kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка классного часа "Психологическая готовность к сдаче экзаменов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа "Психологическая готовность к сдаче экзаменов" подходит как для 11 класса, так и для девятиклассников. Данное занятие может провести педагог-психолог либо классный руководитель.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая готовность к сдаче экзаменов. Надышева Т.Б»

Номинация

«Психологическое здоровье школьников»







Областной конкурс методических разработок классных часов среди педагогических работников

«Формула здоровья»







Психологическая готовность к сдаче экзаменов

Выполнил:

педагог-психолог

МБОУ «Мухтоловская основная школа»

Ардатовского муниципального района

Надышева Татьяна Борисовна

607150

р.п. Мухтолово

Контактный телефон: 54-5-99





Введение

Всемирная организация здравоохранения дала такое определение здоровья: «Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» (1948 г.)

Биопсихосоциальную модель здоровья называют трехмерной, но она является таковой только при условии признания единства трех измерений. Это означает осознание того, что социальная поддержка мощнейше влияет на физическое здоровье; насмешка над человеком противодействует десяти утренним зарядкам (условно); физическое нездоровье мешает психологическому комфорту и адаптации в обществе и т.д. [5]

Да, модель здоровья трёхмерна. И мы сегодня поговорим о психологической составляющей здоровья. Тема нашего занятия «Психологическая готовность к сдаче экзаменов».

Начнём с упражнения – активатора (все ребята сидят в кругу).

1. Упражнение-активатор «Апельсин»

Представьте, что этот жёлтый мячик – апельсин. Перекидывая друг другу мячик, нужно дать любые возможные определения апельсину. Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.

2. Тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?»

Процесс обучения содержит много оснований, порождающих эмоциональное напряжение, тревогу, иногда страх. Впереди экзамены. А подвержены ли вы экзаменационному стрессу? В этом поможет разобраться тест (http://www.niro.nnov.ru/?id=23264

Методические материалы по психологической подготовке к ЕГЭ).

Тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?»

За каждый положительный ответ начислите себе по 1 баллу.

1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.

2. Больше всего на свете я боюсь получить "двойку".

3. Я готов на все, чтобы получить "пятерку".

4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.

5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.

6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.

7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.

8. Мне трудно выступать перед классом.

9. Объявления оценок я всегда жду с волнением.

10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.

11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.

12. Перед экзаменами y меня бывает внутренняя дрожь.

Сложите набранные баллы.

0 - 4: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.

5 - 8: Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс.

9 - 12: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе.



3. Советы психолога участникам ЕГЭ

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма. 
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение, зачастую, оказывает обратное действие. 
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию.  Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные. 

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.

 Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. 

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

 

4. Притча о бабочке

- Зачем нужны экзамены? Лучше бы их совсем не было. - Наверняка, такие мысли приходили вам в голову. Послушайте, пожалуйста, притчу о бабочке. В этой притче заложен глубокий смысл.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон.

Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.

Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены и у нас не было бы возможности взлететь.

Так, подготовка к экзаменам и их сдача сделают вас более компетентными и уверенными в себе, готовыми к дальнейшей учёбе, работе.



5. Упражнение «Вздохи» (автор К. Фопель)

Инструкция. Ребята сидят на стульях, руки на бедрах, спина прямая. Ведущий: «Вспомните о том, что вызывало у вас напряжение в последнее время: может быть, слишком долго сидели за уроками. Или была сложная тренировка... Или, может быть, произошла какая-то неудача... Вы что-то поте­ряли, вас кто-то разочаровал... Скоро экзамены…

Я покажу вам способ освободиться от телесного и ду­шевного напряжения.

Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Подумайте о том, что иногда жизнь бывает сурова. Наклонитесь немного вперед и выпустите воздух с длинным "а-а-ах"». Пусть все услышат, как из вас выходят напряжение и заботы. Потом сделайте глубокий вдох и мысленно скажите себе, как много прекрасных сюрпризов предоставляет вам жизнь...

Повторите эту последовательность еще пару раз».

Обсуждение.

Каждый участник отвечает на следующие вопросы:

  • Понравилось ли мне это упражнение?

  • Как я себя чувствую?

  • Позволяю ли я себе иногда жаловаться?


6. Игра «Хвасталки» (автор К. Фопель)

Инструкция. Ведущий: «Время от времени имеет смысл хвалиться перед самим собой своими успехами. Это позволяет людям вести позитивные внутренние монологи, особенно в трудных си­туациях, поднять свою самооценку.

Сей­час мы будем рассказывать друг другу о своих успехах. Это должен сделать каждый. Это немного похоже на хвастов­ство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть успешными. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому добиться и своего успеха.

Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, на­сколько меня порадовало это достижение. В ответ мне участ­ник ответит: "Я рад за Вас". Потом я сяду на свое место, а этот участник подойдет к следующему из сидящих в кругу и расскажет о своем успехе. Тот скажет: "Я рад за тебя" и продолжит игру дальше».

Обсуждение:

  • Понравилась ли тебе игра?

  • Легко ли тебе было говорить о своих успехах?

  • Узнал ли ты что-то новое о ком-то из сверстников?

  • Легко ли было радоваться вместе с другими детьми?

7. Антистрессовые правила

Продолжаем разговор о своём психологическом здоровье, знакомимся с антистрессовыми правилами.

  1. Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.

  2. Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник.

  3. Откладывание на следующий день является стрессовым фактором. Планируйте наперед и все будете успевать сегодня.

  4. Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит.

  5. Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение.

  6. Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся или тревожится. Ничто быстрей не выработает у вас привычку постоянного беспокойства, как волнения и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.

  7. Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь, не сидите весь день, скрючившись, в одном и том же положении.

  8. Высыпайтесь.

  9. Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете.

  10. Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

  11. Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше. Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать вам тот жизненный тонус, в котором вы нуждаетесь. Относитесь к себе хорошо.

  12. Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Если будни обычно лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха. Если рабочие дни наполнены делами, требующими выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни.

  13. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно, на веру слова других людей, если нет доказательства обратного. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут. Ну и, конечно же, обратите внимание на хорошее питание и регулярные физические упражнения.



8. Заключение. Презентация «Всё будет хорошо».

В заключение нашего занятия хочу пожелать вам здоровья как состояния полного физического, душевного и социального благополучия. Будьте бодрыми, весёлыми, уверенными в себе и тогда всё у вас будет хорошо (просмотр презентации).



Литература

  1. http://gia.edu.ru/ru/graduates_classes/psychologist/

  2. http://www.niro.nnov.ru/?id=23264

  3. http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/57-nasha-zhizn/868-o-babochke

  4. https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20всё%20будет%20хорошо&stype=image&lr=11080&noreask=1&parent-reqid=1476716227234581-558158996806364871536703-sfront7-004&source=wiz

  5. Дыхан Л.Б. Культура здоровья и здорового образа жизни. – Ростов - на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014.

  6. Игры и упражнения в профилактике отклоняющегося поведения детей и подростков: учебно-метод. пособие для педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов общеобразоват. учрежд. и учрежд. доп. образ-я/ Нижегор. ин-т развития образования; под общей ред. Е.Г.Еделевой. – Н.Новгород: НИРО, 2010.

  7. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы/ авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Просмотр содержимого презентации
«ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!»

МБОУ «Мухтоловская основная школа» Педагог-психолог Надышева Татьяна Борисовна 2016 год ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!

МБОУ «Мухтоловская основная школа»

Педагог-психолог Надышева Татьяна Борисовна

2016 год

ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Методическая разработка классного часа "Психологическая готовность к сдаче экзаменов"

Автор: Надышева Татьяна Борисовна

Дата: 05.01.2017

Номер свидетельства: 375601


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства