Контрольная работа По дисциплине диагностическая деятельность социального педагога
Контрольная работа По дисциплине диагностическая деятельность социального педагога
В широком смысле слова профконсультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа По дисциплине диагностическая деятельность социального педагога»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БИРСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра психологии
Кафедра социальной педагогики и социальной работы
Направление 44.03.02
Психолого педагогическое образование
Профиль «Психология и социальная пеагогика»
Контрольная работа
По дисциплине диагностическая деятельность социального педагога.
Выполнила : студентка 3 курса
2 группы Бикбулатова З.Х..
Факультетский руководитель
к. п. н. доцент Логачева Л.Р.
Бирск 2017 Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности профессиональной ориентации школьников §1. Технология профессиональной ориентации старшеклассников
Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы:
- индивидуальные
- групповые
- массовые.
К методам профессиональной ориентации относятся:
- информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы ; справочная литература; информационно-поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции, проф. ориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; использование средство массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.
- методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании): беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов); опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.
- методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения, тренинга общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант, “праздники труда”, и т.п.
Составными компонентами профориентационной работы являются:
- профессиональное просвещение;
- изучение школьников в целях профориентации;
- профессиональная консультация;
- профессиональный отбор;
- социально-профессиональная адаптация молодежи.
Основные направления работы в этой области можно выразить так:
- профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;»
- в процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
- профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;
- ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу [27].
Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.
Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.
Изучение школьников в целях профориентации
Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Профессиональная консультация учащихся
В широком смысле слова профконсультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.
Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:
1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.
2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.
3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.
Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.
Цель данного эмпирического исследования - выявить как проводится профориентационная работа в школе.
Задачи эмпирического исследования:
1. Разработать анкету для учащихся.
2. Провести беседу с классными руководителями.
3. Провести анкетирование на профессиональное самоопределение учащихся.
4. Проанализировать полученные результаты.
5. Разработать программу по профессиональной ориентации для старшеклассников.
В соответствии с темой исследования была разработана анкета на профессиональное самоопределение, позволяющая выявить определились ли учащиеся с выбором профессии и учебного заведения, а также каким образом ведется подготовка к будущей профессии.
Для обобщения опыта учителей по профориентации была проведена беседа среди классных руководителей десятых классов.
Всего в исследовании приняли участие 47 учащихся десятых классов и 10 классных руководителей.
§2. Содержание и методы профориентации старшеклассников средствами учебной деятельности (образовательные области и профессиональное обучение)
Объектомявляются учащиеся старших классов. Представляя учащихся в качестве объекта, необходимо сделать оговорку: так определено только в смысле направленности деятельности (цель: способствовать успешному профессиональному самоопределению учащихся для успешной адаптации в профессиональной среде). В процессе же деятельности у специалистов с учащимися складываются субъект-субъектные отношения, предполагающие равенство и активность самоопределяющихся, то есть учащиеся являются одновременно и субъектом и объектом деятельности.
С учетом специфики деятельности субъектов в профессиональном самоопределении учащихся старших классов могут быть выделены следующие их функции:
функции социального педагога — прогностическая, дидактическая, организационная, посредническая;
функции учителя — дидактическая и прогностическая;
функции родителей — организационная и прогностическая.
Социально-педагогическая поддержка школьников в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов[45].
Система социально-педагогического сопровождения представляет собой целостную систему, которая состоит из следующих компонентов.
1. Диагностический компонент – основа для постановки цели и задач. Диагностика проводится с применением следующих методов: тестирование, анкетирование, интерпретация педагогической ситуации (совместно с психологом), обращение к педагогам или психологу ребенка, родителям, классному руководителю.
2. Организационный – выбор средств социально-педагогического сопровождения. На организационном этапе осуществляется подбор команды, определение средств и форм работы.
3. Деятельностный – собственно реализация социально-педагогического сопровождения, которая может осуществляться на основе следующих подходов: указание (педагог самостоятельно принимает решение о том, что необходимо клиенту), соглашение (условия согласовываются с клиентом, обозначая цель и организационные моменты) и согласие (социальный педагог соглашается с предложенной клиентом схемой, но такая форма работы малоэффективна).
4. Аналитический – анализ и коррекция деятельности [31].
Предварительный этап — ещё до встречи со школьником, на котором консультант должен познакомиться с предварительной информацией об учащемся и на основании анализа этой информации выдвинуть предварительную профориентационную гипотезу — определить проблему и наметить пути её решения.
1. Общая оценка ситуации консультирования по следующим составляющим: особенностей данного учащегося (в чём он сам видит проблему), условия консультирования (насколько они помогают решать проблему учащегося), самооценка профконсультанта (насколько он готов помочь данному школьнику). На первом этапе важно не столько “исследовать” учащегося, сколько помочь ему сформулировать собственную проблему, поэтому особенное значение имеет организация эмоционально-доверительного контакта со школьником и такое последовательное развитие этого контакта: вначале – максимальная доброжелательность; далее – доброжелательность и конструктивность; в завершение консультации - доброжелательность и оптимальное настроение.
2. Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает общее представление о проблемах клиента и возможного пути и средства решения этой проблемы.
3. Совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, например, стандартизированных психодиагностических средств. Главное, чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, т.е. оставался субъектом самоопределения[17].
Работа на данном этапе предполагает решение следующих основных задач:
1. Информационно-справочная, может быть решена с помощью профессиограмм, специальной справочной литературы, компьютерных информационно-поисковых систем и т.п.
2. Диагностическая, направленная в идеале на самопознание юноши (девушки), может быть решена с использованием несложных, понятных клиенту психодиагностических методик.
3. Связанная с морально эмоциональной поддержкой самоопределяющегося человека. Здесь могут быть использованы приёмы и техники, заимствованные из психотерапии и консультативной психологии, а также специальные игровые профконсультационные методики. Цель такой работы — вселение в клиента оптимизма, уверенности в себе, а также проигрывание в специальных процедурах сложных моментов, связанных с самоопределением.
4. Задачи связанные с принятием конкретного решения.
5. Совместное поведение итогов, что важно как для рефлексии учащегося, так и для развития рефлексии самого профконсультанта.
Согласно данной структуре была разработана социально-педагогическая программа поддержки профессионального самоопределения старших школьников.
В заключении следует отметить, что цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сама профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. Социально-педагогическая деятельность в профессиональном самоопределениипредставляет собой вид деятельности, направленный на оказание помощи учащимся в процессе их профессионального становления посредством профессионально-ролевой адаптации и самоопределения для успешной интеграции в профессиональную среду[17].
По результатам бесед, проведенных с классными руководителеми, в нашей школе ведется плановая работа по профессиональной ориентации старшеклассников:
- большое внимание уделяется проведению экскурсий на различные предприятия, вуз, ПТУ, коллежи, а также практикуются индивидуальные беседы с учащимися, позволяющие выявить их интересы;
- создаются профильные классы с углубленным изучением отдельных предметов (классы с углубленным изучением английского языка, математические, гуманитарные классы);
- организация факультативов;
- классные руководители проводят классные часы в данном направлении, оформляют стенды;
- проводятся различные тесты, опросники, помогающие ребятам определиться с выбором будущей профессии, определяются профессиональные склонности и интересы (Карта интересов, тест Голланда), способности (Школьный тест умственного развития), личностные особенности учащихся;
- проводятся коллективные и индивидуальные беседы, консультирование.
На вопрос, «Какие формы профессиональной ориентации старшеклассников Вы используете?», были получены следующие результаты, представленные в таблице 1:
Таблица 1. Формы профориентации старшеклассников в школе МБОУ СОШ № 7г. Бирска
Варианты ответов
Кол-во человек
Показатели в %
1. Просвещение
6
60
2. Изучение школьников
4
40
3. Консультирование
2
20
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 1.
Рис.1 Формы профориентации старшеклассников
Согласно полученным данным, 60 % классных руководителей в нашей школе используют в качестве формы профориентации старшеклассников – профессиональное просвещение, что составило 6 человек, 40 % - изучение школьников, что составило 4 человека, 20 % - профессионально консультирование, что составило 2 человека.
Таким образом, основной формой профессиональной ориентации старшеклассников является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
На вопрос, «Какие методы Вы используете для профессиональной ориентации старшеклассников», были получены следующие данные, представленные в таблице 2:
Таблица 2. Методы профориентации старшеклассников в школе МБОУ СОШ № 7г. Бирска
Варианты ответов
Кол-во человек
Показатели в %
1. Профориентационные экскурсии
10
100
2.Диагностика учащихся
5
50
3.Индивидуальные беседы
8
80
4. Групповые беседы
8
80
5.Игры
7
70
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 2. Рис.2 Методы профориентации старшеклассников в школе МБОУ СОШ № 7г. Бирска
Рис.2 Методы профориентации старшеклассников
Согласно полученным данным, профориентационные экскурсии проводятся всеми классными руководителями, и является основным методом профориентации старшеклассников; диагностика учащихся проводится 5 учителями, что составило 50 % опрошенных классных руководителей; индивидуальные и групповые беседы, в целях профориентации, практикуются 8 опрошенными классными руководителями, что составило 8 человек; игры проводятся 7 классными руководителями, что составило 70 % опрошенных учителей.
Таким образом, значительное внимание уделяется классным руководителями профориентационным экскурсиям, тогда как диагностике учащихся отводится незначительное место. На вопрос «Существуют ли у Вас собственные программы профориентации?», положительные ответы даны не были.
Чтобы убедиться в эффективности профориентационной работы, которую проводят классные руководители, было проведено анкетирование учащихся на профессиональное самоопределение. На вопрос «Выбрали ли вы свою будущую профессию?» были получены следующие данные, представленные в таблице 3:
Таблица 3. «Выбрали ли Вы свою будущую профессию?»
«Выбрали ли Вы свою будущую профессию?»
Кол-во человек
Показатели в %
Да
18
38,2
Нет
29
61,7
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 3.
Рис.3 Ответ на вопрос «Выбрали ли вы свою будущую профессию?»
Согласно полученным данным, 61,7 % учащихся, что составляет 29 человек, еще не определились с выбором профессий; тогда как 38,2 % учащихся, что составляет 18 человек, имеют варианты своей будущей профессии. То есть большинство учащихся не выбрали свою будущую профессию.
На вопрос, относительно источников знаний о профессиях были получены следующие данные, представленные в таблице 4.
Таблица 4. Источники знаний о профессиях
Варианты ответов
Кол-во человек
Показатели в %
1. беседы с родителями
17
36,1
2. экскурсии
10
21,2
3. средства массовой информации
7
14,8
4. школа
13
27,6
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 4.
Рис.4 Источники знаний о профессиях
Согласно полученным данным, 36,1 % учащихся называют в качестве источника знаний о профессиях беседы с родителями, что составило 17 человек; 27,6 % в качестве источника знаний о профессиях называют школу, что составило 13 человек; 21,2 % как источник знаний о профессиях выделяют различные профориентационные экскурсии на предприятия, в вузы, что составило 10 человек; 14,8 % источником знаний о профессиях называют средства массовой информации, что составило 7 человек. То есть, беседы с родителями, является основным источником знаний учащихся о профессиях.
Из 100 % опрошенных старшеклассников, 72,3 % учащихся, т.е. 34 человека, связывают профиль обучения со своей будущей профессией.
На вопрос «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?», были получены следующие данные, представленные в таблице 5:
Таблица 5. «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?»
Варианты ответов
Кол-во человек
Показатели в %
1. буду работать по этой специальности
9
26,4
2. буду работать по схожей специальности
8
23,5
3. пойду учиться в данном направлении
17
50
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 5
Рис. 5 Ответ на вопрос «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?»
Таким образом, согласно полученным данным, 26,4 % дали ответ «буду работать по этой специальности», что составило 9 человек; 23,5 % дали ответ «буду работать по схожей специальности», что составило 8 человек; 50 % дали ответ «пойду учиться в данном направлении», что составило 17 человек.
Тогда как, 27,7 %, что составляет 13 человек, не связывают профиль обучения со своей будущей профессией, и собираются выбрать другую специальность.
На вопрос «Каким образом вы готовите себя к своей будущей профессии?» были получены следующие данные, представленные в таблице 6:
Таблица 6. Подготовка к будущей профессии
Варианты ответов
Кол-во человек
Показатели в %
1. профильное обучение
47
100
2.посещение факультативов, курсов
22
46,8
3. знакомство с учебными заведениями и правилами приема
8
17
Рис. 5 Подготовка к будущей профессии
Согласно полученным данным, 100 % учащихся обучаются в профильных классах, что составило 47 человек; 46,8 % учащихся посещают факультативы, что составило 22 человека; 17 % учащихся посещают курсы, что составило 8 человек.
Таким образом, инициативу и самостоятельность в подготовке к будущей профессии проявляет незначительное число учащихся.
Деятельность классных руководителей является малоэффективной, т. к. больше половины учащихся, не определены с выбором профессии (особенно это касается учащихся 9 классов), многими учащимися не связывается профиль обучения с их будущей профессией, а также больше информации о профессиях ребята узнают посредством бесед с родителями. Очень мало внимания уделяется самопознанию учащихся. Одной из причин может служить отсутствие единой программы профориентации, т.к. классные руководители не могут проводить профориентацию в полной мере, в силу наличия других обязанностей нами
Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.
Задача школы - воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки, для этого необходима планомерная программа.
Разработанная программа по профориентации направлена на изучение личностных особенностей школьников, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.
Цели программы:
1. приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии;
2. планирование своего профессионального пути;
3. формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и состояние здоровья с требованиями выбираемой профессии;
4. содействие личностному развитию.
Задачи:
1. Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
2. Помощь учащимся в формировании собственной позиции к миру профессий, рынку труда, создание на ее основе портфеля достижений, выбор маршрута профессионального становления.
3. Активизация и развитие процесса самопознания личности учащихся с целью ориентации на адекватный профессиональный выбор.
4. Развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
5. Формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом.
В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: “круглый стол”, индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы.
Примерный перечень формируемых знаний и умений:
- учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
- учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные психологические и физиологические особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Учебно-тематический план программы:
А) Мир профессий. Дать определения: профессия, специальность, квалификация, должность
Классификация по типам профессий (Е.А. Климов), объекту, характеру труда, видам деятельности и др. Методика “Матрица профессий”. Знакомство с профессиограммами (занятие с элементами практикума).
Дать определение понятиям “профессиограмма: цель труда, предмет труда, средства и условия организации труда”, “профессиональная пригодность”. Опросник ДДО Климова, Карта интересов.
1. Профессия типа “Человек – техника”.
2. Профессия типа “Человек – природа”.
3. Профессия типа “Человек – знаковая система”.
4. Профессия типа “Человек – человек”.
5. Профессия типа “Человек – художественный образ”.
6. Пути получения профессии
Значительное место необходимо отвести активизирующим методикам, которые направлены на формирования школьника и на вооружение его доступными средствами для реализации своих перспектив. Это профориентационные игры, игровые упражнения, дискуссии, активизирующие и ценностно-смысловые опросники.
Б) Диагностика личностных особенностей, интересов, способностей, направленности личности школьников
Для данной работы могут использоваться следующие методики. Достоинством данных методик является то, что кроме диагностической информации, они несут в себе и активизирующий потенциал.
- Исследование направленности личности (методика Кейрси).
- “Карта интересов”.
- Методика исследования социальной направленности личности Дж. Голланда.
- Методика “Мотивы выбора профессии”.
- Анкета “Ориентация” (хочу, могу, надо).
- ЛПП (автор Пряжников Н.С).
- Исследование интеллектуальных особенностей учащихся.
Каждое занятие включает в себя теоретическую часть, на которой учащиеся знакомятся с необходимыми сведениями по основам психологии и профессиоведения, и практическую часть, где отрабатывают практические навыки принятия решения бесконфликтного общения и т.д.
Если занятия не построить по такой схеме, то они будут скучными, утомительными, неинтересными. Важно, чтобы подбор практических методик, иллюстрирующих теоретические вопросы, занимал большую часть, чем теория.
Для проведения занятий необходимо использовать следующие формы и методы: беседы, диагностические методики, творческие задания, экскурсии. Очень важно при подборе методик использовать принцип разнообразия. Кроме того, необходимо подобрать такие методики, где учащиеся могли обсудить результаты со своими родителями.
В) Планирование профессионального пути
1. Современный рынок труда и его требования.
Понятие рынка профессий. Самостоятельность и ответственность в профессиональной деятельности. Коллективность трудового процесса. Профессионализм и самосовершенствование. Возможности получения профессионального образования в нашем регионе.
2. Мотивы и основные условия выбора профессии.
Понятие о мотивах выбора профессии. “Хочу – могу – надо” - необходимые условия правильного выбора.
3. Перспективы профессионального старта.
Навыки самопрезентации. Как правильно составить резюме. Правила поведения на собеседовании. Интервью при приеме на работу (ролевая игра).
4. Построение образа профессионального будущего.
Планирование карьеры. Цепочка ближних и дальних целей. Пути и средства достижения целей. Внешние и внутренние условия достижения целей.
5. Подготовка к будущей карьере.
Психологический портрет личности. Ролевая игра “Встреча через 10 лет”.
6. Итоговое занятие “Перелистывая страницы”.
Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути.
Выводы к главе 2: Таким образом, в соответствии с темой исследования были выявлены следующие проблемы: работа по профориентации в старших классах является малоэффективной, значительное число учащихся не определены с выбором профессии, мало внимания уделяется изучению личностных особенностей школьников, ознакомлению с миром профессий.
На основе анализа данных проблем и существующих программ была составлена программа по профориентации для старшеклассников. Во второй главе работы дается характеристика методов диагностики готовности учащихся к выбору профиля обучения и описывается разработанная и апробированная на практике система социально-педагогического сопровождения – система взаимосвязанных социально-педагогических мероприятий, адекватных поставленной цели, выстраиваемых на основе теоретических положений и воспитательных стратегий.
Таким образом, квалифицированное социально-педагогическое сопровождение в системе профессионального самоопределения и дальнейшего обучения помогает подросткам понять свои психологические особенности, интересы, склонности, ценностные ориентации, образовательные потребности и на этой основе совершить осознанный, самостоятельный и ответственный выбор профессии. Под социально-педагогическим сопровождением учащихся в профессиональном самоопределении понимается процесс создания условий и оказания необходимой педагогической поддержки для перехода личности в позицию, активизирующую собственные ресурсы и запускающую механизм саморазвития.
Глава 3. Эмпирическое исследование аспектов профессиональной ориентации старших школьников
§1. Методологические основы исследования аспектов профессиональной ориентации старших школьников
Опытно-экспериментальная работа, направленная на помощь подростку в профессиональном самоопределении, проводилась на базе МОУ СОШ №7г. Бирска. В исследовании приняли 87 человек. Первая группа состояла из 44 школьников 9 классов (14-15 лет), во вторую группу вошли 43 школьника 11 классов (16-17 ) лет. В исследовании применялись следующие методики:
1. Методика «Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)» Тест дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя 3 варианта ответов — «да», «иногда» и «нет»[8].
2. Тест «Как вы относитесь к обучению» (Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков). Обработка результатов: (при первичном обсчете показателей) производится путем суммирования цифр (баллов), отмеченных знаком «х» по всем шкалам. Чем больше баллов получает обследуемый в суммарной оценке, тем лучшим (позитивным) является его отношение и готовность к обучению. При вторичной обработке данных производится более тонкая, дифференцированная качественная оценка результатов. С этой целью цифры, отмеченные обследуемым знаком «х», соединяются последовательно от одной шкалы к другой отрезками прямой линии.
Результаты работы с тестом дают возможность каждому обследуемому и работающему с ним педагогу получить представление об отношении данного обследуемого к профессиональному обучению и готовности к его продолжению. Практический психолог и профконсультант в результате обследования и получения информации о направленности личности учащегося, его отношении к продолжению профессионального совершенствования и развития имеет возможность реализовать дифференцированный подход в работе с каждым конкретным учащимся. Приведенный тест может проводиться не только индивидуально, но и в группе. В последнем случае появляется возможность получить обобщенное представление о настрое этой группы по такому важному параметру, как отношение к продолжению профессионального развития и совершенствования. Для этого необходимо, сложив индивидуальные показатели всех обследуемых, поделить полученную сумму на количество обследованных[8].
3. Методика «Дефференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А. Климов) позволяет выявить склонность подростка к определенной профессиональной сфере. В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися своих возможностей в реализации задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии. Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессий пяти профессиональных сфер:
- Ч-З (Человек – знак)
- Ч-Т (Человек – техника)
- Ч-П (Человек – природа)
- Ч-Х.о. (Человек – художественный образ)
- Ч-Ч (Человек – человек)[8].
4. Анкета «Типы интеллекта» предназначена для диагностики типа интеллекта учащегося (согласно теории Говарда Гарднера). Анкета состоит из 28 вопросов, каждый из которых соответствует одному из семи типов интеллекта. Результаты анкетирования позволяют выявить доминирующие типы интеллекта у подростка и на основе этих данных рекомендовать предпочтительные виды деятельности[8].
5. Методика «Опросник К. Юнга». Данная методика предложена К. Юнгом для выявления типологических особенностей личности[8].
Ход исследования:
Первый этап. Сбор информации.
Сбор информации, изучение нормативно – правовой базы, беседа с преподавателями.
Второй этап. Диагностический.
Оказывая помощь учащимся в выявлении личных интересов, склонностей и возможностей, системы ценностных ориентаций, социальный педагог совместно с психологом проводит диагностику:
Также на данном этапе мы провели обработку и интерпретацию результатов проведенных диагностических методик.
Третий этап. Социально педагогический.
На третьем этапе нами была разработана и апробирована социально педагогическая программа, направленная на социально-педагогическую поддержку профессионального самоопределения старших школьников.
Четвертый этап. Обобщающий.
На данном этапе нами были подведены итоги проведенного эмпирического исследования на базе МОУ СОШ №7 г. Бирска. А также завершена работа над выпускной квалификационной работой и завершено оформление данной работы.
§ 2. Анализ результатов эмпирического исследования профессиональной ориентации старших школьников
Используя данные, полученные в ходе исследования (Приложение1 таблица 10, 11, 12, 13), мы проанализируем особенности профессионального самоопределения, учеников 9,11 классов МОУ СОШ №7, используя методики ДДО, опросник Юнга, Типы интеллекта (Г. Гарднер).
Для измерения уровня готовности подростков к дальнейшему обучению использовалась методика «Как вы относитесь к обучению» (Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков).
Из рисунка 1 следует, что средние показатели отношения к обучению по данной методики равны: 9 «А» класс – 36 баллов; 9 «Б» класс – 39 баллов; 11 «а» класс – 45 баллов; 11 «б» класс – 37 баллов.
Наилучший результат показали учащиеся 11 «а» класса, это объясняется тем, что данный класс является профильным классом и большинство учащихся собираются продолжить дальнейшее обучение после окончания средней школы.
Для оценки общительности у учащихся 9, 11 классов нами бала использована методика «Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)» (рис. 2.).
Проанализировав результаты данной методики мы пришли в выводу, что среднее значение уровня общительности в 9 «А» классе – 19баллов; 9 «Б» классе – 21 балл; 11 «а» классе – 22 балла; 11 «б» классе – 18 баллов. Т.е. учащиеся всех четырех классов показали достаточный уровень общительности.
Таблица 1
Результаты исследования профессиональных предпочтений учащихся 9 «А» класса по методике «Дифференциально-диагностический опросник» ДДО (Климов Е.А.)
Направленность
Процентное соотношение
Человек-человек
23,5
Человек-знак
37,6
Человек-техника
14,4
Человек-природа
18,8
Человек-худ. обр.
4,7
Диаграмма, представленная на рисунке 3, показывает, что среди учащихся 9 «А» класса 24% тяготеют к типу профессии «человек-человек»; 5% - «человек – художественный образ»; 38% - «человек-знак»; 14% - «человек-техника»; 19% - человек природа.
Таблица 2
Результаты исследования профессиональных предпочтений учащихся 9 «Б» класса по методике «Дифференциально-диагностический опросник ДДО» (Климов Е. А.)
Направленность
Процентное соотношение
Человек-человек
25,8
Человек-знак
25,8
Человек-техника
22,6
Человек-природа
12,9
Человек-худ. обр.
12,9
Диаграмма, представленная на рисунке 4, показывает, что среди учащихся 9 «Б» класса 26% тяготеют к типу профессии «человек-человек»; 13% - «человек – художественный образ»; 26% - «человек-знак»; 22% - «человек-техника»; 13% - человек природа.
Таблица 3
Результаты исследования профессиональных предпочтений учащихся 11 «А» класса по методике «Дифференциально-диагностический опросник ДДО» (Климов Е.А.)
Направленность
Процентное соотношение
Человек-человек
21
Человек-знак
42
Человек-техника
33,6
Человек-природа
4
Человек-худ. обр.
8,4
Диаграмма, представленная на рисунке 5, показывает, что среди учащихся 11 «А» класса 47% тяготеют к типу профессии «человек-человек»; 11% - «человек – художественный образ»; 16% - «человек-знак»; 5% - «человек-техника»; 21% - человек природа.
Таблица 4
Результаты исследования профессиональных предпочтений учащихся 11 «б» класс по методике «Дифференциально-диагностический опросник ДДО» (Климов Е.А.)
Направленность
Процентное соотношение
Человек-человек
46,8
Человек-знак
15,8
Человек-техника
5,2
Человек-природа
20,8
Человек-худ. обр.
10,4
Как видно из рисунка 6 в 11 «б» классе 19% учащихся тяготеют типу профессии «человек-человек»; 8% - «человек – художественный образ»; 38% - «человек-знак»; 31% - «человек-техника»; 4% - человек природа.
«Опросник К. Юнга» - данная методика предложена К. Юнгом для выявления типологических особенностей личности. Применяется в профессиональной ориентации для определения экстраверсии, интроверсии как у подростков, так и у взрослых.
Как видно из рисунка 7, в 9 «А» классе: 48% учащихся являются экстравертами; 38% - интровертами; 14% - амбовертами.
Как видно из рисунка 8, в 9 «Б» классе: 40% учащихся являются – экстравертами; 43% - интровертами; 17% - амбовертами.
Как видно из рисунка 9, в 11 «А» классе: 46% учащихся являются – экстравертами; 46% - интровертами; 8% - амбовертами.
Как видно из рисунка 10, в 11 «А» классе: 64% учащихся являются – экстравертами; 31% - интровертами; 5% - амбовертами.
Методика «Типы интеллекта» (структура интеллекта, согласно теории Говарда Гарднера) предназначена для определения типа интеллекта и выбора направленности деятельности в соответствии с преобладающим типом интеллекта.
Таблица 5
Результаты исследования интеллекта учащихся 9 « А» класса по методике «Типа интеллекта» Г. Гарднера
Тип интеллекта
Процентное соотношение
математико-логический
42
визуально-пространственный
9
межличностный
27
лингвистический
14
музыкальный
4
кинестетический
4
Согласно рисунку 11, в 9 «А» классе типы интеллекта распределены следующим образом: математико-логический – 26% учащихся; межличностный – 22% учащихся; музыкальный – 4% учащихся; визуально-пространственный – 9% учащихся; лингвистический – 13% учащихся; кинестетический – 9%; внутриличностный 17%.
Таблица 6
Результаты исследования интеллекта учащихся 9 « Б» класса по методике «Типа интеллекта» (Г. Гарднера)
Тип интеллекта
Процентное соотношение
математико-логический
26
визуально-пространственный
9
межличностный
22
лингвистический
13
музыкальный
4
кинестетический
9
внутриличностный
17
Согласно рисунку 12, в 9 «Б» классе типы интеллекта распределены следующим образом: математико-логический – 28% учащихся; межличностный – 23% учащихся; музыкальный – 5% учащихся; внутриличностный – 10% учащихся; визуально-пространственный – 10% учащихся; лингвистический – 14% учащихся; кинестетический – 10%.
Таблица 7
Результаты исследования интеллекта учащихся 11 « А» класса по методике «Типа интеллекта» (Г. Гарднера)
Тип интеллекта
%
математико-логический
32
визуально-пространственный
6
межличностный
36
лингвистический
26
Согласно рисунку 13, в 11 «А» классе типы интеллекта распределены следующим образом: математико-логический – 31% учащихся; межличностный – 37% учащихся; визуально-пространственный – 5% учащихся; лингвистический – 27% учащихся.
Таблица 8
Результаты исследования интеллекта учащихся 11 «б» класса по методике «Типа интеллекта» (Г. Гарднера)
Тип интеллекта
Процентное соотношение
математико-логический
34
визуально-пространственный
18
межличностный
13
лингвистический
13
визуально-пространственный
22
Как видно из рисунка 14, в 11 «б» классе типы интеллекта распределены следующим образом: математико-логический – 32% учащихся; межличностный – 12% учащихся; визуально-пространственный – 20% учащихся; лингвистический – 12% учащихся; кинестетический – 24%.
Следует отметить, что в результате проведения методики «Как вы относитесь к обучению» (Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков) 11 «б» класс показал результаты лучше, чем 11 «А» класс, как при первичной обработке (показатель в баллах), так и при вторичной, более тонкой, дифференцированной, качественной оценке результатов («линия образовательного пути»). Это объясняется тем, что 11 «б» класс является профильным классом.
Из вышесказанного следует, что учащиеся профильных классов боле склонны к продолжению образовательного пути, чем учащиеся обычных классов. Следовательно, социально-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении будет реализовываться успешней в профильных классах.
Далее мы подтвердим тезис выдвинутый в гипотезе, о том, что учащиеся профильных классов более склонны к продолжению образовательного пути, чем учащиеся обычных классов.
Таблица 9
Расчет t-критерий Стьюдента для исследования отношения к продолжению образовательного пути тест «Как вы относитесь к обучению» (Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков)
M1
M2
Мин.1
Макс.1
Мин.2
Макс.2
44,9
36,5
19
63
17
54
Сигма1
Сигма2
m1
m2
t
11,9
10,0
2,8
2,4
2,3
Среднее арифметическое1
44,9
Среднее арифметическое2
36,5
Ошибка средней1
2,81
Ошибка средней2
2,36
t-критерий
2,3
Число степеней свободыf
36
Большее М больше меньшего М на, %
23,05
В 11 «К» или
23,05
Расчет t-критерий Стьюдента для исследования отношения к продолжению образовательного пути методика «Как вы относитесь к обучению» (Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков) представлен в таблице 13; t-критерия равен 4,3; число степеней свободы – 36.
Для данного числа степеней свободы имеем:
P 0,05 для 2,02
t P 0,01 для 2,70
P 0,01 для 3,55
Рис. 15. Ось значимости t-критерий Стьюдента для исследования отношения к продолжению образовательного пути методика «Как вы относитесь к обучению» (Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков)
Таким образом, на уровне 5% значимости первоначальное предположение подтвердилось: что учащиеся профильных классов более склонны к продолжению образовательного пути, чем учащиеся обычных классов. В терминах статистических гипотез полученный результат будет звучать так: на уровне 5% гипотеза H0 откланяется, и принимается гипотеза H1 – различиях.
Результаты применения математической статистики подтверждают выдвинутый предположение о том, что учащиеся профильных классов более мотивированы в определении профессионального пути и склонны к продолжению образования, чем учащиеся обычных классов.
§3. Социально-педагогическая программа поддержки старших школьников в профессиональном самоопределении «карьеристъ»
Анализируя рисунок 15, мы можем проследить динамику изменения количества учащихся, определивших дальнейший профессиональный путь в ходе проведения социально - педагогической программы «Карьерист». Положительная динамика наблюдается во всех четырех классах, но более значительна в 9, это объясняется тем, что большинство учащихся 11 классов определились с выбором профессионального и (или) образовательного пути до начала внедрения программы «Карьерист». Следовательно, можно сделать вывод о том, что, социально-педагогическая поддержка будет более успешной, если реализовывать ее на более ранней стадии обучения (9-10 классы), что полностью подтверждает тезис, выдвинутый нами в гипотезе.
Социально-педагогическая программа поддержки старших школьников в профессиональном самоопределении «Карьерист».
Сроки реализации программы: программа рассчитана на реализацию в течение двух - четырех месяцев.
Формы реализации программы: социально – педагогическое исследование, тренинги, беседы, деловые игры.
Целевая группа: программа рассчитана на учащихся 9-11 классов (как профильных, так и непрофильных).
Краткое описание программы: в ходе проведения цикла эмпирического исследования и тренинговых программ предполагается познакомить учащихся с разнообразием возможностей выбора профессионального и образовательного пути, с психологическими аспектами профессионального самоопределения старших.
Постановка проблемы: Одним из приоритетов реализации государственной молодежной политики на современном этапе является поддержка талантливой молодежи, оказание помощи молодым людям в жизненном и профессиональном самоопределении.
Изучение индивидуально-психологических особенностей личности предполагает проведение социально-педагогической диагностики с помощью профессиональных диагностических методик.
Диагностика способностей дает возможность человеку выбирать вид деятельности, наиболее соответствующий его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положительной профессиональной мотивации, удовлетворенности трудом и, как следствие, на удовлетворенность качеством жизнью в целом
Оборудование: бланки опросников, анкет (либо программы компьютерной диагностики по данным методикам, карточки - бланки игры Болван (автор Пряжников Н.С.), бланки опросника-шутки «Моды -2» (Автор Пряжников Н.С.), бланки упражнения «Стратегия выбора профессии» (автор Чувилин Д.О.)
Этапы программы
Первый этап: Сбор информации, изучение нормативно – правовой базы, беседа с преподавателями.
Второй этап: Диагностический. На данном этапе проводится социально-педагогическая диагностика профессиональных предпочтений с использованием методик: «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е. А. Климова); оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского); опросник К. Юнга; анкетирование, направленное на определение типа интеллекта, согласно теории Говарда Гарднера; тест «Как вы относитесь к обучению» (Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков).
Третий этап: Знакомство школьников с «миром профессий». Для реализации данного этапа используются:
2. Лекции и беседы с родителями учащихся, с целью информирования школьников о сущности и преимуществах профессий, выбранной данными родителям.
3. Экскурсии и посещение предприятия на котором трудятся один или несколько родителей учащихся класса.
Четвертый этап: Обобщение и заключение.
Проведение личной беседы с каждым учащимся, выработка рекомендаций по дальнейшему профессиональному и (или) образовательному пути с учетом психологических особенностей личности подростка, личностных профессиональных предпочтений, возможностей семьи (платное образование) и т.д.
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.
Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Инструкция к тесту:
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
I. «Человек-природа».Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника».Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система».Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
Приложение
Анкета по профессиональному самоопределению
1. Выбрали ли Вы свою будущую профессию?
2. Ваши намерения после окончания школы:
- буду работать
- попробую поступить в техникум, ПТУ, ВУЗ
- затрудняюсь ответить
3. Назовите источники ваших знаний о профессиях.
4. Почему Вы выбрали именно этот профиль обучения?
5. Как вы связываете профиль Вашего обучения со своей будущей работой?
6. Предпринимаете ли Вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии?
7. Если вы готовитесь к будущей профессии, то укажите, каким образом Вы это делаете.
Список использованних источников и литературы
Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. – 267 с.
2. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. - М.: МПСИ /Воронеж: МОДЭК, 1995. – 517 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — Воронеж: Институт практической психологии, 1995. – 184 с.
4. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.
5. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1989. – 164 с.
6. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. – 119 с.
7. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. – 113 с.
8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
9. Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. — Чебоксары: Школа, 1988. – 301 с.
10. Сафронова, Г.Я. Технический лицей — новая форма профессиональной подготовки молодежи / Г.Я Сафронова, В.В. Темник // Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодежи. - 1991. - № 3 - С. 69—77.
11. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова — М.: Тривола, 1995. – 360 с.
12. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков.— Киев: Рад. школа, 1980. – 143 с.
13. Райгородский, Д.Я. Практикум по психодиагностике / Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007. – 667 с.
14. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А.В. Петровский.— М.: Политиздат, 1982. – 255 с.
15. Пряжников, Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения/Н.С. Пряжников. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-80 с.
16. Пряжников, Н.С. Игровые профориентационные упражнения / Н.С. Пряжников . - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-56 с.
17. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. — СПб.: Питер, 1998. – 219 с.
18. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. – 269 с.
19. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я П. Коломинский. — СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
20. Саруханов, Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией / Э.Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. – 274 с.
21. Дубровина, И.В.Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина. — М.: Педагогика, 1989. – 169 с.
22. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.: Владос-Пресс, 2001. – 96 с.
23. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И. Чирков. — Ярославль: ЯрГУ, 1991. – 173 с.
24. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 1997. – 284 с.
25. Шавир, Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Л.Ф. Шавир. — М.: Педагогика, 1980. – 99 с.