kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка. Люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидность: понятие, причины, формы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие инвалидности,причины и формы.Специфика обучения инвалидов в образовательном учреждении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидность: понятие, причины, формы.»




Государственное казенное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

« Сергиево – Посадский социально - экономический техникум »





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА





Люди с ограниченными возможностями здоровья.

Инвалидность: понятие, причины, формы.




Педагог дополнительного образования:

Храпова Е.Н.










Рассмотрено на заседании ЦМК

воспитателей и преподавателей доп. обр.

пр. № от « » октября 2018 года

руководитель ЦМК _________ Порошина О.Н...








г.Сергиев Посад

2018 г.



СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ


АННОТАЦИЯ.

1. ВВЕДЕНИЕ.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

5. ПРИЛОЖЕНИЯ.



















СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ


АННОТАЦИЯ……………………………………………………………1

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….3

Инвалидность: понятие, причины, формы…………………………….3

2.1. Понятие инвалидности……………………………………………...3

2.2.Причины инвалидности……………………………………………..5

2.3.Формы инвалидности………………………………………………..6




3. Проблемы инвалидов…………………………………………………...9

3.1.Социально-бытовые проблемы……………………………………….9

3.2.Психологические проблемы…………………………………………10

3.3.Проблемы получения образования……………………………….....12

3.4.Проблемы трудоустройства…………………………………………15


4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….21

5.ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………23












АННОТАЦИЯ


Согласно Российскому законодательству, инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничениё жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое по ведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».



Рост инвалидности, с которым мы сегодня сталкиваемся, можно назвать ростом «накопленной» инвалидности. Снижение шансов трудоустройства, ненадежность случайных заработков не могут не подталкивать граждан, имеющих основания для получения инвалидности, регистрировать инвалидность. Что бы выжить в таких условиях, они прибегают к аккумуляции всех доступных источников доходов, в том числе системы социального обеспечения.


Инвалидность, так или иначе определяемая, знакома каждому обществу, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.


В течение последних тридцати лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования политики в отношении инвалидов, правительства различных стран разрабатывают подходы к решению проблем этой социальной группы, оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованном инвалидам.



Введение

Наметившийся во всем мире мощный процесс гуманизации общественных отношений стимулирует обострение общечеловеческого интереса к проблемам наименее социально защищенных слоев, среди которых инвалиды занимают одно из первых мест.

Разные причины ведут к потере значительной частью человечества здоровья и трудоспособности, что жестоко отражается на их материальном положении и мироощущении, порождает настроения обездоленности, ущербности и пессимизма не только у них самих, но и у окружающих. Поэтому перед обществом, осознающим свою человечность и стремящимся к ее реализации, встает проблема всесторонней помощи тем, кто в ней крайне нуждается.

Практически это находит выражение в практике реабилитации инвалидов, конечной целью которой является, по определению Всемирной организации здравоохранения, их социальная интеграция, т.е. активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества, включенность в социальные структуры, предназначенные для здоровых и связанные с различными сферами жизнедеятельности человека - учебной, профессиональной и пр.

Политика социальной поддержки инвалидов должна строиться на платформе создания условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества. Организация доступности окружающей среды для инвалидов предполагает вслед за признанием равных прав инвалидов на участие в жизни общества организацию эффективного рынка услуг, где инвалиды все более и более представляются как потребители, имеющие специфические требования, спрос на определенные товары, услуги и доступные здания.

Проблемы инвалидов нужно изучать для того, чтобы улучшить качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, также для более комфортного нахождения их в современном обществе.

Концепция равного гражданства расценивает людей с ограниченными возможностями не как лиц с «остаточной трудоспособностью», а как достойных граждан, как потребителей специальных, специфических услуг и товаров. Такое смещение акцентов способствует отказу от отношения к инвалидам как к «поврежденным» людям и формированию отношения к инвалидам как к людям с особы ми, дополнительными потребностями.

Вместе с тем инвалид не является лишь пассивным потребителем товаров и услуг. Если общество стремится интегрировать инвалидов - это предполагает процессы повышения их статуса в социально-экономических, рыночных отношениях.

Современная российская социальная политика не формирует иждивенческие настроения, ориентируя инвалидов на активную позицию в отношении занятости, независимой жизни, однако пока еще не действуют в полную меру механизмы пресечения дискриминации и произвола работодателей в отношении инвалидов. Дискриминационные действия работодателей оправдываются ими с позиций требований рыночной экономики, а пре цедентов восстановления справедливости и вынесения наказания за нарушение конституционных гарантий пока недостаточно1.

1 Инвалидность: понятие, причины, формы

1.1 Понятие инвалидности

Согласно Российскому законодательству, инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничениё жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое по ведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»2.

Это определение сравнимо с тем, которое дается Всемирной организацией здравоохранения: люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, из-за предрассудков общества в отношении к инвалидам. Для того чтобы снизить воздействие этих ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Благодаря новой государственной социальной политике, исследователям и социальным работникам, просветительской деятельности ассоциаций, выступающих за соблюдение прав человека, постепенно происходят изменения, в том числе и в самом языке. За рубежом сегодня этот термин уже практически выходит из употребления, люди избегают употреблять такие «ярлыки», как глухой, слепой, заика, заменяя их сочетаниями «ослабленный слух (зрение, речевое развитие).

