kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов: «Профилактика подросткового неблагополучия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение психофизических особенностей каждого ребенка помогают классному руководителю создать условия для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворить его потребности с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов: «Профилактика подросткового неблагополучия»»

Консультация на тему:

«Профилактика подросткового неблагополучия»


Изучение психофизических особенностей каждого ребенка помогают классному руководителю создать условия для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворить его потребности с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Выявление детей группы риска и неблагополучных семей  позволяет классному руководителю определить среду, в которой развивается ребенок и факторы, негативно влияющие на него.

Педагогическая диагностика классного руководителя строится на принципе тщательного отбора достоверной информации. Классный руководитель,  принимающий 5 класс,  начинает знакомство с новыми воспитанниками с изучения их личных дел, с общения с педагогами начальной школы.

Показателями детей группы риска являются:

  • пропуски обучающимися класса уроков и учебных дней без уважительной причины;

  • поведенческие проблемы обучающихся класса (отказ от соблюдения установленных норм и правил, проявления агрессивности);

  • употребление или предполагаемое употребление обучающимися класса спиртных напитков и наркотических веществ;

  • проявления эмоционального состояния обучающихся класса.

       Система действий классного руководителя в индивидуальном сопровождении обучающегося  группы  риска:

  • взаимодействие классного руководителя и обучающегося (связь с родителями); 

  • контроль за посещаемостью обучающимся уроков (связь с родителями, с социальным педагогом, с администрацией);

  • организация посещения обучающимся группы по присмотру и уходу за детьми;

  • организация досуга обучающегося (связь с педагогами дополнительного образования); 

  • помощь в преодолении учебных затруднений (связь с учителями-предметниками);

  • создание условий для поддержки стабильного здоровья учащихся  через    разностороннюю  профилактическую  работу;

  • сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование педагога-психолога, социального педагога, психиатра и др.);

  • обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов помощи;

  • защита прав и интересов обучающегося (включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения).

Взаимодействие педагога и обучающегося должно быть направлено на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других.

Своевременное реагирование на прогулы занятий является необходимым условием для успешной работы по выполнению законодательства  об обязательном получении несовершеннолетними основного  общего образования. Ни один случай пропуска без уважительной причины отдельных предметов или одного дня занятия нельзя оставлять без внимания. К ученикам, допускающим прогулы занятий, следует относиться с повышенным вниманием, не ограничиваясь только контролем за успеваемостью, необходимо всеми возможными способами устранить условия и причины срывов в его поведении и прекращения прогулов.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игротеках, на рынках, вокзалах. В погоне за легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству и  попрошайничеству и стать добычей преступной среды.

Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет классный руководитель.

Алгоритм действия классного руководителя в случае пропуска обучающимся учебных занятий (1-3 дня) включает в себя:

  • Звонок родителям, регистрация звонков. Классный руководитель выясняет у обучающегося, у его родителей (или  законных представителей) причины отсутствия на уроках. Если они были пропущены без уважительной причины и родители не знали об этом, классный руководитель предупреждает о необходимости усиления контроля за поведением ребенка и посещаемостью школьных занятий.

  • Организация индивидуальной консультации обучающего с педагогом- психологом или социальным педагогом.

  • Взаимодействие с родителями (или  законными представителями) для совместных усилий по устранению выявленных причин - приглашение обучающегося с родителями на беседу к классному руководителю.

Однако,        даже самая добросовестная работа в запущенных случаях не всегда бывает успешной. Именно поэтому своевременное реагирование на пропуски занятий без уважительных причин и другие предупредительные меры прогулов будут намного эффективнее.

В решении образовательных и воспитательных задач большую роль играет наличие групп по присмотру и уходу за детьми в 5-6 классах, функционирование  которых возможно при наличии двухразового бесплатного питания всех обучающихся  школы (в ГОБОУ ЦППРК большинство семей с низким материальным достатком).  Во второй половине дня классный руководитель, он же – воспитатель, помогает детям приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели. При рациональной организации работы на группе  у обучающихся  есть возможность не только  выполнить домашние задания под контролем, но и получить помощь учителей-предметников по ликвидации пробелов в знаниях, посетить групповые и  индивидуальные занятия  с дефектологом, психологом.

Организация свободного времени обучающихся (досуга) является одним из показателей работы классного руководителя. В его обязанности входит:

  1. Изучение интересов и способностей детей.

  2. Вовлечение обучающихся в кружки, секции, общественно полезную деятельность, волонтёрское движение.

  3.  Изучение читательских интересов. Стимулирование записи в библиотеку, отслеживание периодичности  ее посещения.

  4. Поощрение любых видов художественного и технического творчества обучающихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

  5. Изучение участия обучающихся в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях).

Работа с неблагополучными семьями

Обязательной составляющей социально-педагогической деятельности классного руководителя является работа с семьями обучающихся. Работа с семьей начинается с ее первого посещения. Именно тогда классный руководитель узнает  материально – бытовые условия семьи, ее эмоционально – нравственный климат, методы и приемы воздействия взрослых на детей,  что позволяет ему выявить неблагополучие семьи, которое характеризуется невыполнением жизненно-важных функций развития и социального становления ребенка.

Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, рождена в таких семьях. Установление  контакта с родителями дает возможность учитывать семью как ресурс для совместного развития.

В выявлении неблагополучных семей классному руководителю могут помочь:

-опрос соседей;

-сообщения родственников ребенка;

-данные, полученные из бесед с ребенком

По результатам работы составляется социальный паспорт семьи, психолого-педагогическая характеристика ребенка, а также определяется наличие факторов социального риска в семье:

  • социально-экономические факторы - низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия;

  • социально-демографические - неполная, многодетная, малообеспеченная  семья;

  • социально-психологические - семьи с эмоционально- конфликтными отношениями супругов, деформированными ценностными ориентациями.

  •  медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей, отягощенная наследственность, антисанитария, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

  • криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

          Изучив специфику жизни и воспитания ребенка в  семье, классный  руководитель занимается корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители – дети», «дети – родители», «родители – школа» и «школа – «родители».

        Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, классный руководитель (и\или психолог) должен:

  • Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок.

  • Если не удается повлиять на родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, нужно изолировать ребенка от подобных родителей, хотя бы на время (в каждом конкретном случае подход индивидуален).

  • Если у школьника уже появились психические аномалии на почве семейных разговоров, его следует проконсультировать у детского психиатра.

                Если родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей, ведут аморальный образ жизни, то семья рассматривается на заседаниях педагогических советов, Советов профилактики, родительских советах. Родитель должен быть заранее предупрежден об этом, ему может быть дан срок на исправление.

К формам профилактической работы с неблагополучной семьей относятся:

1.Беседы с родителями: «Ответственность родителей за воспитание детей», «Стили семейного воспитания», «Воспитание ребенка с учетом возрастных особенностей» и др.

2.Посещение семей (плановые - 1 раз в четверть, внеплановые - по сигналу о неблагополучии в семье. Результаты каждого посещения фиксируются в форме акта для карты социально-педагогического сопровождения неблагополучной семьи. 


РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

  • Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а
    не сотрудничающих друге другом.

  • Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.

  • Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.

Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношения к ребенку.


3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Консультация для педагогов: «Профилактика подросткового неблагополучия»

Автор: Стеценко Наталья Юрьевна

Дата: 12.11.2021

Номер свидетельства: 591167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Детское воровство. Причины и профилактика"
    ["seo_title"] => string(41) "detskoe_vorovstvo_prichiny_i_profilaktika"
    ["file_id"] => string(6) "554996"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1595495991"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства