Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс с элементами тренинга «Я и интернет» (внеклассное занятие для учащихся 5-6 классов)»
Мастер-класс с элементами тренинга «Я и интернет»
(внеклассное занятие для учащихся 5-6 классов)
Ведущий
Сегодняшние школьники – представители нового цифрового поколения пользователей интернета. Они чувствуют себя в глобальной сети естественно и непринужденно. Интернет является полноценной частью образа жизни современных детей, и это требует изменений во всех сферах образования, в том числе и в формировании правовой культуры. Учитывая особенности развития цифрового поколения, очень важно, как можно раньше не только предоставлять детям информацию о возможностях и положительных сторонах глобальной сети, но также повышать уровень правовой культуры в вопросах безопасного использования информационно - коммуникационных технологий. Данное занятие – это вариант повышения правовой информированности детей с использованием психолого-педагогических приемов.
1.Игра для знакомства и ожиданий от занятия «Цветок»
Участникам предлагается придумать себе псевдоним «никнейм», которым они пользуются при общении в Интернет - пространстве или хотели бы использовать, и написать его на стикере. На обратной стороне стикера записываются ожидания от занятия и приклеиваются на общую доску.
А теперь представьте себя пятиклассниками и давайте немного разомнемся.
2. Разминка"Паутина".
В настоящее время все вы пользователи интернета и являетесь частью всемирной паутины. И бывает так, что из нее очень сложно выбраться. И хорошо, когда рядом находится человек, который может помочь разобраться в сложной ситуации. Предлагаю вам поучаствовать в игре «Паутина». Нужно выбрать одного «поводыря». Остальные участники встают в круг плечо к плечу и беспорядочно берутся за руки (спутываются). Задача «поводыря», не расцепляя рук распутать «Паутину» и образовать «хоровод».
3. «Право на информацию».
Продолжите четверостишие:
Где найти подругу Олю?
Прочитать, что было в школе?
И узнать про все на свете?
Ну, конечно, (делает паузу, чтобы могли хором сказать) в ИНТЕРНЕТЕ!
Ребята, вы все знакомы с таким документом, как «Конвенция о правах ребенка».
В статье 13 «Конвенции о правах ребенка» записано:
«Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка».
То есть у вас есть право получать информацию, в том числе и через Интернет.
Ведущий
Но так ли безопасен Интернет? (Ответы детей по желанию)
А может ли Интернет стать безопасным?
Ответить на этот вопрос мы попробуем в конце нашего занятия.
4. Упражнение «Аргументируй»
Предлагаю вам разделиться на 6 групп следующим образом: рассчитаемся на 1-2-3-4-5-6. Номера №1 это 1 группа. Номера №2 это 2 группа. И так далее.
Выработайте своей группой несколько аргументов, отражающие противоположную точку зрения.
Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного образования.
И это хорошо!
Интернет – это глобальный рекламный ресурс.
И это хорошо!
В Интернете можно узнать сведения о человеке (место проживания и адрес электронной почты, номер мобильного телефона).
И это хорошо!
Общение в Интернете виртуальное – оно часто подменяет реальное общение.
И это плохо!
Интернет магазины – это наиболее популярный вид жульничества в Интернете.
И это плохо!
В Интернете можно посмотреть и разместить любой видео ролик.
И это плохо!
Ведущий: Спасибо. Вы назвали много аргументов.
Конечно, интернет очень интересная и полезная вещь.
Но он должен быть еще и безопасным! Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило границы наших знаний и опыта. Теперь у вас появилась возможность доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах компьютерах во всём мире. Но с другой стороны, миллионы компьютеров получили доступ к вашему компьютеру. И не сомневайтесь, они воспользуются этой возможностью. И не когда-то, а прямо сейчас.
Ведущий
Давайте посмотрим ролик.
Просмотр ролика:http://www.youtube.com/watch?v=qQzG9sPt3aM&feature=youtu.be
Ведущий
Вы уже встречались с такими ситуациями? (Ответы детей)
Давайте вместе решим, что же нужно делать, чтобы не наступать на «виртуальные грабли», суметь защитить свои права.
5.Упражнение «Интернет угрозы и защита от них»
Ведущий
Давайте разделимся на 3 группы. Будем использовать знакомый способ. Рассчитаемся на 1-2-3. Каждая группа получает задание: определить интернет угрозу и выработать правила поведения в сети, чтобы избежать эту угрозу.
История первая
Перед днем рождения своей мамы Митя никак не мог придумать, что же ей подарить. Он набрал слово «подарок для мамы» в поисковике и увидел много интересных сайтов, предлагающих подарки, которые можно оплатить с телефона. Митя решил отправить смс!
Он сразу же это сделал и очень радовался своей находчивости. Но никакого подарка не получил, а на его телефоне закончились все деньги, и он не смог никому позвонить!
Обозначьте угрозу
Обман
Что нужно делать, чтобы не попасть в такую ситуацию?
Проверять надежность сайтов и информации.
Если просят номер телефона или отправить sms, то, скорее всего это обман. Это правонарушение. Посоветоваться со знакомым взрослым.
От этой угрозы вас защищает Статья 16 Конвенции о правах ребенка.
Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.
История вторая
Однажды Саша делал домашнее задание. Для этого ему надо было разыскать несколько стихотворений и выучить их. Он решил быстро найти их в интернете, переходя по ссылкам с одного сайта на другой. И вдруг что- то начало происходить с компьютером! Компьютер абсолютно перестал слушаться, отвечать на запросы. Пришлось вызывать мастера
Обозначьте угрозу
Заражение вирусной программой
Что нужно делать, чтобы не попасть в такую ситуацию?
1.Поставить антивирус.
2.Проверять надежность сайтов и информации.
От этой угрозы вас защищает Статья 16 Конвенции о правах ребенка.
Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.
История третья
Игорь очень общительный и хочет, чтобы у него было много друзей. Однажды он завел себе профиль в сети «Дет Коннект», где рассказал о своих увлечениях и что ищет себе друзей и стал ждать писем. И вот какое письмо он получил! Давайте я вам его прочитаю.
«Привет, Игорек. Ты мне очень понравился. У меня совсем мало друзей и поэтому я очень хочу познакомиться и подружиться с тобой. Пришли мне, пожалуйста, свой адрес и номер школы, в которой ты учишься. Я очень хочу посмотреть на тебя, поэтому пришли мне еще свою фотографию и фотографию своей семьи. С наилучшими пожеланиями, твой новый друг – Дима».
Обозначьте угрозу
Угроза разглашения персональных данных
Что нужно делать, чтобы не попасть в такую ситуацию?
Не сообщать личную информацию.
Критически оценивать новых друзей. Девиз «Доверяй, но проверяй!»
От этой угрозы вас защищает Федеральный закон РФ «О персональных данных»: обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Мы хорошо поработали. Предлагаю размяться.
6. Упражнение «Собери рукопожатия» (2 мин.).
Участникам предлагается в течение 10 секунд пожать руки как можно большего числа других людей.
Обсуждение: Кому сколько человек удалось поприветствовать? У кого-то возник психологический дискомфорт? Чем он был вызван?
А теперь давайте проведем аналогию с общением в Интернет.
Общаясь в Интернете, мы очень часто добавляем в друзья незнакомых людей в свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них практически ничего, только их Ники.
Обсуждение: Как много информации про человека мы можем узнать от Ника или рукопожатия?
Ведущий
Ребята, нужно не только не давать информацию о себе чужим людям, но и не встречаться с незнакомцами. Давайте посмотрим об этом короткий мультфильм.
Мультфильм «История одного знакомства в сети Интернет» http://youtu.be/z33JK6mPzOc
Ведущий
Обсуждение: Вы уже сталкивались с подобным? Всегда ли правда, что говорит о себе собеседник в сети? (ответы детей)
Ведущий
Ребята, а что все-таки делать, если вы встретились с какой-то трудностью в интернете: например, к вам пробрался вирус, или вас кто-то обижает, или вы отправили смс на незнакомый номер? (Выслушать ответы3– 4 детей).
Да, правильно! Вы должны обратиться к вашим родителям или учителям!
Все вы знаете про Детский телефон доверия. И знаете в каких ситуациях вы можете обраться за помощью.
Сегодня я хочу познакомить вас с телефоном Линия помощи «Дети онлайн».
Линия помощи «Дети онлайн» - это единственная в России уникальная служба телефонного и онлайн-консультирования, которая оказывает психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимися с различными проблемами в Интернете. Звонок бесплатный из любой точки страны. Звонки принимаются в рабочие дни с 9.00 до 18.00 по московскому времени.
Раздача памяток с номерами телефонов
Линия помощи «Дети онлайн» 8 800 25 000 15 и Детского телефона доверия.
Ведущий
А теперь давайте ответим на вопрос, который был в начале нашего занятия:
«Может ли Интернет быть безопасным и при каких условиях?»
(Возможные ответы: да, если соблюдать правила, критически оценивать информацию, не сообщать личную информацию и т.д.)
Молодцы! Думаю, что, зная свои права, вы будете более защищенными в виртуальном мире.
Спасибо за работу. Надеюсь, что Интернет - просторы будут для вас безопасны.
Организация обратной связи от участников мастер-класса
Ведущий
Перед началом занятия каждый из вас записал свой «никнейм» и ожидания от занятия. Возьмите свои стикеры и давайте сверим ваши ожидания и то что вы реально получили от этого занятия. Поделитесь своими впечатлениями. Рефлексия.
Памятка для учащихся «Безопасный Интернет»
http://www.rgdb.ru
Российская государственная детская библиотека
http://ant.pc777.ru
Компьютерная служба
http://www.interneshka.net
Детский онлайн конкурс «Интернешка» по безопасному использованию Интернета
http://inetetiq.pp.ru
Правила этикета в Интернете
http://www.onlandia.org.ua/rus/
Онляндия – безопасная веб-страна
http://www.securelist.com/ru/safeonline/rules/
Все об интернет-безопасности
http://www.friendlyrunet.ru/safety/72/index.phtml
Дружественный Рунет
http://www.saferunet.ru/children/news/562/
Центр безопасного Интернета в России
Памятка для учащихся «Безопасный Интернет»
http://www.rgdb.ru
Российская государственная детская библиотека
http://ant.pc777.ru
Компьютерная служба
http://www.interneshka.net
Детский онлайн конкурс «Интернешка» по безопасному использованию Интернета
http://inetetiq.pp.ru
Правила этикета в Интернете
http://www.onlandia.org.ua/rus/
Онляндия – безопасная веб-страна
http://www.securelist.com/ru/safeonline/rules/
Все об интернет-безопасности
http://www.friendlyrunet.ru/safety/72/index.phtml
Дружественный Рунет
http://www.saferunet.ru/children/news/562/
Центр безопасного Интернета в России
История первая
Перед днем рождения своей мамы Митя никак не мог придумать, что же ей подарить. Он набрал слово «подарок для мамы» в поисковике и увидел много интересных сайтов, предлагающих подарки, которые можно оплатить с телефона. Митя решил отправить смс!
Он сразу же это сделал и очень радовался своей находчивости. Но никакого подарка не получил, а на его телефоне закончились все деньги, и он не смог никому позвонить!
Обозначьте угрозу
Что нужно делать, чтобы не попасть в такую ситуацию?
От этой угрозы нас защищает Статья 16 Конвенции о правах ребенка.
Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.
История вторая
Однажды Саша делал домашнее задание. Для этого ему надо было разыскать несколько стихотворений и выучить их. Он решил быстро найти их в интернете, переходя по ссылкам с одного сайта на другой. И вдруг что- то начало происходить с компьютером! Компьютер абсолютно перестал слушаться, отвечать на запросы. Пришлось вызывать мастера
Обозначьте угрозу
Что нужно делать, чтобы не попасть в такую ситуацию?
От этой угрозы нас защищает Статья 16 Конвенции о правах ребенка.
Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.
История третья
Игорь очень общительный и хочет, чтобы у него было много друзей. Однажды он завел себе профиль в сети «Дет Коннект», где рассказал о своих увлечениях и что ищет себе друзей и стал ждать писем. И вот какое письмо он получил! Давайте я вам его прочитаю.
«Привет, Игорек. Ты мне очень понравился. У меня совсем мало друзей и поэтому я очень хочу познакомиться и подружиться с тобой. Пришли мне, пожалуйста, свой адрес и номер школы, в которой ты учишься. Я очень хочу посмотреть на тебя, поэтому пришли мне еще свою фотографию и фотографию своей семьи. С наилучшими пожеланиями, твой новый друг – Дима».
Обозначьте угрозу
Что нужно делать, чтобы не попасть в такую ситуацию?
От этой угрозы нас защищает Федеральный закон РФ «О персональных данных»: обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Упражнение «Аргументируй»
Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного образования.
И это хорошо!
Интернет – это глобальный рекламный ресурс.
И это хорошо!
В Интернете можно узнать сведения о человеке (место проживания и адрес электронной почты, номер мобильного телефона).
И это хорошо!
Упражнение «Аргументируй»
Общение в Интернете виртуальное – оно часто подменяет реальное общение.
И это плохо!
Интернет магазины – это наиболее популярный вид жульничества в Интернете.
И это плохо!
В Интернете можно посмотреть и разместить любой видео ролик.