kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога по профилактике криминальных установок воспитанников СУВУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сущность психолого - педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога по профилактике криминальных установок воспитанников СУВУ»

Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога по профилактике криминальных установок воспитанников СУВУ

Сущность психолого-педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения заключается в том, что в поле зрения находится подросток и окружающая его социальная среда, а педагог-психолог помогает решению проблем подростка в процессе его социализации.

Профилактическая работа педагога-психолога осуществляется по следующим направлениям:

*изучение и выявление причин дезадаптации детей и подростков.

*предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности.

*организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска.

*взаимодействие с другими специалистами и смежными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.

В психолого-педагогической деятельности нами широко используются методы, приемы и средства. Приемы могут использоваться вне зависимости от методов. Выделяются так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы.

1. К созидающим приемам относятся такие, как: поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы подростка, доверие и др.

2. К тормозящим: приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв.

Формы профилактической работы включают просвещение, беседы, консультирование, социальную терапию, терапию развлечения и досуга.


Диагностика и профилактика делинквентного и криминального поведения воспитанников СУВУ

Индивидуальная и групповая работа предполагает выявление как слабых, так и сильных сторон личности «трудного» подростка, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют потенциал личности, на который можно опираться в процессе работы, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации.

Основные направления коррекционной работы по профилактике криминальных установок:

*просвещение подростка относительно реальной истории криминального мира, его внутрисоциальных законов и т.д.

*изменение криминально-ориентированных, антисоциальных взглядов подростка на общество и окружающий мир.

*снятие романтического ореола с криминального мира в глазах подростка.

*удовлетворение "информационного голода" подростка относительно реальной жизни криминального мира.

*переоценка собственных реальных возможностей подростка в сфере криминальных отношений.

*переоценка жизненных ценностей подростка, его отношений с окружающим миром, с обществом.

*общее расширение кругозора подростка.

*обсуждение реальных альтернативных вариантов дальнейшего жизненного пути подростка, не связанных с криминальной деятельностью.

*помощь подростку в решении психологических проблем, приведших к возникновению криминальной ориентации.


Технологии, методики и упражнения, способствующие переоценке жизненных ценностей подростка


Песочная терапия – это невербальная методика психокоррекции, механизм действия которой основан на активации жизненных ресурсов организма. Технология сочетает в себе невербальное самовыражение (процесс создания композиции из песка) и вербальную интерпретацию (рассказ об изображении). В процессе игры с песком человек обращается к своему внутреннему «Я», находит ответы на многие вопросы, учится эффективно взаимодействовать с окружающими. Коррекционное воздействие песка объясняется его приятной текстурой. Методика рекомендуется в следующих случаях:

  • ребенок испытывает трудности в вербализации своих проблем;

  • у человека слабо развиты такие качества личности, как: самостоятельность, ответственность, инициативность;

  • в силу возрастных и индивидуальных особенностей у воспитанника слабо развита эмоционально-волевая сфера;

  • необходима реабилитация после сильного стресса.

Песочная терапия как метод психологической коррекции помогает человеку повысить самооценку, избавиться от личностных комплексов, принять себя таким, какой он есть. Человек получает свободу самовыражения: в его воображении возникают образы, которые он изображает с помощью песка.

Мозартикотерапия-современная оригинальная реабилитационная технология, возникшая как симбиоз трёх глобальных психологических направлений: игротерапии, арт-терапии и психоанализа. Мозартикотерапия на практике реализуется в работе со специально разработанными комплектами игрового развивающего и реабилитационного оборудования (игр мозартики). В каждый игровой комплект входят одно или несколько игровых полей и многочисленный набор фантазийных игровых фигурок. Игровые поля создают символическую основу, своеобразную мировоззренческую «канву», базируясь на которой играющий с помощью игровых фигурок конструирует» своё видение мира, с глубоким эмоциональным включением, поиском и пониманием своего «Я». Символический фантазийно -игровой мир не уводит в страну иллюзий, а, наоборот, позволяет, во-первых, «встроить» свои проблемы в реальный мир, проработав их, освободившись негативных стереотипов и комплексов, и, во-вторых, увидеть всё богатство и разнообразные возможности этого реального мира. Каждый игровой комплект мозартики работает со своим ассоциативно-тематическим пластом картины мира:


«Витражи»-текущее эмоциональное состояние, снятие эмоционального

напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему, повышение адаптационных способностей;


«Усадьба»-ближний социальный круг, стабильность, выносливость, восстановление, обновление, успокоение. И взаимодействуя с этим образом, ребенок строит свою модель гармоничных отношений с природой и людьми.


«Городок»-дальний социальный круг, гармонизация и позитивизация индивидуальной картины мира (в этих случаях большую роль играет то, что воздействие светлых образов искусства облечено в доступную и комфортную игровую форму).


«Туманы»-глубинное эмоциональное поле, развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.) и мелкой моторики;


«Дорога в Космос»-мировоззренческая сфера, актуализация личностной активности, образного мышления, спонтанного воображения, фантазии, способности к сопереживанию.


«Русское чудо»-мировоззренческие аспекты в социальном контексте, восстановление для ребёнка значимых общечеловеческих, региональных, национальных и индивидуальных ценностей мира.


Главная цель занятий с использованием игр мозартики-это работа с внутренним миром человека, с его переживаниями, эмоциями, житейским

интересами, интеллектуальными проявлениями, с его отношением к себе, к

другим людям, к миру.

Телесно-ориентированная психотерапия — это направление в психологии и психотерапии, устраняющее проблемы и лечащее неврозы и психотравмы через различные техники телесного контакта и дыхания. В основе телесно-ориентированной терапии лежит фундаментальное понятие, без которого данное направления нельзя представить. Это телесный панцирь, хотя у него много других терминов-синонимов: мускульный, мышечный, характерологический панцирь, мускульные зажимы, эго-защита. Всего тело человека делится на 7 проблемных зон, где он может образовываться в соответствии с полученной психотравмой. Особенно остро стоит проблема в проработке психотравмирующей ситуации. Воспитанники попадают в наше заведение с психосоматическими расстройствами.

Первая цель педагога-психолога-восстановление эмоционального равновесия воспитанника, определение психотравмирующей ситуации. Ниже приведена таблица, в которой можно понять, какие психотравмы характерны для воспитанников СУВУ.



























Виды психотравм

Причины

Последствия

Методики

1.Острые (характерна кратковременность



2.Шоковые (смерть близкого, острое впечатление от увиденного)




3.Хронические (затяжной характер, длительное воздействие отрицательных явлений на психику)



-состояние постоянного стресса;

-усиление симптомов невроза;

-конфликтность;

-кризис в отношениях с родными, близкими и окружающими людьми;

-сильные жизненные потрясения (развод, потеря близкого человека);

-пережитое насилие (психологическое, сексуальное, физическое);

-суицидальные настроения;

-резкая смена настроения;

-приступы агрессии;

-страхи и тревоги переходящие в фобии;

-постоянное ощущение одиночества;

-рассеянное внимание, снижение памяти;

-снижение иммунитета;

-учащенное сердцебиение;

-головные боли;

-суетливость;

-пугливость;

-нет возможности расслабиться;

-телесно-ориентированная психотерапия («Истерика», «Брыкание», «Крик», «Рычание», «Высвобождение шума»);

-методика «Мозартика» («Космос», «Усадьба», «Городок», «Туманы», «Витражи»);

-арттерапевтические упражнения:

*тест «Гомункулюс»

* «Метафорический портрет»;

*упражнения с морскими камнями «Расстановки»; «моя семья», «Мир вокруг меня»;

*Метафорические карты «Женщина и мужчина», «Сказочный образ»

*упражнения с использованием пластилина «Вылепи свой страх», «Мой мир»











Схема работы с телесным панцирем

Чтобы помочь человеку в решении его проблем, телесная психотерапия работает параллельно с обеими сущностями — внешней и внутренней:

  1. Выявляется вид телесного панциря, и где именно он находится.

  2. Постепенно снимается напряжение с проблемного участка тела различными техниками.

  3. Попутно выявляется психотравма.

  4. Ведётся параллельная работа с ней.

  5. Излечиваются невротические и другие расстройства.

Телесный панцирь — это защитные силы организма, физически подавляющие страхи, внутреннее беспокойство, комплексы и всё, что представляет угрозу для психики. В телесно-ориентированной терапии часто применяются направления арт-терапии. В частности, танцевальное и драматическое. Для работы с психотравмами используются обычные техники и приёмы, типичные для всех направлений в психотерапии: беседа, групповые тренинги, аффирмации. При работе с детьми в ТОТ также используются сказкотерапия, дыхательные гимнастики, ролевые игры, групповые тренинги.

Регулярная проводимая коррекционная деятельность педагога-психолога помогает решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может быть полезна подростку в течение длительного времени. С помощью методов, приемов и средств педагог-психолог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства подростка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Светлана Сергеевна Топорова

Дата: 29.10.2021

Номер свидетельства: 589977

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства