kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Манипуляционное воздействие СМИ на детей и подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассматривается влияние СМИ на детей и подростков. Представлена памятка для родителей по ограничению просмотра телевидения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Манипуляционное воздействие СМИ на детей и подростков»

Примеры манипуляционного воздействия СМИ на детей и подростков.

Е.Е. Алешина

Педагог-психолог

МБОУ СОШ №18 г. Ставрополя

В современных условиях жизни родители часто оказываются вынуждены работать в ущерб времени, которое можно было бы уделить своему ребенку. И единственными средствами развлечения для детей являются телевизор и компьютер. Ученые обнаружили, что дошкольники, в среднем, смотрят телевизор 4 часа в день, а за школьные годы они проводят у экрана около 15 тысяч часов – и видят около 13 тысяч случаев насильственной смерти за это время. В итоге получается, что телевизор дает детям даже больше информации, чем учителя и родители – причем дети порой склонны верить телевизионным «сообщениям» даже больше, чем родителям и учителям, и до 12 лет, как минимум, воспринимают все происходящее на телеэкране как реальность! А если учесть, что показывают по телевизору большинство популярных телеканалов – становится ясно, что именно вкладывается в голову подрастающего поколения. А если вспомнить еще и Интернет – получается совсем невеселая картинка… «Если тебя обидели – уничтожь обидчика!», «Если ты не можешь чего-то добиться законными методами – добейся любыми, какими можешь!», «Убить – это так же естественно, как и покушать!» - это только небольшая часть директив, которые может усвоить из СМИ ребенок с несформированной психикой. А теперь попробуем разобрать по пунктам, каково отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка.

Прежде всего, большинство западных и американских мультфильмов культивируют агрессию и грубого поведения, что зачастую приводит к гипервозбудимости детей и копированию поведения героев на экране. Культ агрессии в СМИ также заставляет детей повторять в жизни то же самое. Стандартный пример: вроде бы, безобидный (для взрослых) мультик «Том и Джерри». Существует эксперимент: однажды двухлетним детям показали серию этого мультфильма, сразу же после чего малыши начали драться, используя маленькие табуреточки, находящиеся в комнате, копируя поведение героев. Наверное, не стоит объяснять, к каким последствиям может привести такая «потасовка», если взрослые вовремя не вмешаются?

Усугубляется положение еще и тем, что дети, идентифицируя себя с героями мультиков и фильмов, не понимают, что наносят боль другому живому существу – ведь в мультике, наоборот, показывается, как «прикольно» применять физическое насилие, а в «Матрице» вообще добрый герой Нео убивает всех «плохих дядек»! А если мы вспомним всяких покемонов, черепашек-ниндзя и жестокие сцены из японских аниме – вообще страшно становится!

Еще одним усугубляющим фактором, способствующим «привлекательности» агрессии в зарубежных мультфильмах, это яркие, красивые картинки, сопровождающие акты агрессии. Красивые интерьеры, яркие одежды героев ассоциируются у малышей (да и у взрослых тоже) с положительным эмоциональным посылом, с добром. При введении агрессии в такие внешние условия границы между злом и добром стираются – и у ребенка формируется новое эстетическое восприятие. Теперь убийство не вызывает страха и ужаса – убийство «романтизируется», обставляется «красотой» и становится нормой для детей, в чем проявляется, наверное, самое важное отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка.

Попробуйте однажды присмотреться к отрицательным героям детских мультфильмов. Заметили, что, в большинстве случаев, внешне они не являются образцами красоты? Тупой взгляд, злобный оскал – это самые «оптимистичные» характеристики мультяшных злодеев. Как Вы думаете, «сделав» себе такое «лицо» в процессе игры, ребенок сможет представить, что его герой – верх доброты и самопожертвования? Это – стандартный психологический прием, ведь понятия «внешняя и внутренняя красота» ребенку еще не знакомы.

Серьезное отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка связано и с тем, что обычно телевизор дети смотрят не по получасу и даже не по часу в день. По мнению американского психолога А.Мори, долгий просмотр телевизора приводит к тому, что воля и внимание ослабевают – и телевизор начинает производить гипнотическое воздействие! В итоге, помимо усвоения информации с телевизора на подсознательном уровне, у ребенка развивается синдром нарушения внимания в совокупности с гиперактивностью. Кроме того, мозг ребенка, воспринимая информацию с экрана пассивно, со временем разучивается «включаться» в нужный момент – и малыш теряет способность сосредоточиться, сделать усилие для решения какой-то задачи, ухудшается память и ассоциативное мышление.

Что касается воздействия компьютерных игр на психику ребенка, то это требует особого разговора. Основная масса компьютерных игр для детей – различные «стрелялки», лейтмотивом которых является фраза: «Убей как можно больше». И ребенок, убивая, подсознательно понимает, что нарушает моральные нормы, но это осознание дает ему чувство удовлетворения, удовольствия от собственной вседозволенности. Таким образом, здесь ребенок уже не является пассивным наблюдателем насилия – он – его активный участник! Кроме того, психологи доказали, что у неокрепшей детской психики компьютерные игры очень быстро вызывают зависимость. А самыми нежелательными последствиями увлечения компьютерными играми может быть желание у ребенка повторить наяву то, что он делает в мониторе компьютера. А это уже шаг к преступности.



Как избежать отрицательного воздействия СМИ на психику ребенка?

Существует несколько советов, способствующих уменьшению отрицательного влияния СМИ на психику ребенка:

1. Время просмотра телевизора для детей должно быть ограничено, а детям до 2 лет вообще телевизор противопоказан! В исключительных случаях (при наличии у ребенка перинатальной энцефалопатии, судорог при повышенной температуре, черепно-мозговой травмы, менингита, повышенной возбудимости, плохого сна, заикания, тиков) запрет на просмотр телевизора может быть и до 5-6 лет.

2. Дети до 3 лет могут смотреть телевизор в сопровождении взрослых 15 минут в день. В 4-6 лет можно давать ребенку смотреть телепередачи по полчаса в день. А после 6 лет – по часу-полтора в день.

3. Начиная с 4 лет, ребенку можно включать диск с мультфильмами и оставлять его у телевизора одного. С 7 лет малыш может самостоятельно включать и смотреть телевизор. Но перед этим будет нелишним поставить замок для ребенка на те каналы, которые, по Вашему мнению, не предназначены для его возраста.

4. Перед тем, как показывать мультфильмы детям, посмотрите их сами и проанализируйте их воздействие на Вашу нервную систему. Если там очень много мелькающих картинок и возбуждающих нервную систему звуков – лучше отказаться от показа таких мультфильмов Вашим детям.

5. Лучше показывайте детям отечественные мультфильмы – в них меньше мелькания, агрессии и отрицательного воздействия на психику ребенка.

6. Не покупайте ребенку комиксы с агрессивным содержанием и ограничивайте время компьютерных игр.

7. Если ребенок облает повышенной возбудимостью – замените просмотр телевизора перед сном на чтение книг или спокойные игры. Да и вообще, телевизору в детской не место – место, где ребенок спит, не должно ассоциироваться у него с просмотром передач.

8. Приучите ребенка критично относиться к телевизионной рекламе. Да и вообще, лучше отключать звук телевизора во время показа рекламы.

9. При определении времени и возможности просмотра телевизора или игр в компьютерные игры, учитывайте отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка, факторы электромагнитного излучения, возбуждающее действие этих игр или передач на ребенка и вредное воздействие включенного монитора на зрение. И только после этого решайте вопрос о том, нужно ли отвести именно сейчас и именно такое количество времени на СМИ.

Насколько бы Ваш ребенок не был привязан к телевизору или компьютеру, помните, что эти СМИ отбирают время, здоровьем и силы у ребенка. А в конечном итоге, отбирает у него и детство. Ведь вместо реальной жизни он живет искусственными эмоциями и лишает себя возможности естественно развиваться!

Отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка можно смягчить, если уделять больше внимания своему ребенку, способствовать его всестороннему развитию, живому общению со сверстниками, ходить с ним на прогулки, давать ему возможность ездить на экскурсии и жить полной жизнью!






Памятка  по ограничению просмотра телевидения, с целью предостережения негативного влияния на психику детей.

  1. Обязательно просматривать все телепередачи – мультики, фильмы, которые смотрит ребенок.

  2. Во время совместного просмотра телепередачи давать оценочный комментарий.

  3. Рекомендовать  детям смотреть фильмы достойного, высоконравственного,  воспитывающего содержания.

  4. Прививать чувство брезгливости, презрения к передачам, рекламирующим низменные инстинкты, передачи, содержащие вульгарщину.

  5. Запретить просмотр передач, транслирующих насилие, боль, убийства.

  6. В воспитании ребенка  установить четкую систему запретов и разрешений.

  7. Приобщайте  ребенка к чтению книг, возрождайте традиционное семейное чтение.

Уважаемые родители, мы желаем Вам терпения, благоразумия в воспитании ваших детей! Любите своих детей, интересуйтесь их жизнью, проживайте вместе с ними и неудачи и успехи. Всего вам доброго!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Манипуляционное воздействие СМИ на детей и подростков

Автор: Алешина Елена Егоровна

Дата: 23.04.2018

Номер свидетельства: 467357


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства