Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Путь доверия» (формы работы педагога-психолога с родителями)»
Коммунальное государственное учреждение
«Основная средняя школа имени Абая»
Мастер-класс
«Путь доверия»
(формы работы педагога-психолога с родителями)
Педагог-психолог
II категории
Дементьева М.П.
с. Бородулиха, 2016 г.
В наши дни психолог из явления экзотического становится почти привычным, он все активнее встраивается в повседневную жизнь .К привычным формам работы психолога ( диагностика, консультирование и т.д.) добавляются психологические недели, психологические проекты. Психолог сотрудничает с учителями, представителями администрации, родителями. Но если педагоги и администрация – это коллеги, с которыми можно общаться, то родители – особая категория. Работа с родителями, при всей ее нужности и важности, не является массовой, это прежде всего работа по запросу. Однако родители далеко не всегда представляют себе, чем именно занимается школьный психолог, не знают с какими вопросами можно к нему обратиться, а поэтому иногда и побаиваются его.
Психолого - педагогическое просвещение, повышение психолого -педагогической культуры родителей способствует не только совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, но и повышает уровень положительного отношения и доверия к представителям психолого – педагогической общественности. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая психолого - педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в сам процесс психолого - педагогического творчества.
Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводит к ухудшению их физического и психологического состояния, повышенной раздражительности, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставится как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Формирование сотрудничества отношений между педагогами – психологами и семьей длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений.
Совместное взаимодействие – это взаимосвязь педагогов, педагогов – психологов, учащихся и родителей в процессе их деятельности и общения.
Процесс взаимодействия педагогов – психологов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.
Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни группы, класса и родительского коллектива.
Специфика родительского собрания как формы работы школьного психолога.
1. Родительское собрание обычно воспринимается родителями как обязательное формальное мероприятие.При организации групповой работы с родителями необходимо учитывать родительские стереотипы, связанные с собраниями, и по возможности использовать другие названия мероприятий, избегая словосочетания «родительское собрание».
2. На родительском собрании повышается уровень тревожности родителей.В психологической литературе не раз отмечалось,что школа сама по себе актуализирует у родителядетские страхи и вызывает страхи совершенно особого рода, связанные с оценкой состоятельности родителя в связи с успешностью его ребенка. Ситуация родительского собрания усиливает эти страхи у родителей. В.К. Лосева и А.В. Луньков пишут: «На родительском собрании … вполне уверенные в себе взрослые люди превращаются на глазах в притаившихся подростков, со страхом ожидающих, когда прозвучит их фамилия… Родители отмечали, что на собрании им было стыдно, тревожно и вообще “плохо”» (Лосева В.К., Луньков А.В., 1995, с. 56—57) . При выборе форм работы необходимо также помнить, что уровень открытости родителей на собрании минимален, и это связано не столько с самими родителями, сколько с обстановкой.Понятно, что подобная ситуация во многом осложняет взаимодействие с родителями. Поэтому так важно создание атмосферы безопасности и особая,«неучительская» позиция психолога.
3. Родители не настроены на общение с психологом, особенно длительное. У них много других проблем, которые они хотят обсудить или решить во время родительского собрания. О предстоящем выступлении на собрании или организации каких- то других мероприятий, требующих времени, следует заранее поставить родителей в известность.
4. Группа родителей, с которой взаимодействует психолог, связана между собой только формально и может сильно различаться по возрасту, социальному статусу и прочим характеристикам. Важно сочетать формы работы, направленные на сплочение группы родителей, поиск точек соприкосновения и выработку некой общей позиции, с методами, помогающими родителям выражать их собственную точку зрения.
5. Поскольку на собрании психолог выступает как сотрудник школы, родители могут воспринимать его как учителя, который обычно занимает оценочную позицию, а это затрудняет обращение к нему. Психолог на собрании руководствуется рядом принципов, которые позволяют избежать того, чтобы его воспринимали как одного из учителей: принципы безопасности, учета реальной ситуации, нейтральной позиции, сотрудничества и распределения ответственности.
Принципы работы с родителями.
1.Обеспечение эмоциональной безопасности родителей.Вначале работа должна быть организована через знакомые, понятные формы.
2. Открытость, или конгруэнтность, психолога и умение избегать негативного переноса на родителей.Психолог дает родителям право скептически относиться к своим советам, возможность иметь и проявлять самые разные эмоции.
3. Необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с психологом различными способами. Мотивация к взаимодействию должна быть сильнее их собственного сопротивления совместной работе.
«Лесенка» методов работы с родителями:
1.Информационные методы:
информационные тексты,
устные информационные сообщения,
информационные лекции.
2. Проблемные методы:
проблемные лекции,
«круглые столы»,
детско-родительские мероприятия,тренинги.
Тренинг - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.Достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения.
Цель: обучение родителей способам оптимизации взаимодействия с детьми.
Задачи:
мотивирование родителей и формирование позитивного отношения к тренингу,
формирование системы представлений участников в сфере общения с детьми
формирование конкретных умений
«Путь доверия»
тренинг для подростков и родителей
(профилактическое мероприятие)
Тренинг рассчитан на родителей, подростков 10-14 лет.
Пояснительная записка
Ни один родитель не стремится воспитать своего ребенка «забитым», агрессивным, безответственным, агрессивным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают те или иные отрицательные качества. На разных этапах у родителей возникают трудности во взаимоотношениях с подростком, отсутствие взаимопонимания.
Давно уже не является секретом тот факт, что полноценное общение с родителями имеет наиважнейшее значение для развития детей.Многие современные родители лишь в теории знают, в чем заключается правильное воспитание детей. Практика же часто показывает совершенно иные результаты, нередко отрицательные, нежели положительные.
В детско-родительских отношениях родители являются ведущим звеном, от них во многом зависит характер взаимоотношений с детьми.Атмосфера тренинга создает условия для безопасного взаимодействия. Задания и упражнения предлагаются в игровой форме, что делает тренинг интересным и увлекательным для взрослых и детей.Все это способствует созданию в семье атмосферы взаимного уважения и сотрудничества.
Цель тренинга:
- способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
Задачи:
- создать на практическом занятии условия для взаимодействия и сотрудничества детей и родителей в игровых ситуациях;
- способствовать расширению понимания психологических особенностей ребенка;
- улучшить эмоциональный контакт и взаимодействие родителя и ребенка;
Ожидаемые результаты: По завершению программы родители начинают более позитивно воспринимать своего ребенка, охотнее преодолевают свои воспитательные стереотипы. Повышается эмоциональная открытость. Эмоциональные нарушения детей (повышенная застенчивость, страх неудачи и пр.) легче преодолеваются.
Ход занятия
В начале занятия необходимо выработать правила, по которым будет существовать группа.
Правила принимаются всей группой вместе с психологом в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:
• мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;
• не боялся стать объектом насмешки и критики;
• был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;
• получал информацию сам и не мешал получать ее другим.
Правила существования могут определяться по-разному. Можно их просто вывесить на плакате перед участниками. Можно, предлагая варианты, начать совместный выбор наиболее приемлемых. Можно сочинять правила самим. Все зависит от того, чего хотят участники от занятий.
ПРАВИЛА
1. Заботиться о конфиденциальности жизни группы.
2. По возможности быть искренним, сообщать (если уж сообщать) достоверные сведения.
3. Иметь право получить поддержку, помощь со стороны группы.
4. Слушать говорящего, стараться не перебивать.
5. Использовать обращение на «ты» во время работы группы.
6. Высказываться только от своего имени и только о том, что воспринято, прочувствовано, переживается, происходит здесь и сейчас.
7. Не говорить о присутствующих в третьем лице.
Упражнение 1 (15 мин): “Паутинка”.
Цель: Знакомство, получение первичной информации друг о друге, повышение позитивного настроя, формирование коммуникативного навыка.
В руках у ведущего – клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок кому-нибудь из детей. Каждого ребенка ведущий просит не только назвать свое имя, но и рассказать о своей маме (папе). Можно задавать разные вопросы, например:
Какая твоя мама?
Что она любит делать?
Что ей нравится, что ей не нравится?
Взрослый, в руках которого оказался клубочек, рассказывает о своем ребенке. Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: “На что похоже то, что у нас получилось?”. Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д. Ведущий обращает внимание группы на то, что в жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.
Упражнение 2(15мин) «Я-это ты, ты-это Я»
Выполнение заданий с обыгрыванием.
Цель: Установление благоприятного психологического климата, эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, произвольный контроль; предоставить возможность родителям задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.
Родители и дети получают задания в конвертах, которые им необходимо обыграть.
Задания для детей, исполняющих роль родителей.
1) Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребенка двойка. Вам надо выяснить причину этого и принять решение.
2) Ребенок пришел домой без сменной обуви, потерял ее в школе. Ваша реакция?
3) Вы поручили ребенку прибраться и помыть посуду, а он (она) проиграл все это время в компьютер, ничего не сделал. Ваша реакция?
Задания для родителей, исполняющих роль детей.
1) Вы получили двойку, и вам надо объяснить родителям, за что и почему. Они будут ругаться.
2) Вы идете домой без сменной обуви, в школе забыли, а маме говорить не хотите, надеясь завтра найти.
3) Мама попросила вас убрать комнату и помыть посуду, а пришел друг с интересным диском и вы заигрались. Как объяснить это маме или папе?
Психолог: «Решая эти ситуации, каждый из вас посмотрел на себя со стороны и, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть, даже и свое поведение. И каждый наверняка сделал для себя определенные выводы.»
Упражнение 3(25 мин):“Рисунок вдвоем”
Цель: установка благоприятного психологического климата, привлечение внимания родителей и детей друг другу, дать родителям и детям возможность почувствовать радость сотрудничества.
Оборудование: листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, запись спокойной музыки.
Инструкция: «Сейчас вы будете работать в парах родитель – ребенок. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться “Наш дом”.Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым столом работает только одна пара).У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение.»
Во время выполнения упражнения ведущий может включить спокойную музыку.
На представлении работ (10 мин.) ведущий просит ребенка рассказать, как был нарисован рисунок, кто был инициатором идей, что помогало или мешало работе, каким образом договаривались о прорисовке деталей. Обсуждаются также те особенности взаимодействия родителей и детей, которые проявлялись на различных этапах выполнения задания: сотрудничество, соперничество, ориентация на интересы партнера или их игнорирование.
Упражнение 4 (5-7 мин): «Письмо любви»
Цель: Формирование чувства близости, повышение позитивного настроя, приобретение ресурсных возможностей.
Разделить участников на 2 команды (родители и дети), каждой команде предложить написать (или нарисовать) «Письмо любви» участникам второй команды (в итоге получится 2 письма: родителей к детям, детей к родителям) в письмах попросить отразить: чувства, желания, обещания.
Письма зачитываются и обсуждаются.
Рефлексия (5-7 мин):
Цель: Обмен мнениями настроениями чувствами.
- Что нового Вы для сегодня узнали?
- Что особенно трудно было выполнить?
- Какие моменты были самыми важными, трогательными а может даже и смешными сегодня?
- Что самое важное, на Ваш взгляд, принесла Вам наша встреча?
Итогом встречи может быть анкета, в которой будут затронуты следующие вопросы:
АНКЕТА
1. Какой опыт Вы приобрели, посещая группу?
2. Проанализируйте, как изменился Ваш взгляд на отношения внутри семьи?
3. Каким Вы видите общение и взаимодействие в Вашей семье в будущем?
4. Какие чувства вы испытываете, завершая нашу встречу?
6.Ваши пожелания.
Список литературы
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС-МЕДИА, 1995. – 240 с.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2000. – 150 с.
Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге.Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков.- М.:Генезис, 2012.
Профилактика суицида в детской среде. Сборник методических рекомендаций. – Биробиджан: ОблПКПР, 2012
Защита детей от жестокого обращения/ Под редакцией Е.Н.Волковой. – СПб.:Питер, 2007