kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метафорические ассоциативные карты инструментарий в работе педагога психолога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метафорические карты - это не новый вид терапии, не отдельное направление, это инструмент работы, который может быть использован любым специалистом исходя из его предпочтений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метафорические ассоциативные карты инструментарий в работе педагога психолога.»

Метафорические карты - это не новый вид терапии, не отдельное направление, это инструмент работы, который может быть использован любым специалистом исходя из его предпочтений.

По мнению О.С. Демченко в основу этого психологического инструмента заложен закон проекции. Она определяет карты как «инновационный инструмент» в основе которого лежат такие психологические феномены, как проекция, диссоциированное состояние и метафора.

О проекции говорят все авторы, определяя карты как стимул, вызывающий поток ассоциаций, содержащих информацию о внутреннем мире человека. Благодаря проекции, как процессу психологической защиты, внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее из вне. Человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то извне, а не изнутри него самого.

Ощущение безопасности при работе с картами О.С.Демченко и другие авторы связывают с диссоциацией как психологическим процессом, так же относимым к механизмам психологической защиты. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с посторонним. Состояние диссоциации - это состояние, при котором человек ощущает себя находящимся вне события, воспринимает его со стороны, как зритель и слушатель. Рассказывая об изображенных на картах героях, развивая сюжет, он сохраняет ощущение

нереальности происходящего, и это придаёт ему уверенности в безопасности, стимулирует к самораскрытию и самопознанию.

Соответственно можно выделить уровни погружения:

-диссоциированный (то, что происходит с образами на карте);

-метафорический (то, что клиент видит в карте и соотносит со своей реальностью);

-реальный (то, что происходит с клиентом в реальной жизни).

Все 3 уровня могут быть задействованы в беседе в разных пропорциях.

Потенциал диссоциированного уровня – безопасное исследование актуальных для человека событий и переживаний через художественные образы. На этом уровне вопросы должны фокусироваться на углублении и расширении описания карты; задача -максимальное насыщение истории проективным материалом.

Метафорический уровень позволяет соединить карточный образ с реальностью. Вопросы концентрируются на выяснении отношения к карте; прояснении чувств, мыслей, импульсов; расшифровке основной метафоры.

На реальном уровне в фокусе разговора и вопросов находятся актуальные события и переживания человека. Это по сути то, о чём он смог сказать и без работы с ассоциативно-метафорическими картами.

Метафора ,лежащая в основе ассоциативных карт, основана на подобии или сходстве. Согласно теории основоположников НЛП Р.Бендлера и Д.Гриндера, наблюдавших за клинической работой Эриксона ,метафора действует по принципу триады, проходя 3 стадии значения:

1.Метафора представляет поверхностную структуру значения, непосредственно выраженную в словах рассказа.

2.Поверхностная структура приводит в действие ассоциированную с ней глубинную структуру значения, непосредственно относящуюся к слушателю.

Таким образом, мы видим, что механизмы воздействия карт достаточно хорошо изучены, и это делает их надежным инструментом.

Карты в работе с детьми.

Карты пригодны как для работы с детьми, так и для работы с «внутренним ребёнком» каждого взрослого. Ребёнок оперирует образами.Рациональное мышление и умение обозначать чувство словом возникает позже.Определённый уровень развития абстрактного мышления, необходимый для работы с картами ,накладывает возрастные ограничения на их применение.

Затруднительно работать с детьми младше 5 лет, поскольку они мыслят очень конкретно; не всегда возможна эффективная работа с случае отставания в развитии или психических нарушений. Метафорическое мышление формируется у детей с 8лет.

Однако, много видов работ описано с детьми с помощью карт.

Самый простой-это использование карт в качестве стимульного наглядного материала для развивающих и дидактических игр. Целями такой работы могут быть:

-развитие речи во всём его разнообразии - от расширения словарного запаса до формирования связности;

-развитие логического мышления, включающее навыки обобщения, исключение лишнего, продолжение логического ряда, составление аналогий и т.д.

-развитие памяти, в основном зрительной;

-развитие номинативной функции: от обозначения отдельных конкретных (этнических объектов) до абстрактных понятий (эмоциональные состояния, человеческие качества, нравственные категории и т.д.). Я бы назвала этот подход традиционным психолого-педагогическим.

В работе с детьми может быть использована любая колода, но карты желательно отбирать.

С дошкольниками желательно оставить 20-30 карт, с подростками 40-50.Диагностика с помощью метафорических карт возможна, но требует научного обоснования,которое пока не сделано.

Приемы и техники работы с детьми :

1.Составление историй и рассказов.

2.Создание картин социальной ситуации ребёнкаю

3.Дорисовка

4.Сопровождение изменений

Я- школьник

Я- старший брат

Я- ответственный.

Работа делится на этапы:

-каким я был

-каким я стал, какой я сейчас;

-каким я хочу быть.

5.Представление проблемы с разных точек зрения

Выбрать карточку символизирующую проблему. На проблему предлагается посмотреть глазами разных людей: «Чтобы про эту проблему сказала мама (бабушка, брат, учитель, воспитатель и т.д. ) если бы её увидели?» Это позволяет взглянуть на ситуацию с разных точек зрения, расширять представления о происходящем.

6.Строительство из карт.

Построить домик из карт с ребёнком ,конструируя его из портретов членов его семьи.

7.Фотографирование

Запечатление стартовых и итоговых работ для закрепления результата.

Комплект карт «Роботы»

Комплект состоит из двух идентичных наборов карт -цветного и черно-белого.

Каждый включает в себя 3 вида карточек:

-изображения голов;

-изображения -туловищ;

-изображения ног.

Итого в наборе содержится 84 карты с цветными изображениями :28 голо,28 туловищ; 28пар ног. И тоже в черно-белом изображении. Листы с черно белыми изображениями , которые нужно ксерокопировать.


Варианты работы с картами «Роботы»

  1. «Похожий на меня»

Попросите ребёнка собрать из частей робота ,который будет похож на него: «Представь, что ты создатель роботов. Тебе нужно создать робота, который был бы похож на тебя».

-дай роботу «говорящее имя и фамилию, которые объяснили бы ,кто он такой, что ему нравится, что он любит;

-расскажи о роботе, почему он получился именно таким, чем он похож на тебя »

Созданный образ может быть отправной точкой для дальнейшей творческой работы разного плана:

-сочинение историй о роботе: «Подумай, как появился на свет этот робот, кто мог бы быть его создателем. Как он живёт? Чем занимается? Общается ли он с миром людей? Какой у него характер?»;

-создание дома, города, планеты для робота: «Давай создадим место жительства твоего робота, выбери, что это будет: дом, город или может быть целая планета. Создай ему жильё (построй из кубиков, нарисуй) расскажи как ему здесь живётся, где он спит, где ест, как развлекается)»;

-создание других роботов по такому же принципу(друга, врага, родителя): «Сейчас мы создадим ещё одного робота, может быть это его родитель или родственник, или недруг твоего робота»

2. «Робот в прошлом настоящем и будущем»

Инструкция даётся в 3 этапа:

1.Представь себе, что тебе нужно создать робота, который был бы похож на тебя такого, кокой ты сейчас.

2. Тебе нужно создать робота, который был бы похож на тебя такого, каким ты был раньше.

3. Тебе нужно создать робота, который был бы похож на тебя такого, каким ты хотел стать в будущем.

Обсуждение

-Что ты думаешь о получившихся роботах?

-Что чувствуешь когда смотришь на них?

-На какого робота тебе приятнее смотреть?

3.Моё настроение.

-Представь, что ты создатель роботов. Тебе нужно создать робота, котрый был бы похож на твоё настроение сейчас.

-Расскажи, почему твой робот выглядит именно так, как это связано с твоим настроением? Представь, что твоё настроение начало ухудшаться(улучшаться).Из за чего это может произойти? Каким становиться твоё настроение? Что в первую очередь изменится в роботе? Ты можешь заменить любую часть тела робота, чтобы он стал похожим на твоё «новое »настроение.

4.Портрет семьи, коллектива ,группы.


Метафорические ассоциативные карты- профессиональный психологический инструмент предназначенный для использования в психологическом консультировании, тренинге, арт- терапии. Возможно использование в индивидуальной, парной, групповой работе, преимущественно в женской аудитории). Активизуруют правое полушарие, отвечающее за интуицию и творческий подход к жизни .Помогают получить доступ к ресурсам бессознательного, преодолеть защитные механизмы психики, получить важные инсайты. Преодолению барьеров и погружению в детскую, творческую, спонтанную активность без излишней цензуры способствует и некоторая «мультяшность карт».

Внимание клиента сосредотачивается первоначально на визуальном стимуле и это даёт возможность обойти рациональную часть психики и избежать возникновения внутренних барьеров, которые в дальнейшем могут осложнить работу.

Что нужно учесть при использовании комплекта карт?

При использовании комплекта возможны разные варианты выбора карт:

1.Перед клиенткой раскладываются все карты лицевой стороной кверху, она делает выбор сознательно;

2.клиентка наугад вытягивает карты из карт, собранных в колоду или разложенных по поверхности рубашкой кверху;

3.Специалист предлагает клиентке те карты, которые намерен использовать в течение сессии, исходя из обозначенной клиенткой проблемы.

МАК «ОНА»

Комплект карт решён в позитивном ключе: в нём нет сюжетов, которые трактовались бы как негативные или драматичные. Они позволяют проецировать и прорабатывать достаточно серьёзные межличностные и внутриличностные проблемы (например, связанные с отношениями женщины с мужчинами, с матерью, с другими.

Я лето, я осень, зима и весна.

Клиентке представляется набор карт ,она выбирает из них ,что наилучшим образом отражает те из них,что наилучшим образом отражают для нее части её внутреннего мира,и рассказывает о них себе и консультанту.После этого возможны арттерапевтические процедуры(создаётся колааж из выбранных карт)

В ходе сессии могут быть предложены следующие варианты структурирования:

1.Возлюбленная, Мать и Хранительница (Т.Зинкевич Евстигнеева)

2.Зима, Весна, Лето, Осень

3.Воздух, Вода, Земля, Огонь;

4.Девочка, Любовница, Хозяйка, Королева (Л.Ренар)

Я, я и ещё я- отличная семья!

Клиентка может выбрать те образы один или несколько), которые кажутся ей наиболее подходящим для ее Родительских, Детских и Взрослых личностных структур.

Такая визуализация поможет разыграть внутренние диалоги или реконструировать внутренние диалоги или реконструировать прошлый опыт,тем самым будет полезна для прояснения влияния этих структур на поведение и переживания клиентки.

Дочки-матери.

В комплект карт входят образы маленьких девочек, юных девушек, женщин разного возраста ,а также карты с изображениями нескольких женщин и семейные сюжеты. Это даёт возможность отрабатывать психологические проблемы и травмы, связанные с отношениями между матерью и дочерью(женские инициации, родовые сценарии).

Такая работа может вестись в соответствии с принципами арттерапии, сказкотерапии и др.



Персона и тень

Клиентке предлагается подумать несколько минут о своей жизни ,а потом выбрать одну карту ту, которая отражает её Персону, её социальное Я- и рассказать о себе в этом ключе. После этого выбирается вторая карта - отражающая Теневую сторону Я (то, что человек не готов рассказывать о себе другим людям). По второй карте, помимо её описания ,можно предположить задуматься над такими вопросами: «Какие ресурсы скрыты в вашей Тени? Если бы вы ими воспользовались, как изменилась бы ваша жизнь?»

Эту процедуру можно проводить как сознательным выбором карт, так и выбором наугад.

1-2-3-4-5- я иду тебя искать!

В комплекте карт широко представлены детские образы (сюжеты с одной участницей и сюжеты, в которые включены несколько детей).


Примеры вопросов, которые помогут вам разобраться с ответом:

  • Что на карте больше всего привлекло мое внимание?

  • Что я чувствую, глядя на карту?

  • Какие эмоции у меня возникают? В каких ситуациях из прошлого были похожие эмоции?

  • Как чувствует себя персонаж (или персонажи) на картинке?

  • Что персонаж (или персонажи) будет делать дальше? Как я к этому отношусь?

  • Вижу ли я на картинке себя? В какой роли я здесь выступаю?

  • Может быть, я являюсь сторонним наблюдателем? В таком случае, какие чувства у меня вызывает этот сюжет?

  • Есть ли на карте то, что осталось незамеченным? Что я не хочу видеть? Почему?

  • Как то, что изображено на карте, говорит мне о моем запросе?

  • Каким образом картинка отвечает мне на мой вопрос?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Метафорические ассоциативные карты инструментарий в работе педагога психолога.

Автор: Маслова Инна Валерьевна

Дата: 27.08.2020

Номер свидетельства: 556546


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства