ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПЕСОЧНОГО ПРОЕЦИРОВАНИЯ В ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ, РАЗВИВАЮЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Такой вид изобразительного искусства как сэнд-арт, рисование песком на подсвеченном столе, очень быстро приобрел большую популярность в России.
Рисование на песке сегодня применяется во многих педагогических, коррекционных, развивающих учреждениях, как яркий инструмент работы специалистов. Разработанных же специализированных методик и программ, применимых к такому виду работы до последнего времени фактичекски не существовало.
Метод песочного проецирования, представляет собой экспериментальный комплекс приёмов психодиагностической, коррекционной и развивающей работы, реализуемой в виде рисования и моделирования на песочном столе, с многоцветной подсветкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод Песочного Проецирования »
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПЕСОЧНОГО ПРОЕЦИРОВАНИЯ В ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ, РАЗВИВАЮЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Козырев А.В.
МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества «Меридиан»» г. Новокузнецк
Метод песочного проецирования, представляет собой экспериментальный комплекс приёмов психодиагностической, коррекционной и развивающей работы, реализуемой в виде рисования и моделирования на песочном столе, с многоцветной подсветкой.
Для ребёнка такая работа с песком, может выполнять, в первую очередь, коррекционно-развивающую и образовательную функции.
Упражнения с песком помогают развивать у ребенка не только тактильную чувствительность, но и гармонизируют его психоэмоциональное состояние. Дети не всегда имеют психологическую, интеллектуальную, или ситуативную возможность объективно выразить свои состояния, а проективная, динамичная и простая механическая работа с поверхностью песка помогает сделать этот процесс намного проще и понятней.
Возможность многократного создания новых сюжетов, простое разрушение композиций и их реконструкция, по сути, являются основными механистическими способами терапевтической, диагностической и развивающей работы. Смысловое же наполнение метода может быть очень разнообразным.
В данном случае песок работает по принципу «света и тени» и хорошо передаёт различные эмоциональные и функциональные состояния.
Рисование песком на подсвеченном столе является относительно новым видом, как изобразительного искусства, так и специализированного его применения в психологии и педагогике.
От других форм арт-терапии, данный метод отличается простотой манипуляций, (как для ребёнка, так и для взрослого), кратковременностью существования создаваемых образов, возможностью изменять суть картины в процессе работы.
Применение песочного рисования на подсвеченном столе в педагогических и психотерапевтических целях для работы с разнообразной психологической проблематикой, а также в образовательных и развивающих целях, в данный момент фактически не имеет систематизированных практических рекомендаций и выработанных программ.
Основными источниками практического наполнения метода, являются классическая песочная терапия, методы проективной диагностики и терапии, и компоненты цветотерапии.
Большим преимуществом и новацией при этом можно считать именно инструментальную концентрацию этих методов на одном объекте, и наглядную их оценку в режиме реального времени.
В процессе формирования комплекса диагностических методик, для работы с иллюминационным столом, нами были разработаны новые и адаптированы известные - стандартизированные проективные и письменные методики, такие как: методика мой мир, методика за окном, рисунок семьи, крокодил, дом-дерево-человек, животное выходящее из леса, человек под дождём и т.д.
Развивающая работа с детьми, в инструментальном плане осуществляется главным образом в форме графической работы с песком на иллюминационной поверхности, а также, например, в работе с гиперактивным поведением у детей, мы впервые стали применять такую форму мозаичного составления проекций, как глассинг – применение цветных стеклянных шариков на иллюминационной поверхности. А также, в работе со стрессовыми состояниями у детей ввели такую форму графической работы со световым столом, как акваграфика – рисование водой.
В методическом плане, развивающая и коррекционная работа, представляет собой обширный - разнонаправленный комплекс как классических - адаптированных методик, из педагогики и нейропсихологии, так и экспериментальные формы работы.
При использовании разработанных нами диагностических, развивающих и коррекционных методик, между специалистами производится систематический сбор информации по полученным результатам работы, отслеживается их эффективность в сравнении с получаемыми показателями классических стандартизированных методик и осуществляется анализ их верифицируемости, валидности и эффективности.
Специализированные направления работы, реализуемые в рамках рабочей методической программы по методу песочного проецирования:
Диагностическая работа: уровень развития познавательных процессов, семейная жизнь ребенка, коммуникативная успешность, природа агрессивного поведения, социальная адаптация, детско-родительские отношения, наличие деприваций, устойчивые страхи – фобии, эмоционально - аффективная сфера.
Развивающая работа: познавательные – интеллектуальные процессы, коммуникативная сфера ребенка, мотивация, активное слушание, развитие речи, обучение базовым письменным навыкам.
Метод песочного проецирования удобен, универсален и прост в применении для таких специалистов как педагог-психолог, педагог-дефектолог, воспитатель детского сада, логопед и т.д.
Идея создания практикоориентированной программы для работы специалистов в рамках метода песочного проецирования, относится к 11 мая 2010 года. В тоже время, открыта первая экспериментальная педагогическая и психологическая студия в
г. Новокузнецке.
С 1 сентября 2013 года на методических объединениях педагогов-психологов Заводского района г. Новокузнецка, проводятся творческие объединения, обсуждения метода использования иллюминационного песочного стола в своей работе.
С 5 февраля 2015 года, на площадке Государственной организации образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»» (г. Новокузнецк), организован, городской специализированный (образовательный) курс «Метод песочного проецирования», для педагогов-воспитателей, педагогов-дефектологов и педагогов-психологов, в рамках которого специалисты обучаются разработанной программе практических методик.
Тематический план работы по курсу «Метод песочного проецирования»
№
Название темы
Кол-во часов
1.
Вводное занятие.
Технические и методические основы метода.
3
2.
Методы диагностики личности
и межличностных отношений (дети 3 – 7 лет).
3
3.
Методы диагностики личности
и межличностных отношений
(дети 8 – 12 лет, взрослые).
3
4.
Развивающая работа с детьми.
3
5.
Коррекционная и реабилитационная работа с детьми и взрослыми.
3
6.
Итоговый методический практикум.
3
Итого:
18
Дальнейшее развитие программы по методу песочного проецирования, как перспективного метода педагогической и психологической работы, привлекает большое количество новых специалистов и организаций и получает активное расширение в рамках г. Новокузнецка, где применяется в дошкольных, общеобразовательных и специализированных – коррекционных учреждениях.