kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод «Мандала “ Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие эмоций у детей остается актуальной проблемой на сегодняшний день. Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером  в налаживании доброжелательных взаимоотношений.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных детей, развить у них навык саморегуляции и самоконтроля в работе с детьми применяется метод мандала.   

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод «Мандала “ Методические рекомендации»

Развитие эмоций у детей остается актуальной проблемой на сегодняшний день. Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных детей, развить у них навык саморегуляции и самоконтроля в работе с детьми применяется метод мандал.

Рисование и разукрашивание мандал полезно всем без исключения, но особенно необходимо:

  • Гиперактивным детям, так как учат их концентрировать внимание и доводить начатое дело до конца, работать в ограниченном пространстве круга, находить границы собственной личности и увидеть где начинаются границы других людей.

  • Нервным, тревожным, агрессивным малышамтак как  активизирует внутренний ресурс исцеления, позволяет гармонизировать психическое состояние, приносит спокойствие и даёт несомненное разрешение напряжения.

Совместная работа взрослого и ребенка над одной мандалой. 

Это важная и полезная практика. Это учит понимать своего ребенка без слов, договариваться без давления, находиться на равных позициях, достигать гармонии и взаимопонимания.

*Фломастеры детям до 6 лет лучше не давать, если стоит задача развития мелкой моторики рук.







 

Метод «Мандала “

Методические рекомендации

 

 

Октябрь 2021г.

· самостоятельности, зрелости личности на данном возрастном этапе.

·  Внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Для гиперактивных детей характерен выход за границы круга. Благоприятный̆ признак – граница обведена цветной линией.

- Отсутствие границ – ребенок испытывает внутреннее беспокойство.

·  Линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошей воле.

·  Пустоты, большие незакрашенные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства.

·  Симметрия внутри круга говорит о внутренней гармонии с самим собой.

·  Ассиметрия может означать процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).


Для того чтобы понять глубинный смысл символики чисел, цветов, фигур и образов, можно обратиться к словарю символов «Мандалы». Но профессионально анализировать данный вид работы может только квалифицированный арт-терапевт, психотерапевт, психолог.

Важно! Мандала завершена, когда, посмотрев на нее, ребенок чувствует удовлетворение от созерцания.

Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал!







Метод «Мандала

Методические рекомендации



Мандала

Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание».

С какого возраста можно заниматься?

1–2 года Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).

3–5 лет Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, сангина и уголь, работа с цветным песком.

6–7лет Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.

Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.



 Психолог показывает ребенку набор мандал.

Выбор мандалы ребенок осуществляет самостоятельно. в случае когда ребенок задает дополнительные вопросы, психолог просто



 Правила работы с мандалой

 Психолог показывает ребенку набор мандал. Выбор мандалы ребенок осуществляет самостоятельно. В случае когда ребенок задает дополнительные вопросы, психолог просто повторяет инструкцию.

 На одном занятии можно работать только с одной мандалой.

 Допускается использование музыкального сопровождения (например, «Мандала» Китаро).

 Материалы для работы (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.

 Процесс разукрашивания ограничен по времени: для детей — по степени пресыщения работой.

 Психолог фиксирует состояние напряжения (расслабленности) связанное с процессом работы.

 После разукрашивания ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях. Если он самостоятельно не может начать рассказ, допускаются наводящие вопросы со стороны психолога.

 Затем проводится беседа психолога с ребенком о процессе работы и результате:

-психолог спрашивает о чувствах и пережваниях ребенка по поводу работы над мандалой и его отношения к результату;

-ребенок должен дать название своей мандале;

-психолог выясняет ассоциации ребенка на каждый цвет мандалы и значение, которое придает ребенок символам в рисунке мандалы. Подсчитывается число символов, элементов мандалы (например, сколько кругов, звезд, секторов и т.д.).

 Работая с ассоциациями ребенка, психолог может определить его конкретную проблему. В случае необходимости предлагается повторная встреча с ребенком для продолжения психодиагностической и терапевтической работы. На повторной встрече психолог предлагает повторный выбор мандал для уточнения стадии, на которой находится ребенок, и вероятной фиксации психологических изменений ребенка.

 



Необходимые материалы:

Для работы необходимы следующие материалы:

релаксационная музыка, бумага А3 или А4(желательно плотная), одноразовые неглубокие пластиковые тарелки диаметром 12-20 см.(для насыпной мандалы); гуашь; краски; небольшие емкости для воды (250-500 мл), количество которых должно быть равно количеству рисующих или цветов изготавливаемой краски; карандаши цветные, восковые; пастель.

для насыпной мандалы: крупы; различный бросовый материал в виде обычных или прозрачных, разноцветных камешков, ракушек, бусин, косточек, семян, бисера и др.; ветошь или влажные салфетки для вытирания рук.

На что следует обратить внимание на рисунке

Центр – непосредственно то, что является ядром личности – «я» автора. (Два центра встречаю в работах людей с патологиями развития личности.) Незаполненный пустой центр говорит о готовности к переменам. Часто вся мандала является центром: ребенок использует в своей работе сам круг – делает из него мордочку животного или солнышко. Или внушительная фигура в центре занимает большую часть пространства круга. И то, и другое говорит об устойчивой жизненной позиции и






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Метод «Мандала “ Методические рекомендации

Автор: Гамаюнова Елена Михайловна

Дата: 16.10.2021

Номер свидетельства: 588666


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства