Просмотр содержимого документа
«Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Мальчик (6 лет) – активный ребенок, непоседа, очень жизнерадостный и не по возрасту смышленый. Но с 3-ех лет боится темноты, причем определенно не может сказать, что именно страшит его в темной комнате или в малоосвещенном уголке улицы: некие чудовища, приведения, убийца или, просто страх перед неизвестным, перед неведеньем. Хотя родители предполагают, что, скорее всего, страх перед темными пространствами вселила в малыша кошка, которая решила посреди ночи поточить свои когти под кроватью. Но так как прямых визуальных ассоциаций у ребенка нет – он просто боится того характерного условия, в котором и произошло это событие – темноты.
Очутившись в темном пространстве, мальчик, как правило, старается быстрее перебежать в освещенное место. Делает это он молниеносно, сопровождая побег специфическими звуками и криками. Это приводит ребенка к состоянию тревожности, ведь с наступлением ночи таких приключений может быть два и более. Но мальчик, тем не менее, иногда самостоятельно делает попытки преодолеть свой страх, правда все реже и не очень успешно.
Родители откровенно скептически относятся к подобным опасениям ребенка: после неоднократных рассказов о мифических существах или неких невероятных субстанциях они прекратили оказывать какую-либо моральную поддержку ребенку, стали говорить мальчику, что он все придумывает, это плод нездоровой фантазии и даже стали проявлять раздражение, в ответ на просьбы включить свет в соседней комнате. Не видя поддержки в маме и папе, ребенок старается самостоятельно включить свет в нужной ему комнате, максимально задействует осветительные приборы.
Со временем у мальчика стала все ярче проявляться неуверенность в себе, общее чувство тревожности, все это стало пагубно отражаться и на процессе развития ребенка, его психическом состоянии. Постепенно ребенок перестал искать поддержку в маме и папе, а страх перед темнотой по-прежнему сохранился.