kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционно-развивающая программа для подростков с трудностями социальной адаптации "Точка опоры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Точка опоры" предназначена для подростков с трудностями социальной адаптации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа для подростков с трудностями социальной адаптации "Точка опоры"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» городского округа Рошаль Московской области





«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании Зам.директора по УВР Директор МОБУ СОШ № 2

методического объединения _________Н.Ф.Шамшутдинова __________В.А. Теслова

«__» __________ 2016 г. «__» ____________ 2016 г. «__» __________ 2016 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Точка опоры»

(для подростков с трудностями социальной адаптации)







Рабочую программу составила

педагог-психолог

______________ Ю.М. Петкилева











2016 год

Пояснительная записка ПРОГРАММА «ТОЧКА ОПОРЫ» (для подростков с трудностями социальной адаптации)

Подростковый период очень важен в процессе развития личности. В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

Подростку приходится постоянно решать актуальные для своего возраста задачи:

  • отделение от родителей и приобретение психологической самостоятельности;

  • определение своего места среди сверстников в референтной группе, установление новых эмоциональных отношений с ровесниками;

  • расширение ролевого репертуара, преодоление ролевой диффузии - размытости и неопределенности ролевой структуры личности;

  • обретение взрослой (зрелой) сексуальности, установление гармоничных отношений с представителями противоположного пола;

  • профессиональное самоопределение;

  • движение к осознанию своего предназначения, поиски «смысла жизни» и ответов на вопросы: «кто я?», «какой я?»;

  • стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются и через реакции увлечения, или хобби-реакции.

Решая возрастные задачи развития, подростки могут использовать конструктивные и неконструктивные стратегии поведения.

Неадекватные стратегии поведения приводят к школьной и социальной дезадаптации и требуют коррекции.

Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление  травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. К конструктивным способамрешения проблем относятся:

  • достижение цели собственными силами (не отступать, приложить усилия, чтобы добиться намеченного);

  • обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем («обращаюсь к родителям», «советуюсь с подругой», «решаем вместе с теми, кого это касается», «мне помогли одноклассники», «я бы обратился к специалисту»);

  • тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно «не делать глупостей»);

  • изменение своего отношения к проблемной ситуации (отнестись к происшедшему с юмором);

  • изменения в себе самом, в системе собственных установок привычных стереотипов («нужно искать причины в себе», «пытаюсь измениться сам»).

  • Неконструктивные способы решения проблем - это стратегии поведения, которые направлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляют собой различныеформы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия, такие как:

  • - формы психологической защиты - вплоть до вытеснения проблемы из сознания («не обращать внимания», «смотреть навсе поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать»);

  • импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами ^на всех обижаюсь», «могу закатить истерику», «хлопаю дверьми», «целый день слоняюсь по улицам»);

  • агрессивные реакции.

Неконструктивные способы решения проблем могут проявляться в следующих поведенческих реакциях :

  1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д.

  2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.

  3. Реакция имитации. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый или ровесник, теми или иными качествами импонирующий его идеалам. Такая реакция характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.

  1. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так.неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.

Развитие эмоциональной сферы подростков протекает бурно. Для подросткового возраста характерна резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков - порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Таким образом, основная задача подросткового возраста - интеграция в единое целое элементов идентичности личности, в той или иной степени сформированных ранее.

Программа социально – психологического тренинга «точка опоры» разработана как одна из мер психологической помощи подросткам с проблемами социальной адаптации, направленная на развитие и усиление «Я» подростка, формирование жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного решения возникающих проблем адекватными, конструктивными способами и гармоничного взаимодействия в социуме.

Программа была апробирована на участниках городского социально ориентированного проекта «Выбор» в течение пяти лет. Участниками этого проекта являются учащиеся  9 классов        городских школ с проблемами социальной адаптации.        

Цель данной программы - создание условий для развития жизненно необходимых навыков и формирование адекватных, конструктивных способов решения проблем, позволяющих противостоять негативным ситуациям у подростков со сложностями социальной адаптации через взаимодействие со сверстникамив условиях социально-психологического тренинга.

Достижение целей программы связано с решением следующих задач:

  • развитие коммуникативных навыков;        

  • формирование навыков самопознания;

  • обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций;

  • осознание личностных ценностей и ответственности за последствия своего поведения;

  • создание условий для определения жизненных целей и самоопределения.

Программа предназначена для подростков со сложностями социальной адаптации, часто их относят к группе «трудных». Как правило, это ребята из неблагополучных семей либо из внешне вполне благополучных, столкнувшихся со сложной жизненной ситуацией, которая привела к искажению процессов социализации и социальной адаптации. В таких ситуациях подростку необходима психологическая поддержка специалиста и позитивный опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Возраст участников: 13-16 лет.

Численность группы: 12-16 человек.

Программа имеет определенную структуру и состоит из трех блоков (10 занятий).

Первый блок «Сплочение и доверие» (1—5-е занятия).

Второй блок «Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций» (6-е и 7-е занятия).

Третий блок «Жизненные ценности и перспективы» (8—10-е занятия).

Каждое занятие также имеет определенную структуру.

Этапы

Время

Задачи

Средства

Роль ведущего

1

2

3

4

5

Приветствие

5 минут

Обозначить начало занятия; создание особой атмосферы, подчеркнуть безопасность

Определенные ритуалы

Обеспечить участникам комфортное вхождение в группу

Начало работы

5-10 минут

Самоопределение учащихся (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают)

Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием

Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства

Разминка

5-10 минут

1.Обьединение, сплочение группы.

2.Развитие межличностных связей.

3.Включение в совместную деятельность

Психогимнастические упражнения, подвижные игры с четко определенными правилами

1.Обозначения правил и границ.

2.Обеспечение безопасности участников

Работа по теме

30-45 минут

Задачи соответствуют теме занятия

Разнообразные формы активности (сюжетно ролевые игры, групповые дискуссии, элементы арт-терапии и т. Д.)

1.Дать определенную информацию в доступной форме.

2.Предоставить возможность выразить свои чувства.

3.Создать условия для овладения новыми навыками, основываясь на полученном опыте и информации

Завершение занятия

10-15 минут

1.Возможность выплеснуть накопившееся напряжение.

2.Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии

Рефлексия занятия, обратная связь от участников

Обеспечение безопасности участников

Прощание

5 минут

Обозначить окончание занятия

Определенные ритуалы

Эмоциональная поддержка участников


Чередование видов деятельности способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков и позволяет избежать накопления напряжения. Включение блока «начало работы в группе» необходимо для диагностики состояния каждого участника группы и учета этого состояния во время работы в группе. Обмен впечатлениями при завершении работы позволяет избежать накопления аффекта и необходимо для получения обратной связи ведущим группы об эффективности работы.

Продолжительность работы группы: 20 часов (1 раз в неделю по 2 часа).

Форма реализации программы - социально-психологический тренинг, как возможность организации взаимодействия людей в группе для решения комплекса формирующих и развивающих целей.

Тематическое планирование

Общий план проведения тренинга приведен в таблице 2.

Таблица 2

Темы и почасовая разбивка занятий

Темы

Количество часов

Первый блок «сплочение и доверие»


Занятие 1. «Знакомство»

2

Занятие 2. «Контакт»

2

Занятие 3. «Учимся слышать и понимать друг друга»

2

Занятие 4. «Сплочение и доверие»

2

Занятие 5. «Мы - команда»

2

Второй блок «Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций»


Занятие 6. «Конфликт»

2

Занятие 7. «без масок»

2

Третий блок «Жизненные ценности и перспективы»


Занятие 8. «Ценности и последствия»

2

Занятие 9. «Жизненные перспективы»

2

Итоговое занятие 10

2

Общее количество часов

20

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы Программа разработана для реализации педагогом-психологом, но может проводиться любым педагогом, обладающим навыками групповой работы (наиболее эффективный вариант - два педагога-психолога в качестве ведущих группы), в работе с учащимися 7-11 классов. Занятия будут более эффективными, если группа укомплектована участниками, близкими по возрасту.

(Учащиеся 7-8; 8-9; 9; 10; 10-11 классов.)

Для групповой работы необходимо просторное помещение, лучше всего кабинет для групповых занятий.

Требования к материально-технической базе являются минимальными, количество расходных материалов указано в описании содержания занятий (бумага, карандаши, ручки, краски).

Прогнозируемые результаты

и критерии эффективности работы

  • наличие у подростков с трудностями социальной адаптации адекватных навыков общения, навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций;

  • наличие навыка самопознания;

  • сформированность навыков решения жизненных проблем, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях;

  • осознание личностных ценностей;

  • усиление личностных ресурсов, позволяющих позитивно воспринимать будущее;

  • сформированность способности принимать ответственность за собственное поведение;

  • наличие реального жизненного плана.

Для контроля эффективности программы используются следующие методы психологической диагностики:

  • метод наблюдений;

  • психологическая беседа, интервью;

  • психологические тесты.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Петкилева Юлия Михайловна

Дата: 14.02.2017

Номер свидетельства: 391806


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства