kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов "Виды девиантного поведения молодёжи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка освещает проблему девиантного поведения молодёжи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Виды девиантного поведения молодёжи"»

Консультация для педагогов

«Виды девиантного поведения молодёжи»


Отклоняющееся (девиантное) поведение является проявлением недостатков социализации личности. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностью и обществом. Отклоняющееся поведение – это, как правило, попытка отстраниться от повседневных жизненных проблем и невзгод, которые сопровождают нормального человека. Девиантное поведение играет в обществе двойственную, противоречивую роль. С одной стороны, оно представляет угрозу стабильного существования общества, а с другой стороны, способствует его развитию. Проблема девиантного поведения молодежи в современных научных исследованиях широко представлена. Особого внимания в изучении данного вопроса заслуживает категория людей юношеского возраста. И это, безусловно, оправданно, поскольку молодежь является самым активным психологическим субъектом и именно для данной возрастной группы характерно наибольшее число проявлений социально неприемлемого поведения. Современная ситуация социальной нестабильности, кризис ценностей, а также постоянное стрессовое воздействие увеличивают риск развития девиантного поведения в среде молодых людей. Кроме того, молодежь представляет своеобразный резерв преступного сообщества, поскольку именно на молодые годы, как показывает практика, приходится пик негативных девиаций.

Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, которые группируются по нескольким основаниям:
1) в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;
2) по значению последствий — негативные (вызывающие вредные последствия и создающие потенциальную опасность) и позитивные;
3) по субъекту — отклонения конкретных лиц, неформальных групп (например, деятельность бандитских группировок), официальных структур, условных социальных групп (например, женский алкоголизм);
4) по объекту — экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.;
5) по длительности — единовременные и длительные;
6) по типу нарушаемой нормы — преступность, пьянство (алкоголизм), наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бродяжничество, проституция, хулиганство, иждивенчество, коррупция, бюрократизм, терроризм, расизм, геноцид, деструктивные культы.

Каждая форма девиации имеет свою специфику. Рассмотрим некоторые виды.

Алкоголизм — разновидность наркомании, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков(психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов в случае хронического злоупотребления спиртным. Ранняя алкоголизация возникает чаще всего как одно из следствий делинквентности. В. А. Гурьева и В. Я. Гиндикин сравнивали контингента подростков с нарастающей делинквентностью: «трудных» в школе, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, воспитанников специального интерната и совершивших уголовнонаказуемые в этом возрасте правонарушения. Было обнаружено, что число страдающих хроническим алкоголизмом возрастает от 0 до 26, а злоупотребляющих алкоголем от 14 до 59 %. Первые выпивки совершаются, как правило, тайком от взрослых со «своей» группой сверстников. Мотивами здесь служат и нежелание отстать от товарищей, й любопытство, и ложно понимаемый путь к взрослости. Но при повторных выпивках может появиться новый мотив — желание испытать «веселое настроение», чувство расторможенности, самоуверенности и т. п. Тогда алкоголизация становится формой токсикоманического поведения.

Можно выделить три группы факторов, способствующих раннему приобщению к алкоголю:

1. Индивидуальные биологические и психологические особенности личности, включающее в себя наследственную отягощенность алкоголизмом, органическую церебральную недостаточность, умственное недоразвитие, психический инфантилизм, психические заболевания; неврозы, акцентуации характера и психопатии гипертимного, неустойчивого, эпилептоидного и конформного типов.

2. Нравственная незрелость личности, определяемая нежеланием учиться и работать, узким кругом интересов, отсутствием духовных запросов и социально значимых установок, жизненной перспективы и сложной мотивации поведения.

3. Неблагополучная микросоциальная среда в виде неполной семьи, неблагоприятного климата в семье, низкого образования родителей, несостоятельности воспитания, пьяного быта в семье и асоциальной компании. Особенности подросткового возраста с усиленным ростом и развитием организма, глубокими эндокринными сдвигами, формированием системы отношений, взглядов и ценностей увеличивают чувствительность растущего организма к патогенным влияниям социального и биологического порядка. Эти факторы являются основными характеристиками «группы риска», то есть детей и подростков, имеющих высокую вероятность возникновения разных форм асоциального поведения, в том числе и ранней алкоголизации и алкоголизма.

Риск возникновения алкоголизма и быстрое его формирование характерны для подростков с неустойчивым или эпилептоидным характером. От алкоголизации в компании они переходят к выпивке в одиночку, добывая деньги на спиртные напитки путем вымогательства, краж, грабежа. Довольно быстро наступают психические изменения. У одних на первый план выходят возбудимость, взрывчатость с угрюмостью и неприязнью к окружающим, у других - развязность, беспечность, цинизм. У всех ослабевают высшие эмоции, угасают социальные и бытовые установки, утрачивается честолюбие, способность к рефлексии и сопереживанию. Чувства становятся брутальными. Духовное развитие прекращается. Эти расстройства сами по себе неспецифичны и наблюдаются при психоорганическом синдроме любого генеза, но при алкоголизме на фоне молодого возраста пациента они особенно рельефны. Созвучность переживаний проявляется лишь в отношениях с собутыльниками, да и то носит показной характер. Непьющие сверстники подвергаются осмеянию, третируются как неполноценные.

На практике между появлением признаков хронического алкоголизма и началом противоалкогольного лечения проходят годы. Общие принципы антиалкогольной терапии, проводимой в подростково-юношеском возрасте: чем раньше начато лечение, тем больше надежд на обратимость болезни, так как на первых порах становления хронического алкоголизма еще нет стойких изменений личности; лечение более успешно, если ему предшествуют или с ним сочетаются усилия, направленные на коррекцию личностных установок; лечение должно быть длительным (не менее 45 дней стационара), индивидуализированным, комплексным - включающем кроме лекарств психотерапевтические и социально-реабилитирующие усилия.

Наркомания — зависимость человека от веществ влияющих на его психику.

Возникновение наркомании связано со стимулирующим или эйфоризирующим эффектом наркотика. Чем сильнее выражены такие эффекты, тем быстрее наступает формирование привыкания. Причины злоупотребления наркотическими веществами разнообразны. Опасность заболеть этим недугом возрастает при эмоциональной неустойчивости, у психически незрелых людей. Часто зависимость может возникать в результате экспериментирования, любопытства. Этому способствуют неправильное воспитание, дурной пример, давление нездорового окружения. Возможно развитие наркомании вследствие приема обезболивающих препаратов при выраженном болевом синдроме. Немалую роль играет отсутствие строгого контроля над потреблением и производством наркотических веществ в обществе. В зависимости от вида наркотического вещества выделяют опийную наркоманию, каннобиоидную, амфетаминовую, кокаиновую и наркоманию, вызываемую галлюциногенами. Возможно пристрастие к одному наркотическому веществу (мононаркомания) или к нескольким (полинаркомания). При развитой наркомании жизнедеятельность организма поддерживается только при постоянном приеме наркотика, что ведет к глубокому истощению всех функций. При резком прекращении приема этого вещества возникает абстиненция. В большинстве случаев наркоманы умирают от передозировки, а также от СПИДа или гепатита. Многие из них кончают жизнь самоубийством. Наркомания наносит огромный вред не только самому больному, но и всему обществу в целом. Такой человек исключается из нормальной жизни, так как становится психическим и физическим инвалидом. Его интересует только одно - как достать очередную порцию наркотика. Ради этого больной способен на любое преступление.

Понятие часто связывают с частой сменой места жительства, хотя в действительности бродяги часто не меняют территорию проживания. Как правило, это одинокие люди, хотя встречаются и семьи. Образ жизни бродяг может быть различным, они ночуют в ночлежках, нанимаются на работу с предоставлением временного жилья, проживают в семье или с друзьями. Работники жилищного хозяйства и социальные работники считают, что проблему бродяжничества следует рассматривать не столько в контексте индивидуальной патологии, сколько с позиции отсутствия жилья. Ночные приюты, таким образом, служат лишь первым шагом к предоставлению постоянного жилья одиноким бездомным. Существует сильная связь между бродяжничеством и психическими заболеваниями. 

Суицид. Это намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийств. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешенных проблем, от самой жизни.

При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцирующим суицидальное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение.

Говоря о девиантном поведении, нельзя обратиться к исследованиям крупного социолога Я.И. Гилинского. Он, в частности, отмечает, что многие трудности при изучении преступности, наркомании, алкоголизма, проституции и других форм девиантного поведения возникают при попытках рассматривать их как относительно самостоятельные явления, со своими специфическими причинами, закономерностями, а следовательно, и методами противодействия со стороны государства и общества. Такой подход в значительной степени объясняется научной традицией и профессиональной специализацией, когда криминолог изучает преступность, нарколог - аддиктивное поведение, суицидолог - самоубийства. Между тем, различные виды девиантности имеют общую первопричину, взаимосвязаны между собой, проявляют общие закономерности, что, однако, не исключает специфические «видовые» особенности.

Таким образом, девиантное поведение в обществе включает в себя много разновидностей исходя из типа проявлений.











Список литературы

  1. Актуальные проблемы профилактики и коррекции школьной дезадаптации и девиантного поведения обучающихся в контексте модернизации образования [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 19 июня 2014 г. / ОО «Пед. о-во» г. Арзамаса, Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, Нац. исследовательский ун-т, Арзамасский фил., Психолого-пед. фак. ; [редкол.: Т. Т. Щелина (отв. ред.) и др.]. - Арзамас : Арзамасский фил. ННГУ, 2014. - 428 с.

  2. Апинян, Г. В.Девиантное поведение как социокультурный феномен : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Апинян Григор Валерикович; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2009. - 17 с.

  3.  Антюфеева, О. С. Девиантное поведение несовершеннолетних и национальная безопасность России [Текст] : монография / О. С. Антюфеева ; НОУ ВПО Российский новый ун-т, Воскресенский фил. - Воскресенск : Воскресенский фил. НОУ ВПО «РосНОУ», 2011. - 193 с. 

  4. Аникеева, О. А. Формирование единого социализационного пространства реабилитации подростков и молодежи девиантного поведения в социальной сфере муниципального образования [Текст] : монография / О. А. Аникеева, Е. А. Воронцова ; Федеральное агентство по образованию, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Российский гос. ун-т туризма и сервиса» (ФГБОУ ВПО «РГУТиС»). - Москва : РГУТиС, 2012. - 201 с.

  5. Буркина, Л. С.Девиантное поведение молодежи: социально-психологическая диагностика и способы профилактики [Текст] : учебно-методическое пособие к лекционным и семинарским занятиям для студентов всех форм обучения специальности «Организация работы с молодежью» / Л. С. Буркина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Российский гос. политехнический ун-т (Новочеркасский политехнический ин-т). - Новочеркасск : ЮРГТУ (НПИ), 2010. - 64 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для педагогов "Виды девиантного поведения молодёжи"

Автор: Малыхина Галина Алексеевна

Дата: 25.12.2018

Номер свидетельства: 492645


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства