Развитие эмоций у детей остается актуальной проблемой на сегодняшний день. Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений.
Для того, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных детей, развить у них навык саморегуляции и самоконтроля в работе с детьми применяется метод мандала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод «Мандала “ Методические рекомендации»
Развитие эмоций у детей остается актуальной проблемой на сегодняшний день. Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений.
Для того, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных детей, развить у них навык саморегуляции и самоконтроля в работе с детьми применяется метод мандал.
Рисование и разукрашивание мандал полезно всем без исключения, но особенно необходимо:
Гиперактивным детям, так как учат их концентрировать внимание и доводить начатое дело до конца, работать в ограниченном пространстве круга, находить границы собственной личности и увидеть где начинаются границы других людей.
Нервным, тревожным, агрессивным малышам, так как активизирует внутренний ресурс исцеления, позволяет гармонизировать психическое состояние, приносит спокойствие и даёт несомненное разрешение напряжения.
Совместная работа взрослого и ребенка над одной мандалой.
Это важная и полезная практика. Это учит понимать своего ребенка без слов, договариваться без давления, находиться на равных позициях, достигать гармонии и взаимопонимания.
*Фломастеры детям до 6 лет лучше не давать, если стоит задача развития мелкой моторики рук.
Метод «Мандала “
Методические рекомендации
Октябрь 2021г.
· самостоятельности, зрелости личности на данном возрастном этапе.
· Внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Для гиперактивных детей характерен выход за границы круга. Благоприятный̆ признак – граница обведена цветной линией.
- Отсутствие границ – ребенок испытывает внутреннее беспокойство.
· Линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошей воле.
· Пустоты, большие незакрашенные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства.
· Симметрия внутри круга говорит о внутренней гармонии с самим собой.
· Ассиметрия может означать процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).
Для того чтобы понять глубинный смысл символики чисел, цветов, фигур и образов, можно обратиться к словарю символов «Мандалы». Но профессионально анализировать данный вид работы может только квалифицированный арт-терапевт, психотерапевт, психолог.
Важно! Мандала завершена, когда, посмотрев на нее, ребенок чувствует удовлетворение от созерцания.
Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал!
Метод «Мандала “
Методические рекомендации
Мандала
Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание».
С какого возраста можно заниматься?
1–2 года Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).
3–5 лет Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, сангина и уголь, работа с цветным песком.
6–7лет Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.
Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.
Психолог показывает ребенку набор мандал.
Выбор мандалы ребенок осуществляет самостоятельно. в случае когда ребенок задает дополнительные вопросы, психолог просто
Правила работы с мандалой
Психолог показывает ребенку набор мандал. Выбор мандалы ребенок осуществляет самостоятельно. В случае когда ребенок задает дополнительные вопросы, психолог просто повторяет инструкцию.
На одном занятии можно работать только с одной мандалой.
Допускается использование музыкального сопровождения (например, «Мандала» Китаро).
Материалы для работы (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.
Процесс разукрашивания ограничен по времени: для детей — по степени пресыщения работой.
Психолог фиксирует состояние напряжения (расслабленности) связанное с процессом работы.
После разукрашивания ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях. Если он самостоятельно не может начать рассказ, допускаются наводящие вопросы со стороны психолога.
Затем проводится беседа психолога с ребенком о процессе работы и результате:
-психолог спрашивает о чувствах и пережваниях ребенка по поводу работы над мандалой и его отношения к результату;
-ребенок должен дать название своей мандале;
-психолог выясняет ассоциации ребенка на каждый цвет мандалы и значение, которое придает ребенок символам в рисунке мандалы. Подсчитывается число символов, элементов мандалы (например, сколько кругов, звезд, секторов и т.д.).
Работая с ассоциациями ребенка, психолог может определить его конкретную проблему. В случае необходимости предлагается повторная встреча с ребенком для продолжения психодиагностической и терапевтической работы. На повторной встрече психолог предлагает повторный выбор мандал для уточнения стадии, на которой находится ребенок, и вероятной фиксации психологических изменений ребенка.
Необходимые материалы:
Для работы необходимы следующие материалы:
релаксационная музыка, бумага А3 или А4(желательно плотная), одноразовые неглубокие пластиковые тарелки диаметром 12-20 см.(для насыпной мандалы); гуашь; краски; небольшие емкости для воды (250-500 мл), количество которых должно быть равно количеству рисующих или цветов изготавливаемой краски; карандаши цветные, восковые; пастель.
для насыпной мандалы: крупы; различный бросовый материал в виде обычных или прозрачных, разноцветных камешков, ракушек, бусин, косточек, семян, бисера и др.; ветошь или влажные салфетки для вытирания рук.
На что следует обратить внимание на рисунке
Центр – непосредственно то, что является ядром личности – «я» автора. (Два центра встречаю в работах людей с патологиями развития личности.) Незаполненный пустой центр говорит о готовности к переменам. Часто вся мандала является центром: ребенок использует в своей работе сам круг – делает из него мордочку животного или солнышко. Или внушительная фигура в центре занимает большую часть пространства круга. И то, и другое говорит об устойчивой жизненной позиции и