Коррекционно-развивающая работа на основе метода БОС
Коррекционно-развивающая работа на основе метода БОС
Современные условия жизни являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей. Наступило время, когда требования мира, окружающего ребёнка, столь высоки, что ему жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы даже в самых сложных ситуациях.
Это связано со следующими факторами:
- ускоряющимся темпом жизни;
- постоянными изменениями окружающей среды;
- внедрением инновационных технологий во все сферы жизни;
- информационными и физическими перегрузками;
- экологическим неблагополучием и т.д.
Основной целью программы «Волна» является обучение ребёнка навыку правильного, оптимального типа дыхания.
Занятия по программе «Волна» способствуют решению таких актуальных и значимых для развития ребёнка задач, как:
- Оптимизация психофизиологического состояния (оздоровление) часто и длительно болеющих детей;
- Профилактика стрессогенных заболеваний;
- Создание благоприятных условий для нервно-психического развития
Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая работа на основе метода БОС »
Содержание
I Введение………………………………………………………………………. стр.3
II Теоретическое обоснование проекта…………………………………….....стр. 4
Метод биологической обратной связи
(функционального биоуправления) и его применение в работе
по формированию диафрагмально-релаксационного дыхания
в коррекционно-развивающей работе с учащимися………………………стр. 4
Организация работы по программе «Волна»……………………….стр. 7
III Результативность работы по программе «Волна»…………………….стр. 10
IV Литература……………………………………………………………..….стр. 18
I Введение.
В современной педагогике, как в нашей стране, так и за рубежом, актуальнымиявляются вопросы здоровья ребенка, его адаптации и социализации в окружающей социальной и экологической среде. К сожалению, в настоящее время отмечается увеличение количества детей с нарушениями чтения, письма, речевыми расстройствами, протекающими зачастую на фоне соматических и вегетативных дисфункций, и сопровождающихся, как правило, расстройствами эмоционально-волевой и поведенческой сферы, что влияет на качество образовательного процесса, а также на социальную адаптацию индивидуума. Уровень адаптации во многом зависит от уровня речевого развития учащегося, так как в процессе формирования человека как личности важнейшая роль отводится способности говорить, формулировать и выражать свои мысли. Поэтому очень важным является формирование взаимодействия в ходе коррекционно-развивающего обучения трех основных функций речи: коммуникативной, когнитивной и регулирующей.
Современные условия жизни, являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей. Наступило время, когда требования мира, окружающего ребёнка, столь высоки, что ему жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы даже в самых сложных ситуациях.
Это связано со следующими факторами:
- ускоряющимся темпом жизни;
- постоянными изменениями окружающей среды;
- внедрением инновационных технологий во все сферы жизни;
- информационными и физическими перегрузками;
- экологическим неблагополучием и т.д.
Основной целью программы «Волна» является обучение ребёнка навыку правильного, оптимального типа дыхания.
Занятия по программе «Волна» способствуют решению таких актуальных и значимых для развития ребёнка задач, как:
- Оптимизация психофизиологического состояния (оздоровление) часто и длительно болеющих детей;
- Профилактика стрессогенных заболеваний;
- Создание благоприятных условий для нервно-психического развития
Метод биологической обратной связи (функционального биоуправления) и его применение в работе по формированию диафрагмально-релаксационного дыхания в коррекционно-развивающей работе с учащимися.
Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом.
Существует три основных типа дыхания:
-верхнее дыхание (ключичное):
-среднее дыхание (рёберное или грудное):
-нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).
Верхнее дыхание, очевидно, «наихудшее», с физиологической точки зрения, дыхание.
Грудное дыхание (среднее) более глубокое, при нем заполняются воздухом верхние и средние отделы лёгких. Грудной тип дыхания является самым распространённым, но, в то же время, даёт значительную нагрузку на дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную системы.
Диафрагмальное дыхание является самым глубоким, при этом заполняются воздухом также и нижние отделы лёгких. При диафрагмальном дыхании лёгкие имеют больше свободы действия. Поэтому воздуха они могут поглотить больше, чем это возможно при верхнем и среднем дыхании.
Диафрагмальное дыхание насыщает кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания.
По классификации Овсянникова, диафрагмальное дыхание является, по результатам многих исследований, наиболее оптимальным и эффективным типом дыхания для человека. Именно диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным способом регуляции своего состояния. За счёт наиболее полного насыщения лёгких кислородом при диафрагмальном дыхании частота дыхательных движений сокращается, снижается физическое и эмоциональное напряжение.
При диафрагмальном дыхании: вдох спокойный, без усилия, осуществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка выпячивается, а воздух как бы набирается животом: выдох плавный, удлинённый, осуществляется преимущественно через рот, брюшная стенка втягивается, а воздух как бы выталкивается животом.
Следует подчеркнуть, однако, что строгого разделения типов дыхания не существует. Диафрагмальное дыхание не есть нечто искусственное и ненормальное. Напротив, это прямое возвращение к природе. Здоровый взрослый дикарь и здоровый ребенок цивилизованных народов дышат именно так, но цивилизованный человек, привыкая к ненормальному складу и ритму жизни, теряет нормальное дыхание.
Регуляция дыхания является самым древним из известных методов борьбы со стрессом. Она используется в течение тысячелетий для снижения чувства тревоги и для того, чтобы способствовать достижению состояния общей релаксации.
Технология диафрагмального дыхания.
Использование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания способствует формированию нового функционального состояния, которое характеризуется уравновешиванием процессов торможения и возбуждения и позволяет снизить избыточную нагрузку на сердечно-сосудистую.систему.
Таким образом, создаются оптимальные условия для поддержания гомеостаза. При формировании такого функционального состояния центральная нервная система, осуществляющая общую регуляцию всех процессов жизнеобеспечения, обучается поддерживать этот режим функционирования уже самостоятельно.
Овладение навыком позволяет реализовать этот тип дыхания произвольно, в любых ситуациях и с постоянно успешным результатом. Таким образом, результатом выработки навыка диафрагмально-релаксационного дыхания становится не только улучшение функционального состояния, но и приобретение обучившимся эффективного инструмента саморегуляции психофизиологического и психоэмоционального состояния.
Именно диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным методом регулируемого дыхания, используемого при борьбе с чрезмерным напряжением и стрессом.
Инструкция: «Сядьте в кресле удобно, слегка откинувшись на спинку, мышцы спины, ног и рук должны быть расслаблены. Вдох делается через нос, без напряжения, комфортно. На вдохе живот надувается. Одну руку можно положить на грудь, вторую на живот. При вдохе необходимо контролировать, чтобы рука, лежащая на животе, двигалась, а та, которая расположена на груди, оставалась в покое. Выдох производится через рот, медленно, плавно, спокойно, через слегка сомкнутые губы, с полным мышечным расслаблением. Брюшная стенка на выдохе медленно втягивается. На выдохе должно быть ощущение, что вместе с воздухом уходит напряжение. С каждым выдохом необходимо расслабляться все больше и больше. Расслабление должно быть не только мышечное, но и эмоциональное. Соотношение вдоха и выдоха должно быть 1:2 (то есть выдох в два раза дольше чем вдох. Постепенно можно пытаться делать выдох ещё дольше, добиваясь соотношения 1:3 (выдох в три раза дольше вдоха). Такое дыхание называется диафрагмально-релаксационным, оно способствует не только успокоению и нормализации работы сердца, но и более глубокому расслаблению».
Программа «Волна» реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи.
Биоуправление – это направленное изменение физиологических параметров организма в нужном для оздоровительных и тренировочных целей направлении.
Метод функционального биоуправления (ФБУ) опирается на универсальный закон адаптации, согласно которому мозг человека для управления функциями организма
постоянно получает от всех органов и систем информацию об их состоянии, мгновенно оценивает все положительные и отрицательные результаты взаимодействия с миром и вносит необходимые коррективы.
Это, так называемый, принцип биологической обратной связи (БОС), когда, получая информацию в режиме реального времени, мозг может мгновенно оценить, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и обучается воспроизводить их не случайным образом, а произвольно. Этот закон справедлив на всех функциональных уровнях, включая сложнейший уровень деятельности центральной нервной системы, реализующий волевой контроль поведения.
При реализации метода ФБУ, происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и компьютерное преобразование их в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда.
Таким образом, он получает возможность увидеть и услышать сигналы, соответствующие состоянию функций его организма. Многократное повторение ведёт к тому, что человек учится распознавать свои ощущения и быстро находить их.
Специфичным только для метода ФБУ, в отличие от других релаксационных методик, является сочетание мышечной релаксации, состояний спокойствия и расслабления с высокой степенью контроля сознания, постоянным сканированием внутренних ощущений и наблюдением за динамикой показателей на экране монитора.
Организация работы по программе «Волна»
При работе по программе «Волна» мы придерживаемся рекомендуемой структуры курса:
Вводное ознакомительное занятие (1 занятие). Знакомство с программой и целью её применения.
Диагностический этап (1 занятие). Основной целью этого этапа является выявление особенностей психофизиологического и психоэмоционального состояния ребёнка, определение индивидуальной тактики обучения дыханию. Проводится диагностический сеанс, в ходе которого оцениваются параметры дыхания и показатели деятельности сердечно-сосудистой системы.
Информационно-практический этап (2-3 занятия). Целью данного этапа является формирование мотивации на работу по программе , ознакомление детей с возможностями саморегуляции.
Практический этап (8-12 занятий) Целью этого основного этапа работы является выработка навыка диафрагмального дыхания. На этом этапе проводится психофйиззиологический тренинг с использованием компьютерного тренажёра «Волна». Этап состоит из трёх рабочих фаз:
Проведение занятий по программе «Волна» возможно в индивидуальном и групповом режиме. Для детей младшего школьного возраста предпочтительной является индивидуальная форма работы.
Диагностика проводится с помощью специального диагностического режима, предусмотренного в программе. Диагностическая регистрация проводится на самом первом занятии – это первичная диагностика, именно с этими показателями мы сравниваем результаты заключительной диагностики, и соответственно судим об изменениях психофизиологического изменения каждого ребёнка. Проведение заключительной диагностики помогает качественно оценить эффективность работы по программе «Волна».
Методика психофизиологического тренинга
Обучение дыханию производится психологом в ходе практических тренинговых занятий – сеансов, в соответствии со следующей технологией:
Исходное положение: сидя, слегка откинувшись на спинку стула или кресла; руки опущены, лежат на коленях.
Вдох делается через нос, без напряжений, комфортно. На вдохе живот надувается. Если ребёнку сложно справиться с технологией дыхания, можно одну руку положить на грудь, вторую на живот, при вдохе необходимо контролировать, чтобы та рука, которая лежит на животе, двигалась, а та, которая на груди, оставалась в покое. Когда навык дыхания выработается (примерно 3-5 сеансов) руки можно опустить и полностью расслабиться.
Выдох через рот, медленно, плавно, спокойно, через слегка сомкнутые губы, с полным мышечным расслаблением, брюшная стенка на выдохе медленно втягивается.
Соотношение длительности фаз вдоха и выдоха: для диафрагмального дыхания ½.
Очень важно, чтобы ещё до того, как сесть за компьютер, ребёнок освоил технику диафрагмального дыхания на информационно-практических занятиях. Это позволяет нам снизить тревожность ребёнка и позволит быстрее достичь успешного результата при первом сеансе.
Весь психофизиологический тренинг условно можно разделить на 3 периода.
Период постановки дыхания.
На этом этапе ребёнок осваивает технологию диафрагмального дыхания.
Период основного обучения
На этом этапе очень важно, чтобы стереотип правильного дыхания закрепился и стал устойчивым, произвольно воспроизводимым. В ходе обучения и формирования навыка дыхания оптимизируется состояние ребёнка, что отражается в позитивных изменениях характеристик диагностических сеансов до начала работы.
Период закрепления навыка.
Этот этап должен привести к закреплению навыка диафрагмального дыхания как устойчивой дыхательной стратегии ребёнка, а также поддержанию и самовоспроизведению организмом нового оптимального режима функционирования.
III Результативность работы по программе «Волна»
В начале каждого учебного года нами формируются группы для профилактической и коррекционной работы по программе «Волна». В основном это слабоуспевающие, плохо адаптирующиеся дети, а также дети с повышенным уровнем тревожности. Кроме того у этих учащихся отмечается повышенный уровень утомляемости, что и служит поводом зачисления в группу. В таблице 1 представлен охват учащихся МОШИ ТОШИС(п)ОО программой «Волна».
Табл. №1 Охват учащихся программой на основе метода БОС, количество проведённых сеансов в сравнении за 3 года:
2012-2013 учебный год
2013-14 учебный год
2014-15 учебный год
охват
кол-во сеансов
охват
кол-во сеансов
охват
кол-во сеансов
Программа «Волна»
14
126
16
144
11
110
В начале работы все учащиеся проходят диагностику, необходимую для отслеживания динамики в ходе работы по программе. Диагностика включает в себя диагностику физиологического состояния (частота дыхательных движений, соотношение вдоха к выдоху, ДАС) и диагностику психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение, уровень тревожности, работоспособность). На каждого учащегося заводятся «листы сопровождения учащегося, посещающего занятия по программе обучения навыкам диафрагмального дыхания», где после каждого сеанса фиксируются физиологические показатели, а также отслеживается динамика психоэмоционального состояния в ходе психофизиологического тренинга, в конце работы по программе в листе фиксируются выводы.
Образец карты сопровождения
Динамика физиологического состояния представлена в таблицах №2,3,4
Табл. №2 Динамика показателя ЧД. ЧД – показатель нагрузки на дыхательную систему (динамика в процессе работы – показатель должен уменьшаться)
2012-2013 учебный год
2013-14 учебный год
2014-15 учебный год
Динамика показателя ЧД
Динамика показателя ЧД
Динамика показателя ЧД
положи
тельная
отрица
тельная
отсутствует
положи
тельная
отрица
тельная
отсутствует
положи
тельная
отрица
тельная
отсутст
вует
Программа «Волна»
11 уч– 79%
__
3 уч. – 21%
13 уч– 81%
__
3 уч. – 19%
9 уч. – 82%
___
2 уч. – 18%
Табл. №3 Динамика показателя «соотношение вдоха к выдоху» (динамика в процессе работы – показатель в ходе психофизиологического тренинга должен уменьшаться)
2012-2013 учебный год
2013-14 учебный год
2014-15 учебный год
Динамика показателя
«соотношение
вдоха к выдоху»
Динамика показателя
«соотношение
вдоха к выдоху»
Динамика показателя
«соотношение
вдоха к выдоху»
положи
тельная
отрица
тельная
отсутст
вует
положи
тельная
отрица
тельная
отсутст
вует
положи
тельная
отрица
тельная
отсутст
вует
Программа «Волна»
12 уч. – 86%
__
2 уч. – 14%
14 уч. – 87%
__
2 уч. – 13%
9 уч. – 82%
2 уч. – 18%
Табл. №4 Динамика показателя «ДАС» (RSA) (динамика в процессе работы – показатель в
ходе психофизиологического тренинга должен увеличиваться)
2012-2013 учебный год
2013-14 учебный год
2014-15 учебный год
Динамика показателя
«ДАС» (RSA)
Динамика показателя
«ДАС» (RSA)
Динамика показателя
«ДАС» (RSA)
положи
тельная
отрица
тельная
отсуст
вует
положи
тельная
отрица
тельная
отсуст
вует
положи
тельная
отрица
тельная
отсуст
вует
Программа «Волна»
11 уч. – 79%
__
3 уч. – 21%
13 уч. – 81%
3 уч. - 19%
8 уч. – 73%
3 уч. – 27%
Из вышепредставленных таблиц видно, что у большинства ребят отмечается положительная динамика по всем психофизиологическим показателям. Таким образом, о положительной динамике в процессе работы по программе «Волна» и об эффективности проведённых курсов по программам обучения навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания свидетельствуют следующие показатели:
- снижение и стабилизация количества дыхательных движений у 11 учащихся (79%) в 2012-13 учебном году, у 13 учащихся (81%) в 2013 -42 учебном году и у 9 учащихся (82%) в 2014-15 учебном году.
- увеличение и стабилизация дыхательной аритмии сердца («ДАС» (RSA)у 11 учащихся (79%) в 2012-13 учебном году, у 13 учащихся (81%) в 2013 -14 учебном, у 3-х учащихся (73%) в 2014-15 учебном году.
Динамика психоэмоционального состояния представлена в графиках № 1,2,3,4,5,6
График №1. Динамика показателей САН в ходе психофизиологического тренинга учащихся, обучающихся навыку диафрагмального дыхания в 2012-2013 учебном году
График №2. Динамика показателей САН в ходе психофизиологического тренинга учащихся, обучающихся навыку диафрагмального дыхания в 2013-2014 учебном году
График №3. Динамика показателей САН в ходе психофизиологического тренинга учащихся, обучающихся навыку диафрагмального дыхания в 2014-2015 учебном году
На вышепредставленных графиках хорошо прослеживается положительная динамика показателей САН после сеансов.
График №4 Динамика уровня тревожности учащихся в результате занятий по программе «Волна» в 2012-13 учебном году
График №5 Динамика уровня тревожности учащихся в результате занятий по программе «Волна» в 2013-14 учебном году
График №6 Динамика уровня тревожности учащихся в результате занятий по программе «Волна» в 2014-15 учебном году
Динамика показателя СО (настроение, эмоциональное состояние (по цветовому тесту Люшера) в ходе психофизиологического тренинга
2012-13 учебный год
Положительная
Отсутствует
Отрицательная
Кол-во учащихся
12 уч. – 86%
2 уч. – 14%
__
2013-14 учебный год
Положительная
Отсутствует
Отрицательная
Кол-во учащихся
13 уч. – 81%
3 уч. – 19%
__
2014-15 учебный год
Положительная
Отсутствует
Отрицательная
Кол-во учащихся
10 уч. – 91%
1 уч. – 9%
__
Динамика показателя ВК (работоспособность) в ходе психофизиологического тренинга (по цветовому тесту Люшера)
2012-13 учебный год
Положительная
Отсутствует
Отрицательная
Кол-во учащихся
7 уч. – 50%%
7 уч. – 50%
__
2013-14 учебный год
Положительная
Отсутствует
Отрицательная
Кол-во учащихся
11 уч. – 69%
5 уч. – 31%
__
2014-15 учебный год
Положительная
Отсутствует
Отрицательная
Кол-во учащихся
9 уч. – 82%
2 уч. –18%
__
В связи с тем, что программа «Волна» направлена также на профилактику функциональных нарушений респираторной системы и на профилактику заболеваний ОРВИ, в 2014-15 учебном году нами был проведён сравнительный анализ среднего количества дней, пропущенных по причине заболевания ОРВИ, всеми учащимися школы и учащимися, посещающими занятия по обучению навыкам диафрагмального дыхания. Были получены следующие результаты: среднее количество дней, пропущенных по причине ОРВИ, приходящееся на 1 ученика школы – 6,1; среднее количество дней, пропущенных по причине ОРВИ, приходящееся на 1 ученика, посещавшего занятия по программе «Волна», - 3,7. Из данного анализа мы также увидели положительную зависимость между обучением навыкам диафрагмального дыхания и снижением заболеваемости ОРВИ.
Таким образом, психопрофилактическая программа «Волна» может оказать помощь педагогу-психологу в проведении полноценной и целенаправленной профилактической и коррекционной помощи учащимся.
IV Литература
Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии – СПб.: речь, 2004.
Ванина Л.А. Метод биологической обратной связи в логопедии, /мат-лы XIV Общероссийского форума «Здоровье России и биологическая обратная связь»(7-14 апреля 2002 г.) - СПб., 2002.
Общие вопросы применения метода БОС. Сборник статей - СПб., 2007
А.Сметанкин. Дыхание по Сметанкину. ЗАО «Биосвязь», 2007
Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшераю СПБ, 1998