kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс для волонтёров и приёмных родителей, воспитывающих детей с ОВЗ «Птица добра»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для волонтёров и приёмных родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «Птица добра» своей целью ставит обучение волонтёров техникам эффективного взаимодействия с детьми с ОВЗ. В ходе работы родители обучаются приёмам развивающего взаимодействия с детьми с ОВЗ, приёмам релаксации, снятия напряжения, позитивным путям снятия психоэмоционального напряжения. Так же знакомятся с техникой изготовления тряпичной птицы-оберега «Птица счастья».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для волонтёров и приёмных родителей, воспитывающих детей с ОВЗ «Птица добра» »

БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям,

оставшимся без попечения родителей, №2»










Мастер-класс для волонтёров и приёмных родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

«Птица добра»




Методист, психолог Вискова Я.В.












Вологда

11.06.2015

Название: «Птица добра»

Цель: обучение волонтёров техникам эффективного взаимодействия с детьми с ОВЗ

Задачи:

  • обучение волонтёров приёмам развивающего взаимодействия с детьми с ОВЗ

  • обучение приёмам релаксации, снятия напряжения, позитивным путям снятия психоэмоционального напряжения.

  • Знакомство с техникой изготовления тряпичной птицы-оберега «Птица счастья».

Оборудование: игрушка, нитки, ткань, нитки, ножницы, бейджики, фломастеры /ручки, музыка для релаксации, бумага, ручки, платок, не пропускающий свет.



Ход занятия:


1. Вступительная часть.

Здравствуйте, уважаемые гости! Меня зовут Яна Валерьевна. Я рада видеть вас сегодня! Предлагаю вам сеть в круг и познакомиться, рассказать с какими чувствами вы сегодня пришли на мастер класс. (передаю по кругу мяч)

Я начну – меня зовут Яна, от сегодняшнего занятия я хочу получить положительные эмоции, новый опыт и знания.


2. Правила работы.

Работа в кругу предполагает доверие собравшихся друг к другу. Для более комфортной работы я предлагаю использовать несколько простых правил:

- правило «стоп», которое заключается в том, что участник может отказаться участвовать в упражнение или в обсуждении, если ему некомфортно или нет желания об этом говорить.

- правило «мяча» - в кругу говорит тот, у кого в руках мяч.

- правило «взаимное уважение» - не смеяться и не осуждать высказывания участников, высказывать контраргументы в корректной форме.


Хотите добавить какие-либо правила?

В знак принятия правил, хлопнем 3 раза и начнём работу.


3. Настрой на работу, цели и задачи мастер-класса.

Сегодня работа на нашем мастер-классе посвящена поиску возможных источников внутренних ресурсов для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание ребёнка, его психологическое и физическое, благополучие неразрывно связано с эмоциональным состоянием его родных и близких.

Сегодня мы с вами научимся техникам расслабления, изысканием внутренних эмоциональных ресурсов, на практике применим технику куклотерапии, которую успешно можно приметь с детьми с особыми образовательными потребностями.


4. Упражнение: «Быть другим»

Цель: на себе прочувствовать то, что ежедневно испытывает ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, стремясь включиться в общество.

Мир большой и сложный для понимания детей, особенно если они знакомятся с ним через призму своих особенностей.

Уважаемые участники, предлагаю Вам встать в круг, сейчас мы будем водить хоровод и петь песню Катюша. Но не все: (взять несколько человек и дать им индивидуальные инструкции):

1. Вы будете водить хоровод с завязанными глазами.

2. Вы постараетесь присоединиться к хороводу, сидя на стуле за пределами круга,

3. Вы плотно закройте уши руками и тоже присоединяйтесь ко всем.

4. А вам нужно сесть на корточки и тоже попытаться присоединиться к хороводу.

Обсуждение:

Что Вы чувствовали, когда пытались присоединиться к хороводу?

Что чувствовали Вы, стоя в хороводе и видя тех, кто к вам пытался присоединиться?


5. Эмоциональное развитие

Дети с особыми образовательными потребностями познают мир, радуются победам, удивляются, огорчаются неудачам.

Воспитывая особого ребёнка главное - воспринимать его как здорового человека и научить его реально оценивать свои возможности! Не жалейте своего ребёнка и не позволяйте это делать другим, наказывайте и поощряйте так же как и других детей.

Научите ребёнка распознавать эмоции других людей и свои собственные. Особенным детям это не всегда легко даётся. В этом поможет упражнение зеркало.

Упражнение «Зеркало»

Цель: обучение навыку корректного распознавания и выражения эмоций.

Разбейтесь на пары. Сейчас в течение 3 минут один человек из пары показывает любые движения, гримасы, говорит слова, а второй – выполняющий роль зеркала, будет их повторять. По сигналу меняемся ролями.

Что вы чувствовали, показывая движения? Что чувствовали, будучи в роли зеркала?



6. Самопознание

Важным аспектом воспитания ребёнка с ограниченными возможностями является обучение его критическому и адекватному самовосприятию и мировосприятию в целом. Научить его распознавать свои чувства и желания. Для этого самим родителям необходимо хорошо ориентироваться в своём внутреннем мире.

Сейчас я предлагаю вам упражнение, которое поможет вам освоить навык вербализации своих чувств и мыслей. Я предлагаю Вам закончить предложения: каждый из Вас получает список незаконченных предложений.

Упражнения на самопознание «Цветик-семицветик»

Цель: обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих мыслей и чувств.

— Я радуюсь, когда...

— Мне весело, когда....

— Я волнуюсь, когда....

— Я огорчаюсь, когда.....

— Мне хочется плакать, когда...

— Я люблю, когда....

— Я хочу, чтобы...

Обсуждение полученных результатов:

Что вы чувствовали, когда завершали предложения?



А теперь, пожалуйста, ответьте еще на один вопрос: «О ком я забочусь?»

Кто хочет озвучить, получившийся список? Посмотрите на него внимательно. Есть ли в этом списке Вы? В длинной череде тех, о ком вы ежедневно заботитесь, обязательно должны быть и Вы сами!

Обсуждение.



7. Техники расслабления

Воспитание особого ребёнка требует грандиозного расхода личностных ресурсов: физических и эмоциональных. Только через самопознание и нахождение источников получения внутренних сил, энергии можно успешно справляться с таким непростым делом.

Широко известно, что отличным способом восстановления и поддержания внутренней гармонии является релаксация и дыхательные упражнения.

Релаксация и дыхательные упражнения (музыку для релаксации):

Сейчас мы с вами опробуем на себе некоторые приёмы:

Дыхание 1-4:

Сядьте удобно, руки свободно положите на колени, закройте глаза. Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Такое упражнение очень легко делать, а особо оно действенно, если вы не можете уснуть. (Веду счет 1, 2, 3, 4)

Сядьте прямо. Одну руку положите на живот, вторую на грудь. Вдыхайте воздух глубоко через нос, при этом рука на животе должна подниматься, а на груди двигаться лишь незначительно. Выдыхайте через рот, при этом опять рука на животе опускается, а на груди практически не двигается. В таком случае дыхание будет происходить с помощью диафрагмы.

Техника прогрессивной мышечной релаксации

Сейчас предлагаю познакомиться с техникой прогрессивной мышечной релаксации, разработанной американским врачом Э. Джекобсоном в 1920-е гг.

Сосредоточьтесь на дыхании, дышите медленно и спокойно, думайте о чем-нибудь приятном.

Руки. Максимально плотно и сильно сожмите руку. Вы должны почувствовать напряжение в кисти и предплечье. Расслабьте руку на выдохе, концентрируясь на возникающем чувстве облегчения. То же самое повторите для другой руки. Если вы правша, начинать стоит с правой руки, если левша – левой.

Шея. Откиньте голову назад, медленно поворачивайте ею из стороны в сторону, затем расслабьтесь. Притяните плечевые суставы высоко к ушам и в таком положении наклоняйте подбородок к груди.

Лицо. Поднимите брови как можно выше (как будто изображаете чувство сильного удивления). Плотно закройте глаза, нахмурьтесь и наморщите нос. Сильно сожмите челюсти и отведите уголки рта назад. Отпустите.

Грудь. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на несколько секунд, затем расслабьтесь и вернитесь к нормальному дыханию.

Спина и живот. Напрягите мышцы брюшного пресса, сведите лопатки и выгните спину. Расслабьтесь.

Ноги. Напрягите передние и задние мышцы бедра, держа колено в напряжённом полусогнутом положении. Максимально потяните на себя ступню и разогните пальцы. Вытяните голеностопный сустав и сожмите пальцы ступни. А теперь снова расслабьте напряжённые мышцы.

Давайте попробуем ещё раз.

Для достижения максимально положительного результата рекомендуется повторить комплекс 3-4 раза. Каждый раз, когда вы даете отдых только что напряженным мышцам, обращайте внимание то, как это приятно и как вы хорошо себя чувствуете расслабленным. Многим людям это помогает справляться со стрессом и беспокойством.


9. Техника повышения самооценки

Для формирования адекватного позитивного самовосприятия необходимо научить ребенка критически оценивать свои действия, достижения, принимать свои особенности. Подобное умение поможет ребёнку в дальнейшем профессиональном и личностном самоопределении. Однако, для это и сами родители должны реально оценивать состояние своего ребёнка, адекватно представлять перспективы его физического и умственного развития.

Упражнение для повышения самооценки «Я умею»:

Цель: демонстрация возможности повышение самооценки

Сейчас мы с вами выполним упражнения, которое называется «Я умею». В центр круг выходит один участник и называет то, что он умеет делать лучше всего. Если кто-то из присутствующих тоже умеет это делать, стаёт , делает шаг вперёд и говорит «и я тоже умею хорошо … »

Если же никто из присутствующих не может присоединиться к ведущему, то вся группа аплодирует и говорит: «Вот это здорово!»

После ведущего все участники по желанию могут выходить на середину круга и заявлять о своих умениях, причем каждый может похвалить себя столько раз, сколько ему хочется.

Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?


9. Техника «Куклотерапия»

«Птица-оберег»

Воспитание ребёнка, его психологическое, а как следствие и физическое, благополучие неразрывно связано с эмоциональным состоянием его родных и близких. Чтобы трудности не взяли верх, крайне важно жить обычной полноценной жизнью, поддерживать взаимоотношения с окружающими – общаться с друзьями, посещать группы поддержки и светские мероприятия, не стесняться своего ребенка.

Особенно эффективно развивать свои творческие способности, которые дадут вам заряд положительной энергии, позволят познать свой внутренний мир, обрести душевное равновесие.

Сегодня мы с вами сделаем своими руками птицу-оберег.


- Как вы думаете, зачем нужны обереги?

По древним верованиям, оберег – это предмет, который наделён способностью защищать своего владельца от различных бед и злоключений. Птица издревле была хранительницей семейного счастья и благополучия у русских людей.

Такой оберег раньше висел в каждом доме. Обычно его размещали под потолком в прихожей, чтобы каждый входящий прошел под ним. Чаще всего такие обереги изготавливались из дерева, но сегодня мы его сделаем из ткани.

Сознание оберега – это таинство. Сосредоточьтесь, постарайтесь вложить в оберег всё самое доброе, чистое и красивое. Эмоции, которые Вы будете посылать в оберег во время его изготовления, сделают его персонально вашим.

1. Возьмём квадрат ткани или салфетки со стороной от 10 до 20 см (чем меньше квадрат, тем меньше птичка), полоску ткани для крыльев шириной 4 см, крепкие нитки для перевязки и немного ваты или синтепона.

Потрогайте, ощутите, какая ткань на ощупь.

2 Складываем квадрат по диагонали и для оформления клюва птичке перевязываем уголок примерно 1 см. Нитку не отрываем — всё перевязываем одной ниткой.

3 Помещаем под клюв синтепон, округляем тканью и фиксируем голову.

4 Оформляем крыло, присобрав его к шее, фиксируем ниткой.

5 Полоску для крыльев сужаем к центру.

6 Края крыльев разрезаем и оформляем. При оформлении крыльев с углов закрепляем крестообразно через шею, или другой вариант: крылья закрепляем отдельно. Хвост также надрезаем.

7 Крылья привязываем и сверху скрепляем крестообразно с телом птички.

Птица-оберег готова!

Обсуждение.

Каждый участник рассказывает о своей птице-обереге, об эмоциях, которые испытывал во время её изготовления.

Посмотрите на птицу-оберег, которая у вас получилась. Она вам нравится?

Хотелось бы что-то в неё изменить: добавить, убрать?

Какие трудности вы испытывали во время её изготовления?

Расскажите каждый по очереди о своей птице:

- откуда она прилетела?

- какая она по характеру?

- что любит делать? а что не любит?

- от чего она будет обегать лично Вас

- от чего она будет охранять Ваш дом?

Я начну…


10 .Подведение итогов.

Каждый участник говорит о своём впечатлении от занятия.

- Что для себя нового Вы получили сегодня на нашем занятии?

- Что сейчас вы чувствуете?

Приложение №1


Технология изготовления

1. Возьмём квадрат ткани или салфетки со стороной от 10 до 20 см (чем меньше квадрат, тем меньше птичка), полоску ткани для крыльев шириной 4 см, крепкие нитки для перевязки и немного ваты или синтепона.


2 Складываем квадрат по диагонали и для оформления клюва птичке перевязываем уголок примерно 1 см. Нитку не отрываем — всё перевязываем одной ниткой.


3 Помещаем под клюв синтепон, округляем тканью и фиксируем голову.



4 Оформляем крыло, присобрав его к шее, фиксируем ниткой.



5 Полоску для крыльев сужаем к центру.



6 Края крыльев разрезаем и оформляем. При оформлении крыльев с углов закрепляем крестообразно через шею, или другой вариант: крылья закрепляем отдельно. Хвост также надрезаем.


7 Крылья привязываем и сверху скрепляем крестообразно с телом птички.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Вискова Яна Валерьевна

Дата: 28.08.2015

Номер свидетельства: 227572


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства