kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционное занятие для детей младшего школьного возраста "Путешествие в волшебную страну"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного занятия формирование коммуникативных способностей, коррекция эмоционально-волевой сферы; навыков саморегуляции,снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов. Кроме этого поможет активизации различных функций центральной нервной системы детей за счет обогащенной мультисенсорной среды.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционное занятие для детей младшего школьного возраста "Путешествие в волшебную страну" »

Занятие по формированию коммуникативных способностей и коррекции эмоционально - волевой сферы для детей младшего среднего возраста

«Путешествие в волшебную страну»

педагог-психолог Ильясова Любовь Ивановна

Цели:

- формирование коммуникативных способностей, коррекция эмоционально-волевой сферы; навыки саморегуляции.

-снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов;

-активизация различных функций центральной нервной системы за счет обогащенной мультисенсорной среды; развивать когнитивную сферу детей;

- активизировать произвольное внимание, умственные способности; закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи;

- развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику; умение соотносить зрительно-моторную и слухо-моторную координацию, вестибулярный аппарат;

Блок деятельности:

Коррекционно-развивающее занятие состоит из нескольких этапов.

Первый этап - создание настроя на совместную работу, «вхождение в сказку»:

- разминка, снятие волнения, напряжения - упражнение «Капли дождя»

Второй этап - рассказывание сказки или истории, проигрывание фрагментов, их анализ, сопоставление с реальной жизнью:

- формирование коммуникативных навыков, координации движений активизация участников, развитие рецепторов стопы упражнение «Три дороги»;

- расслабление - игра в сухом бассейне « Море шариков»;

- развитие мелкой моторики, координации движений - игра « Осьминожки»

- развитие мимики и пантомимики, формирование уверенности в себе - игра « Веселые мартышки»;

- развитие зрительных анализаторов - упражнение « Гимнастика для глаз»;

- развитие тактильных ощущений, внимания, восприятия и воображения - упражнение «Осуществление любых желаний», «Пузырьковая колонна» с подсветкой и рыбками.

Третий этап - подведение итогов занятия, обобщение приобретенного опыта, «выход из сказки».

Подведение итогов занятия.

Материалы и оборудование для занятия:

система «Мелодичный звон»,

сухой бассейн,

сухой душ,

массажные мячики (по количеству участников),

модули,

пузырьковая колонна,

звездная сеть,

«Волшебная нить»

зеркало Гризелло,

музыкальное сопровождение ( музыка дождя, шум волн, пение птиц).

Ход занятия:

I. Вхождение в сказку

Цель: создание настроя на совместную работу, разминка, снятие волнения, напряжения

1.Психолог: «- Здравствуйте, ребята, сегодня отправляемся в сказочное увлекательное путешествие, но прежде чем мы отправимся, давайте поприветствуем друг друга так, словно капает дождик. Хлопаем по коленкам сначала тихо, потом сильнее, сильнее и поем вот такую песенку:

-Дождик мне шептал: Кап-кап», я же говорю: «Не так!»

Пой смелее, дождик! Пой смелее, дождик!

Пой смелее только в такт.

В этом упражнении необходимым условием является стремление к групповой сплоченности, ( все дети должны выполнить упражнение одновременно).

II. Основной этап

Цель: умение анализировать, проигрывание фрагментов, сопоставление с реальной жизнью.

Далеко-далеко, где-то в море - океане есть Чудо – остров. Окружен этот остров скалами прибрежными. Да и путь к нему нелегкий. Не ищите этот остров на карте, все равно не найдете, потому что этот остров сказочный. Все на нем необыкновенно. Нам предстоит интересное путешествие, полное приключений и препятствий. А чтобы попасть в эту Волшебную страну нужно позвонить в волшебный звоночек (перед детьми висит система «Мелодичный звон»). К сожалению, руками его трогать нельзя. Что же нужно сделать, чтобы он зазвенел?

Дети: — Надо на него подуть.

Психолог: - Правильно! Молодцы! Я вам сейчас расскажу, как это сделать правильно. Представьте, что у вас в животике воздушный шарик. Какого он цвета? У кого-то желтый, у кого-то голубой… Чтобы надуть шарик, нужно сделать глубокий вдох через нос. А чтобы сдуть — медленно делаем выдох через рот. (Дети выполняют.)

- Здорово! А теперь каждый по очереди должен три раза подуть на звоночек. Делаем глубокий вдох через нос, набираем воздух в животик, выдыхаем через рот. Молодцы!

-Теперь нам можно идти дальше.

1.Упражнение «Три дороги»

Цель: активизация участников, развитие рецепторов стопы, умение находить выход, преодоление страха, тревоги, умение анализировать, делать вывод, развитие коммуникативных навыков, сплочения, взаимовыручки .

(Психолог демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них).

-«Каждая из трех дорог приведет вас к острову. Все дороги волшебные,

все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.

Первая дорога — самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани).

Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу раскладываются круги с наполнителем из «Сенсорной тропы»). Эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.

Третья дорога — самая трудная. Она колючая и болезненная (раскладываются аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо большую, чем первые две.

Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.

(Дети по очереди идут по выбранной дороге, а ведущий отмечает для себя, кто какой путь избрал).

Психолог: -«Но посмотрите, в Волшебной стране нас никто не встречает. (Слышится шум воды и пение птиц.)

- Что вы слышите? (Ответы детей.)

Цель: формирование коммуникативных способностей, коррекция эмоционально-волевой сферы;

-Ребята, эта волшебная страна дает нам знаки, куда необходимо идти. Шум воды – это водопад. Давайте пойдём по нашей тропинке через водопад («сухой душ») к пуговичному озеру.

2. Упражнение «Рыбалка».

Цель: развитие сенсорных эталонов; активизация познавательных интересов; памяти, внимания, мышления; умение наблюдать, делать вывод.

Психолог: - Ребята, посмотрите: перед нами «Пуговичное озеро». Помните, в первом путешествии мы познакомились с ним. А теперь представьте, что мы рыбаки и отправ­ляемся на рыбалку на "пуговичное озеро". Наши руки помогут нам выловить рыбку — пуговичку. Опус­тите руки в "пуговичное озеро" и выловите "рыбку". (Пусть ребенок возьмет любую пуговицу).

  • Какую "рыбку" ты выловил: большую или маленькую; гладкую или шершавую; круглую или квадратную?

  • Какого цвета твоя "рыбка"?

  • Она легкая или тяжелая?

  • Теплая или холодная? (так педагог задает вопросы каждому ребенку).

Психолог: А сейчас я выловлю рыбку. Возьмите мою рыбку в руки. Ка­кая она? Правда, она... (маленькая, гладкая, скользкая, прохладная, лег­кая)...? Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза.

- Опустите руку в ведерко и найдите свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»



3. Игра в сухом бассейне « Море шариков»

Психолог: Ребята, а теперь посмотрите, какое на острове прекрасное море, море шариков.

Цель: расслабление, снятие напряжения, тревожности

( Дети лежат в сухом бассейне. Им предлагают представить, что они плавают в море на спине (животе). Дети имитируют соответствующие движения - плавание.)

4. Игра « Осьминожки»

Цель: умение приветствовать, сотрудничать с окружающим миром, устанавливать доброжелательные отношения; расслабление, снятие мышечного напряжения, повышение работоспособности, интереса; развитие мелкой моторики, координации движений.

Детям предлагают представить, что их руки превратились в морских обитателей - осьминожек. Правая рука, осторожно передвигая свои щупальца - пальцы, путешествует по морскому дну в сухом бассейне. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, потом стали вместе обследовать морское дно.

-Ребята , а дно у этого озера не простое, на самом дне для вас спрятаны «секретики». По очереди ныряем в него и ищем по одному предмету. (Дети достают массажные мячики.)

- Молодцы, какие вы ловкие ребята. Присаживайтесь. Давайте посмотрим, что же за «секретики» вы нашли?

Дети: - Это разноцветные мячики.

Психолог: - А для чего они нужны?

Дети: — Для массажа.

Психолог: - Верно. Слегка надавливая, прокатываем их между ладошками. (Дети выполняют.) А теперь, я предлагаю встать в тесный кружочек и повернуться в левую сторону. Дотроньтесь мячиком до спины того, кто стоит впереди вас. Прокатываем мяч по всей спинке. (Дети выполняют.) Приятно делать массаж? Замечательно, давайте сложим мячики в корзинку. (Дети выполняют.)

5. Психолог: Каждый день на острове происходят удивительные вещи. А какие именно, вам об этом расскажет музыка. (Звучит музыка «Шум волн» из комплекта релаксационной музыки, прилагаемого к оборудованию сенсорной комнаты).

-Закройте глаза, постарайтесь представить, что сейчас происходит на острове, как живут неизвестные нам жители. Приглядитесь к ним. Какие они?

- Грустные или веселые? (Ответы детей.)

-Для того, чтобы установить с ними хорошие отношения, нам нужно оказать им знаки внимания. Откройте глазки, посмотрите в зеркало, улыбнитесь, скажите: «Здравствуй, привет, добрый день!». Как вы думаете, весело жителям острова или грустно? (Ответы детей). Теперь посмотрите грустно, сердито, удивленно, весело. Как сейчас чувствуют себя жители острова? (Ответы детей).

Психолог:- Продолжим наше путешествие. А для того, чтобы неизвестные нам жители острова не грустили (выходим из сухого бассейна, подходим к «кривому зеркалу»). Давайте мы их развеселим.

6. Игра « Веселые мартышки»

Цель: развитие мимики и пантомимики, формирование уверенности в себе

Психолог говорит: «Мы — веселые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щечки, скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску. Оттопырим ушки, хвостик на макушке. Шире рот откроем, гримасы вдруг состроим. Как скажу я цифру 3, — все с гримасами замри». Дети должны на время замереть с той рожицей, какую они сделали, и предлагает детям подойти к Волшебному зеркалу (зеркало Гризелло), и рассмешить жителей Волшебной страны.

Психолог: -Ребята, вы знаете, у жителей острова, есть секрет. А какой, я вам скажу, если вы выполните одно задание.

7. Упражнение « Гимнастика для глаз».

Цель: развитие зрительных анализаторов

Дети выполняют движения глазами: а) вправо-влево; б) вверх-вниз.

Движения выполняются очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза.

(Психолог обращает внимание детей на панно « Бесконечность»).

Психолог: Секрет жителей острова в том, что все они каждый день приходят и смотрят в бесконечность для того, чтобы увидеться с нами. Это их волшебное зеркало, которое предсказывает будущее. Как вы думаете, видят сейчас вас жители острова? Чтобы вы хотели им сказать? (Ответы детей)

-Ребята, но это еще не все волшебство. У жителей острова живут золотые рыбки вот в таком дворце (включается «пузырьковая колонна») и умеют они исполнять желания. Посмотрим на рыбок? (Ответы детей)

(Дети наблюдают за рыбками, считают их, называют цвета, руками проводят по «пузырьковой колонне», описывают свои тактильные ощущения).

8. Упражнение « Осуществление любых желаний»

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, восприятия и воображения.

— Представьте, что вы стали золотой рыбкой. Для вас нет ничего невозможного. Вы можете исполнить любое желание, сотворить любое чудо. Подумайте, что бы вы сделали, если бы были золотой рыбкой? (Психолог передает ребенку золотую рыбку)

— А что она могла пожелать, как вы думаете?

( Дети высказывают свои желания, психолог звонит в колокольчик, и после каждого пожелания произносит: «Исполняется!»).

Психолог: Вот и закончилось наше путешествие по Волшебной стране. Ребята, жители Волшебной страны рады, что мы посетили остров, и в подарок они дарят Вам вот такие воздушные шары, которые будут нам напоминать о нашем путешествии.

-Чтобы вы хотели сказать на прощание жителям острова?

-Что нового узнали вы на занятии? (Ответы детей)

Ритуал выхода из сказки:

«В зеркале я отражусь, в нашем зале появлюсь»



Использованная литература:

1.Игра и дети, 2008.

2. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: Аркти,2006.

3. Сенсорная комната. Методические рекомендации. СПб.:Общество с ограниченной ответственностью производственно - коммерческая фирма «Альма».

4. Практика сказкотерапии/ Под ред. Н.А, Сакович. - СПб.: Речь,2004

5.Тренинг по сказкотерапии.- СПб.: Речь,2005.

6. 500 игр и заданий для чудо-воспитания /авт. сост. Вера Надеждина. - Минск: Харвест,2007.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Ильясова Любовь Ивановна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154523


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства