Консультация для родителей на тему: "Сказки-подсказки"
Консультация для родителей на тему: "Сказки-подсказки"
Цель :
Показать родителям -как с помощью волшебных добрых сказок ребенок может увидеть проблемные ситуации, похожие на его собственные, познакомиться с возможностями их разрешения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей на тему: "Сказки-подсказки"»
Консультация для родителей: «Сказки-подсказки»
Потребность в общении относится к базовым потребностям человека. Удовлетворение этой потребности есть одно из условий полноценного развития и формирования личности ребёнка. Однако далеко не всегда отношения в общении ребёнка с родителями и с педагогом складываются благополучно, способствуют развитию дошкольника или младшего школьника и поддержанию благоприятного психологического климата в домашних условиях, в детском саду или в школе. Причиной проблем в общении часто становится недостаточное владение коммуникативными навыками как взрослых, так и ребёнка или их специфические личностные качества. Ребёнку с особенностями в развитии, который испытывает трудности в обучении, в большей или меньшей степени присущи некоторые общие недостатки в речевой коммуникации:
внешняя направленность агрессии;
низкая самостоятельность в разрешении конфликтов;
фиксация на самозащитных формах поведения. Всем знакомы наиболее типичные проявления этих недостатков в репликах детей:
Ну и что, что так нельзя делать?!
А мне хочется!
Купи!
Сам(сама) такой(такая)!
Нет, я всё равно буду!
Недостатки речевой коммуникации придают высказываниям ребёнка негативную окраску. В опыте общения детей ясно прослеживается нехватка позитивных образцов коммуникативных действий.
КАК ПРЕДЛОЖИТЬ ДЕТЯМ ОБРАЗЦЫ СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ?
На поверхности лежит идея организовать обучение детей владению коммуникативными действиями. Основные трудности возникают у дошкольников или младшего школьника при необходимости реализовать коммуникативные действия, в то время как формально дети знают их в форме правил вежливости. Попробуйте спросить ребёнка, нагрубившего сверстнику, как он оценивает свои слова. Все дети, когда их внимание обращалось на такие действия, оценивали их как плохие, недопустимые, обещали больше так не делать. Из жизненного опыта мы знаем, что запреты и поучения часто вызывают у детей лишь негативную реакцию и желание действовать «от противного», наоборот, и только действуя по собственному желанию, ребёнок изменяется быстрее всего.
Сказки неотъемлемая часть мира детей. Именно поэтому они служат прекрасным подспорьем в решении проблем ребенка. В волшебных добрых сказках ребенок может увидеть проблемные ситуации, похожие на его собственные, познакомиться с возможностями их разрешения.
С какими вопросами и проблемами помогут поработать волшебные сказки-подсказки?
Познание себя, своих особенностей.
Регуляция эмоционально-волевой сферы.
Трудности, связанные с общением (с родителями и сверстниками).
Формирование самооценки (работа с переживаниями по поводу чувства неполноценности).
Как работать со сказкой?
Родители часто спрашивают о том, как работать со сказкой. Самое главное —это особый душевный настрой, с которым вы будете читать сказочную историю. Позвольте себе посвятить 25–30 минут времени душевному общению со своим ребенком:
Старайтесь читать сказку неторопливо, выразительно, эмоционально окрашивая речь героев. При этом наблюдайте за реакцией ребенка (напряжен, внимательно слушает, замер, двигательно -расторможен).
Желательно после прочтения обсудить сказку. Можно пользоваться вопросами, которые даны после каждой истории. Попросите ребенка высказать все, что он чувствует, думает. Уточните, что взволновало его больше всего.
Важное напоминание! Помните о принципе безоценочности. Будет чудесно, если вы откажетесь от выражений «неправильно», «неверно» и будете использовать такие речевые обороты, как: «Позволь, я поделюсь с тобой своим мнением…», «На мой взгляд…»
Замечательно, если после беседы ребенок нарисует картинку к сказке. Предложите ему изобразить самый яркий для него эпизод.
Если же ваш малыш предпочитает лепку, предложите ему вылепить из пластилина понравившегося сказочного героя. Если вы знакомы с песочной терапией, проиграйте сказку в песочнице, используя подходящие фигурки. Такая творческая деятельность позволит ребенку лучше прочувствовать историю и будет способствовать релаксации. А закончить консультацию мне хотелось бы словами известного психолога и психотерапевта Дорис Бретт :
«Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно это делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются, — на языке детской фантазии и воображения».