Просмотр содержимого документа
«Методы сказко- и песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.»
Методы сказко- и песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.
Под арт-терапией как методом обычно подразумевается использование искусства в психотерапевтических и коррекционных целях. Мне не приходилось использовать весь спектр возможностей искусства, но активно использую в своей работе рисунок, песок, сказку для коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей.
Они позволяют встретиться ребёнку со своим переживаниями, страхами, тревогой, агрессией, по иному увидеть жизненные трудности, поведенческие и семейные проблемы.
В основе всех этих методов лежит изобразительная и творческая деятельность, которые позволяют в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию и найти новую форму её решения. Через рисунок, сказку, игру с песком можно дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помочь понять собственные чувства и переживания. Использование арт-терапевтических методов поможет не только избавиться от проблем, но и повысить самооценку, снять нервно-психическое напряжение, развить мелкую моторику, воображение, усидчивость, внимательность, волевые и эстетические качества ребёнка.
Рисование применяется в моей работе как в диагностических, так и в коррекционных целях. Для диагностики обязательно используется рисунок семьи классический вариант и рисунок семьи в образе животных, сказочных героев; рисунок Несуществующего животного, рисуночная методика «Кактус» для диагностики особенностей эмоционального развития ребёнка и т.д. В коррекционных занятиях рисование применяется в целях релаксации (с использованием музыки) - упражнения «Рисуем настроение красками»,
«Рисуем звуки природы». Рисование автопортрета с целью осознания своей непохожести на других, осознания своей индивидуальности, укрепления уверенности в себе.
Рисование является одним из эффективных методов работы с проблемами страха у детей, позволяя погружаться в неё настолько, на сколько ребёнок готов к её переживанию.Сам факт получения задания нарисовать страх организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Решиться рисовать – это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображён на рисунке. Осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего значения. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя её волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания.
Посредством рисования в первую очередь удаётся устранить страхи, порождённые воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлениях ребёнка. За тем идут страхи, основанные на реальных травмирующих ситуациях, оставившие эмоциональный след в памяти ребёнка.
Основная задача этого метода арт-терапии – развитие самовыражения, самопознания через творчество и повышение адаптационных способностей ребёнка.
Использование сказко- и песочной терапии в моей работе тесно связны. Скорее, даже объединены в программу коррекционно-развивающих занятий с использованием сказкотерапии в песочной среде. Здесь задействованы следующие методы:
- придумывание сказок, создание песочного города, мира;
-создание песочных картин, рисование на песке;
-воплощение сценариев на песке в игровой форме;
-использование фигурок для моделирования тех или иных ситуаций в контексте песочной картины.
Работа с использованием сказки и песка позволяет решить ряд задач: диагностические, коррекционно-развивающие, дидактические, терапевтические.
Использование сказкотерапевтического подхода в рамках песочной терапии увеличивает эффективность корреции. Сказкотерапия позволяет повысить уровень осознанности событий, приобрести дополнительные знания о законах жизни, социальных ролях..
Создавая свой мир, свою страну, свою сказку ребёнок чувствует себя настоящим волшебником, поскольку создаёт мир подвластный самому себе, герои играют роли, какие он захочет. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет ребёнку изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения.
Работа с использованием арт-терапевтических техник вызывает живой интерес, желание заниматься у детей и всегда способствует благоприятной психологической атмосфере на занятии.
И, в заключении, хочу предоставить графики, отражающие результаты работы с применением данных методов. Первичная и итоговая диагностика представлена за 2018 год.
Методика определения уровня агрессии Басса - Дарки
Методика определения Индекса Тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен
Устойчивость эмоционального фона. Определение с помощью методики М.Люшера.
Автор статьи педагог-психолог ЛОГАУ «Лужский КЦСОН» (центр социального обслуживания населения) Отделение стационарного пребывания несовершеннолетних. Цоколова Надежда Анатольевна
Список литературы:
В.Н.Никитин «Арт-терапия» Когито-центр,2014г.
Т.Д.Занкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии» Сп-б,ООО «Речь»,2000г.
Э.Э.Большебратская «Песочная терапия» Петропавловск,2010 г.