Просмотр содержимого документа
«Метафорические карты как инструмент работы с внутренним миром ребенка»
Метафорические карты как инструмент работы с внутренним миром ребенка
Детская душа очень ранима, не каждый ребенок способен справиться с теми проблемами, с которыми он сталкивается. Душевные раны остаются глубокими шрамами на всю жизнь. Именно со встречи с такими израненными душами начался мой профессиональный путь в 2020 году в ГОБУ МЦПД «Ровесник». Психодиагностическое обследование воспитанников выявило следующие проблемы:
- высокий уровень школьной дезадаптации;
- низкий уровень учебной мотивации;
- 49, 1% воспитанников имеют личностное отклонение подросткового возраста;
- нарушение адекватности восприятия себя;
- тип отношений к окружающим недоверчивый и зависимый;
- завышенный показатель тревожности у 57% воспитанников.
Я долго искала методику, которая позволила бы мне войти в их внутренний мир, понять причины, помочь справиться с проблемами.
Считаю самым эффективным инструментом практической психологии относительно новый инновационный метод – работа с метафорическими картами.
Данную методику трансформировала, взяв за основу детскую игру «Иманждинариум». Игра позволяет расположить к себе ребенка, создать благоприятную обстановку. Каждый игрок ассоциирует себя с беззаботным цветным слоником с воздушными крылышками и выбирает фигурку того цвета, который ему ближе. Игрокам раздается по несколько ассоциативных карт, которые психолог предварительно выбирает в соответствии с тематикой занятия. Ведущий (психолог) задает тему, например, семья и кладет карту рубашкой вверх, чтобы не было видно изображения, остальные игроки из своих карт выбирают ту, которая у них ассоциируется с этим словом, отдают их ведущему, он перемешивает карты и раскладывает их картинками вверх, игроки должны определить карту, которую загадал ведущий. Угадавшие игроки продвигают своих слоников на 3 клетки вперед. После этого ведущий начинает задавать наводящие вопросы по тем карточкам, которые выбрали сами ребята, тем самым входя в их внутренний мир. Далее второй игрок выбирает свою карту и задает тему.
Выбранная ребенком карта, как правило, резонирует с наиболее важным в момент сеанса актуальным переживанием, событием, неудовлетворенной потребностью, травматическим воспоминанием, скрытым комплексом. В случае успешного преодоления психологических защит возникает инсайт (озарение, чувство прозрения), приводящий к ошеломляющим результатам, помогающим найти ответ на вопрос или проблему. Нейтрализация психологических защит возникает потому, что, описывая картинки, ребенок перестает защищаться.
Идентификация себя с героем создаваемых рассказов, историй и сказок способствует переносу на его образ собственных диспозиций, стремлений желаний и др.
Карта – это дверь во внутреннее пространство человека, обеспечивающая быстрый контакт с бессознательным. Метафора, подобно ключу в сказке про Буратино, с легкостью отрывает эти двери. Метафоры, образы и ассоциации позволяют с легкостью соприкоснуться с вытесненным материалом. И, поскольку бессознательное проявляется метафорой, карты воспринимаются этой структурой психики как некие метафоры.
Каждый ребенок видит в символе определенный, значимый только для него смысл, возникающий в результате интеграции сознательного (мысли, представления, идеи, воспоминания и пр.) и бессознательного материала. Мотивы, ценности, потребности, диспозиции и конфликты могут проявляться в символическом варианте. В процессе интерпретации карт происходит трансформация языка, используемого в повседневной жизни, в особый символический язык-продукт символической логики.
Преимущество ассоциативных карт как инструмента арт-терапии в том, что их можно использовать в работе с учащимися любого возраста, любого уровня образования, любой социальной страты, любой национальности и любого вероисповедания. Более того, карты облегчают работу с широким кругом людей, имеющих недостаточный уровень образования, низкий уровень интеллекта, сложности вербализации.
Ассоциативные карты, дают возможность в режиме безопасности спроецировать на них свое внутреннее состояние, отключившись на время от тревожного материала. Любая карта может быть по-разному интерпретирована, а благодаря многочисленности карт и вариативности их комбинаций ребенок находит именно ту картинку, которая помогает спроецировать актуальное состояние. Принцип безопасности заключается, во-первых в том, что карту в процессе работы можно перевернуть, убрать, отодвинуть, переместить на выбранное ребенком безопасное расстояние, во-вторых, рассказ о картах сопровождается ощущением того, что человек говорит не про себя, а про карты, и, в третьих, ребенок сам выбирает степень самораскрытия и глубину погружения в бессознательное.
Карта является посредником между спрашивающим психологом и отвечающим ребенком. Карты обеспечивают доступ к множеству посланий, хранящихся в бессознательном.
Ассоциативные карты являются триггером запуска креативного центра, в котором с помощью фантазий и нетривиальных ассоциаций происходят внезапные инсайты.
Ассоциативные карты выводят на поверхность глубинные конфликты, комплексы, переживания, помогают их осознать, отрефлексировать, облегчая саморазвитие и самопознание.
Положительным результатом применения этой методики стало:
- психоэмоциональное и социальное благополучие у 73, 1 % воспитанников;
- снижение уровня тревожности до 26,9 % воспитанников;
- снижение уровня школьной дезадаптации;
- повышение уровня учебной мотивации;
- снижение количества воспитанников с личностным отклонением подросткового возраста;
- формирование доверительных отношений с окружающими.