Методическая разработка "Реализация АОП педагогом-психологом ОО с обучающимися с ОВЗ"
Методическая разработка "Реализация АОП педагогом-психологом ОО с обучающимися с ОВЗ"
Методическая разработка по организации работы педагога-психолога в образовательной организации с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Реализация АОП педагогом-психологом ОО с обучающимися с ОВЗ"»
Реализация АОП педагогом-психологом МАОУ СОШ № 4 с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами.
Краснова С.В., педагог-психолог
В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 Ст. 2 п. 16 говорится, ребёнок с ОВЗ – это обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение образовательного процесса).
В своей работе опираюсь на нормативно-правовые документы федерального, областного и местного уровня. На основе Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012, ФГОС НОО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ, разрабатывается План работы педагога-психолога на календарный год и Программа психологического практикума для обучающихся 1-4 классов, имеющих рекомендации ПМПК.
В начальных классах МАОУ СОШ № 4 в 2018-2019 учебном году обучается 27 детей с ОВЗ, прошедшие ПМПК. Из них 5 детей-инвалидов. Рекомендации по работе педагога-психолога с детьми имеют 25 человек.
Что такое сопровождение? Сопровождение — это создание условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе, которое включает в себя:
* Отслеживание динамики психического развития ребёнка в процессе обучения и развития.
* Создание условий для развития личности каждого ребёнка успешности его обучения.
* Создание специальных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с ОВЗ.
Задачи психолого-педагогического сопровождения
* Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или)психическом развитии.
* Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
* Возможность освоения детьми с ОВЗ «Общеобразовательной программы» и их интеграции в образовательном учреждении.
Одним из условий психолого-педагогического сопровождения является разработка адаптированной индивидуальной образовательной программы, которая основывается на адаптированной образовательной программе, в соответствии с особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребёнок, а также с учётом психофизического развития, индивидуальных возможностей и уровень социальной адаптации указанных лиц.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно - педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами.
В своей работе использую основные направления коррекционно-педагогической работы:
- Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н. п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.
- Консультативно-проективный этап. На этом этапе обсуждаются возможные варианты решения проблемы, определяются наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляются индивидуальные программы, определяются сроки их реализации.
Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ и основывается на заключении ПМПК.
- Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые педагогом-психологом дают возможность для всестороннего развития обучающихся.
- Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
Организация работы в ОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработку рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; работа с детско-родительская парой.
Эта система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях образовательного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.
Адаптированная образовательная программа (АОП, ее отдельные компоненты, в данном случае психолого- педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ) обсуждаются совместно с родителями, согласуются с их возможностями и пожеланиями и, в конечном итоге, индивидуальная образовательная программа должна быть подписана родителями. Важным элементом АОП является определение периода, на который эта программа разрабатывается.
После окончания цикла развивающее-коррекционной работы в рамках АОП, проводится итоговое обследование.
Адаптированная образовательная программа разрабатывается на год, в сентября, при необходимости в нее вносятся коррективы с учетом динамики развития ребенка. В мае на консилиуме подводятся итоги работы и оценивается эффективность проводимой в течение года коррекционно-развивающей работы.
Педагогом-психологом также организуется диагностическая работа с детьми, не имеющими рекомендации ПМПК, по заявлению родителей. В течении определенного времени, необходимого для получения педагогом-психологом реальной картины проблемы, проводится работа с обучающимися. На основе полученных результатов организуется консультирование родителей. Педагогом-психологом также проводится работа по информированию родителей о возможности получения психологической услуги в иных организациях города.