Методическая разработка по теме: «Телефон доверия - мой невидимый друг»
Методическая разработка по теме: «Телефон доверия - мой невидимый друг»
Методическая разработка представляет собой психологический тренинг для учеников 2 класса по теме: «Телефон доверия - мой невидимый друг». Тренинг состоит из 4 частей: вводной, информационной, основной и заключительной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: «Телефон доверия - мой невидимый друг»»
Методическая разработка по теме:
«Телефон доверия - мой невидимый друг»
Червякова Анна Игоревна
педагог-психолог МБОУ СОШ №2
г. Советский
Краткая аннотация.
Методическая разработка представляет собой психологический тренинг для учеников 2 класса по теме: «Телефон доверия - мой невидимый друг». Тренинг состоит из 4 частей: вводной, информационной, основной и заключительной.
Новизна данной работы заключается в том, что она в форме активного обучения способствует оказанию психологической помощи детям, учит находить выход из трудной ситуации, формирует навык решения проблем путем обращения в службу Телефон доверия.
Актуальность данного тренинга заключается в том, что доступный на сегодня ресурс обеспечения детской безопасности — телефон доверия, так и не стал общеизвестным. В целях расширения масштаба оказания помощи детям в трудной жизненной ситуации необходимо проводить информационную работу среди детей. Необходимо донести до каждого ребенка, что в любой трудной жизненной ситуации он не одинок, что есть служба, готовая прийти ему на помощь.
Тренинг: « Телефон доверия- мой невидимый друг».
Целью тренинга является информирование детей о работе Детского телефона доверия, а также формирование навыка совместного решения проблемы со специалистом данной службы.
Задачи:
-снять накопившееся напряжение;
-рассказать об истории возникновения Телефона доверия как вида психологической помощи, об особенностях работы службы;
-мотивировать детей обращаться на Телефон доверия в трудных жизненных ситуациях.
-развить коммуникативные навыки.
Ход тренинга:
1.Вводная часть.
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.
Упражнение «Цветные ладони».
Ход упражнения: Участники группы хаотично передвигаются по классу. Ведущий держит три «ладони» (синюю, красную, желтую), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает «ладонь» определенного цвета вверх.
Инструкция: Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством учеников. Здороваться необходимо разными способами. Варианты сигналов: Красная ладонь – надо пожать руку. Синяя ладонь – погладить по плечу партнера. Желтая ладонь – поздороваться «спинками». Во время выполнения данного упражнения вводится запрет на разговоры.
Упражнение «загадка».
Инструкция: Ребята, отгадайте загадку.
«Этот чудо-аппарат
Донесет быстрее ветра
Голос друга, даже если
Друг – за сотни километров»
или «Когда порою одиноко-
Вдруг в тишину ворвется звон,
И голос друга из далека
Тебе подарит …»
Ответ: Телефон (Слайд 1- анимация 1)
-А что такое телефон и для чего он нужен? (ответы детей).
Сегодня мы поговорим о телефоне, но не обычном, не таком, о котором вы сейчас говорили, а о телефоне доверия. (Слайд 1- анимация 2)
-Что такое телефон вы знаете, а что такое доверие? (ответы детей)
Согласно толковому словарю Ушакова, доверие — это убежденность в чьей-нибудь честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность кого-нибудь.
Оказать доверие, значит - открыть тайну другому человеку, положиться на кого-нибудь, зная, что этот человек не обманет, не подведет в трудную минуту.
Телефон доверия – это служба психологической помощи, куда может анонимно (не называя своего имени и фамилии) обратиться абсолютно любой человек, чтобы обсудить отношения с друзьями, семейные и школьные отношения. Телефон Доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации в более спокойной обстановке и решиться на конкретные шаги. (Слайд 2)
2. Информационная часть.
Цель: информирование детей об истории возникновения Телефона доверия как вида психологической помощи, об особенностях работы службы.
Упражнение «Невербальный диалог».
Инструкция: двум участникам предлагается вступить в диалог, но обязательно нужно произносить цифры вместо слов. Необходимо, чтобы партнеры ставили перед собой абсолютно ясные задачи: доказываю, огорчаюсь, восхищаюсь, обвиняю и т.д. Можно говорить спонтанно, можно по предварительной договоренности. Остальным участникам предстоит угадывать состояние участников. Анализируют задание сначала участники, а потом исполнители.
Комментарий ведущего: Согласитесь, что в телефонном разговоре вы в основном по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник. Так же и консультанты Детского телефона доверия смогут понять с первых слов, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь.
Рефлексия: сложно ли было показывать эмоции, не используя слова? насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
-А знаете ли вы, как появился первый Телефон доверия? (ответы ребят)
(Слайд 3) Первый телефон доверия появился в 1953 году как помощь людям в кризисном состоянии. Англичанин Чад Вара напечатал в газете свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться. Он и не предполагал, что на него обрушится лавина звонков. Несколько дней он справлялся с хлынувшими обращениями сам. Главное, что он понял за это время, – все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи. Вскоре он пришел к выводу, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать добровольных помощников. Теперь они все вместе отвечали на звонки. Так родилось всемирное движение людей, оказывающих помощь другим людям по телефону. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи. Помощь оказывается бесплатно, анонимно (никому не сообщается, кто звонил и зачем). Вскоре вслед за взрослыми Телефонами доверия стали организовывать Телефоны доверия для детей.
Первый телефон доверия в нашей стране появился еще в советское время, в 1982 году. Это был грандиозный прорыв, объяснивший самые элементарные истины: если у человека болит душа, то это значит, что ему не надо таблеток и уколов – ему нужна психологическая поддержка. В 1991 году была создана Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи.
Упражнение «Номерки».
Инструкция: участники тренинга встают друг за другом в колонну, то есть смотрят в затылок друг другу. Ведущий раздает карточки, на которых изображена одна из цифр номера Детского телефона доверия. Ребята, молча, должны «написать» эту цифру на спине впереди стоящего. После чего дети по порядку должны назвать цифру, которую почувствовали у себя на спине, ведущий записывает получившийся номер. При необходимости можно повторить упражнение.
Рефлексия: С первого ли раза вы поняли какую цифру написали на вашей спине? Что мешало выполнять упражнение?
(Слайд 4) В сентябре 2010 года в Российской Федерации Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации введен единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122. Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.
В Югре детский телефон доверия работает с 2011 года. Психологи детского телефона доверия работают круглосуточно, анонимно и без ограничений по времени разговора.
(Слайд 5) В Советском районе есть свой собственный телефон доверия - 3-00-77. Муниципальный телефон доверия работает ежедневно с 9:00 до 17:00, кроме субботы и воскресенья.
Благодаря телефону доверия каждые человек имеет возможность:
• Установить контакт с человеком, которому он (она) сможет полностью довериться в беседе, будучи уверенным в полном внимании к себе;
• Быть принятым как личность в целом, со всеми своими переживаниями, проблемами и желаниями;
• Свободно выражать свои чувства и мысли, не подвергаясь оценке и давлению;
• Получить помощь в том, чтобы отступить от переживаемого и принять ответственность на себя;
• Найти людей, которые могли бы, не прибегая к прямому вмешательству, помочь ему выйти из изоляции и вернуться к нормальной жизни.
Упражнение «Физминутка»
Инструкция: Чтобы немножко отдохнуть, сделаем весёлую разминку. А посвящена она будет, конечно же, Телефону доверия. Повторяйте за мной слова и движения.
Ты не плачь и не дерись, (руки на поясе, качаем головой)
Просто к другу обратись, (руки на поясе,повороты корпуса в стороны, улыбаемся)
Позвони ты к нам, дружок, (подносим к уху по очереди правый и левый кулачки)
Нам так важен твой звонок. (хлопаем в ладоши)
3.Основная часть.
Цель:формирование навыка совместного решения проблемы со специалистом службы «Телефон доверия».
Упражнение «Дерево доверия».
Материалы и оборудование: доска или ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеящиеся стикеры в форме листочков; ручки или фломастеры для каждого участника.
Инструкция: Вам нужно написать на листочках вопросы или возможные трудности в жизни младших школьников, которые можно было бы обсудить с консультантом Телефона доверия (Слайд 6-подсказка).
Правило: чужие версии не критиковать!
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.
Комментарий ведущего:в жизни много вопросов и трудностей. Каждый может попасть в ситуацию, когда ему будет нужна помощь. В этот момент важно быть услышанным.
Рефлексия: Помогло ли это упражнение понять вам, с какими вопросами, проблемами и трудностями можно обратиться к специалисту службы «Телефон доверия»?
Упражнение «Телефон доверия- мой невидимый друг».
Инструкция: Участникам тренинга выдаются (на выбор) картинки-раскраски (Приложение 1). Необходимо раскрасить картинку и записать на ней номер службы «Телефон доверия».
Комментарий ведущего: Возьмите данную картинку домой и прикрепите ее над своим рабочим столом. Всегда помните, что в трудную минуту вы можете обратиться за помощью к сотрудникам службы «Телефон доверия». Знайте, что Телефон доверия - ваш невидимый друг!!!
4.Заключительная часть.
Цель: установление обратной связи, развитие коммуникативных навыков.
Упражнение «Коридор доверия»
Инструкция: Участники выстраиваются в две шеренги друг против друга, образуя «коридор». Каждый (по очереди) проходит по этому коридору с закрытыми глазами, а остальные участники через прикосновения, поглаживанияпередают свое отношение идущему по этому коридору.
Рефлексия: Понравилось ли проходить по коридору? Какие чувства испытывали во время упражнения?
Упражнение «Спасибо!»
Инструкция: Участники встают в кружок. Ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все то, с чем он пришел сегодня: свой багаж настроения, мыслей, знаний. А на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – СПАСИБО!