Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа для учащихся (2 класс) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)»
Коррекционно-развивающая программа
для учащихся (2 класс) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказа МОН РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Приказа МОН РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
Письма МОН РФ от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
Письма МОН РФ №27/901-6 от 27.03.2000 "О психолого–медико–педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения".
Постановления № 543-п от 13 декабря 2013 года "Об организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре".
Психологической программы развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов» Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников:, 2012 г.
Цель данной программы: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное представление, об окружающей действительности способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в общество.
Задачи:
Обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения.
Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
Коррекция недостатков познавательной деятельности ребенка в процессе систематического и целенаправленного формирования развития полноценного восприятия сенсорных эталонов.
Формирование пространственно-временных ориентировок.
Коррекция недостатков моторики и развитие мелкой моторики, развитие зрительно – двигательной координации.
Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
Обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии.
Развитие различных видов внимания: объёма, концентрации, способности к переключению, произвольности.
Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Индивидуальные особенности обучающихся:
ХХХХХ
Актуальность коррекционно-развивающего курса.
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с задержкой психического развития (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Такие учащиеся способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка.
Специфика коррекционного курса.
Программа коррекционных занятий состоит из следующих разделов:
1. Диагностика интеллектуального развития.
2. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы, внимания и памяти.
4. Развитие зрительного анализатора и зрительно-моторной координации.
5. Развитие мышления.
Раздел «Диагностика интеллектуального развития» предполагает обследование ребенка на предмет готовности к обучению, диагностику познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь, восприятие и др.). Диагностика проводится как в начале, так и в конце учебного года.
Раздел «Снятие состояния эмоционального дискомфорта» решает ряд задач, связанных со снижением эмоционального напряжения, созданием положительного эмоционального настроения; расширением двигательного опыта учащегося.
Также в программу включен раздел «Развитие эмоционально-волевой сферы, внимания и памяти». Изучение данного раздела предполагает развитие способности понимать эмоциональное состояние другого и умения выразить свое; создание возможностей для самовыражения, формирования у обучающегося умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой); совершенствование памяти, внимания, мышления, воображения, развитие восприятия.
Коррекционная направленность раздела «Развитие зрительного анализатора и зрительно-моторной координации» предполагает работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев, выполнение пальчиковых гимнастик, развитие координации руки и глаза.
Раздел «Развитие мышления» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств; формированию у обучающегося временных понятий и представлений; развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, абстрагирование), развитию наглядно-действенного мышления.
Успешность в обучении создаёт благоприятные условия для личностного развития учащегося, его психического здоровья, успешной социальной адаптации. Поэтому основной целью коррекционной работы с учащимися с ЗПР начальных классов является формирование функционального базиса для овладения основными школьными навыками: чтением, письмом, математикой.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы и средства обучения.
Структура коррекционно-развивающего занятия:
1. Ритуал приветствия. Позволяет создавать положительную атмосферу на занятии.
2. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние ребенка, уровень его активности (психогимнастика, музыкотерапия, пальчиковые игры). Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать учащегося, поднять его настроение; или, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
3. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления ребенка).
4. Рефлексия занятия (арт-терапия, беседы). Отслеживается эмоциональное отреагирование (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).
Диагностические процедуры в программе. Важным аспектом реализации программы является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития ребенка и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы. Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума.
Форма коррекционного курса: индивидуальная.
Механизмы формирования универсальных учебных действий.
Коррекционно-развивающий курс обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Регулятивные - принимает и сохраняет учебную задачу; планирует, прогнозирует (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно), необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану, контролирует и оценивает деятельность.
Познавательные – осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в раздаточных материалах; выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; ищет и выделяет необходимую информацию.
Коммуникативные – позитивно относится к процессу общения; осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь; умеет ориентироваться на позицию партнера во взаимодействии; реалистично строит свои взаимоотношения с взрослым; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера.
Средствами формирования УУД служат развивающие игры, психогимнастические упражнения, эмоционально-символические и релаксационные методы. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Работа с иллюстрациями, шифровками обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения, моделирования.
Логические связи курса с другими предметами (курсами) учебного плана.
Межпредметные связи прослеживаются в интеграции коррекционно-развивающего курса практически со всеми предметами школьного образования. Поддержание межпредметных связей помогает всестороннему развитию ученика.
Коррекционно-развивающий курс
способствует развитию личности, раскрытию его способностей;
приобщает обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения;
формирует основы общекультурной идентичности;
помогает освоению моральных норм;
развивает готовность принять на себя ответственность;
развивает мотивацию достижения и готовность к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы.
Таким образом, коррекционно-развивающий курс способствует духовно-нравственному развитию учащихся.
Описание места учебного курса в учебном плане.
Согласно индивидуальному учебному плану реализация рабочей программы коррекционного курса рассчитана на 34 часа с периодичностью занятий один раз в неделю. Время занятий составляет 25-40 мин.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей ребенка и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение ребенка, его психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами освоения учащимся коррекционно-развивающего курса являются:
формирование адекватных представлений о себе;
повышение мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
достаточный объем активного и пассивного словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе делового общения;
развитие навыков сотрудничества с окружающими в различных социальных ситуациях, ум
Метапредметными результатами освоения учащимся коррекционно-развивающего курса являются:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами освоения учащимся коррекционно-развивающего курса являются:
Ученик научится:
определять последовательность событий;
ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
узнавать и сравнивать предметы по заданным признакам;
пользоваться трафаретами;
работать с шифровкой;
классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
распознавать эмоции людей;
целенаправленно выполнять действия по инструкции.
Ученик получит возможность научиться:
практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
различать противоположно направленные действия и явления;
опосредовать свою деятельность речью;
видеть временные рамки своей деятельности;
выделять существенные признаки предметов.
Содержание коррекционно-развивающего курса.
Содержание, обеспечивающее формирование общекультурной компетенции
Раздел 1.Развитие мышления.
Развитие ассоциативного мышления. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие словесно-логического мышления. Развитие абстрактно-логического мышления. Развитие наглядно-действенного мышления. Коррекция и развитие мыслительных операций. Развитие мыслительных операций. Развитие умения устанавливать аналогии.
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы, внимания и памяти.
Знакомство с эмоциями, развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики. Коррекция внимания. Тренировка умения владеть своими эмоциями. Коррекция и развитие процессов внимания. Развитие устойчивости внимания. Дифференциация собственных чувств и эмоций. Развитие переключения внимания. Развитие направленности внимания. Развитие умения работать с текстом. Развитие зрительной памяти. Коррекция и развитие двигательной памяти. Коррекция и развитие слуховой памяти. Развитие образной памяти. Развитие тактильной памяти.
Содержание, обеспечивающее формирование социально-трудовой компетенции
Раздел 3. Развитие зрительного анализатора и зрительно-моторной координации.
Профилактика и коррекция зрительных нарушений. Развитие зрительно-моторной координации. Штриховка.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 4. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
Занятие на снятие эмоционального напряжения, создание позитивного настроя. Развитие способности осознанно управлять телом.
Планируемые результаты коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС НОО.
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ОВЗ.
Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. Для этого используются накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.
Планируемые результаты:
развитие познавательной активности детей;
развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
развитие словарного запаса, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
положительная динамика в коррекции нарушений речи и зрения;
психокоррекция поведения ребенка;
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Тематическое планирование.
Тематический план коррекционно-развивающих занятий для учащихся 2х классов с задержкой психического развития
на 2018-2019 уч. год
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Определение уровня сформированности познавательных процессов, особенностей эмоционально - личностной сферы.
Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
4
Выполняет упражнения на релаксацию и снятие напряжения. Ориентируется в схеме собственного тела. Умеет выражать свое эмоциональное состояние. Овладевает приемами ауторелаксации.
Развитие эмоционально-волевой сферы, внимания и памяти.
13
Распознает эмоции других людей. Дифференцирует собственные чувства и эмоции. Воспроизводит картинки и схемы по памяти. Выполняет упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Получает общее представление о материалах, их свойствах и качествах. Расширяет и углубляет информацию, полученную зрительным анализатором.
Развитие зрительного анализатора и зрительно-моторной координации.
3
Ориентируется на поле листа бумаги. Определяет расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве. Выкладывает мелкие предметы (крупы) в виде общего рисунка на бумаге.
Развитие мышления.
8
Выделяет разные свойства и качества предметов. Устанавливает отношения и взаимосвязи между предметами и явлениями. Находит отличительные и общие признаки на наглядном материале. Группирует предметы по нескольким признакам, составляют серийные ряды.