Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс для педагогов: техника медитативного рисунка - мандала «Радуга чувств»»
Мастер – класс для педагогов:
техника медитативного рисунка - мандала «Радуга чувств»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы ребенка, нормализация поведения.
Задачи:
• снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов;
• концентрация внимания;
• развитие творческого потенциала;
• развитие мелкой моторики рук;
• активизации внутренних ресурсов;
• гармонизации внутреннего состояния;
• релаксация.
Материалы: релаксационная музыка, свечи, гуашь, акварель или восковые мелки 12 цветов, беличьи кисти № 2 № 8, белая бумага для каждого участника (или готовый рисунок мандалы), банка с водой, циркуль или большая тарелка.
На листе бумаги рисуется круг диаметром около 20 см.
Ход мастер-класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас. Сегодня наша встреча посвящена технике медитативного рисунка – мандала.
Слово мандала в переводе с санскритского означает «магический круг», т.е. это рисунок в круге. В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.
Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На мой взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств.
Мандалы очень полезны и для взрослых, и для детей. Они помогают полностью расслабиться. Создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику. Данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей
Для меня, как психолога мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе. Хочу познакомить вас с техникой «мандала».
Я предлагаю Вам уютно расположиться на стульчиках.
В этой технологии есть свои тонкости:
Ø во время работы не разговаривайте друг с другом. Лишь в исключительных случаях можно шепотом что-то спросить и ответить;
Ø дайте возможность руке самой двигаться по кругу, самой брать «понравившиеся» ей цвета;
Ø не стремитесь искусственно создать шедевр. Важно сделать искренний рисунок, отражающий вашу внутреннюю жизнь. И чем более искренней и правдивой будет ваша мандала, тем больший эффект вы ощутите.
Ø рисунок начинается от центра круга.
Я предлагаю Вам уютно расположиться на стульчиках.
Зажигаются свечи. Включается релаксационная музыка (композиции «мандала» Китаро). Выключается свет.
Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая свечу по кругу. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт своё имя и скажет ему: «Я очень рада видеть Вас! ». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга.
Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие. А чтобы попасть в страну наших чувств и эмоций нам нужно сказать слова «Свечи мы зажгли в путешествие пошли».
Сядьте удобнее и закройте глаза. Представьте себе, что Вы - в необычном (волшебном) месте. Оно будет таким, каким Вы захотите его сделать, потому что оно - только ваше: вы здесь самые главные. Сделайте глубокий вдох выдох, вдох выдох, посидите еще немного так расслабленно. Постарайтесь запомнить с закрытыми глазами, какие образы, какие цвета или картины у вас возникают. Запомните, что Вы видите перед собой. А когда вы будете готовы, предлагаю воспроизвести всё это на листе.
Предлагаю Вам, взять листы бумаги с нарисованным кругом, выбрать самую красивую краску и нарисовать в центре круга все что захочется. Продолжайте работу, продвигаясь от центра к краям листа, пока весь круг не заполнится. Если педагогу захочется нарисовать что-то за пределами круга, не мешайте ему. В завершении композиции создайте границу – цветовое колесо.
Когда педагоги закончат работу, спрашиваю у них: "Как бы Вам хотелось назвать свою мандалу?"
В работе с детьми можно предложить сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Когда дети вербализуют рисунок, это помогает им научиться точно, передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные.
Важно, слушая историю, придуманную ребёнком, воздерживаться от каких-либо комментариев и своих интерпретаций.
Далее предлагаю педагогам в непринужденной обстановке поделитесь друг с другом своими внутренними ощущениями. Попрошу педагогов прислушаться к тому, что они чувствует, и рассказать об этом. Спрошу у педагогов, как менялось их настроение в процессе создания мандалы: менялись ли ощущения по ходу выполнения мандалы? Какое чувство вызывает мандала сейчас?
А для того чтобы нам вернуться из путешествия я вам предлагаю встать вокруг стола взяться за руки и задуть свечи со словами «Раз, два, три из путешествия пришли»!