Просмотр содержимого документа
«КРУГЛЫЙ СТОЛ « ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЩЕНИИ С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ»» »
КРУГЛЫЙ СТОЛ « ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЩЕНИИ С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ»»
Цель: Создание благоприятных условий для взаимного понимания педагога и родителей учащихся, находящихся в социально – опасном положении.
Задачи: 1. Создать условия для открытого общения.
2. Выявить некоторые причины девиации детей и объяснить их.
3. Помочь родителям понять и услышать своего ребенка.
Педагог – психолог в начале рассказывает : Что такое девиантное поведение (дается много определений в литературе, интернете)? А что же такое тогда нормальное поведение? Девиантным может быть и очень послушный ребенок, который ластится, все время ищет одобрения взрослого. По сути это может быть проявление, например, высокой тревожности. И можно найти много примеров, когда «такой послушный, такой спокойный ребенок» вдруг проявляет какое-то девиантное поведение.
Какую технику безопасности мы говорим детям? (ответы аудитории)
А какова техника безопасности для педагога (или любого взрослого)? Каждый строитель знает, что нужно ходить в каске, чтобы не упал кирпич на голову. А что нужно надеть педагогу, чтобы сохранить психологическое здоровье? Такого инструктажа никто не читает.
Знакомство. Предлагается изготовить бейджики. Сказать свои ожидания.
Выдается 5 полосок бумаги каждому и фломастер. Ведущий говорит фразу «Девиантное поведение», участники записывают свои ассоциации по одной на каждой полоске. Затем все раскладывают свои листочки на стуле, ходят и смотрят друг у друга. Задание: выбрать одно определение (кроме своего), которое привлекло ваше внимание и отражает ваше представление о девиантном поведении. Ведущий предлагает каждому сказать свой выбор, начав фразу со слов «Девиантное поведение – это…». Модерация.
Объединиться в пары. Задание: стоя друг напротив друга – побеседовать. Затем, один приседает на корточки, беседа продолжается; затем, другой приседает на корточки, первый встает, беседа продолжается. Затем встают друг к другу спиной и продолжают беседу (люди могут подойти друг к другу близко, ведущий говорит, что не было команды приблизится - отодвиньтесь).
О.с. – Как было на корточках?
Понравилось ли кому-нибудь позиция над?
Отсюда:
Правило техники безопасности №1
Не унижать ребенка и не заискивать перед ним – общаться на равных
- Как чувствовали себя, когда стояли спиной?
Повышаем голос, но не слышим друг друга.
Упражнение «Ярлык». Очень часто нам навешивают или мы навешиваем ярлыки. С одними людьми нам хотелось бы вместе жить, дружить, быть соседями, общаться. С другими людьми мы не хотели бы общаться ни за что. К третьим мы равнодушны. Бывают хорошие ярлыки (умница, порядочный человек) и отрицательные (глупый, непорядочный). Как чувствует себя человек, которому навесили ярлык?
Я сейчас каждому надену надпись на голову. Просьба не выдавать человеку его ярлык. Каждый не знает своего ярлыка, но видит всех остальных.
Ярлыки подбираются под группу. Например, у нас были красавица, разлучница, гулящая, умный, наркоман, клуша, семьянин, мастер на все руки (Лариса еще называла рецидивист, честный). Школьникам лучше давать более мягкие роли, например умный, опаздывающий, хулиган, крутой, двоечник, отличник и т.п.
Участникам предлагается двигаясь по комнате выбрать с кем они хотели бы составить группу, подходить и спрашивать: «Возьмешь меня?». Другой человек соглашается да или нет. Таким образом объединиться в группы.
Ярлыки еще остаются на голове и не называются человеку.
О.с. Что чувствовали? Легко ли было попасть в группу? Почему принимали -не принимали. Что хотелось сделать?
Можно посмотреть свой ярлык. (моя идея попробовать угадать свой ярлык).
Деролинг. Сказать: «Я Маша и я не дура» (если роль не нравится) или «Я Маша и я умная» (если роль нравиться).
Отсюда:
Правило техники безопасности №2
Избегать ярлыков в общении с ребенком
О линейном мышлении (вопрос «Почему?» - ищется виновный или перекладывается ответственность) и системном мышлении (вопрос «Для чего?»). Пример с пьющим мужем – выгода всем членам семьи. Если хотя бы одному ситуация будет невыгодна – он уйдет или начнет менять ситуацию.
Упражнение. Объединиться в микрогруппы. Выдается задание каждой микрогруппе на листочке:
Ученик систематически грубит учителю
Ученик систематически опаздывает на урок
Ученик систематически не делает домашнее задание
Ученик систематически приходит на урок без учебных принадлежностей (учебник, ручка, тетрадь и т.д.)
Определить чем такая ситуация выгодна а) учителю б) всему классу в) родителям г) самому ученику.
Обсуждение: А для чего всем это надо?
Отсюда:
Правило техники безопасности №3
Искать причины негатива в себе
Упражнение сказать соседу справа на какой месяц он похож. Поднимите руку кто не согласен со сравнением или кому не нравится сравнеиние. Этим людям все остальные говорят в свободном порядке чем хорош этот месяц.
Отсюда:
Правило №4
Всегда искать положительное в ребенке
Если человек не любит детей (возникали споры насчет термина любить, что под этим понимать), дети, в большинстве случаев, не сильно пострадают и переживут это, но сам педагог может от этого пострадать и подорвать и психологическое и даже физическое здоровье.