По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. По официальной статистике, в России сейчас 13 млн. инвалидов. По оценке Агентства социальной информации, их не менее 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей.

В узком смысле, с точки зрения статистики, инвалидом является человек, имеющий непросроченное свидетельство об инвалидности, выданное в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) или в лечебных учреждениях силовых ведомств. Подавляющее большинство таких людей состоят на учете в органах социальной защиты или в лечебных учреждениях силовых ведомств как получатели различного рода пенсий, в том числе пенсий не по инвалидности, а по другим основаниям (чаще всего по старости).

В широком смысле в контингент инвалидов входят так же лица, подпадающие под установленное законом определение инвалидности, но в силу разных обстоятельств не обратившиеся в БМСЭ. Какие же это обстоятельства? Их можно разделить на 2 класса. Первый связан с развитием здравоохранения и медицины, в частности диагностикой заболеваний и её доступностью (например, несвоевременное выявление злокачественных новообразований). Второй – с мотивами человека в получении статуса инвалида. В настоящее время эта мотивация выше, чем в прошлом, когда ограничения для трудовой деятельности инвалидов были весьма существенны, а статус инвалида не позволял работать.

Среди инвалидов можно выделить три группы: а) пенсионеры, получающие пенсию по возрасту; б) инвалиды, получающие пенсию по инвалидности; в) работающие лица трудоспособного возраста, не являющиеся получателями пенсий и пособий.

Рост инвалидности, с которым мы сегодня сталкиваемся, можно назвать ростом «накопленной» инвалидности. Снижение шансов трудоустройства, ненадежность случайных заработков не могут не подталкивать граждан, имеющих основания для получения инвалидности, регистрировать инвалидность. Что бы выжить в таких условиях, они прибегают к аккумуляции всех доступных источников доходов, в том числе системы социального обеспечения.

Инвалидность, так или иначе определяемая, знакома каждому обществу, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

В течение последних тридцати лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования политики в отношении инвалидов, правительства различных стран разрабатывают подходы к решению проблем этой социальной группы, оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованном инвалидам3.


1.2 Причины инвалидности

При определении группы инвалидности МСЭ всегда должна устанавливать причину инвалидности. Все документы, послужившие основанием для установления причины инвалидности, записываются в акт освидетельствования.

Существует несколько причин инвалидности:

1. Для гражданского населения:

- трудовое увечье;

- профессиональное заболевание;

- с детства;

- увечье, (заболевание) связанное с аварией на Чернобыльской АЭС;

- общее заболевание

2. Для военнослужащих:

- военная травма;

- заболевание, полученное в период военной службы;

- заболевание, полученное при исполнении (служебных) обязанностей, военной службы в связи с аварией на ЧАЭС.

Последовательность событий, приводящих к социальной недостаточности и инвалидности, в общем виде следующая: этиология - патология (болезнь) - нарушение функций - ограничение жизнедеятельности - социальная недостаточность - инвалидность - социальная защита.

Основанием для определения инвалидности является сочетание трех факторов: нарушение функций организма, стойкое ограничение жизнедеятельности, социальная недостаточность.

Классификация нарушений основных функций организма человека

1. Нарушение психологических функций (восприятия, внимания, мышления, речи, эмоций, воли).

2. Нарушение сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).

3. Нарушение статодинамической функции.

4. Нарушение функции кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

Классификация основных категорий жизнедеятельности

1. Cпособность к самообслуживанию - способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, осуществлять личную гигиену.

2. Cпособность к самостоятельному передвижению – способность передвигаться в пространстве, преодолевать препятствие, сохранять равновесие тела.

3. Cпособность к обучению – способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).

4. Способность к трудовой деятельности - способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.

5. Способность к ориентации – способность определяться во времени и пространстве.

6. Способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации

7. Способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально – правовых норм.

Классификация нарушений функции организма по степени выраженности предусматривает выделение преимущественно трех степеней нарушений:

1 степень – незначительные или умеренные нарушения функций;

2 степень – выраженные нарушения функций;

3 степень – значительно выраженные нарушения функций.

Виды социальной недостаточности:

1. Физическая зависимость - затруднение (или неспособность) к самостоятельному проживанию;

2. Экономическая зависимость - затруднение (или неспособность) к материальной независимости.

3. Социальная зависимость – затруднение (или неспособность) поддержания социальных связей4.


1.3 Формы инвалидности

Согласно критериям определения группы инвалидности в зависимости от степени нарушения функций организма, ограничений жизнедеятельности дифференцируют три группы инвалидности - I, II, III.

Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, вызванная стойкими значительно выраженными расстройствами функций организма, которые обусловлены заболеваниями, последствиями травм, приводящими к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

- способности к самообслуживанию третьей степени - полная зависимость от других лиц;

- способности к передвижению третьей степени – неспособность к передвижению;

- способности к ориентации третьей степени - дезориентация;

- способности к общению третьей степени – неспособность к общению;

- способности контроля за своим поведением третьей степени – неспособность контролировать свое поведение.

Первая группа инвалидности устанавливается лицам, которые нуждаются в постоянном постороннем уходе. Этим лицам недоступен никакой труд. Примерами таких состояний являются:

1. Резко выраженная гемиплегия на почве органического поражения головного мозга различной этиологии или резко выраженная параплегия

2. При значительно выраженных нарушениях функций кровообращения, дыхания (недостаточность кровообращения III стадии и т. д.). У этих больных нарушены следующие категории жизнедеятельности: способность к самообслуживанию 3 степени, способность к передвижению 3 степени.

Первая группа инвалидности устанавливается также лицам, которые несмотря на стойкие резко выраженные нарушения и нуждаемость в постоянном постороннем уходе, могут выполнять отдельные виды труда в специально созданных условиях (на дому).

Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, вызванная стойким выраженным расстройством функций организма, которые обусловлены заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

- способности к самообслуживанию второй степени – с использованием вспомогательных средств и с помощью других лиц;

- способности к передвижению второй степени – с использованием вспомогательных средств и с помощью других лиц;

- способности к трудовой деятельности второй, третьей степени – неспособность к трудовой деятельности или работа в специально созданных условиях;

- способности к обучению третьей, второй степени – неспособность обучения или учеба в специально созданных условиях;

- способности к ориентации второй степени - с помощью других лиц;

- способности к общению второй степени - с помощью других лиц;

- способности контроля за своим поведением второй степени – способность частично или полностью контролировать свое поведение при помощи других лиц.

Ограничение способности к обучению второй и третьей степени может быть основанием для установления второй группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности (за исключением учащихся).

Вторая группа инвалидности устанавливается лицам, которым противопоказаны все виды труда, а также лицам, которым доступен труд в специально созданных условиях (работа на дому, специально оборудованные рабочие места).

Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, вызванная стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, которые обусловлены заболеваниями, последствиями травм, приводящими к нередко или к умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию:

- способности к самообслуживанию первой степени - с использованием вспомогательных средств;

- способности к передвижению первой степени – более длительная затрата времени при передвижении;

- способности к обучению первой степени – обучение с использованием вспомогательных средств;

- способности к трудовой деятельности первой степени – уменьшение объема работы или потеря профессии;

- способности к ориентации первой степени - с использованием вспомогательных средств;

- способности к общению первой степени – уменьшение объема усвоения, уменьшение скорости общения.

Ограничение способности к общению первой степени и способностью к обучению первой степени может быть основанием для установления третьей группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности 5.


Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Существует несколько причин инвалидности:

1. Для гражданского населения:

- трудовое увечье;

- профессиональное заболевание;

- с детства;

- увечье, (заболевание) связанное с аварией на Чернобыльской АЭС;

- общее заболевание

2. Для военнослужащих:

- военная травма;

- заболевание, полученное в период военной службы;

- заболевание, полученное при исполнении (служебных) обязанностей, военной службы в связи с аварией на ЧАЭС.

Согласно критериям определения группы инвалидности в зависимости от степени нарушения функций организма, ограничений жизнедеятельности дифференцируют три группы инвалидности - I, II, III.

Инвалидность знакома каждому обществу и каждое государство формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.




2 Проблемы инвалидов

2.1 Социально-бытовые проблемы

Проблема социально-бытовой адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества находится в процессе изучения, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с инвалидами.

Среди социально - бытовых проблем выделяют:

1. Ограничение функций самообслуживания:

- способность самостоятельно одеваться;

- принимать пищу;

- соблюдать личную гигиену;

- самостоятельно передвигаться;

- самостоятельно садиться или вставать.

2. Ограничение осуществления социальной роли, которая была до наступления инвалидности:

- ограничение социальной роли в семье;

- ограничение социальных контактов;

- ограничение или невозможность трудиться.

Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: – общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и - особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.

Наиболее типичными из “особых” потребностей инвалидов являются следующие:

- в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;

- в передвижении;

- в общении;

- в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;

- в возможности получать знания;

- в трудоустройстве;

- в комфортных бытовых условиях;

- в социально-психологической адаптации;

- в материальной поддержке6.

Удовлетворение перечисленных потребностей – непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.

Инвалидность – это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах.

Вследствии этого инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало со средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью.

2.2 Психологические проблемы

Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. Поэтому следует отметить, что инвалиды в этих взаимоотношениях занимают не совсем приемлемую позицию. У многих из них не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями7.

Инвалиды далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько общо, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств - доброты, отзывчивости и т.п. Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения между инвалидами. Принадлежность к группе людей с ограниченными возможностями вовсе не означает, что другие члены этой группы будут настроены к нему соответствующим образом. Опыт работы общественных организаций инвалидов показывает, что инвалиды предпочитают объединяться с людьми, имеющими идентичные заболевания, и негативно относятся к другим.

Одним из главных показателей социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни. Практически половина инвалидов (по результатам специальных социологических исследований) оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное (в основном, это инвалиды 1 группы). Около трети инвалидов (в основном 2-ой и 3-ей групп) характеризуют свою жизнь как вполне приемлемую.

Причём понятие “удовлетворённость-неудовлетворённость жизнью” зачастую сводится к плохому или стабильному материальному положению инвалида. Чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование. Одним из факторов отношения к жизни является самооценка инвалидом состояния своего здоровья. По результатам исследований, среди лиц определяющих качество своего существования как низкое, только 3,8 % оценили своё самочувствие как хорошее.

Немаловажным элементом психологического самочувствия лиц с ограниченными возможностями является их самовосприятие. Только каждый десятый инвалид считает себя счастливым. Треть инвалидов считает себя пассивными. Каждый шестой признавает себя малообщительным. Четверть инвалидов считают себя грустными. Данные психологических характеристик инвалидов существенно разнятся в группах, имеющих разные доходы. Количество “счастливых”, “добрых”, “активных”, “общительных” больше среди тех, чей бюджет устойчив, а число “несчастных”, “злых”, “пассивных”, “необщительных” больше среди постоянно нуждающихся. Аналогичны психологические самооценки в разных по тяжести группах инвалидов. Наиболее благоприятна самооценка у инвалидов 1 группы. Среди них больше “добрых”, “общительных”, “весёлых”. Хуже положение у инвалидов 2 группы. Обращает на себя внимание то, что среди инвалидов 3 группы меньше “несчастных” и “грустных”, но значительно больше “злых”, что характеризует неблагополучие в социально-психологическом плане. Это подтверждается и рядом более глубоких индивидуально-психологических экспериментов, выявляющих психологическую дезадаптацию, чувство ущербности, большие трудности в межличностных контактах у инвалидов 3 группы. Также отмечена разница в самооценке у мужчин и женщин: “удачливыми” себя считают 7,4% мужчин и 14,3% женщин, “добрыми” соответственно 38,4% и 62,8%, “весёлыми” – 18,8% и 21,2%, что указывает на высокие адаптационные возможности женщин.

Замечено отличие в самооценке работающих и безработных инвалидов: у последних она значительно ниже. Отчасти это обусловлено материальным положением работающих, большей их социальной адаптацией, по сравнению с неработающими. Последние выведены из этой сферы социальных отношений, что и служит одной из причин крайне неблагоприятной личностной самооценки.

Наименее адаптированными являются одинокие инвалиды. Несмотря на то, что их материальное положение не отличается принципиально в худшую сторону, представляют собой в плане социальной адаптации группу риска. Так, они чаще других негативно оценивают своё финансовое положение (31,4% а в среднем у инвалидов 26,4%). Они считают себя более “несчастными” (62,5%, а в среднем у инвалидов 44,1%), “пассивными” (соответственно 57,2% и 28,5%), “грустными” (40,9% и 29%), среди этих людей мало лиц, довольных жизнью. Черты социально-психологической дезадаптации одиноких инвалидов имеют место несмотря на то, что в мерах по социальной защите они имеют определённый приоритет. Но, видимо, в первую очередь необходима психолого-педагогическая помощь этим людям. Ухудшение морально-психологического состояния лиц с ограниченными возможностями объясняется также сложными экономическими и политическими условиями в стране. Как и все люди, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта. Общая обеспокоенность принимает формы, характерные для сегодняшних политико-экономических и социально-психологических условий. Наряду с материальным неблагополучием это приводит к тому, что малейшие затруднения вызывают у инвалидов панику и сильный стресс8.

Итак, можно констатировать, что в настоящее время процесс социально-психологической адаптации инвалидов затруднён, поскольку:

- удовлетворённость жизнью у инвалидов низка (причём, по результатам наблюдений московских и ярославских специалистов, этот показатель имеет отрицательную динамику);

- самооценка также имеет отрицательную динамику;

- существенные проблемы встают перед инвалидами в области взаимоотношений с окружающими;

- эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом.

Наиболее неблагополучна в социально-психологическом смысле группа, где наблюдается сочетание разных неблагоприятных показателей (низкой самооценки, настороженности к окружающим, неудовлетворённости жизнью и т.п.). В эту группу входят люди с плохим финансовым положением и жилищными условиями, одинокие инвалиды, инвалиды 3 группы, особенно безработные, инвалиды с детства (например, больные ДЦП)9.


2.3 Проблемы получения образования

В современном мире образование выступает в качестве одного из основных факторов сохранения и изменения социальной структуры общества, а также социальной, профессиональной мобильности личности. Образование как фактор мобильности в значительной степени повышает возможности восхождения по социальной лестнице, а в целом ряде случаев является его условием. Это относится как к обычным людям, так и к людям с ограниченными возможностями, инвалидностью10.

В соответствии с Федеральным Законом "Об образовании", инвалиды 1-ой и 2-ой групп, а также инвалиды детства имеет право на внеконкурсное поступление в государственные высшие учебные заведения, при сдаче вступительных экзаменов на положительные оценки. Но, поступив в ВУЗ, большинство молодёжи с инвалидностью не имеют возможности реализовать своё законное право на получение образования и последующее трудоустройство. Прежде всего, из-за отсутствия вспомогательных технологий и условий для обучения инвалидов. В отличие от опыта ведущих зарубежных стран, в нашей стране отсутствуют службы по оказанию помощи студентам - инвалидам в процессе обучения, а также специальные программы по их дальнейшему трудоустройству.

Системе дополнительного образования (далее - ДО) отводится особая роль в связи с ее способностью реагировать на изменение профессиональных потребностей людей, рыночной потребности в специалистах различного уровня, адаптировать образовательные ресурсы к актуальным нуждам потенциальных потребителей. В широком смысле ДО представляет собой процесс реализации дополнительных программ обучения, образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных программ в интересах личности, общества, государства.

ДО можно рассматривать, предполагая, что в нем участвуют многие социальные группы, например, школьники, пожилые люди, безработные и многие другие. Рассмотрим ДО, которое ориентировано на конкретную социальную группу - инвалидов.

В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 500 млн. инвалидов. В России их более 13 млн., что говорит о масштабности рассматриваемой проблемы. Из них - более 5 млн. в возрасте от 20 до 50 лет, 80% которых хотели бы работать, но в связи с недоступностью рынка образовательных услуг не могут этого сделать. В результате только 5% инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране имеют работу.

Анализ системы ДО позволяет выделить в его структуре два направления: первое - досуговое (музыкальное образование, художественное, спортивное и т.п.), второе - профессиональное образование, направленное на получение человеком новой специальности, повышение профессиональной квалификации, переподготовку специалиста. Первое можно рассматривать также и как образование "для себя", развитие своего творческого потенциала, потому что реализация его программ в основном связана с развитием у человека креативных способностей, раскрытием личностных ресурсов, природных задатков. Потребление программ ДО второго типа - профессионального, прежде всего, связано с самосовершенствованием личности в профессиональном плане, потребностью в достижении карьерных целей, либо изменением своего положения на рынке труда. Если услуги ДО творческого типа актуальны, в основном, для детей и подростков, то содержательные аспекты ДО профессионального ориентированы, в первую очередь, на молодежь и людей зрелого возраста. При этом досуговое образование чаще всего является бесплатным и финансируется из государственного бюджета, второе чаще за счет потребителей этих услуг.

Структура дополнительного профессионального образования (далее ДПО) отличается разнообразием организационных форм: от академий, институтов и центров повышения квалификации до учреждений, заведений, предприятий разных типов собственности. Выделяют формы получения дополнительного образования: очное, заочное, смешанное (очно-заочное). По виду участия обучаемого в программе ДПО рассматриваются три основных: стажировка, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

Для людей с ограниченными возможностями здоровья получение образования и приобретение профессии - это эффективное средство социализации, социокультурной и экономической мобильности. Так, по данным управления специального образования Министерства образования и науки РФ, инвалиды, освоившие программы высшего и среднего профессионального образования, имеют занятость, превышающую 60% (по данным на 01.01.2009 г.). Однако современное образование, призванное способствовать выравниванию статусных позиций, часто воспроизводит неравенство, существующее в обществе, устанавливает достаточно жесткие барьеры для представителей социальных групп, которые не располагают ресурсами: финансами, связями в административных структурах, социальным статусом. Хотя идея общедоступного образования для всех социальных групп общества давно обсуждается, а в ряде регионов России реализуется, она редко оказывается воплощенной эффективно в повседневной российской практике11.

Лица с инвалидностью в процентном отношении чаще, чем остальные социальные группы, являются (либо явно, либо латентно) потребителями услуг ДПО. Даже если выбирается конкретная программа, которая позволяет развивать творческие ресурсы, например, программа досугового образования, тем не менее, новые навыки и умения, по мнению инвалидов, будут приносить пусть и малый, но доход, позволят изменить им социальный статус. Так, овладение инвалидом-колясочником игрой на аккордеоне не только повышает его статус в глазах окружающих, но и позволяет выступать в творческих коллективах или индивидуально, что иногда материально вознаграждается. Однако наиболее часто главным здесь выступает появление моральных стимулов развития, дополнительной возможности общения с другими людьми, чувство полезности для окружающих.

Получение дополнительной образовательной услуги в процессе профессионального образования обусловливает обретение человеком новой профессии, способствует его трудоустройству и началу самостоятельной жизнедеятельности. В отношении инвалидов в первую очередь следует говорить о том, что их обучение по программам ДО потенциально способствует горизонтальной и вертикальной социокультурной мобильности, созданию новых условий для жизни людей с ограниченными возможностями.

В связи с этим актуально исследование отношений инвалидов как потребителей дополнительных образовательных услуг к содержанию и предоставлению этих услуг. Речь идет о восприятии инвалидами проблем дополнительного образования. Дополнительное образование для человека работоспособного возраста предполагает, как правило, улучшение его позиций на рынке труда, возможностей в поиске работы с достойной оплатой труда. Существующие в нашем обществе барьеры корректируют основную цель инвалидов, оправдывая программы обучения в их глазах возможностями общего развития не обязательно в профессиональной области12.

Основную поддержку инвалидам в доступе к дополнительной профессиональной подготовке оказывают родные и близкие. Это лишний раз свидетельствует, что главным механизмом поддержки людей с ограниченными возможностями в области дополнительного образования является ближайшее окружение человека, а не система социальной защиты.

Далее в качестве источников поддержки выступают службы занятости и общественные организации инвалидов. В конечном счете, не более 20% всех инвалидов полагаются на поддержку государственной службы социальной защиты и помощь общественных организаций. Последнее обстоятельство показывает противоречивость результатов государственных и общественных программ по интеграции инвалидов в сфере профессионального образования. Инвалиды рассчитывают на поддержку своих усилий со стороны близких им людей, но сомневаются в действенности государственных и общественных организаций, в чьи задачи как раз и входит поддержка профессионального становления инвалидов. Более трети инвалидов прямо говорят, что перспектива получения дополнительного образования желательна для них, но в современной России не существует механизмов решения этой задачи.

В целом, практическая реализация принципа доступности и адаптивности всех форм и уровней образования для взрослых инвалидов в наименьшей степени коснулась дополнительного образования.

В методическом плане необходимы специализированные решения, например, основанные на новых информационных технологиях, дистанционном обучении, специально разработанном под конкретные целевые группы, учебные курсы. Исследование этого аспекта показывает слабую представленность негосударственных образовательных учреждений в планах получения дополнительного образования. Этот факт свидетельствует о недостаточной активности общественных организаций, коммерческих предприятий в предоставлении образовательных услуг, их неготовности работать на этом сегменте рынка13.


2.4 Проблемы трудоустройства

Экономические, социальные и политические преобразования, происходящие в России, в конечном итоге должны быть направлены на обеспечение баланса прав, обязанностей и интересов граждан, что является одним из гарантов стабильности общества и снижения социальной напряженности.

В определенной мере этот баланс будет выдержан при создании условий, когда человек может сам распоряжаться своей судьбой, иметь материальную независимость и реализовывать способность к самообеспечению, без ущемления интересов сограждан. Одно из главных условий - обеспечение права человека на труд14.

Трудовая деятельность определяет взаимоотношения членов общества. Инвалид обладает в сравнении со здоровым человеком ограниченной возможностью трудиться. При этом в условиях рыночной экономики он должен быть конкурентоспособным по сравнению с другими членами общества и на равных началах выступать на рынке труда.

Очевидно, что проблема профессиональной реабилитации (и как ее итог - трудовое устройство инвалидов в новых для нашей страны условиях рыночных отношений) становится весьма актуальной.

Существующая система трудоустройства в условиях рыночной экономики еще не отлажена и нуждается в совершенствовании. Сложившаяся система помощи инвалидам в России никогда не была ориентирована на их интеграцию в общество.

Многие годы основными принципами государственной политики в отношении инвалидов были компенсация и изоляция. Приоритетным направлением реформирования государственной политики должна стать их реабилитация. Для осуществления реформы нужны новые специалисты, обладающие принципиально новым взглядом на инвалидов. Такие специалисты должны непременно обладать способностью сострадать и быть профессионалами супервысокого класса, а также иметь достойную материально-техническую базу для осуществления своей деятельности.

Труд инвалидов имеет важное социально-психологическое и морально-этическое значение, способствуя утверждению личности, устранению психологических барьеров, улучшению материального положения инвалидов и их семей, вносит определенный вклад в экономику страны15.

Рынок же труда инвалидов как специфический сегмент общего рынка труда характеризуется большой деформированностью: на фоне высокого спроса инвалидов на рабочие места практически отсутствует их предложение. Для его развития требуется корректировка извне.

Анализ государственных мер в области занятости инвалидов (квотирование рабочих мест, штрафные санкции) выявил их неэффективность. В этих условиях крайне важно во всей полноте исследовать состояние и возможность конкретного региона в решении данной проблемы.

Эффективный способ такого анализа - регулярные исследования. Одно из них (как составная часть социального мониторинга занятости инвалидов) было проведено в январе 2009 г. в Москве, московской службой занятости. Его целью было определение состояния с рабочими местами для инвалидов и основных проблем в сфере их занятости для принятия и корректировки управленческих решений. Опрошено 500 инвалидов трудоспособного возраста независимо от их занятости (2,3% генеральной совокупности). Среди них 49,0% мужчин и 51,0% женщин, 23,0% инвалидов составила молодежь (16-29 лет), 41,2% инвалидов активного трудоспособного возраста (30-44 года) и 35,8% инвалидов предпенсионного возраста (45-59 (54) лет).

Результаты опроса опровергают общепринятое представление об иждивенческих жизненных установках инвалидов. Нежелание работать как причину незанятости назвали только 1,8%, доля экономически пассивных инвалидов несколько увеличивается с возрастом (от 0,9% до 2,2%). 44,0% респондентов в настоящее время работают, причем каждый третий - постоянно, чаще не по специальности. Показательно, что рабочими среди них являются 62,3% мужчин, в то время как женщин-рабочих меньше - 43,0%. Только 4,6% инвалидов - ИТР, 3,7% - менеджеры и 0,5% - работодатели.

Надомные рабочие места имеют 7,8% от числа работающих инвалидов, в основном это инвалиды I группы. Опрос выявил 51,0% безработных инвалидов, претендующих на рабочие места, и 3,2% фиктивно занятых. Желание иметь посильные оплачиваемые рабочие места выражает прежде всего молодежь с I-й и II-й группами инвалидности, закончившие школу или

специализированный интернат и получившие профессиональную подготовку. Среди инвалидов, ищущих работу, половина имеет трудовые рекомендации и готова приступить к работе. Данный показатель, по словам респондентов, мог бы быть выше при отсутствии ущемления прав инвалидов на получение трудовых рекомендаций без неоправданного понижения группы инвалидности или незаконного требования предоставления ходатайства от будущего работодателя.

Что значит для инвалидов работа? Что побуждает их искать подходящие рабочие места? Ответы на эти вопросы выявили следующий спектр мотивации: работа - важный источник материального существования - 77,9%; одна из возможностей общения - 42,5%; хочу материально помогать семье - 42,1%; реализовать свои способности - 33,4%; это сильное средство "забыть" о проблемах со здоровьем - 27,5%; приносить обществу пользу - 21,1%; способ самоутверждения - 19,2%; чтобы изменить представление общества об инвалидах — 12,8%; другое — 4,0%. В качестве другого респонденты предложили: "занять свой день" - 1,8%; "интерес" - 0,6%; "удовольствие", "удовлетворение" - по 0,4%; "организовать свой день: чем больше работаешь, тем больше успеваешь", "надоело сидеть дома", "повышение жизненного резерва", "чувствовать себя человеком", "освоение нового", "материальная помощь другим больным людям" - по 0,2%.

Сгруппировав ответы, получили более глубокий анализ мотивации респондентов. Наиболее важной целью своей работы инвалиды считают улучшение материального достатка для себя, семьи и помощи другим больным людям - 42,8% (1 группа). На творческую сторону задействования указали 31,2% ответивших (2 группа). Работа как средство социальной реабилитации необходима для 26,0% респондентов (3 группа).

Выяснилось, что материальный стимул преобладает над другими целями у всех инвалидов независимо от пола, возраста, группы инвалидности, наличия/отсутствия специальности. Показательно, что для женщин большую значимость имеет социальная реабилитация (перевес над мужчинами на 2,7%). Творческие мотивы больше присущи молодежи, но с возрастом значительно снижаются (на 7,5%). Анкетирование показало также, что творческий потенциал более выражен у инвалидов II группы (32,0% от общего количества инвалидов соответствующей группы) и людей, имеющих профессиональное образование (32,4% от общего количества инвалидов со специальностью)16.

Преобладающий тип трудовой мотивации инвалидов определяет таким образом их стремление к экономической независимости от окружения17.

Респондентам был задан также вопрос "Как Вы думаете, если бы инвалиды материально не нуждались, а внимание общества к их проблемам осталось прежним, хотели бы они работать?". 74,6% ответили утвердительно, что свидетельствует об устойчивой потребности в труде.

Сегодня в Приморье живут 93 тыс. инвалидов, половина из которых являются людьми трудоспособного возраста. Из них трудятся только 12 тыс. человек. Ежегодно по вопросам трудоустройства и профессионального обучения в службы занятости населения края обращаются около 500 инвалидов, причем практически все они нуждаются в профессиональном обучении.

С введением с 1-го января 2005 года поправок в Федеральный Закон №185 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", основной объём обязанностей по созданию "специальных рабочих мест для инвалидов", в том числе и их финансирование, перекладывается с государственных структур на самих работодателей. Но, на данный момент, полностью отсутствует заинтересованность структур бизнеса в труде инвалидов, так как, по объективным причинам, он зачастую является менее эффективным, чем труд сотрудников без инвалидности, а для того, чтобы его использовать, необходимо вложить финансовые средства для специального оборудования рабочего места. Естественно, всё это делает трудоустройство людей с инвалидностью практически нереальным и требует создания условий для повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. Поэтому необходимо принять комплекс мер, направленных на решение проблем профессиональной конкурентоспособности людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями. В том числе, можно предложить:

- Изменить основы формирования "специальных рабочих мест для инвалидов". Принцип создания специальных рабочих мест должен быть следующим - не инвалид на рабочее место, а рабочее место для инвалида. Только при таком подходе можно эффективно решать проблемы трудоустройства людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями.

- Организовать обучение специалистов по обустройству специальных рабочих мест для инвалидов. На данный момент, из-за их отсутствия, как в государственных, так и в коммерческих структурах отсутствует понимание "что такое специальное рабочее место и как его создавать?"




- Установить льготы, вплоть до полной отмены платы за содержание специального рабочего места для инвалида (плата за аренду, электро- и тепловую энергии, средств связи и т.д.)18.


Изучив основные проблемы инвалидов, следует отметить, что для улучшения уровня и качества жизни лиц с ограниченными возможностями необходимо:

1. Усовершенствовать процесс социально - бытовой адаптации к условиям жизни в обществе и в быту;

2. Повысить психологическое самочувствие и самовосприятие инвалидов;

3. Сделать образование для лиц с ограниченными возможностями более доступным, для повышения возможности восхождения по социальной лестнице;

4. Принять комплекс мер, направленных на решение проблем профессиональной конкурентоспособности инвалидов.










Заключение

Политика социальной поддержки инвалидов должна строиться на платформе создания условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества.

Поэтому необходимо усовершенствовать процесс социально – бытовой адаптации к условиям жизни в социуме и в быту.

Одним из главных показателей социально – психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни, поэтому нужно помочь им улучшить свое самовосприятие и материальное положение. Для этого следует сделать более доступным процесс получения образования с целью повышения возможности восхождения по социальной лестнице.

Проблемы трудоустройства инвалидов надо решать, так как им не прожить на свою пенсию. Поэтому необходимо решить проблему профессиональной конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. К тому же демографическая обстановка в России такова, что в ближайшие годы общество столкнется с острым дефицитом рабочих рук.














Список литературы


Книги с одним автором

Луценко, Е.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов. / Е.Л. Луценко. - Хабаровск. 2007. – 120 с.

Подобед, М.А. Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов. / М.А. Подобед. – Москва. 2004. – 200 с.

Толкачева, Е.В. Процесс производственной адаптации инвалидов. / Е.В. Толкачева. – Хабаровск. 2006. – 105 с.

Курбатов, В.И. Социальная работа. / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону. 2000. – 376 с.

Холостова, Е.И. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с.

Книги с двумя авторами

Этонн, В., Коэн, М., Фаркас, М. Психиатрическая реабилитация. / В. Этонн, М. Коэн, М. Фаркас. – Изд-во: Сфера. 2001. – 400 с.

Гурович, И.Я., Сторожанова, Я.А. Общественно ориентированная психиатрическая служба. Клиническая и социальная психиатрия. / И.Я. Гурович, Я.А. Сторожанова. – Москва. 2003. – 560 с.

Гурович, И.Я., Сторожанова, Я.А., Шмуклер, А.Б. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. Медпрактика. / И.Я. Гурович, Я.А. Сторожанова, А.Б. Шмуклер. – Москва. 2004. – 670 с.

Ярская-Смирнова, Е. Р., Наберушкина, Э. К. Социальная работа с инвалидами. / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. Изд-е 2-е, доп. СПб.: Питер. 2004. – 120 с.

Законодательные материалы

О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федер. закон: [ принят Гос. думой 20 июля 1995 г.: одобр. Советом Федерации 15 нояб. 1995 г.] / Российская Федерация. – Москва. 1998. – 22 с.

Нормативные документы

Социальная защита инвалидов. Нормативные акты и документы / Под ред. Маргиева. – Москва: Юридическая литература. 2007. – 704с.

Электронные ресурсы

Использован материал с сайта http://www.zarplata.ru/n-id-15639.html ст. Основные проблемы в сфере занятости. Дата доступа: 20.05.2009, время доступа: 15.27.

Составные части документов

Составная часть журнала

Возжаева, Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей – инвалидов// СОЦИС. – 2002. -№ 6. – С. 36-40.

Козяков, С.Б., Поташева, А.П., Борисова, Л.Б., Симоненко, Н.В. Развитие новых психосоциальных технологий в психиатрической службе// Социальная и клиническая психиатрия. – 2004. – №4. – С. 50-53.

Ярская-Смирнова, Е.Р., Романов, П.В. Проблема доступности высшего образования для инвалидов // Социол. исслед. – 2005. - №10. – С. 66-78.

Составная часть сборника

Белозерова, Е.В. Опыт организации высшего образования людей с инвалидностью // Доступность высшего образования для инвалидов: Сб. науч. тр. / Под ред. Д. В. Зайцева. Саратов: Научная книга. – 2004. – С. 16-21.

Кочешова, Т. А. Дополнительное образование в контексте социокультурной мобильности инвалидов // Образование как фактор социальной мобильности инвалидов: Сб. науч. тр. / Под ред. Д. В. Зайцева. Саратов: Наука. – 2007. – С. 57-61.




1 Энтонн В., Коэн М., Фаркас М. Психиатрическая реабилитация. Изд-во: Сфера. 2001.- С.18.

2 ФЗ № 181 от 24.11.1995г. « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гл. I, ст.1.

3 Подобед, М.А. Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов./ М.А. Подобед. Москва, 2004. С. 17-19


4 Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Изд-е 2-е, доп. СПб.: Питер, 2004.- С.23- 29.

5 Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред. Панова А.И., Холостовой Е.И., М.: Институт социальной работы, 1997. – С. 10.

6 Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред. Панова А.И., Холостовой Е.И., М.: Институт социальной работы, 1997. – С. 13.

7 Подобед М.А. Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов. – М., 2004. – С. 14.

8 Гурович И.Я, Сторожанова Я.А., Шмуклер А.Б. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. М.: Медпрактика. 2004. С. – 10-21.

9 Энтонн В., Коэн М., Фаркас М. Психиатрическая реабилитация. Изд-во: Сфера. 2001.- С.10.

10 Белозерова Е.В. Опыт организации высшего образования людей с инвалидностью.// Доступность высшего образования для инвалидов.: Сб. науч. тр. Под ред. Зайцева Д.В. Саратов: Научная книга, 2004. – С. 17.

11 Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Проблема доступности высшего образования для инвалидов. // Социол. исслед. 2005.-№ 10. С-66.

12 Кочешова Т.А. Дополненительное образование в контексте социокультурной мобильности инвалидов.//Образование как фактор социальной мобильности инвалидов: Сб. науч. тр./ Под ред. Зайцева Д.В., Саратов: Наука, 2007. - С. 58.

13 Социальная защита инвалидов. Нормативные акты и документы. Под ред. Маргиева.- М.: Юридическая литература. 2007.-С. 43.

14 Луценко Е.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов.- Хабаровск, 2007. – С.2.

15 Социальная работа. Под общ. ред. проф. Курбатова В.И. Ростов-на-Дону, 2000 – С.18.

16 Использован материал с сайта http://www.zarplata.ru/n-id-15639.html , ст. Основные проблемы в сфере занятости.

17 Толкачева Е.В. Процесс производственной адаптации инвалидов. – Хабаровск, 2006 - С.35.

18 Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Изд-е 2-е, доп. СПб.: Питер, 2004.- С.20.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Храпова Елена Николаевна

Дата: 24.11.2018

Номер свидетельства: 487300


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства