kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекция детско-родительских отношений (начальные классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачастую родители не знают, как справиться со своим чадом, обращаясь при этом  к помощи специалистов, не понимая, что проблема лежит в самой семье.

Именно родители, являясь первыми воспитателями ребенка, нередко допускают серьезные ошибки, что ведет к увеличению числа детей с различными отклонениями в развитии, нарушениями эмоционально-личностной сферы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция детско-родительских отношений (начальные классы)»

Авторская программа

Коррекционно-развивающих занятий, направленная на развитие детско-родительских отношений

«Счастливы вместе»


Если мы хотим, чтобы ребенок

повзрослел и избавился от детских проблем, надо добиться, чтобы «повзрослела» вся семья.

Ю.С. Шевченко


Подготовила: Бектурганова Б.А.

Северо-Казахстанская область

Кызылжарский район

ОФ «Қызылжар Абай орта мектебі»


Пояснительная записка

         Конец XX и начало XXI столетия в нашей стране отмечены повышением интереса специалистов к проблемам современной семьи. Такое внимание объясняется не только профессиональной проблематикой, но и появлением значительных трудностей в развитии института семьи, в частности нарушением детско-родительских отношений. Именно родители, являясь первыми воспитателями ребенка, нередко допускают серьезные ошибки, что ведет к увеличению числа детей с различными отклонениями в развитии, нарушениями эмоционально-личностной сферы.

Являясь педагогом-психологом в Петерфельдской средней школе, а ныне «Қызылжар Абай орта мектебі», после бесед с социальным педагогом, классными руководителями и запросами от родителей «Почему мой ребенок плохо учится?», провела анализ ситуации по семьям в виде опроса среди учащихся. В ходе опроса выяснилось, что 67% учащихся нуждаются в родительской любви и внимании, а 33% - получают их в должной степени.

Основываясь на беседах и опросе, решила создать авторскую программу по коррекции детско-родительских отношений.

Актуальность:

Зачастую родители не знают, как справиться со своим чадом, обращаясь при этом к помощи специалистов, не понимая, что проблема лежит в самой семье.

Именно родители, являясь первыми воспитателями ребенка, нередко допускают серьезные ошибки, что ведет к увеличению числа детей с различными отклонениями в развитии, нарушениями эмоционально-личностной сферы.

Роль семьи в процессе психического развития ребёнка школьного возраста является главной. В современном обществе этот вопрос особенно актуален, ведь изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребёнком эмоциональный контакт сводится к минимуму.

Психологические проблемы диады родитель-ребенок не могут быть решены только благодаря психокоррекции родителя или только психокоррекции ребенка. Для того, чтобы снять эти проблемы и предупредить возможность их возвращения, необходима совместная психокоррекционная работа как с родителями, так и с детьми.

Цель программы – коррекция детско-родительских отношений, приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности, развитие личности ребёнка с помощью родителей и при его активном участии.

Основные задачи программы:

  • Установление и развитие доверительных отношений между родителем и ребенком.

  • Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок»;

  • Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;

  • Помощь родителям в адекватном оценивании уровня развития, проблем ребенка и определении оптимальных путей взаимодействия с ним;

Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы ожидается положительная динамика в оценке родителями своих взаимоотношений с детьми, сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений, повышение самооценки ребенка.

Содержание работы:


Программа состоит из 12 занятий с периодичностью 1 раз в неделю по 60 мин. Рассчитана на групповые занятия с детьми младшего школьного возраста, совместно с родителями (1-4 класс)

Каждое групповое коррекционное занятие имеет определенную структуру и включает в себя разнообразные психотехнические упражнения и приемы, направленные на решение задач программы. Остановимся подробнее на каждом элементе, включенном в общую структуру занятия.

Приветствие – в данной программе это важный момент работы с группой, позволяющий сплотить участников, создать атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка используется как средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности. Для этой цели используются специальные вводные психогимнастические упражнения, упражнения на развитие внимания, снятие напряжения, сокращения эмоциональной дистанции.

В основной части занятия приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, развитие эмоций, установление взаимоотношений между родителями и ребенком, динамическое развитие группы.

Домашнее задание - на него возложено создание мотивации, умения работать самостоятельно, поддержания себя в активной форме. В нем участвуют родители и ребенок. Задание помогает осмыслить то, что происходило на занятиях, и так как последние проходят мобильно, эмоционально, то при выполнении задания дома участники имеют возможность более осознано его прочувствовать.

Последовательность упражнений предполагает чередование видов деятельности, смену психофизического состояния членов группы.

Сказкотерапия.  Привлекательность сказок для психологической коррекции состоит, прежде всего, в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения (проблема агрессивности, капризы, страхи) на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Коррекционную сказку можно рассказать ребенку не обсуждая, давая ему возможность таким образом подумать самостоятельно о том, что даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок.

Арт-терапия в зависимости от целей и задач программы проводится в основном в паре «ребенок-родитель» и позволяет добиться большой динамики коррекционного процесса. Совместное участие в художественной деятельности помогает сделать коммуникацию более успешной, способствует созданию отношений взаимного принятия.

Телесная коррекция используется с целью эмоционального и телесного сближения родителей и детей, изучения телесно-мышечных ощущений, осознания собственного тела и в итоге - психофизическую интеграцию эмоций и разума. Эти упражнения позволяют обучить участников снятию мышечных зажимов.

В ходе выполнения упражнений на тактильный контакт, невербальное общение родитель и ребенок учатся понимать друг друга, выражать свои чувства, свою любовь и нежность.

Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоционально-смысловом (было хорошо – было плохо и почему, что показалось самым важным, полезным), эмоционально-оценочном (оценка своего эмоционального состояния «здесь и сейчас»).

Ритуал прощания способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе, используется в нашей программе как единое упражнение для всех занятий.

Кол-во занятий

Темы

занятий

Цель

Средства и методы

Ожидаемые результаты

1

1. Знакомство

1.знакомство, сплочение, представление занятий.

1. Игры и упражнения, облегчающие знакомство и направленные на сплочение.

1. Максимальное раскрытие каждого участника, начало сплочения диады «родитель-ребенок»

7

2. Общение

3. Мы едины

4-5. Наши страхи

6-7. Берег душевной непогоды.

8. А мы умеем…

2. Расширение запаса средств общения, развитие навыков социального взаимодействия.

3. Улучшение взаимоотношений взрослых и детей. Раскрытие мира эмоций и способов их выражения.

4-5. Формирование умения вербально выражать свои чувства, психокоррекционное воздействие на различные виды страхов.

6-7. Обучение выражению негативных чувств социально - приемлемыми способами, выяснение причин конфликтов, обучение конструктивным способам разрешения конфликта.

8. Тренировка навыков общения, эмоциональное сближение членов группы, знакомство с социальными поведенческими стереотипами.

2. Игровые технологии: игры, игровые упражнения и задания, психогимнастика, психологические этюды.

3. Психо-коррекционные сказки: прослушивание.

4-5. Элементы дискуссии (беседа, обсуждение сказок).

6-7. Арт-коррекция (работа с рисунком, с масками, техника коллажа).

8. Коммуни-кативные технологии (эмпатическое слушание).

Телесно-ориентированная коррекция (этюды и упражнения)

2. Нахождение общего языка ребенка и родителя. Умение быть услышанным и слышащим.

3. Умение выражать свои эмоции в полной мере, не скрывая их от родителей (ребенка)

4-5. Умение вербально выражать свои чувства по отношению друг к другу. Умение преодолевать совместно (родитель-ребенок) свои страхи.

6-7. Умение преодолевать, решать конфликты мирным способом, умение слушать и слышать родителей (ребенка).


4

9-10. Поляна ощущений.

11. Волшебная страна доверия.

12. Мы счастливая семья.

9-10. Эмоционально-телесное сближение родителя и ребенка; улучшение самочувствия при межличностном общении; развитие эмпатии; развитие навыков социального взаимодействия;

11-12. закрепление позитивного отношения к себе и своей семье.

9-10.Эмпатическое активное слушание.

Арт-коррекция (коллаж, парное рисование).

11. Сказкотерапия (медитативная сказка).

12. Игровые упражнения на развитие эмпатии, взаимопонимания родителя с ребенком.

Приемы, обеспечивающие групповую динамику.

9-10. Эмоционально-телесное сближение родителя и ребенка; улучшение самочувствия при межличностном общении

11-12. Умение доверять друг другу, открыто говорить друг с другом, умение просить помощи друг у друга.





















Диагностический этап.

Входная диагностика для родителей

При составлении данной программы с сентября месяца я провела диагностику по методике PARI, которая предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы – американские психологи Е.С.Шефер и Р.К.Белл, адаптирована - Т.В.Нещерет.

В данном тестировании приняли участие 12 семей (по запросам кл. руководителей, и на основе бесед с соц. педагогом)

Для уточнения некоторых данных, полученных с помощью теста PARI, мы в процессе беседы с родителями выясняли роль каждого супруга в процессе воспитания детей, бывают ли у супругов разногласия по поводу воспитания, чье мнение бывает решающим. Кроме того, мы просили рассказать супругов о своих реальных отношениях с детьми, вспомнить некоторые ситуации общения с детьми.

Анализ результатов беседы показал, что наиболее активными в воспитании детей признавали себя женщины (с чем их супруги соглашались), в случае разногласия «последнее слово» часто принадлежало жене. Таким образом, в нашем исследовании прояснилось, что наиболее активны в процессе воспитания детей именно матери, их установки относительно детско-родительских отношений, особенно в молодых семьях, являются доминирующими, именно они являются основными проводниками стиля детско-родительских отношений. Влияние отцов проявляется в меньшей степени, что, как нам кажется, вызвано их меньшей реальной включенностью в процесс воспитания детей.

Анализ представлений родителей, выявленных в нашем исследовании, мы проводили в двух направлениях: анализ представлений супругов как семейной пары; анализ представлений родителей о детско-родительских отношениях в зависимости от пола. Прежде всего проанализируем представления родителей по выделенным в данном тесте факторам – демократичность отношений, наличие гиперопеки, авторитарность в отношениях с детьми.






Таблица

Выраженность представлений супругов о детско-родительских отношениях, объединенных в различные факторы

Факторы

Демократичность

Гиперопека

Авторитарность

Семьи

7 семей

3 семьи

2 Семьи



Диаграмма

Отметим, что фактор «демократичность» включает в себя шкалы: «Возможность ребенка высказаться», «Равенство родителей и ребенка», «Поощрение активности ребенка», «Товарищеские отношения между родителями и детьми». В целом можно сказать, что более демократичными показали себя семьи с младшими школьниками – 58% (7 семей).

Фактор «Гиперопека» включает в себя следующие шкалы: «Оберегание ребенка от трудностей», «Зависимость ребенка от матери», «Сверхавторитет родителей», «Подавление агрессивности ребенка», «Подавление сексуальности ребенка», «Навязчивость родителей». По данному фактору мы получили небольшие показатели – 25% (3 семьи), хотя в данном случае наблюдаются различия между взглядами мужчин и женщин.

По фактору «Авторитарность» во всех семьях, имеющих детей (шкалы: «Подавление воли ребенка», «Супружеские конфликты», «Строгость родителей», «Раздражительность родителей», «Мученичество родителей»), вышло 17% (2 семьи).

Причины изменения взглядов супругов на детско-родительские отношения необходимо искать в особенностях реального взаимодействия родителей с детьми того или иного возраста.

Итак, в семьях, имеющих детей – младших школьников, показатели по факторам «Демократичность», «Гиперопека» и «Авторитарность» близки к социальному нормативу.

Также для учащимся была предложена проективная методика «Кинетический рисунок семьи» Р.Бенса и С.Кауфмана, которая дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.

В данной методике приняли участие 12 учащихся.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный лист бумаги для рисования, карандаши и ластик. После того, как дети заканчивали рисунок, мною отдельно проводилась беседа по следующей схеме:

  • Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?

  • Где работают и учатся члены семьи?

  • Как в семье распределяются домашние обязанности?

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей проанализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов.
Исходя из количества баллов, определили симптомокомплексы семейной ситуации.

Выделяют 5 симптомокомплексов:

  1. Благоприятная семейная ситуация.

  2. Тревожность.

  3. Конфликтность в семье.

  4. Чувство неполноценности в семейной ситуации.

  5. Враждебность в семейной ситуации.

В таблице описаны симптомы каждого симптомокомплекса и протокол результатов

Сводная таблица результатов:

 

София В.

Глеб В.

Эмилия Б.

Дмитрий

Т.

Камила Г.

Ангелина

Г.

Асыл Т.

Аружан С.

Улан У.

ВасилийП.

Даша А.

Ксюша Р.

Благоприятная семейная ситуация

0,9

0,9

0,9

0,9

0,1

0,6

0,8

0,3

0,1

0,7

0,9

0,7

Тревожность

0

0

0,3

0

3,1

0

3

3,4

3,4

3,4

0

0,2

Конфликтность в семье

0

0

0,1

0

2,2

0

0

2,5

2,5

0,4

0

0

Чувство неполноценности в семейной ситуации

0

0,2

0

0

0,4

0,2

0,2

0,6

0,6

0,2

0

0

Враждебность в семейной ситуации

0

0

0,2

0

0,2

0

0

0,5

0,5

0,2

0

0


В результате проведения КРС с детьми были получены следующие результаты:

- по всем симптомам благоприятная семейная ситуация в 7 семьях (58%): Ксении, Софии, Глеба, Эмилии, Дмитрия, Асыла. Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью;

- резко повышенную тревожность ощущают дети в 4-х семьях (33%): Аружан, Улан, Василия, Камилы. Сильная штриховка или сильный нажим при изображении фигур выдают чувство тревоги, которое испытывает ребенок по отношению к данному персонажу;

- выраженная конфликтность отмечается в 2-х семьях (17%): Аружан, Улан. Изображение вещей, в основном это мебель, также отражает эмоциональную озабоченность по поводу семейной ситуации, по поводу того, что ситуация тревожит ребенка, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились отношения;

- чувство неполноценности в семейной ситуации ощущают дети в 3-х семьях (25%): Аружан, Улан. Маленькие фигурки себя, изображенные в окружении родителей, выражают чувства беспомощности, бессилия. Они чувствуют себя слабыми, незначимыми в семье. Изображение себя в нижней части листа указывает на депривацию ребенка, чувство неполноценности, которое они испытывают в семье;

- чувство враждебности в семейной ситуации отмечается в 2-х семьях (17%): Аружан, Улан. Если ребенок рисует себя с раскинутыми в сторону руками, с подчеркнутыми длинными пальцами, то это связано с его агрессивными желаниями - ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим.

Большой уровень тревожности, покинутости, выраженная конфликтность отмечается в 4-х семьях, что составило 33%: Аружан, Улан, Василий, Камила. При наблюдении за процессом рисования была также получена полезная информация о семейных отношениях ребенка: постоянно прикрывали рукой свой рисунок, что свидетельствовало о недоверии детей к своим силам, о их потребности к поддержке со стороны взрослых. Основная группа ребят начинала свой рисунок с изображения мамы или папы, к которым они хорошо относятся. Расположение членов семьи на рисунке показывает их взаимоотношения, дети в основном рисовали их близко друг к другу.

Эмоциональное состояние – особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта / дискомфорта как интегральные ощущения благополучия\неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом.

Настроение – в разной степени осознаваемое психическое состояние как положительный или отрицательный фон психической жизни индивида.

Эмоциональное самочувствие – ощущение или переживание ребенком комфорта\дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.

Таким образом, можно заключить, что благоприятная семейная обстановка (67%) положительно сказывается на эмоциональном состоянии и эмоциональном самочувствии ребенка, на формировании индивидуально-личностных качествах детей, их взаимоотношениях с родителями, но есть семьи (33%), где дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.

Исходя из данных диагностик, на групповое коррекционное занятие приглашены 4 семьи.





Промежуточная диагностика

С середины сентября мною были организованы коррекционные групповые занятия с данными семьями. До сегодняшнего прошли 5 занятий. После 5 занятий провела промежуточную диагностику на выявление положительной или отрицательной динамики роста в детско-родительских отношениях.

У учащихся провела повторную проективную методику «Кинетический рисунок семьи».

В результате методики выявилась незначительная динамика роста (данные отражены в таблице)

Промежуточная диагностика

 

Камила Г.

Аружан С.

Улан У.

Василий П.

Благоприятная семейная ситуация

0,4

0,5

0,3

0,9

Тревожность

2

2

2

2,3

Конфликтность в семье

2

2

2

0,4

Чувство неполноценности в семейной ситуации

0,2

0,5

0,4

0,2

Враждебность в семейной ситуации

0,2

0,5

0,4

0,2





















Сравнение входной и промежуточной диагностики













Итоговая диагностика не проведена, т.к программа все еще находится в апробации, но по промежуточной диагностике можно сделать вывод, что программа идет на пользу в решении детско-родительких отношений.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коррекция детско-родительских отношений (начальные классы)

Автор: Бектурганова Биана Асхатовна

Дата: 20.11.2020

Номер свидетельства: 563850


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства