Просмотр содержимого документа
«Межсессионная контрольная работа по дисциплине «нормативно- правовое обеспечение образования»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БИРСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Социально-гуманитраный факультет
Кафедра социальной педагогики и социальной работы
ОЗО
МЕЖСЕССИОННАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«НОРМАТИВНО- ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
ВЫПОЛНИЛА:
Бикбулатова Зимфира Ханифовна______________
Уровень высшего образования: бакалавриат
Направление подготовки: 44.03.02 Психолого- педагогическое
образование
Направленность(профиль) «Психология и социальная педагогика»
Курс,группа: 4курс, 2группа
Семестр: 7
Проверила:
к.п.н., Логачева Л.Р._____________
Бирск-2018г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3-4
1.ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ СВЯЗАННЫЕ СО СТАНДАРТАМИ 4
2.НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО
ПОКОЛЕНИЯ 5-7
3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА 8-10
3.2 ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА 10
3.3. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ 10-11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11-12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ 12-13
Введение
Одной из главных условий развития образования является стандартизация, которая вызвана обоснованными причинами, а именно необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, что обеспечит единый уровень общего образования. Стандартизация содержания образования определена вхождением России в систему мировой культуры, а это требует учета развития содержания общего образования в развитых странах. Исследования стандартов для улучшения качества образования проводились М. М. Поташником, А. И. Субетто, Н. А. Селезнёвой, А. М. Новиковым, В. С. Аванесовым, В.И.Байденко. Закон РФ «Об образовании» подвел черту российской системы образования, указав на необходимость соотнесения образования в нашей стране с мировыми образовательными парадигмами, с одной стороны, и на сохранение преемственности с отечественной педагогической традицией, с другой. Педагоги считают необходимым введения стандартов в области образования. Образование также как любая сфера человеческой деятельности не может существовать без стандартов, которые играют роль для повышения качества образовательного процесса. Примеров нормирования, упорядочения в системе образования педагогическая практика имеет достаточно – от классного журнала, ученического дневника, школьного расписания и т. д. до базисного учебного плана. Отказ от стандартов привел бы к разрушению всей системы образования. История развития образования означает изучение образовательных норм, бережное отношение к ним. Динамизм, присущий системе образования, особенно заявил о себе в конце 80 – начале 90-х годов. [ Шпилевая,2015] Актуальность данной темы состоит в том, что стандартизация является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Отставание российских систем стандартизации привело к тем трудностям, которые претерпевают отечественные предприятия в условиях современной рыночной экономики и не только на внешних рынках, но и на внутреннем. Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органами. Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей цикличностью, борьбой за сбыт товаров заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.
Целью данной работы является понять сущность и значимость стандартизации в управлении качеством.
Согласно поставленной цели в работе решались следующие задачи :
1) рассмотреть сущность процессов стандартизации;
2) рассмотретьназначение и функции стандартов нового поколения;
3) изучить вопросы контроль качеством,гарантия качества, управление качеством;
Объектом исследования является стандартизация в образовании, её влияние на качество образования. Предметом являются принципы и показатели стандартизации.
1.Термины и понятия связанные со стандартами.
Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего норму, образец, мерило. Предназначение стандартов в организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, необходимыми для общества. Стандарты качества образования — это совокупность требований, предъявляемых к знаниям выпускников учебных заведений, и обязательных для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Стандартизация-это разработка и использование стандартов, которое является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в системы, отвечающие обязательным потребностям общества. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. [Анисимова,2012]. В развитых странах мира стандартизация образования давно осуществляется посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования и др. Термин «стандарт» в отношении образования стал использоваться относительно недавно. Вместе с законом «Об образовании» стандарт образования является главным нормативным документом, который несет в себе объяснение определенной части Закона. Он определяет такие характеристики образования, как содержание, уровень и указывает на методы и формы измерения, а также на результаты обучения. Благодаря стандарту происходит обеспечение стабильности уровня образования, его совершенствование, отвечающее развитому обществу.
2.Назначение и функции стандартов нового поколения
Задачи, поставленные сегодня перед современным школьным образованием, расширяют сферу действия образовательных стандартов. Как уже известно, стандарты первого поколения были ориентированы в основном на решение достаточно локальных задач по обеспечению нормативно-правового регулирования содержания, планируемых результатов школьного образования, в условиях многообразия образовательных систем в начале 90-х годов. Это означает назначение и главные функции стандартов того времени – сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах достаточного уровня содержания и требований к подготовке выпускников. На сегодняшний день более значимым является развивающий потенциал школьных образовательных стандартов, который предназначен для развития системы образования в изменяющихся условиях, и из-за повышения запросов личности и семьи, также ожиданий общества и требований государства в области образования. В настоящее время функции стандартов не однозначны, а именно, они являются :
инструментом организации и координации системы образования, служат ориентиром ее развития и улучшения, ее адекватности новым целям и ценностям образования (развитие личности как цель и смысл образования);
средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования.
нормативно-правовой базой урегулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества – с другой.[ Солодова,2013]
Однако, новая версия стандарта определит условия для более эффективной реализации функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования.
К числу основных функций стандарта относятся:
Функцию обеспечения права на полноценное образование. Она означает обеспечение стандартом гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т.е. такого уровня образования, которое является основой для полноценного развития личности и возможности дальнейшего продолжения образования.
Функцию сохранения единства образовательного пространства страны. Многообразие образовательных систем и типов учреждений образования предполагает создание механизма регулирования, осуществляющий стабилизировать системы образования в России. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыграть стандарты образования. Возникновение различных типов школ, не препятствуя созданию вариативных программ, образовательные стандарты определяют объем и уровень полноценного базового образования. Учебные программы по содержанию могут определенно отличаться от стандарта, и по объему и по глубине подготовки учащихся, но все они должны обеспечить необходимый уровень, не ниже предлагаемого стандартом. Это позволяет добиться в стране гарантированного качества подготовки выпускников школы. Введение стандартов явится важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т. п.[ Анисимова,2013]
Функцию повышения качества образования. Общеобразовательные стандарты предназначены определять нижнюю допустимую границу уровня подготовки. До введения новых стандартов представления об уровне образовательных результатов складывались стихийно. Они были нацелены на более подготовленных школьников, а уровень требований к учебным достижениям был недоступен большей части учащихся. В результате это привело к тому, что реальный уровень образовательных результатов выпускников оказывался низким, а хорошая подготовка отдельных школьников не решала проблемы качества образования.
Введение образовательных стандартов даст возможность решить вопрос о достижении каждым учеником определенного, заданного уровня подготовки. Исходя из этого использование стандартов в практике школы, ориентация на их соблюдение призваны повысить общий уровень образованности и воспитанности, в итоге, качество образования в целом.
Функцию обеспечения преемственности одно из главных в основных образовательных программах начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Критериально-оценочную функцию. Она берет начало от основ стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты стандарта несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов, аттестации учителей и учреждений образования.[ Анисимова,2014]
Функция повышения объективности оценивания. Осуществление этой функции связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества образовательных результатов на основе: использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.
Назначениес стандарта в том, что он определяет тот допустимый уровень образования ,относительно которого достигается необходимый и уровень для продолжения образования на следующей его ступени. Именно этот уровень и выступает как основа критериального и ориентировочного подхода к оцениванию результатов, достигнутых каждым отдельным школьником. Использование критериально-ориентированного подхода оценивания значительно повышают уровень объективности и достоверности оценки достижения требований стандарта.
Функцию гуманизации образования и обеспечения равенства возможностей для развития личности. Четкое определение требований к подготовке учащихся открывает реальные перспективы для индивидуализации и дифференциации обучения, определяющий возможность овладения материалом на различных уровнях образования. Такой подход освобождает ученика от непосильной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности. Снимается неоправданное эмоциональное и интеллектуальное напряжение.Системно-деятельностный подход основывается на положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучении в их взаимосвязи).[Анисимова,2015]
3.Образовательные стандарты и качество образования 3.1 Контроль качества
Качеству приписываются разнообразные противоречивые значения. Различные люди понимают под качеством абсолютно разное. Каждый заинтересован в обеспечении качества образования. Но из-за отсутствия единого мнения в том, что под этим подразумевается, возникает множество споров. И все-таки необходимо понять, что существует различное определение качества. В другом случае есть опасность превращения этого понятия в «рядовое выражение», в слово с высоким моральным смыслом, но с незначительной практической ценностью. Неосознанное значения качества усиливается из-за того, что оно может использоваться как абсолютное, так и относительное понятие. В обычной жизни качество используется главным образом как понятие абсолютное. Люди используют его при описании дорогих вещей и роскошных зданий. Предметы, которым дается качественная оценка с точки зрения абсолютного понятия, представляют собой наивысшее, который невозможно превзойти. При использовании термина в образовании качество принимает совершенно иной смысл. Только отдельные учреждения способны предложить своим обучаемым такой образовательный опыт. Большинство учащихся не могут получить «высокое качество», и большинство образовательных учреждений не имеют условий его обеспечить. Абсолютные понятия «высокого качества» не имеют ничего общего с системой управления качеством. Но в ходе обсуждений по управлению качеством возникает вопрос о его абсолютном значении. Скорее всего это утонченное и часто идеализированное использование понятия может оказаться полезным для общественных связей, а может способствовать образовательному учреждению в повышении его имиджа. Оно конечно показывает значение повышения качества как стремление к наивысшим стандартам. Качество использоваться как понятие относительное. Относительное, качество не является частью продукции или услуги. О качестве можно судить, когда продукция или услуга отвечает требованиям соответствующих ей стандартов. Качество не является конечным результатом, оно лишь средство, с помощью которого определяется соответствие продукта или услуги стандарту. Оно может быть красивой, но это не всегда. Она может, быть обыкновенной, серой и привычной. Учебники, циркули, школьные службы услуг могут показывать качество если они отвечают обычным, но необходимо важным стандартам. Они должны соответствовать тому, для чего предназначены и отвечать желаниям потребителя. Кто должен определить, являются ли услуги школы качественными? Ответ на него предоставит информация о достижениях и перспективах учреждения. Важно также представлять себе, кем дается оценка качества. Часто взгляды производителя и потребителя не совпадают. Бывает, что хорошая и нужная продукция или услуга не воспринимаются потребителем. Производство продукции в соответствии со стандартами не гарантирует ее продажу. С учетом наличия этой проблемы возникает необходимость рассмотрения качества с различных точек зрения.[Вареникова,2013] Давая определение качеству необходимо понимать существование различий между тремя другими понятиями качества: контроль качества, гарантия качества и управление качеством. Контроль качества с исторической точки зрения – более раннее определение. Оно предусматривает обнаружение и ликвидацию отдельных компонентов или конечной продукции, не отвечающих стандарту. Это следствие уже свершившегося процесса, относящегося к обнаружению и изъятию дефектов. Как метод гарантии качества он предполагает значительное число потерь, отходов и переделок. Контроль качества выполняется профессионалами по качеству, выступающими в роли контролеров или инспекторов.[Вареникова,2016] Инспектирование и проверка являются самыми распространенными методами контроля качества и широко применяются в образовании для определения качества в поддающихся стандартизации сферах образования.
3.2 Гарантия качества
Ее задача прежде всего состоит в предотвращении ошибок. Гарантия качества достигается в случае, когда производимая продукция неизменно соответствует стандартам или уровню однажды установленного качества. Работники (служащие), особенно те, кто работает в командах, несут за гарантию качества ответственность и даже большую чем инспектор. Безусловно инспектор играет свою роль в обеспечении гарантии качества. Качество продукции или услуг гарантируется соответствующей системой, известной как система гарантии качества. [Трайнев, 2006] С ее помощью окончательно устанавливается каким должен быть производственный процесс и какому стандарту должна соответствовать производимая продукция.
3.3 Управление качеством
Требования к качеству образования устанавливаются при участии заинтересованных потребителей, вместе с руководителями органов власти, родителями, а также представителей промышленности. Образование является поставщиком услуг. Этими услугами являются обучение, контроль учащиеся, студенты, их родителями возможно- опекуны. Потребители – разнообразная группа. Если качество должно удовлетворять и предвосхищать потребности и желания потребителя, то тогда очень важно точно знать, чьи потребности и желания должны быть удовлетворены. Для некоторых работников образовательной сферы понятие «потребитель» это «учащийся» или «студент», родители, представители органов власти, работодатели или правительство. Термин «потребитель» применяеться для всех групп. Потребности различных потребительских групп далеко не всегда совпадают. Особенно это проявляется в больших и комплексных учреждениях, хотя, естественно, конфликт может возникнуть и в небольшом учреждении. [Звонников,2007] Конфликты интересов всегда будут существовать. Один из наиболее эффективных методов разрешения этой проблемы – признание их существования. В этом случае нужно сконцентрироваться на проблемах, которые объединяют стороны. Выводы: центром внимания любого образовательного учреждения должны быть потребности учащихся. Это не означает, что потребности других потребительских групп можно игнорировать. Их мнение тоже учитывается. Однако именно учащиеся являются причиной существования учреждения и именно они создают ему репутацию. Принимая во внимание потребности потребителя, которые в свою очередь определяют качество, учреждение тем самым становится конкурентоспособным к выживанию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Отрасль образования имеет не только экономические, но и свои особые риски, связанные с формированием ценностных ориентаций, мировоззрения, качества образования. В связи с этим следует учитывать цели, требования текущей политики государства, стандартов и ресурсов (материальных и кадровых). Поскольку каждый заинтересован в обеспечении качества образования. Переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования требует создания механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыграть стандарты образования. Центром внимания любого образовательного учреждения должны быть потребности учащихся. [Шишов, 2000] Особого внимания требует оценка качества, нацеленная на результат. Эта цель рождает множество негативных явлений порой неосознаваемых, отсроченных (в связи с отсроченностью результата в образовании). Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколенияявляется усиление их ориентации нарезультаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Понимание сущности образовательного результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование, его главные цели. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. Анализировать риски в образовании очень сложно. В отрасли отсутствуют стандартизированные методики, нет опыта статистического анализа у управленческих кадров.
Список использованной литературы и интернет ресурсов.
1.Шпилевая И.Е., АнисимоваТ.С Бизнес-технологии в образовании/ И.Е.Шпилевая,Концепт№S7,2015.-С.116–120.
2. Анисимова Т. С., Летова Л. В., Маслак А. А. Измерение латентной переменной «Качество профессиональной деятельности преподавателя» на основе модели Раша // Культурная жизнь Юга России Т. 4. – № 47./ Т. С Анисимова., Л.В.Летова, А.А.Маслак– 2012. –– С. 62–67.
3. Звонников В. И. Педагогические измерения в управлении качеством обучения: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01./ В. И. Звонников– М.: РГБ, 2007.
4. Солодова Е. А. Новые модели в системе образования. Синергетический подход./Е.А.Солодова–М.,2013.–С.342.
5. Анисимова Т. С., Асеева Е. Н., Пелогенко А. Д. Духовно нравственные ценностные ориентации воспитательной системы педагогического вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. № 1. / Т. С.Анисимова, Е. Н. Асеева, А. Д. Пелогенко– 2014. –– С. 67–78.
6. Анисимова Т. С., Вареникова Л. В., Макаренко К. Б. Коррупция и искажения результата в образовании: причины и условия // Образование. Наука. Научные кадры№ 6/ Т. С.Анисимова, Л. В.Вареникова, К. Б. Макаренко– 2013. –– С. 127–133.
7. Анисимова Т. С., Асеева Е. Н. Ценностные отношения к нравственным нормам // Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки: материалы VI междунар. науч.-практ. конф. «Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки». – North Charleston, SC, USA,/ Т. С.Анисимова,Е.Н.Асеева2015.С.68–76.
8. Анисимова Т. С. К вопросу о новом подходе к качеству результата в образовании // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации: сб. науч. тр. VII Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / под ред. Т. С. Анисимовой, Т. В. Суняйкиной; филиал Кубанского государственного университета в г. Славянск-на-Кубани. – Славянск-на-Кубани,/ Т. С. Анисимова, 2014. – С. 22–25.
9. Вареникова Л. В. Негативные эффекты управления качеством через рейтинги и тесты, нацеленные на конечный результат: материалы междунар. науч. конф. «Педагогическое мастерство (III)»./ Л. В. Вареникова– М.: Буки-Веди, 2013. – С. 29–33.
10.Вареникова Л. В., Анисимова Т. С. Влияние образовательных стандартов на управление качеством образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт» – № S3. / Л. В. Вареникова , Т. С. Анисимова– 2016.– С. 21–25.
11. Трайнев В.А. Системы и методы стратегии повышения качества педагогического образования. Обобщение и практика./ В.А Трайнев- М., 2006, с. 38
12. Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования. / С.Е. Шишов- М., 2000,с.320.