✓ познакомиться с эмоциями человека, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развить умение адекватно выражать свои эмоции;
✓ развить язык жестов, мимики и пантомимики, понять, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения;
✓ развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательное отношение друг к другу.
Программа составлена для детей младшего школьного возраста 6-7 лет.
Продолжительность каждого занятия в неделю составляет 40-45 минут.
Данная программа рассчитана на 3 занятия.
Содержание программы:
I . Ориентировочный (1 занятия).
1) Приветствие.
2)Прослушивание сказки «Три подружки».
3) Инсценировка сказки «Три подружки».
4)Упражнение «Глубокое дыхание».
5) Игра «Пишущая машинка»
II. Реконструктивный (2 занятия).
1) Приветствие.
2) Упражнение «Через стекло».
3) Игра «Угадай эмоцию».
4)Упражнение «Жираф».
5) Упражнение «Связующая нить».
III. Закрепляющий (3 занятия).
1)Приветствие.
2)Упражнение «Закончи предложение».
3)Упражнение «Самолет».
4)Упражнение «Комплименты».
ЗАНЯТИЕ 1
Задачи:
- преодоление застенчивости;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- развитие коммуникативных способностей; снижение психоэмоционального напряжения.
Ход занятия
Приветствие.
Ведущий.
- Здравствуйте, дети! Нам предстоит заниматься вместе, поэтому очень важно познакомиться, узнать имя друг друга.
Приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят, уважают, любят. У меня в руках сердце. В сердце человека заключены тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам... Меня зовут Светлана Васильевна (психолог передает мягкое сердечко самому близкому ребенку, который называет свое имя и передает сердечко другому). Постарайтесь запомнить имена членов нашей группы. (Психолог громко, четко и эмоционально повторяет имя каждого ребенка.)
Сердечко вернулось ко мне. Сейчас проверим, хорошо ли я запомнила имя каждого из вас. Если я не смогу вспомнить, помогите мне (психолог называет имена детей). Я надеюсь, что вы тоже запомнили имена друг друга.
- Молодцы! Вот и познакомились.
- А теперь я Вам прочитаю сказку « Три подружки»
2)Прослушивание сказки «Три подружки».
Психолог читает детям сказку:
«Жили-были три подружки: свинка Хрюша, кошка Мурка, утка Крякушка. Однажды в теплый летний день они надели новые платья и пошли гулять. Мамы строго-настрого наказали малышам не пачкаться и далеко друг от друга не отходить. Но Мурка увидела птичку, подкралась, протянула лапки, чтобы схватить ее, а птичка упорхнула. Зацепилась кошечка за пенек и разорвала платье. А тем временем Хрюше захотелось полежать в глубокой луже. Забралась она в лужу, а вылезти не может. Утка Крякушка стала помогать ей выбраться на сушу и потеряла при этом шляпу и башмачок.
Вот идут они с прогулки, опустив головы, громко плача.. Что-то будет, что скажут мамы? Мамы встретили малышей около дома, очень удивились, расстроились и хотели их наказать. Но когда они узнали, что Крякушка выручила Хрюшу, перестали сердиться и похвалили ее».
- Вот вы прослушали сказку, а сейчас нужно будет распределиться по ролям и разыграть эту сказку.
3)Инсценировка сказки «Три подружки».
Психолог распределяет роли между детьми, показывая мимику всех персонажей, и предлагает разыграть сказку.( Очень замкнутые дети выступают в роли зрителей.)
- Молодцы ребята! Вы смогли сыграть свои роли.
- Сейчас прежде чем продолжить нашу работу, нам нужно выполнить упражнение « Глубокое дыхание».
4)Упражнение «Глубокое дыхание».
Детям предлагается сесть на стульчики, выпрямить и расслабить спину.
Психолог говорит: «На счет 1,2, 3,4 — делайте глубокий вдох носом, на счет 4, 3,2,1 — выдыхайте через рот».
- Так молодцы! И с этим упражнением справились
- А вот сейчас мы поиграем в игру «Пишущая машинка».
5) Игра «Пишущая машинка»
Взрослый ведущий распределяет между детьми буквы алфавита. Затем ведущий произносит какое-то слово, а игроки «распечатывают» его на «пишущей машинке»: сначала первая «буква» хлопает в ладоши, потом вторая и т. д.
- Молодцы! И с этой игрой вы тоже справились.
- На этом наше занятие заканчивается. Всем до скорой встречи.
ЗАНЯТИЕ 2
Задачи:
- преодоление замкнутости;
- развитие вербальных и невербальных средств общения;
- формирование способности осознавать и выражать свое эмоциональное состояние;
- развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам;
- формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
-снижение психоэмоционального напряжения.
Материалы к занятию: клубок ниток.
Ход занятия
1)Приветствие.
- Здравствуйте ребята, рада Вас снова видеть!
Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть:
— Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)
— Доброе утро, Маша! (Называются имена детей по кругу.)
— Доброе утро, Ирина Николаевна!
— Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, затем опускают.)
— Доброе утро, небо! (Аналогичные движения.)
— Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)
- Хорошо, справились.
- Сейчас мы переходим к упражнение « Через стекло».
2)Упражнение «Через стекло».
- Сейчас я вам раздам карточки. Вам нужно при помощи мимики и жестов передать те ситуации, которые написаны на карточке.
Психолог предлагает детям с помощью мимики и жестов передать следующие ситуации:
- У меня болит горло.
- Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно.
- Я хочу пить, принеси мне стакан воды.
- Ты хочешь со мной порисовать?
- Я очень сильно устал.
- Папа читает газету.
- У меня болит голова.
- Вкусная конфета.
- Ой ,какие вы молодцы!
- Сейчас перейдем к упражнение « Связующая нить» .
3) Игра «Угадай эмоцию».
- Вам нужно будет отгадать кто какую эмоцию показывает при помощи мимики.
Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали ,раздражение, возмущение, гнев, ярость. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно.
- Молодцы ребята!
- И вот теперь мы выполним упражнение « Жираф».
4)Упражнение «Жираф». Психолог говорит:
«Сделайте вдох — выдох и расслабьтесь.
Положите подбородок на грудь. Поверните голову направо, затем налево. (Повторить три раза.)
Откиньте голову назад, опустите вперед. (Повторить три раза.)
Приподнимите плечи, опустите их. (Повторить три раза.)
Приподнимите правое плечо. (Повторить три раза.)
Приподнимите левое плечо. (Повторить три раза.)
Сядьте прямо и удобно.
Почувствуйте, как расслабилась шея.
Представьте себя с длинной, как у жирафа, шеей».
( Упражнение выполняется сидя на стульчиках.)
- Все очень хорошо выполнили эту упражнение.
- А теперь перейдем к другому. Игра называется «Угадай эмоцию».
5)Упражнение «Связующая нить».
Все садятся на стульчики, расставленные по кругу. Психолог говорит:
«Сейчас мы будем, передавая друг другу клубок, разматывать нить и говорить о том, что мы чувствуем, что хотим получить для себя и пожелать другим».
Психолог, удерживая конец нити, рассказывает о своих чувствах, высказывает пожелания и передает клубок сидящему рядом ребенку. Упражнение продолжается.
Когда все дети выскажутся и клубок вернется к психологу, участники натягивают нить и закрывают глаза.
Психолог просит детей представить, что они составляют одно целое, но каждый из них важен и значим для всех.
- Молодцы! Все смогли рассказать о своих чувствах, высказать друг другу приятные пожелания.
- Молодцы ребята! Все сегодня так активно играли, выполняли упражнении. - На этом наше занятие заканчивается. Всем до скорой встречи.
- развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам;
- развитие самосознания, формирование адекватной самооценки;
- снижение психоэмоционального напряжения.
Материалы к занятию: мяч.
Ход занятия
Приветствие.
- Здравствуйте ребята, рада Вас видеть!
Мы сейчас вместе друг друга поприветствуем в виде игры «Встаньте все те, кто...»
Ведущий. Встаньте те, кто….
— любит бегать,
— радуется хорошей погоде,
— имеет младшую сестру,
— любит дарить подарки и т.д.
- Сегодня мы опять с вами будем играть и выполнять различные упражнения.
- Первое упражнение называется « Закончи предложение».
2)Упражнение «Закончи предложение».
Психолог предлагает детям поочередно закончить следующие предложения:
— Я умею...
— Я смогу...
После того как ребенок произнесет окончание фразы, все хлопают в ладоши.
- Вам нужно поочередно закончить предложения. При этом говорит я умею… или я смогу… После того как наш сосед или друг закончит предложения . Мы хлопаем в ладоши.
- Молодцы! Все справились.
- А теперь перейдем к упражнение « Самолет».
3)Упражнение «Самолет».
Психолог говорит:
«Самолеты готовятся к взлету. Займите позицию готовности, встаньте прямо и разведите руки в стороны.
Теперь каждый из вас представит, что его самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту.
Крылья рассекают воздух. Мотор гудит ровно и мощно. Самолет уверенно летит над облаками. Запомните ощущение полета.
Самолет заходит на посадку и плавно приземляется.
Если вы когда-нибудь почувствуете нерешительность, представьте, что вы летите вперед и вверх!»
- Молодцы! И с этим вы очень хорошо справились.
- Теперь перейдем к упражнении « Комплименты».
4)Упражнение «Комплименты».
Дети встают в круг. Психолог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку.
Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
- Сейчас вам нужно встать вкруг. Каждый из вас отдавая мяч другому произносит ласковое слово в его адрес. Тот, кто принимает мяч, говорит спасибо и передает его другому и т.д.
- Молодцы! Все хорошо играли.
- На этом у нас занятие заканчивается. Давайте подведем итоги.
Подведение итога.
- Ребята давайте вспомним, чем мы с вами занимались на предыдущих занятиях? (ответ детей)
- Всем ли понравилась игры и упражнения, которые мы выполняли?
( ответ детей)
- Что вы чувствовали при выполнение задание?
- Какие у вас были впечатления?
- Что нового вы узнали от этих занятии?
Используемая литература :
Катаева Л.И. К 29 Работа психолога с застенчивыми детьми. — М.: Книголюб, 2004. — 56 с.
Шишова Т. Застенчивый невидимка . – М.: Издательский дом «Искатель», 1997.- 92с.