Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа для подростков с трудностями социальной адаптации "Точка опоры"»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» городского округа Рошаль Московской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании Зам.директора по УВР Директор МОБУ СОШ № 2
методического объединения _________Н.Ф.Шамшутдинова __________В.А. Теслова
«__» __________ 2016 г. «__» ____________ 2016 г. «__» __________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Точка опоры»
(для подростков с трудностями социальной адаптации)
Рабочую программу составила
педагог-психолог
______________ Ю.М. Петкилева
2016 год
Пояснительная записка ПРОГРАММА «ТОЧКА ОПОРЫ» (для подростков с трудностями социальной адаптации)
Подростковый период очень важен в процессе развития личности. В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.
Подростку приходится постоянно решать актуальные для своего возраста задачи:
отделение от родителей и приобретение психологической самостоятельности;
определение своего места среди сверстников в референтной группе, установление новых эмоциональных отношений с ровесниками;
расширение ролевого репертуара, преодоление ролевой диффузии - размытости и неопределенности ролевой структуры личности;
обретение взрослой (зрелой) сексуальности, установление гармоничных отношений с представителями противоположного пола;
профессиональное самоопределение;
движение к осознанию своего предназначения, поиски «смысла жизни» и ответов на вопросы: «кто я?», «какой я?»;
стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются и через реакции увлечения, или хобби-реакции.
Решая возрастные задачи развития, подростки могут использовать конструктивные и неконструктивные стратегии поведения.
Неадекватные стратегии поведения приводят к школьной и социальной дезадаптации и требуют коррекции.
Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. К конструктивным способамрешения проблем относятся:
достижение цели собственными силами (не отступать, приложить усилия, чтобы добиться намеченного);
обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем («обращаюсь к родителям», «советуюсь с подругой», «решаем вместе с теми, кого это касается», «мне помогли одноклассники», «я бы обратился к специалисту»);
тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно «не делать глупостей»);
изменение своего отношения к проблемной ситуации (отнестись к происшедшему с юмором);
изменения в себе самом, в системе собственных установок привычных стереотипов («нужно искать причины в себе», «пытаюсь измениться сам»).
Неконструктивные способы решения проблем - это стратегии поведения, которые направлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляют собой различныеформы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия, такие как:
- формы психологической защиты - вплоть до вытеснения проблемы из сознания («не обращать внимания», «смотреть навсе поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать»);
импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами ^на всех обижаюсь», «могу закатить истерику», «хлопаю дверьми», «целый день слоняюсь по улицам»);
агрессивные реакции.
Неконструктивные способы решения проблем могут проявляться в следующих поведенческих реакциях :
Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д.
Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.
Реакция имитации. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый или ровесник, теми или иными качествами импонирующий его идеалам. Такая реакция характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.
Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так.неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.
Развитие эмоциональной сферы подростков протекает бурно. Для подросткового возраста характерна резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков - порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Таким образом, основная задача подросткового возраста - интеграция в единое целое элементов идентичности личности, в той или иной степени сформированных ранее.
Программа социально – психологического тренинга «точка опоры» разработана как одна из мер психологической помощи подросткам с проблемами социальной адаптации, направленная на развитие и усиление «Я» подростка, формирование жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного решения возникающих проблем адекватными, конструктивными способами и гармоничного взаимодействия в социуме.
Программа была апробирована на участниках городского социально ориентированного проекта «Выбор» в течение пяти лет. Участниками этого проекта являются учащиеся 9 классов городских школ с проблемами социальной адаптации.
Цель данной программы - создание условий для развития жизненно необходимых навыков и формирование адекватных, конструктивных способов решения проблем, позволяющих противостоять негативным ситуациям у подростков со сложностями социальной адаптации через взаимодействие со сверстникамив условиях социально-психологического тренинга.
Достижение целей программы связано с решением следующих задач:
развитие коммуникативных навыков;
формирование навыков самопознания;
обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций;
осознание личностных ценностей и ответственности за последствия своего поведения;
создание условий для определения жизненных целей и самоопределения.
Программа предназначена для подростков со сложностями социальной адаптации, часто их относят к группе «трудных». Как правило, это ребята из неблагополучных семей либо из внешне вполне благополучных, столкнувшихся со сложной жизненной ситуацией, которая привела к искажению процессов социализации и социальной адаптации. В таких ситуациях подростку необходима психологическая поддержка специалиста и позитивный опыт общения со сверстниками и взрослыми.
Возраст участников: 13-16 лет.
Численность группы: 12-16 человек.
Программа имеет определенную структуру и состоит из трех блоков (10 занятий).
Первый блок «Сплочение и доверие» (1—5-е занятия).
Второй блок «Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций» (6-е и 7-е занятия).
Третий блок «Жизненные ценности и перспективы» (8—10-е занятия).
Каждое занятие также имеет определенную структуру.
Этапы
Время
Задачи
Средства
Роль ведущего
1
2
3
4
5
Приветствие
5 минут
Обозначить начало занятия; создание особой атмосферы, подчеркнуть безопасность
Определенные ритуалы
Обеспечить участникам комфортное вхождение в группу
Начало работы
5-10 минут
Самоопределение учащихся (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают)
Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием
Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства
Разминка
5-10 минут
1.Обьединение, сплочение группы.
2.Развитие межличностных связей.
3.Включение в совместную деятельность
Психогимнастические упражнения, подвижные игры с четко определенными правилами
1.Обозначения правил и границ.
2.Обеспечение безопасности участников
Работа по теме
30-45 минут
Задачи соответствуют теме занятия
Разнообразные формы активности (сюжетно ролевые игры, групповые дискуссии, элементы арт-терапии и т. Д.)
1.Дать определенную информацию в доступной форме.
2.Предоставить возможность выразить свои чувства.
3.Создать условия для овладения новыми навыками, основываясь на полученном опыте и информации
Завершение занятия
10-15 минут
1.Возможность выплеснуть накопившееся напряжение.
2.Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии
Рефлексия занятия, обратная связь от участников
Обеспечение безопасности участников
Прощание
5 минут
Обозначить окончание занятия
Определенные ритуалы
Эмоциональная поддержка участников
Чередование видов деятельности способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков и позволяет избежать накопления напряжения. Включение блока «начало работы в группе» необходимо для диагностики состояния каждого участника группы и учета этого состояния во время работы в группе. Обмен впечатлениями при завершении работы позволяет избежать накопления аффекта и необходимо для получения обратной связи ведущим группы об эффективности работы.
Продолжительность работы группы: 20 часов (1 раз в неделю по 2 часа).
Форма реализации программы - социально-психологический тренинг, как возможность организации взаимодействия людей в группе для решения комплекса формирующих и развивающих целей.
Тематическое планирование
Общий план проведения тренинга приведен в таблице 2.
Таблица 2
Темы и почасовая разбивка занятий
Темы
Количество часов
Первый блок «сплочение и доверие»
Занятие 1. «Знакомство»
2
Занятие 2. «Контакт»
2
Занятие 3. «Учимся слышать и понимать друг друга»
2
Занятие 4. «Сплочение и доверие»
2
Занятие 5. «Мы - команда»
2
Второй блок «Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций»
Занятие 6. «Конфликт»
2
Занятие 7. «без масок»
2
Третий блок «Жизненные ценности и перспективы»
Занятие 8. «Ценности и последствия»
2
Занятие 9. «Жизненные перспективы»
2
Итоговое занятие 10
2
Общее количество часов
20
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы Программа разработана для реализации педагогом-психологом, но может проводиться любым педагогом, обладающим навыками групповой работы (наиболее эффективный вариант - два педагога-психолога в качестве ведущих группы), в работе с учащимися 7-11 классов. Занятия будут более эффективными, если группа укомплектована участниками, близкими по возрасту.
(Учащиеся 7-8; 8-9; 9; 10; 10-11 классов.)
Для групповой работы необходимо просторное помещение, лучше всего кабинет для групповых занятий.
Требования к материально-технической базе являются минимальными, количество расходных материалов указано в описании содержания занятий (бумага, карандаши, ручки, краски).
Прогнозируемые результаты
и критерии эффективности работы
наличие у подростков с трудностями социальной адаптации адекватных навыков общения, навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций;
наличие навыка самопознания;
сформированность навыков решения жизненных проблем, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях;