Просмотр содержимого документа
«Критерии эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности у студенческой молодежи»
Задачей современного образовательного учреждения является воспитание нравственных основ личности, способствующих формированию гражданской позиции молодого человека - будущего специалиста и гражданина. На этапе профессиональной подготовки особое значение имеют воспитательные институты, которые создаются обществом и государством для воспитания подрастающих поколений, занимаются социально-педагогическими видами оздоровления микросреды детей, юношества и молодежи. Так, О. С. Газман считает, что основными показателями сформированности гражданственности служат готовность личности быть активным, сознательным и полноценным гражданином общества, выполняющим многочисленные профессиональные, общественные, внутрисемейные функции и обязанности .
На этапе укрепления российской государственности в работе с детьми, подростками и студентами важно определить, какие ценности господствуют в нашем обществе и какие должны иметь приоритет. Не случайно важнейшей задачей воспитания, как отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», является формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. Очевидно, что гражданское патриотическое воспитание составляет особый государственный интерес и имеет социальный заказ. Особенно остро эта проблема проявляется в условиях Крайнего Севера, на территории которого временно приезжают и проживают многочисленные народы, постоянно взаимодействуя с коренным населением.
В процессе унификации культурных образцов, а также нарушения преемственности поколений, возникшего в силу определенных исторических событий, происходящих в России, наметился процесс отчуждения человека от своего культурно-исторического наследия. В связи с этим значительно затрудняется межпоколенная трансмиссия и связанная с ней этническая идентификация подрастающего поколения, с трудом формируется нравственная позиция личности, что приводит к возникновению угрозы потери своего национального сознания и национальной самобытности. Поскольку проблема формирования патриотизма молодежи является по своей сути проблемой междисциплинарной, вопрос межпоколенных отношений находит освещение в работах философов, историков, социологов, демографов, этнографов и других специалистов. По мнению учёных (Н. С. Александрова, Ш. М.-Х. Арсалиев, Е. С. Бабунова, З. А. Богатеева, Г. Н. Волков, В. М. Григорьев, Т. С. Комарова, Т. Н. Петрова, В. Д. Путилин, М. Г. Тайчинов и др.), важным оказывается сохранение и разумное использование в воспитании всего богатства народной культуры и народного творчества [1; 2].
Несмотря на возрастающий интерес к данной проблеме, тесная взаимосвязь народного творчества и его роль в формировании гражданственности студентов ещё недостаточно оценена и изучена в современной педагогической науке. Не до конца выявлен и определен содержащийся в нем нравственный потенциал, а также не исследована его роль в формировании гражданственности студентов. Однако специальных исследований, посвященных вопросам воспитания гражданственности студентов в условиях Крайнего Севера, крайне недостаточно.
Организуя наше исследование по формированию гражданственности студентов, мы опирались на следующие принципы:
принцип организованности - предполагает скоординированную, системную, регулярную работу всех важнейших элементов: образовательного учреждения, семьи, социальной среды, молодежных организаций, средств массовой информации, организации охраны общественного порядка;
принцип постепенности - плодотворная патриотическая работа должна проводиться постепенно, эволюционными, ненасильственными методами, но в то же время настойчиво;
принцип комплексности - заключается во взаимосвязи условий формирования гражданственности.
Разрабатывая методику экспериментального исследования, мы опирались на теоретический анализ вопроса формирования гражданственности подрастающего поколения в исторической ретроспективе, особо подчеркивая возможность его поэтапного формирования, только в этом случае процесс может рассматриваться как вполне управляемый. Мы опирались на направления, выделенные в содержании патриотического воспитания и предложенные В. А. Сластениным: от привития любви к малой родине, к своим родным местам, к природе родного края, его историческому прошлому - к формированию бережного отношения к истории Отечества, его культурному наследию; воспитанию готовности к защите Родины; установление братских и дружеских отношений с представителями других стран и народов.
Построение учебно-воспитательного процесса в нашем исследовании осуществлялось с учетом этапов организации формирования гражданственности, которое позволило: интегрировать и дифференцировать содержание воспитания гражданина путем группировки познавательного материала на всех этапах обучения; применение средств народного творчества в учебно-воспитательном процессе, через который осуществляется связь с социальной действительностью.
Практика работы по формированию гражданственности в многонациональном регионе предполагала создание целенаправленного, систематизированного комплекса развивающих занятий, внеучебной деятельности и факультативной работы, которые включают материал по ознакомлению с традиционными праздниками разных народов Крайнего Севера, внедрение их в учебно-воспитательный процесс, а также проверку его эффективности. Ознакомление с народным творчеством проводилось в определенной системе, которая позволила студентам освоить основы гражданственности через народные идеи, материализованные в потешках, считалках, загадках, пословицах, поговорках, песнях, сказках, легендах, преданиях, праздниках, обрядах и т.д. народов Крайнего Севера, сформировать эмоционально-ценностное отношение к малой родине.
На протяжении тысячелетий поэтическое творчество народностей Севера занимало главенствующее место в их духовной и эстетической жизни. Духовный и эстетический опыт народа, копившийся тысячелетиями, становится движущим фактором в искусстве писателей-северян. Духом преклонения перед природой проникнуто все их словесное искусство. Современный человек в этом творческом акте коллективного создателя мифологии вправе усмотреть акт гуманизма и высокой нравственности. Стремление утвердиться на земле заставляет его одушевлять силы природы, тем самым приближая себя к ней. Отсюда такое обилие мифов и сказок о животных, в которых последние говорят, мыслят, общаются с себе подобными и с людьми, совершают поступки. Крайняя степень близости человека к природе позволяет совмещать в коллективном художественном опыте единичное и общее, отвлеченную символику с натуралистической конкретностью, наивную простоту восприятия с условностью отражения. Следовательно, изучение устного народного творчества народов Крайнего Севера позволит лучше понять его психологические особенности и объединить народы, которые временно проживают на этой Земле.
Вся работа проходила в три основных этапа: «Подготовительный», «Ознакомительный», «Демонстрационный».
«Подготовительный» этап. Целью этого этапа является краткий экскурс в специфику народного творчества народов Крайнего Севера, выявление его характерных особенностей, отличий. Помимо этого, мы решали следующие задачи: вызвать положительный эмоциональный отклик у студентов на народное творчество народов Крайнего Севера; сформировать у студентов знания о народном творчестве народов Крайнего Севера и их значении в культурной жизни народа. Для этого в ходе изучения студентами дисциплин различных циклов (История России, Литература, Обществознание, Русский язык и др.) мы включали в их содержание совокупность знаний о народном творчестве, выраженном в потешках, считалках, загадках, пословицах, поговорках, песнях, сказках, легендах, преданиях, праздниках, обрядах и т.д. народов Крайнего Севера. Кроме того, нами проводились беседы, экскурсии, просмотр народных праздников, обсуждение традиций, обычаев, обрядов народов Крайнего Севера. В частности, студенты просматривали видеозаписи с Международных фольклорных фестивалей, принимали участие в подготовке интеллектуальных игр, в которых один блок вопросов посвящен истории края, фольклору и праздникам.
«Ознакомительный» этап. Целью этого этапа было дальнейшее формирование интереса у студентов к изучению народного творчества региона, формирование знаний о средствах народного творчества, а также их особенностях, игровых приемах и технологиях воздействия. На этом этапе была реализована экспериментальная программа «Крайний Север - наш родной дом», задачами которой было: формирование у студентов знаний о педагогических функциях народного творчества, технологии их воздействия; эмоциональной отзывчивости и проявление активности в организации и проведении краеведческих мероприятий. Нами использовались следующие формы работы: занятия, экскурсии в музей прикладного искусства, беседы, поисковые задания с целью изучения и возрождения народных праздников народов Крайнего Севера, а также изучение местных особенностей, характеризующих проявления тех или иных качеств людей, населяющих эту территорию (регион).
«Демонстрационный» этап. Цель этого этапа - развитие эмоционально-эстетической отзывчивости на народные праздники, традиции и обычаи малой родины, формирование умений по участию в краеведческих мероприятиях народов Крайнего Севера. Различные формы внеучебной работы (студии, клубы, кружки) позволяли развивать у студентов эмоционально-ценностное отношение к истории и традициям народов Крайнего Севера, проявляя при этом патриотические чувства. На этом этапе студенты подключались к организации, участию и проведению народных праздников народов Крайнего Севера. Кроме того, нами была организована работа студий народного фольклора и музыкальной гостиной, в которых студенты на профессиональном уровне изучали местный фольклор, обряды и традиции. По итогам работы студий студенты представили творческий концерт-отчет «Как прекрасен наш Крайний Север».
Итак, гражданское воспитание молодежи в настоящее время является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания в нашей стране, поскольку оно формирует не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях демократического общества. Анализ государственных и общественных программ и проектов подтверждает, что на первый план вновь выдвинулась проблема такой организации образовательно-воспитательных процессов, которая обеспечивала бы полноценное формирование национального самосознания у студенчества. В связи с этим представляется важным изучение возможностей использования народного творчества в целях формирования у них гражданственности .
Итак, формирование гражданственности студентов можно представить как содержание процесса воспитания: «формирование» как процесс и результат изменений в личности, а «воспитание» как деятельность, направленная на реализацию этих изменений в личности в соответствии с целями воспитания.