kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Личностные особенности старшеклассников с разным уровнем суицидального риска»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суицид- это кризисное состояние человека.Это может быть кризис собственной  ценности,кризис развития, кризис одиночества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Личностные особенности старшеклассников с разным уровнем суицидального риска»»






Тема «Личностные особенности старшеклассников

с разным уровнем суицидального риска»






Педагог-психолог Чернова Ольга Васильевна

МБОУ Школа №162им.Ю.А.Гагарина г.о. Самара


























Содержание

Введение................................................................................................................2

1.0 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1. Понятие суицида, суицидального поведения…………………………….3

1.2. Типология суицидов……………………………………………………...7

1.3. Социально-психологические факторы, причины суицидального поведения………………………………………………………………………10

1.4. Особенности суицидального поведения в юношеском возрасте……...15

Вывод ……………………………………………………………… 21

Список литературы……………………………………………………………22




Введение


Актуальность: феномен суицида был затронут нами в силу его чрезвычайной актуальности. Самоубийство – загадочный феномен человеческой психики. Ежегодно сотни людей гибнут в результате суицида, и имеется стойкая тенденция к увеличению этих цифр. За последние десятилетия финно-угорские и некоторые другие регионы России стабильно входят в первую десятку европейских и мировых регионов, лидирующих в сфере самоубийств.

По критериям ВОЗ уровень самоубийств выше 25,0 на 100 тысяч населения является критическим. Распространенность самоубийств в Удмуртии традиционно выше, чем по Российской Федерации.

Среди самоубийц большой процент приходится на лиц юношеского возраста. Этот период жизни человека очень часто связан с различными жизненными коллизиями. Многие проблемы: неблагополучная атмосфера в семье; проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола; самоопределение и т.д. переживаются в этом возрасте очень болезненно. Наложившись друг на друга, внешние и внутренние факторы и условия могут создать почву для суицидального риска. Каждый случай самоубийства по своим причинам уникален. Не существует какой – то одной причины, по которой человек совершает самоубийство, но эта одна причина может быть толчком, «последней каплей», того чтобы человек решился на такой поступок.

Проблема состоит также в том, что в настоящее время нет однозначного определения личностных особенностей подростка склонного к суицидальному риску.

1.0 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Понятие суицида, суицидального поведения

Большинство научных подходов чаще всего связывает феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем этот кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой. Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаще душевная внутренняя напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции.

Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда человек осознает ее как высокозначимую, предельно сложную, а свои возможности – как недостаточные для ее преодоления, переживая при этом чувство безнадежности и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход.

Суицид – это кризисное состояние человека. Это может быть кризис собственной ценности, кризис развития, кризис одиночества, партнерский кризис и т.д. Содержанием кризиса выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. В соответствии с современными воззрениями суицид (самоубийство) рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микросоциальных конфликтов .

Суицидальное поведение это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса .

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата .

Эмоциональный комплекс, лежащий в основе суицидального поведения

- Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

- Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

- Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

- Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Суицидальное поведение, как правило, сопровождается глубокой депрессией. Ее признаки:

- снижение внимания или способности к ясному мышлению;

- потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;

- вялость, хроническая усталость, замедленный темп движений и речи;

- снижение эффективности или продуктивности в работе, в учебе, в быту;

- чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;

- изменение привычного режима сна (бессонница или повышенная сонливость);

- пессимистичное отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;

- неспособность к адекватным реакциям на похвалы и награды;

- чувство горькой печали, переходящей в плач;

- изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса;

- повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;

- снижение полового влечения. 

Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления .

К внутренним формам суицидального поведения относятся:

- антивитальные представления, т.е. размышления об отсутствии ценности жизни;

- пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни, типа «хорошо бы умереть»);

- суицидальные замыслы, т.е. разработка плана самоубийства, продумывание его деталей;

- суицидальные намерения, т.е. принятие решения о самоубийстве.

К внешним формам суицидального поведения относятся:

- суицидальные высказывания;

- суицидальные попытки, не закончившиеся смертью;

- завершенный суицид.

Установлено, что суицидальное поведение, как бы быстро оно не развивалось, всегда имеет определенную фазность .

Самоубийству предшествует пресуицид, включающий две фазы.

Первая фаза характеризуется исключительно высокой активностью человека по разрешению конфликта. Но по мере того, как исчерпываются варианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости. Человек при этом остро ощущает невыносимость своего существования. На этой фазе еще сохраняется возможность оказать помощь человеку, вывести его из тупика.

Если же выход из кризиса не найден, происходит углубление дезадаптации и начинается собственно суицидальная фаза: у человека возникают суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа ухода из жизни. На этой фазе, как правило, усилия психолога по предотвращению самоубийства мало эффективны. Здесь уже необходимо вмешательство психиатров. Вторая фаза, связанная с появлением суицидальных замыслов, длится вплоть до покушения на свою жизнь.

Итак, люди совершают суицид преимущественно в следующих случаях: когда не видно решения или изменения проблемной, конфликтной ситуации; когда попытки справиться с проблемами завершились неудачно; когда резко обостряется чувство безнадежности.

Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды. Суицидальными людьми, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

Суицид – это предмет табу, которым отмечена не только жертва, но и оставшиеся в живых. Конечно, любая смерть от естественных причин связана с определенными эмоциональными переживаниями: одиночеством, неверием в случившееся, сердечной болью и душевными мучениями. В случае суицида эти эмоции достигают невероятной силы и становятся невыносимыми. Люди с суицидальными намерениями часто находятся в состоянии чрезвычайного психического напряжения, которое они не в силах разрешить сами. Если они лишают себя жизни, то те, кто остаются в живых, испытывают не только боль от разлуки, но сильные чувства вины, стыда, гнева и самообвинения .


1.2Типология суицидов

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые .

Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Скрытый суицид (косвенное самоубийство) – вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция .

В связи с этим танатолог Э. Шнейдман различает две характеристики личности: суицидальность и летальность. Суицидальность означает индивидуальный риск самоубийства. Летальность связана со степенью опасности человека для себя вообще, его самодеструктивностью.

Различия в классификациях видов суицидального поведения отражают многообразие форм рассматриваемой реальности. А.Г. Амбрумова выделяет: самоубийства – истинные суициды, а также попытки самоубийства –незавершенные суициды. Брукбенк говорит о суициде как намеренном самоубийстве и парасуициде как акте намеренного самоповреждения без смертельного исхода. По мнению А.Е. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным. Е. Шир различает: преднамеренное суицидальное поведение, неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное.

Э. Дюркгейм делил самоубийства на виды в зависимости от особенностей социальных связей индивида. «Анемическое» самоубийство происходит в результате тяжелых разногласий между личностью и окружающей ее средой. «Фаталистическое» самоубийство имеет место в случае личных трагедий, например смерти близких, потери работоспособности, несчастной любви. «Альтруистическое» самоубийство совершается ради других людей или во имя высокой цели. Наконец, «эгоистическое» самоубийство является уходом от неблагоприятных ситуаций – конфликтов, неприемлемых требований.

В.А. Тихоненко, принимая во внимание степень желаемости смерти, дополнил суицидальную попытку несколькими связанными видами поведения.

Во-первых, он выделяет демонстративно-шантажное суицидальное поведение, имеющее своей целью демонстрацию намерения умереть.

Во-вторых, автор говорит о самоповреждении или членовредительстве, которые вообще не направляются представлениями о смерти и ограничиваются лишь повреждением того или иного органа.

В-третьих, подобное поведение может быть просто результатом несчастного случая.

Таким образом, диагностика суицидального поведения должна основываться на точной оценке степени желаемости смерти. Например, самопорезы бритвой в области предплечья могут быть отнесены:

а) к числу истинных суицидальных попыток, если конечной целью была смерть от кровопотери;

б) к разряду демонстративно-шантажных покушений, если целью было продемонстрировать окружающим намерение умереть;

в) к самоповреждениям, если цель ограничивалась желанием испытать физическую боль или усилить состояние наркотического опьянения путем кровопотери;

г) к несчастным случаям, если, к примеру, по бредовым соображениям самопорезы преследовали цель «выпустить из крови бесов».

Несмотря на очевидную уникальность каждого случая, самоубийства имеют ряд общих характеристик. Суицидальное поведение, как правило, сопровождается стрессогенным характером жизненной ситуации и фрустрацией ведущих потребностей. Для суицидента характерны: невыносимость страданий, поиск выхода из ситуации, переживание безнадежности ситуации и собственной беспомощности, аутоагрессия, амбивалентное отношение личности к суициду, искажение воспринимаемой реальности – зацикленность на проблеме, «туннельное зрение». Все это приводит к сужению выбора до бегства в «суицид». При этом суицидальное поведение, как правило, соответствует общему стилю жизни и личностным установкам .

1.3. Социально-психологические факторы,

причины суицидального поведения

Эрл Гроллман выделяет следующие формы полунамеренных суицидов.

1.Непрямое самоубийство.

2.Автоцид.

3.Алкоголизм.

4.Наркомания.

5.Самоубийства в результате несчастного случая.

6.Самоубийства альтруистическое.

Рассмотрим подробнее эти формы полунамеренных суицидов.

Непрямое самоубийство. Американский исследователь Н. Б. Табачник определяет саморазрушающее поведение как совершение «любых действий (над которыми у человека имеется некоторый реальный или потенциальный волевой контроль), способствующих продвижению индивида в направлении более ранней физической смерти». Любое поведение, которое сокращает жизнь человека, определяется как «частичное», «полунамеренное», «полупреднамеренное», «скрытое самоубийство», «бессознательное суицидальное поведение» или «суицидальный эквивалент».

Выделяют следующие психические силы, которые толкают человека к прыжку вниз с небоскреба, лежат в основе таких опасных привычек, как злоупотребление алкоголем или наркотиками, игнорирование серьезных болезней, переедание, чрезмерная работа или хроническое курение. Калвин Фредерик из Национального Института психического здоровья приводит 7 основных характеристик непрямого суицида:

1. частое отсутствие полного осознания последствий своих поступков,

2.  рационализация, интеллектуализация или негативное отношение к своему поведению,

3.  постепенное начало деструктивного поведения, которое все же стремительно приближает смерть,

4.  крайне редкое открытое обсуждение этих тенденций,

5.  вероятность долготерпеливого мученического поведения,

6.  извлечение вторичной выгоды из сочувствия или / и проявлений враждебности во время саморазрушения,

7.  смерть почти всегда кажется случайной.

Хотя непрямое самоубийство является менее очевидным для окружающих, тем не менее, его результаты также летальны.

Автоцид. Машина является идеальным инструментом самоуничтожения. Многие случаи смерти, отмеченные как несчастные случаи, часто представляют собой замаскированные самоубийства. У 40% жертв транспортных аварий повышенный уровень алкоголя в крови. Спорным вопросом остается то, насколько «случайными» были эти несчастные случаи.

Дорожные аварии особенно часты среди подростков. Каждый год более 19 тысяч подростков и юношей погибают при транспортных происшествиях. Психиатры Медицинской школы в Дартмуте исследовали водительский опыт и семейную жизнь 496 подростков в возрасте 16-19 лет Нью-Хэмпшире. Они выявили, что юноши, с которыми с большой вероятностью случались аварии, преимущественно проводили время на улице, отличились бурным и неуправляемым характером. В состоянии эмоционального стресса они легко употребляли алкоголь или наркотики, а затем беззаботно и импульсивно управляли автомобилем, проявляя большой интерес к мощности и скорости, чем к безопасности вождения. В целом девушки считаются более безопасными водителями. Они, по-видимому, могут легче подавлять свои чувства, чем юноши, которые стремятся вести себя, что называется, по-мужски.

Автомобильные аварии приводят к большим человеческим страданиям и экономическим потерям для самих жертв, а также их семей и обществам в целом. Использование транспортных средств как метод саморазрушения особенно плохо поддается динамическому наблюдению, статистическому учету и анализу. Люди, которые предпринимают автоцид, редко оставляют суицидальные записки.

Алкоголизм. Риск суицидов очень высок у больных алкоголизмом. Это заболевание имеет отношение к 25-30% самоубийств; среди молодых людей его вклад может быть еще выше – до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.

В результате распадается семья, теряются друзья и работа. Исследования показывают, что у многих пьяниц, ставящих крест на своей жизни, отмечается потеря тесных взаимоотношений с окружением по крайней мере в течение 6 недель, предшествующих суицид. Кроме того, тяжелое телесное изнашивание и недоедание также входят в стиль жизни алкоголика. Когда он умирает, то его смерть может быть и не отнесена к числу суицидов, поскольку к ней привели такие соматические причины, как цирроз печени. Преждевременная смерть может быть вызвана и межличностными конфликтами, сопряженными с алкоголизмом, а также присущие ему пагубным влиянием на телесное или эмоциональное здоровье либо чаще всего их различными сочетаниями. Можно сказать, что алкоголизм является существенным фактором суицидального синдрома.

Наркомания. Наркотики и алкоголь представляют собой относительно летальную комбинацию. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.

Длительное употребление наркотиков и их влияние на организм, также как и общий стиль жизни наркоманов в целом, в значительной мере направлены на саморазрушение, независимо от осознание ими этих намерений.

Токсические эффекты наркотиков, как и алкоголя, предрасполагают к широкому кругу болезней: чаще развиваются такие серьезные заболевания, как гепатит и эндокардит. У подавляющего большинства наркоманов они возникают из-за сочетанного приема таблеток и инъекционных наркотиков. Они страдают от общего стиля жизни, характеризующегося стихийностью и недостаточным питанием. Наркоманы с большей вероятностью заболевают такой фатальной болезнью, как СПИД, который вызывается особым микроорганизмом, называемым «ретровирусом», разрушающим иммунные клетки. Приблизительно 17% из тех, кто рискует заболеть СПИДом, вводят наркотики внутривенно.

Недавнее исследование больных наркоманией в больших американских городах подтвердило представление о том, что наркотики являются одним из широко распространенных средств совершения самоубийств. Не только молодые, но и пожилые люди убивают себя передозировкой медикаментов. Основными лекарствами, используемыми для самоубийства пожилыми людьми, являются: пентабарбитал (38,3%), секобарбитал (26,6%), фенобарбатал (6,9%), салицилаты (5,8%) и секоамобарбитал (5,1%).

Наркотики притупляют чувства и как бы держат семью, друзей и весь мир на расстоянии. Для некоторых людей есть только два выхода: употреблять наркотики или совершить попытку самоубийства.

Самоубийства в результате несчастного случая. Самоубийства, скрытые под видом несчастных случаев, не настолько редки, как считается. Те люди, которые подвержены несчастным случаям, сами могут считать себя осторожными и все же, как это ни странно, ведут себя саморазрушительным образом. Например, Причиняют себе ножевые ранения или «случайно» принимают слишком много таблеток.

Эта амбивалентность проявляется в так называемых «смертных играх», к которым относятся, например, русская рулетка. В таких «играх» исход зависит от внешних сил и решение принимается как бы за игроков. Игра со смертью, кроме того, имеет место во время других рискованных соревнований, например, при автомобильных гонках или прыжках с парашютом.

Самоубийство альтруистическое. Суицидальный эквивалент может быть закамуфлирован соображениями идеализма или альтруизма. Мученики отдают свою жизнь во имя Богу или отечества. Еще задолго до смерти они бессознательно могут желать умереть. Потом возникает возможность, которая позволяет им сделать это с честью и благородством. В результате из-за своей беззаветной храбрости они вызывают не призрение, а благоговение потомков.

В некоторых культурах акт самоубийства считается героическим поступком. В Индии сегодня вдове индуса запрещено законом, бросаясь в погребальный костер мужа, кончать с собой. Но бала время, когда именно таким был обычай, характерный для женщин из высших каст. Можно вспомнить в этой связи буддистских монахов, которые в 70-е годы обливались бензином, поджигали себя и стоически сгорали, пытаясь столь драматически протестовать против аморальной, по их мнению, войны в Юго-Восточной Азии.

Многие случаев смерти не попадают под рубрику самоубийств, несмотря на то, что в их основе лежит определенное бессознательное летальное намерение человека. Для выяснения ситуации в этом вопросе Центр профилактики суицидов в Лос-Анджелесе предложил различать 3 категории причин смерти. Ненамеренная смерть – это смерть, в которой индивид не играет никакой активной роли. Преднамеренная смерть – это смерть, в которой жертва играет активную роль, совершая волевые или импульсивные действия. Полунамеренная смерть, в которой жертва играет частично бессознательную, скрытую роль.


1.4. Особенности суицидального поведения

в старшем школьном возрасте


Вот какую картину суицидального поведения мы наблюдаем в подростковом и юношеском возрасте. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели. Количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние годы увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2-3 месте.

В подростковом возрасте тема смерти становится особенно важной. На этом этапе развития и формирования личности расширяются представления об окружающем мире, подросток начинает осознавать свою наступившую «зрелость». Время и пространство воспринимаются иначе: подросток понимает ограниченность и временность своего существования. Для него смерть, как явление – это продолжение существования в другом качестве или в другом мире. Говоря о личностном значении смерти, подростки отрицают тот факт, что это явление происходит со всеми. Очень часто подростку кажется, что только он один действительно остро переживает, чувствует, думает или опасается чего-либо. Если подросток воспринимает смерть как потерю близких, родственников, то смерть выступает как негативное явление. Это связано с тем, что он испытывает сильные отрицательные эмоции, которые возможно, связаны с ощущением беспомощности, страхом остаться одному, т.к. идет осознание своей еще не полной самостоятельности и зависимости от родителей, а также из-за боязни оказаться без поддержки.

Молодость – время, когда организм меняется, в том числе и психологически. Молодым остро не достает умения приспосабливаться к жизни. Если это не происходит, что человек начинает чувствовать свою неполноценность, что вызывает депрессию, ощущение одиночества даже в кругу близких друзей. Тогда и начинается аутодеструкция, или саморазрушение. Когда разрушена душа, уже нечего терять, кроме бренного тела, которого в таком состоянии ничуть не жаль. Молодой человек 15-20 лет обычно максималист, для него не существует компромиссов, полутонов, только черное – белое, хорошее – плохое, и он не способен разобраться в жизненных хитросплетениях.

Конфликты, выполняющие роль «последней капли» в суициде подростка, чрезвычайно разнообразны, иногда очень серьезны, а иногда – по крайней мере, на взгляд взрослых – совершенно незначительны. Поводом к покушению на самоубийства служат неурядицы в различных сферах жизни подростка; истинной же причиной оказываются нарушенные взаимоотношения в семье.

Среди проблем, характерных для подростков с суицидальным намерением, на первом месте стоят отношения с родителями.

Покушающиеся на самоубийство молодые люди происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно.

Если родители часто отсутствуют по причине безработицы, то близкий человек, с которым можно себя идентифицировать, почти всегда отсутствует и, возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции. Недостаток близости с родителями, ведет к отсутствию эмоциональной поддержки.

Семейные сложности создают ситуацию, когда подросток переживает свое одиночество. Самоубийство молодого человека вызывает сильное потрясение у членов его семьи, друзей и сверстников. Они обычно испытывают страх, гнев, чувство вины и подавленности. Должно пройти время, прежде чем человек примирится с потерей.

Вторая причина, приводящая к суициду – это трудности, связанные со школой. Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями, администрацией или классом. Это приводит к понижению общей самооценки, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.

И, наконец, одна из главных причин – это проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола. Основным психологически объяснением является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает обычно в качестве компенсации плохих отношений в семье, из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контакта с ними. Отношения становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невыполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. В таких случаях самоубийство становится актом агрессии, направленным внутрь, на самого себя, вместо убийства противника как акта агрессии, направленного наружу. Из всех агрессивных действий, на которые способны люди, суицид - одно из самых экстремальных. Это акт насилия, направленный против любимых людей, общества, а также против самого себя.

В последнее время к психологическим причинам самоубийства добавились социальные: расслоение на богатых и бедных, рост разводов и количества неполных семей, огромные масштабы детской беспризорности и сиротства при живых родителях.

В подростковой психике есть некоторые черты, предрасполагающие к суициду. С одной стороны, страсть к самоутверждению, с другой - еще не сформированное представление о ценности жизни. Подростки очень легко манипулируют как своим здоровьем, так и своей жизнью, им кажется, что жизнь – недорогая цена за доказательство собственной правоты.

Также покушающимся молодым суицидентам свойственна неуверенность в будущем. А в настоящем они видят там только дискомфорт и страдание. Они отличаются слабым уровнем идентификации своей личности, а ведь идентификация необходима для обретения чувства собственного достоинства, осмысленности существования и целеустремленности. Огромную роль играет высокая внушаемость и тенденция к подражанию. Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших с собой родственников или предков.

Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Для подавляющего большинства совершивших самоубийство подростков были характерны длительные периоды неуравновешенного поведения с проявлением признаков и симптомов психического расстройства, особенно депрессии и употребление веществ.

Депрессия является нередко причиной истинных суицидальных попыток. Маскированные депрессивные состояния отличаются высокой суицидоопасностью, которая заключается в трудности своевременного распознавания. Окружающие, не подозревая, что подросток страдает душевным расстройством, применяют к нему различные воспитательные, а чаще карательные меры.

Депрессия может быть следствием ранее имевших место стрессов. Также следствием потери объекта любви сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Часто депрессию стараются скрыть за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Употребление алкоголя или наркотиков повышает вероятность действий, совершаемых под влиянием внезапных импульсов.

А.А. Султанов, изучая причины суицидального поведения у практически здоровых подростков и юношей, выделил три основные группы факторов:

  1. дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний;

  2. конфликты с семьей, чаще всего обусловленные непринятием системы ценностей старшего поколения;

  3. алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.

А.Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит:

  1. потерю любимого человека;

  2. состояние переутомления;

  3. уязвленное чувство собственного достоинства;

  4. разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков;

  5. отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;

  6. различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.

Д.Д. Федотов и соавторы отмечают, что суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголя и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем .

Суициды и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции), по данным автором, чаще всего возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены.

Суицид подростков имеет следующие черты:

1) суициду предшествуют кратковременные, объективно натяжные конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);

  1. конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

  2. суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.;

  3. суицидальное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;

  4. суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

  5. средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.п.).

Покушение на самоубийства подростки совершают большей частью в возрасте 14-16 лет. Приблизительно треть молодых людей повторяют эти попытки. Большинство покушавшихся на самоубийство подростков сначала говорили об этом. Иногда признаки будущей попытки самоубийства труднораспознаваемы.

Подростки-самоубийцы – жертвы вдвойне: с одной стороны – тяжелейших, жизненных коллизий, в которых они лишены поддержки взрослых, а с другой – собственной агрессии, собственных действий, истинные последствия которых они не всегда могут предвидеть.

Суицидные поступки молодых людей не являются их реакцией на единичное, выводящее из душевного равновесия событие. Скорее, решение покончить с собой вызывает в контексте накапливающихся, в течение продолжительного времени личных или семейных проблем. Однако сама по себе попытка может быть импульсивной.

Желание устраниться лишь на время, «умереть не до конца» – типично подростковое решение трудной ситуации. В покушениях на самоубийство у подростков действительно много демонстративного, и, совершая суицидальную попытку, они зачастую предполагают жить, надеясь с помощью суицида изменить конфликтную ситуацию.

Вместе с тем, подростки никогда не имитируют суицид. Они совершают крайне опасные для жизни поступки, не вполне предвидя последствия своих действий.

В основе такой беспечности – несформированность у подростков сознания ценности человеческой жизни, как чужой, так и своей собственной.

Но бывает также, что действительной, осознанной целью покушения на самоубийство является смерть. Истинные покушения на самоубийство у подростков являются результатом сложных, совершенно безысходных коллизий, нередко ими же создаваемых.

Попытка самоубийства это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих, или же попытка воздействия на других людей с определенной целью. Такой отчаянный шаг способствует тому, что необходимые изменения в жизни происходят.

Выводы



1. Суицид можно рассматривать как действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим ей мотивом.

2. В качестве возможных факторов суицидального риска могут выступить такие личностные особенности как адаптация, самоприятие, эмоциональная комфортность, интернальность, самооценка, тревожность.

3. Подростки и юноши с аддиктивным суицидальным поведением считают, что их эмоции, переживания уникальны, отличаются от переживаемых чувств других людей, и именно их эмоции невыносимы, поэтому они и приходят к своему роковому решению. Крайне важно, чтобы подросток поверил, что в своих проблемах он не одинок, а суицид – не единственный способ решения проблем.







Список литературы

1. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социально и клиническая психиатрия. - 1996. - №4.

2. Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. - М., 1980.

3. Бердяев Н. О самоубийстве. – М.:, 1992.

4. Гаврилова Т.А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте// Вопросы психологии.-2004.-№6.-с.22-28.

5. Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии. - СПб., 1999.

6. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М., 1994.

7. Жезлова Л.Я. Об осоенностях формирования суицидальных тенденций у больных шизофренией в детском и подроттковом возрасте // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1978. - № 10.

8. Змановская Е.В. Девиантология. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.– 288 с.

9. Игошкина С. Как предупредить суицид?//Педагогический вестник Кубани.-2002.-№ 1.-с.27.

10. Исаев Д.Н., Новикова Т.О. Нужна ли подросткам помощь в восприятии смерти?//Вопросы психологии. –2003.-№3.-с.35.

11. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.

12. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983. 13. Моховиков А.Н. Суицидология: прошлое и настоящее: сб. статей.– М., 2001

14. Орлова И.Б. Самоубийство – явление социальное//Социологические исследования .-1998.-№8.-с.69-72.

15. Попов Ю.В., Бруг А.В. Сан-П. Научно-иследовательский психоневрологический институт им. В. М Бехтерева.

16. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Мн., 2000.-с.277-299.



29



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Личностные особенности старшеклассников с разным уровнем суицидального риска»

Автор: Чернова Ольга Васильевна

Дата: 28.02.2022

Номер свидетельства: 601419


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства