на уров- не личных и деловых взаимоотношений должно быть «здесь и сейчас»;

  • все высказываемые идеи имеют право на су­ществование, так как даже самая неправдоподоб­ная идея может позитивно влиять на выработку общегруппового решения;

  • высказывания должны быть по теме, необхо­димо исключить пустопорожние разглагольствова­ния;

  • свое мнение или позицию надо высказывать в лаконичной форме, экономя время других участ­ников;

  • критика в отношении чужих идей должна быть исключена, их можно лишь развивать и под­держивать.

Свидетельством эффективности групповой рабо­ты в ходе деловой игры является появление у уча­стников так называемых приращений.

Проведение деловой игры требует определенной логики развертывания. Перед ее началом ведущий должен подготовить документацию, предусмотрен­ную ходом игры. В документацию входит и сло­варь терминов и понятий, обеспечивающий одно­значное их толкование.

Далее необходимо:

  • выделить объект или процесс, моделируемый в игре;

  • подготовить проспект игры (раскрыть ее со­держание, условия применения, другими словами, объяснить, какая деятельность моделируется в игре, где находится сфера ее применения);

  • разработать сценарий, включающий харак­теристику объекта игры и установление ролей;

  • организовать игровую обстановку, наиболее приближенную к реальным условиям;

  • установить регламент;

  • назначить администратора, который возгла­вит группу организаторов игры;

  • сформировать игровые команды;

  • распределить роли;

  • создать группу экспертов для разбора возник­ших конфликтов;

  • выбрать счетную группу (в случае необходи­мости);

  • выбрать человека для создания помех и слу­чайностей (если это предусмотрено правилами игры).

В процессе работы с педагогами психолог мо­жет использовать и такие методы, как психотех­нические игры1. Они позволяют снизить психи­ческое напряжение педагогов, развить их внутрен­ний потенциал, эффективно управлять своим внут­ренним состоянием, что в итоге будет позитивно влиять на профессиональный и личностный рост. Такие игры не требуют специальной организации и затрат, а после обучения педагоги могут их ис­пользовать в своей повседневной жизни.

Игры-релаксации. Необходимы для снятия внут­ренних «зажимов» и напряжения. Позволяют об­рести ощущение стабильности и освобождения от стрессоров. Это своеобразный «психологический душ», необходимый людям, чьи профессии пред­полагают наличие стрессогенных ситуаций.

Адаптационные игры. Предназначены для оп­тимизации процесса профессиональной адаптации молодых педагогов и, прежде всего, для развития умения управлять собой, контролировать свои эмо­циональные состояния.

Игры-формулы. В основе этих игр лежит метод вербального самовнушения. Текст формул должен быть в форме самоприказов, которые проговари­ваются про себя. Эффективность таких игр будет достаточно высокой, если следовать правилам:

  • непоколебимо верить в силу формул-самовну­шений;

  • проговаривая формулу, необходимо сконцен­трироваться и сосредоточиться;

  • формула должна быть повторена 5—7 раз;

  • текст формулы должен быть кратким и ла­коничным;

  • начало формулы обязательно должно вклю­чать утверждения:

«Я сумею...», «Я знаю, что...», «Я чувствую, что...», «Я убежден, что...»

Игры-формулы могут иметь следующую направ­ленность:

  • настрой на активную позицию в течение дня;

  • настрой на уверенное поведение;

  • настрой на позитивное отношение к работе,

детям, родителям.

Таким образом, психологическая наука предла­гает практическим психологам достаточно широкий спектр методов и форм активной групповой работы с педагогами. Важно выбрать из них адек­ватные целям и потребностям конкретной группы людей — педагогическому коллективу дошкольно­го учреждения. Психологу необходимо выявить потенциальные возможности педагогов, а также определить круг проблем, существующих у них, и уже на основе их анализа выстраивать дальней­шую работу.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сафонова Татьяна Анатольевна

Дата: 14.09.2016

Номер свидетельства: 343814


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства