kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспекты занятий по развитию коммуникативных навыков младших школьников в рамках программы "Дружба крепкая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты занятий по развитию коммуникативных навыков младших школьников в рамках программы "Дружба крепкая"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты занятий по развитию коммуникативных навыков младших школьников в рамках программы "Дружба крепкая"»

Конспекты занятий педагогического проекта «Дружба крепкая»

1.Тема: «Все начинается со слова «Здравствуйте»

Цель: развивать умение выражать в словах мысли и чувства, ввести детей в мир общения.

  • Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство», правила знакомства.

  • Просмотр мультфильма «Трям! Здравствуйте!» или «Простоквашино»

Обсуждение ситуации знакомства в мультфильме.

  • Ролевые ситуации. Вежливые слова при знакомстве.

  • Игра «Передай другому»

Цель: знакомство с приемами общения.

Ход упражнения. Дети сидят в кругу, и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие.

Обсуждение

- Легко или трудно было передавать предмет?

- Кому легко?

- А в чем были трудности?

- Легко или трудно было отгадывать предмет?

- Кому было легко?

- А в чем заключались трудности?

  • Рефлексия.

Тема 2 «Мое имя»

Цель: развивать умение слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, умение ясно и четко излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы

Материалы: книга И.В. Вачков «Сказка об имени».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Чтение книги «Сказка об имени» И.В. Вачков (см. приложение). (Котенок по имени Гав)

Вопросы: Почему волшебник именно Оборвышу передал свой дар? Как на самом деле могут звать Оборвыша? Как вы думаете исходя из рассказа, в чем же сила нашего имени?

Подробнее о могуществе наших имен мы поговорим на следующем занятии.


Тема 3 «Имя и прозвище»

Цель: развивать умение строить взаимоотношения в деятельности и общении, умение ясно и четко излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы, воспитание уважительного отношения к одноклассникам.

Материалы: листы бумаги А4, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вспомнить о чем говорили на прошлом занятии.

Задание

Упражнение «Обмен»

1-й этап

Психолог. Каждая буква в вашем имени имеет свое значение, и не только придает имени особое звучание, но и связана с определенным качеством характера.

На отдельных листах напишите буквы своего имени, выделяя каждую из них. В помощь вам цветные карандаши. Прислушивайтесь к собственным ощущениям и приступайте к работе.

После окончания работы предложить ребятам поделиться впечатлениями о процессе и результате работы.

2-й этап

Предложить ребятам вырезать буквы своего имени. Разложить на парте.

Психолог. Посмотрите на буквы, которые у вас получились. У других ребят в классе есть те же самые буквы, но выглядят они по-другому, возможно, они совершенно не похожи на ваши. Вам предоставляется удивительная возможность — произвести обмен. Выберите букву, которую хотели бы обменять. В классе объявляется начало акции по обмену букв имени.

Во время выполнения задания обратить внимание на активность каждого из ребят, каким образом происходит обмен? Возможно, будут ребята, отказавшиеся от него, следует проанализировать с ними причины нежелания обменяться.

Психолог. Акция закончена. Посмотрите на свое имя. Появились ли там новые буквы? Удалось ли произвести обмен? Что изменилось в вашем имени? Как вы себя чувствуете, всматриваясь в составленное имя сейчас?

Красивые имена в нашем классе. Однако порою, вы друг к другу обращаетесь не по именам, а используете клички и прозвища. Почему? Какую роль играет кличка при общении? Какой смысл вкладывают люди в обидные и необидные прозвища? Приведите пример необидных прозвищ. О чем они говорят?

Давайте вспомним рассказ, который мы читали на прошлом занятии. Исходя из предыдущего и сегодняшнего занятия давайте подумаем в чем же сила нашего имени и какое место оно занимает в нашей жизни?


Тема 4. «Путешествие в волшебную страну»

Цель: развитие умения строить взаимоотношения в деятельности и общении, выражать в словах мысли и чувства.

Материалы: краски, ватман.

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в волшебную страну.

Упражнение «Общее дело»

Психолог. Представьте, вы все вместе отправляетесь в путешествие в волшебную страну, но вот беда, вы не знаете как добраться и для этого вам нужна карта.

Команда получает краски, большой лист ватмана, на котором за 10 минут должна появиться карта будущего путешествия и предполагаемый маршрут.

Психолог. Как вы это будете делать — не знаю. Одно условие — это должно быть общим делом.

Во время работы психолог занимает позицию наблюдателя. Если в какой-то команде работать вместе не получится совсем, это может стать поводом для глубокого и серьезного анализа причин. После завершения упражнения важно расспросить ребят о тактике выполнения задания, об удовлетворенности каждого участника. Следует больше сосредоточить внимание не на результате, а на процессе выполнения упражнения.

Психолог. Кто считает, что в их команде была именно общая работа и почему? Общались ли вы во время рисования? Каким было общение?

При анализе упражнения обязательно должна прозвучать мысль, что, только общаясь, можно сделать общее дело. При этом общение иногда может быть не очень приятным, неэффективным, но это можно преодолеть.

Теперь мы спокойно можем отправляться в путешествие, ведь у нас есть карта.

Мы проделали огромный путь на корабле и вдруг перед нами огромная скала!

Игра «Корабль среди скал».

Психолог. Образуйте, пожалуйста, большой круг, взявшись за руки. Это берег, в середине — море. В море есть скалистые утесы. Пусть кто-то из вас выйдет со стулом и станет «скалой». Другой будет кораблем, кто-то — капитаном корабля. «Кораблю» мы завяжем глаза, и капитан будет им управлять с помощью одних только слов. Важно провести корабль между скалами из одной гавани к другой. Определимся, где будут гавани. Команды у капитана могут быть такими: «Два шага вперед, стоп, направо, шаг влево, вперед» и т.д. Когда «корабль» подойдет к конечной точке своего маршрута, «гавань» должна сказать: «Ты достиг цели».

Анализ упражнения

— Что ты чувствовал, когда был «кораблем»?

— Что было трудным для тебя как капитана?

— Что ты чувствовал, когда был «скалой», а «корабль» проходил рядом с тобой?

— Что чувствовали остальные ребята?

— В какой роли вам хотелось бы играть дальше?

И вот мы, наконец, добрались до волшебного города. Город этот очень странный, люди, которые в нем живут, не общаются друг с другом

Игра «Закрытый город»

Психолог. А теперь представьте, что вы и есть жители этого города. Покажите, как вы теперь выглядите, чем отличаетесь от обычных людей. Начните движение по классу в этом образе.

В течение 10–12 минут ребята, молча, двигаются по классу в роли жителей Волшебного города. Психологу следует внимательно следить за тем, что происходит: дети отчужденно поглядывают друг на друга, стремятся при встречах испуганно отойти друг от друга или, наоборот, вызывающе столкнуться. Игру следует остановить, как только в поведении появляется грубость. Дать сигнал на выход из роли и изменить условия игры: “Вы — вновь жители нашего города, ученики 3-го класса”.

Две-три минуты нужно дать ребятам пообщаться в новых условиях и затем попросить занять места для обсуждения.

ПсихологКак вы себя чувствуете сейчас? Как чувствовали себя в роли жителя Волшебного города? Что происходило с вами? Как могли развиваться события далее? Почему?

Дети должны прийти к выводу, что жить без общения не возможно.

Просмотр мультфильма:

3. Подведение итогов

Психолог. Итак, мы убедились, что общение — это дело общее.


Тема 5 «Внимательный слушатель»

Цель: развивать у учащихся умение слушать и слышать; помочь разобраться в содержании умения слушать, развивать умение строить взаимоотношения в деятельности.

Ход занятия

1. Настрой на занятие

На доске запись темы урока «Внимательный слушатель».

Сегодня на занятии мы должны выяснить внимательные ли вы слушатели

Чтение отрывка из повести-сказки «Вы не были на Таити?»

А теперь пусть каждый из вас представит себя на месте Кеши. Как бы вы поступили в его ситуации? Что бы ответили обидчикам?

Задание «Догадайтесь»

- Догадайтесь, почему же не получилось общения между героями этой истории.

А что значит «уметь слушать» и почему это важно при общении — мы узнаем сегодня на занятии.

2.Работа по теме

Упражнение «Любимые вещи»

Психолог. Выполнение этого упражнения поможет вам раскрыть смысл понятия «уметь слушать». Работа будет проходить в парах.

Сначала каждый по очереди расскажет соседу о какой-нибудь вещи, которая ему особенно дорога. Это может быть игрушка, книжка или даже кухонный стол, за которым вечером собирается вся семья. Надо постараться объяснить, почему именно эта вещь так важна для тебя и почему тебе хочется рассказать о ней. Надо внимательно слушать и запоминать, о чем говорит твой партнер. Время — 2 минуты.

(Учащиеся выполняют задание.)

А теперь повторите друг другу то, что узнали о любимой вещи своего соседа. Время — 2 минуты.

Перед выполнением второго этапа упражнения можно предложить по желанию рассказать о любимой вещи соседа перед всем классом в качестве образца. В заключение выполняется анализ упражнения по вопросам.

— Как чувствуете себя после выполнения упражнения?

— Кому понравился рассказ о любимой вещи со слов вашего соседа? Почему?

— Заметил ли ты, как слушал тебя собеседник?

— Что именно в его поведении тебя поддерживало, благодаря чему хотелось рассказывать еще?

3. Подведение итогов

Дети делятся впечатлением о занятии, звучит вывод: чтобы у тебя был внимательный слушатель, надо самому уметь слушать.

Отрывок из повести-сказки А. Курляндского
“Вы не были на Таити?”

Кешу ждали. За огромным столом сидели несколько крепких парней. Одинаково постриженных. Среди парней были и девицы. Тоже одинаковые. С длинными ногами и в коротких юбках.

— Прилетаю я как-то на Таити, — начал Кеша. — Вы не были на Таити?

— Были, — вдруг сказал один из парней.

Кеша растерялся. Вопрос, который он задавал, не требовал ответа.

— Понятно, — сказал Кеша. — Значит, вы были на Таити. И я там был…

— Мед, пиво пил, — сказал парень. Все засмеялись.

— При чем тут мед? — обиделся Кеша.

— А при чем тут Таити? — спросил парень.

— А при том, что прилетаю я как-то на Таити, а Хрюша мне и говорит…

— А каким рейсом летел? — спросил все тот же парень. — Нашим или сингапурским?

Кеша обиделся:

— Вы будете слушать или нет?

— Будем, будем, — сказали все.

— Так вот, — снова начал Кеша. — Прилетаю я как-то на Таити. А Хрюша мне и говорит: “Вот тебе “Марс”. Съел и порядок…”

— Кого съел? Хрюшу?

Это сказал Хозяин, и все просто скорчились от смеха. Кеше стало так обидно, что он чуть не заплакал.


Тема 6 Поговорим без слов.

Цель: познакомиться с неречевыми средствами общения; развивать умение передавать информацию без слов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Психолог. Мне сегодня прислали очень странное стихотворение. Послушайте, может быть вы что-нибудь поймете. Звучит стихотворение В. Хлебникова «Кузнечик» (приложение)

Что же делать? Как в данном случае понять, что мне хотели написать? Как понять друг друга, найти общий язык? Каким другим способом можно передавать информацию?

В ходе беседы дети приходят к выводу о том, как важны мимика и жесты в нашей жизни.

2. Работа по теме

Упражнение «Через стекло»

Детям предлагается представить, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки.

Ведущий получает инструкцию передать жестами следующую информацию.

1-й вариант: “Выходи гулять, выноси футбольный мяч и бутылку воды”.

2-й вариант: “Я не могу выйти гулять. Мама ушла в аптеку и закрыла меня”.

Анализируется, какие приемы передачи информации были эффективными.

Упражнение «Я хочу приобрести…»

Дети разбиваются на тройки и по очереди без слов показывают друг другу, какие именно качества, важные для общения, они хотят приобрести, развить в себе.

3. Подведение итогов (дети приходят к выводу о том, сколько много различных способов передачи информации и перечисляют их)

Тема 7 «Искусство договариваться»

Цель: развитие умения строить взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности, закреплять умение передавать информацию невербально.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог приветствует ребят без слов и предлагает им поприветствовать друг друга также невербально.

Упражнение «Один узор на двоих»

Психолог. Перед вами квадратный лист бумаги. Без слов начните вдвоем разрисовывать узорный ковер. (Дети выполняют задание.)

Легко или трудно было рисовать? Довольны ли вы тем, что получилось?

Перед вами второй такой же квадратный лист бумаги. Теперь у вас есть возможность договориться, какой узор нарисовать. (Дети выполняют задание.)

Сравните обе работы. Довольны ли вы тем, как договаривались? Что необходимо было учитывать в совместной работе?

При обсуждении выясняется, что и словами договариваться не так-то просто.

Просмотр мультфильма

38 попугаев (1 серия)

Почему животные не могли так долго прийти к общему мнению? В чем заключалась трудность? Как бы вы решили проблему, которая возникла у героев мультфильма?

3. Подведение итогов

Тема 8 Вежливость

Цель: развивать умение убеждать, аргументировать, строить доказательства, развивать умение осуществлять все формы учебного диалога вести дискуссии, споры.

1. Организационный момент

Психолог. Каждый день мы начинаем с приветствия: «Здравствуйте!» А зачем?

Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»

Какими качествами обладает герой мультфильма? Какие полезные советы вы бы дали Вовке по поводу его поведения? (дети приходят к выводу о том, что Вовка ведет себя не вежливо, доказывая фрагментами из мультфильма)

Упражнение «Словарик речевого этикета»

Психолог. Этикет — это порядок поведения воспитанного человека, вежливые слова и обороты речи. Вот наиболее простые ситуации, требующие соблюдения этикета:

— Встреча, приветствие.

— Прощание.

— Извинения, просьбы и пр.

— Благодарность, поздравление, пожелания.

— Приглашение, извещение, предложение и пр.

Составим этикетный словарик на каждую вышеназванную ситуацию. Я называю ситуацию, а тот, кому попадет мяч, должен привести пример из этикетного словарика. Например, встреча — «добрый день», «здорово» и пр.

3. Работа по теме

Тема 9 Учимся спорить

Цель: развивать умение ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства.

Психолог. При общении с разными людьми споры неизбежны. Мало того, древние говорили: “В споре рождается истина”. Но это возможно только в правильно организованном споре. На прошлом занятии мы рассматривали речевой этикет, который необходим при споре, чтобы не обидеть собеседника.

Просмотр мультфильма «38 попугаев»

Упражнение «Дискуссия или полемика?»

Задается тема спора. Например, стоит ли обучение в школе сделать раздельным: класс девочек и класс мальчиков? Вызываются участники с противоположными мнениями. Им предоставляется возможность поспорить друг с другом на виду у всех. Анализируя данное упражнение, психолог вместе с детьми формулирует принципы грамотного спора.

Принципы грамотного спора

• Не следует спорить без особой необходимости.

• Спор должен иметь определенную тему.

• Стремиться нужно к выяснению истины, бороться не за утверждение собственного мнения, а за установление истины.

• Не бойся исправлять свои ошибки.

Тема 10 «Коротко да ясно, оттого и прекрасно»

Цель: развитие умения ясно и четко излагать свои мысли, закреплять умение передавать информацию с помощью жестов и мимики.

Материалы: большой лист бумаги для основы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Психолог. Обратите внимание на тему нашего занятия. Как вы думаете, о чем пойдет речь? Для того чтобы не превратиться в пустомелей, в народных поговорках даются советы: “навострить уши”, “держать ухо востро”, “стараться много сказать, а не много говорить”. Что это значит?

Сегодня мы будем учиться слушать, коротко и ясно излагать свои мысли. Почему это так важно при общении?

Упражнение “Изобрази пословицу”

Участники работают в командах по четыре человека. Они задумывают пословицу и изображают ее с помощью жестов и мимики. Члены других команд должны угадать.

Пословицы должны быть известными. Набор пословиц может предложить учитель, записав их на доске или на плакате.

Например:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.


2. Работа по теме

Игра «Угадай, что передал»

Ребята встают в круг. Ведущий с помощью движений передает задуманный предмет по кругу (например, букет цветов, мягкую подушку, радиоуправляемую машинку и др.).

Участник, кому передали этот предмет, должен быстро назвать, что он принял, и в случае правильного угадывания придумать свой предмет и передать его следующему. Если сразу не угадывается, то данный предмет так и передается до тех пор, пока кто-нибудь не назовет его.

Просмотр и обсуждение мультфильма «»

Тема 11 «В мире эмоций»

Цель: развитие умения осознавать собственные чувства и переживания в различных ситуациях и способность быть внимательным к чувствам другого человека.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение «Какие мы разные»

Психолог. Перед вами фотографии детей с различными выражениями лица. Определите эмоции, которые испытывает человек на фотографии.

В данном упражнении важно использовать не схемы изображения чувств и эмоций, а именно фотографии людей. При выполнении задания обратите внимание на то, что иногда трудно определить эмоциональное состояние людей. Почему? Во время дискуссии можно подвести ребят к выводу, что каждый человек — это неповторимый мир, в котором живут и рождаются свои, особые чувства. Выражать эти чувства каждый может по-своему, и при общении надо быть внимательным и осторожным, чтобы понять, что чувствует другой человек.

Упражнение «Театр эмоции»

По 3–4 человека у доски одновременно изображают одну и ту же эмоцию, название которой записано на карточке, предложенной учителем. Остальные должны угадать.

Следует проанализировать выполнение упражнения, фиксируя внимание на том, как по-разному передают чувства ребята.

Просмотр мультфильма «Голубой щенок»

О чем мультфильм «Голубой щенок»? Как вы думаете, почему к нему такое отношение?

Упражнение «Если тебя дразнят»

Если для данного класса тема словесных оскорблений актуальна, то следует включить в занятие это упражнение.

У доски желающие разыгрывают сценки, как себя повести в ситуации “дразнилок” со стороны сверстников. Совместно обсуждаются шаги:

1. Остановись и… например, посчитай до пяти.

2. Подумай, какие есть варианты поведения:

а) не обращать внимания, уйти (сразу вряд ли поможет, придется долго игнорировать “дразнилку”);

б) дружелюбно объяснить, что ты чувствуешь, когда…;

в) объяснить, почему ему (им) лучше перестать дразнить, придумать веские аргументы;

г) найти свой способ.

На этом мы заканчиваем наше занятие. Мы сегодня с вами обсудили как важно уважать чувства другого человека и как легко всего одним словом его обидеть.

Тема 12 «Умение задавать вопросы»

Цель: развивать умение формулировать вопросы, развивать умение строить взаимоотношения в деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Упражнение «Угадай»

Психолог. Я загадала предмет, который находится в этом помещении. Угадайте.

После выслушивания догадок ребят обратить их внимание на то, что верно сделали те, кто начал задавать вопросы.

Психолог. Сегодня мы узнаем о том, что вопросы бывают разные, и что умение задавать их помогает в общении.

2. Работа по теме

При обсуждении устанавливается, что вопросы бывают:

— Закрытые, которые предполагают однозначный ответ. Например, когда мы пойдем в кино? Сколько осталось времени до конца урока? Ты был во дворе вчера?

— Открытые, предполагающие развернутый ответ. Например, что мы можем сделать в данной ситуации? Что ты имеешь в виду, когда говоришь…

Психолог. Посмотрите на тему занятия. Как вы считаете, почему так важно уметь задавать вопросы?

А вы умеете задавать вопросы? Сегодня на занятии вы проверите себя, и у вас будет возможность потренироваться в этом умении.

Игра «Кто этот человек?»

1-й этап. В режиме закрытых вопросов

Психолог. Сейчас я загадаю имя человека, который всем известен. Нужно задавать закрытые вопросы, чтобы понять, кто этот человек. Я могу отвечать только “да” или “нет”.

После нескольких попыток можно предложить ребятам алгоритм опроса с помощью закрытых вопросов. Суть его состоит в том, чтобы последовательно изучить все направления поиска: годы жизни, пол, страна, область деятельности.

2-й этап. В режиме открытых вопросов

Вновь психолог загадывает известного всем человека и дает образец открытого вопроса. Например, “почему вы загадали этого человека? Чем он прославился? Какой вклад внес в развитие России?” и др.

При подведении итогов игры можно обсудить преимущества открытых и закрытых вопросов, их значение в активном слушании.

Просмотр мультфильма: «Чебурашка и крокодил Гена»

По данному мультфильму предложить ребятам конкурс кто придумает больше вопросов по содержанию мультфильма, затем дети по очереди задают вопросы, а остальные отвечают.

Дети должны прийти к выводу:

— Что такое настоящая дружба?

— Что может разрушить дружбу?

— Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Психолог: Сегодня мы убедились, как важно уметь правильно задавать вопросы и отвечать на них.


Тема 13 «Конфликт»

Цель: познакомить с понятием «конфликт», развивать умение общаться в конфликтных ситуациях, умение ясно и четко излагать свои мысли.

Упражнение “Море волнуется”

Известная детская игра “Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три… Фигура … замри”. Предлагаются фигуры в соответствии с темой. Например, фигура рассерженного человека или человека, которого нечаянно толкнули, незаслуженно обвинили, человека — участника конфликтной ситуации.

На основе данного упражнения психолог совместно с детьми выясняют, что такое конфликты.

Просмотр мультфильма “Теремок”: герои сказки отказывают Медведю в жилище.

В чем отражена конфликтная ситуация? Как бы вы поступили на месте героев?

Инсценировка фрагмента мультфильма «Теремок»

Сегодня на занятии мы с вами узнали, что такое конфликт. На следующем занятии мы рассмотрим как нужно вести себя в конфликтных ситуациях.


Тема 14 «Конфликт и его решение»

Цель: развивать умение общаться в конфликтных ситуациях, умение ясно и четко излагать свои мысли,

Психолог. На прошлом занятии мы исследовали конфликт, определяли причины, способы разрешения конфликтов. Сегодня мы будем учиться находить возможность предотвращать конфликты и уметь их так разрешать, чтобы не было при этом проигравших. Возможно ли это — покажет наша совместная работа.

Игра “Сказочные конфликты” Просмотр мультфильмов и на их основе обсуждение разрешения конфликтов

“Винни-пух и все-все”: Винни-пух и Пятачок в гостях у Кролика.

“Малыш и Карлсон”: Карлсон играет у Малыша дома.

“Лиса и Заяц”: Лиса проникает в лубяной дом Зайца и поселяется там.

Психолог.  Проанализируйте, является ли данная ситуация конфликтной. Измените сюжет сказки так, чтобы конфликт разрешился и довольными остались бы все герои. Через 15 минут разыграйте отрывок сказки с придуманным концом.

По завершении игры с ребятами обсуждаются возможности такого разрешения конфликта, когда выигрывает в конфликте не один кто-то, а оба участника. При этом рассматриваются варианты сказочных историй, предложенных учащимися, где не было бы “проигравших”, а был осуществлен подход “выиграть — выиграть”.

Задание “Памятка для ситуаций конфликта”

Психолог предлагает несколько простых правил для применения в конфликтных ситуациях, представленных в обобщенной “Памятке для ситуаций конфликта”:

— Делитесь!

— Применяйте компромиссы!

— Чтобы что-то получить, надо уметь отдавать!

— Если очень трудно выбрать, можно подкинуть монетку!

— Отложите решение вопроса!

— Используйте юмор!

3. Подведение итогов

Если вы будете соблюдать данные правила, то проблем в общении с людьми у вас не возникнет.

Приложение №4

Методический материал для проведения занятий

И.В. Вачков «Сказка об имени»

В давние времена в одном царстве жил-был маленький мальчик. Был он круглым сиротой и бродил по дорогам своей страны, прося милостыню и перебиваясь случайными заработками. Он совсем не помнил своих родителей и даже имени своего не знал. Закрепилась за ним кличка Оборвыш.

Однажды ночевал он в лесу у костерка. Только собирался съесть краюху хлеба, поданную ему днем сердобольным землепашцем, как вышел из темного леса высокий седой старик с большим посохом.

— Нельзя ли передохнуть у твоего костра? — спросил старик.

— Пожалуйста, дедушка! У меня и хлебушко есть. Угощайтесь!

Поел старик хлеба и взглянул на мальчика темными глазами, да так, что стало тому жутковато.

— Спасибо тебе, Оборвыш. Доброе у тебя сердце. И еще многое есть в тебе, чего ты сам не ведаешь.

— Откуда вы знаете мое имя? — удивился мальчик.

— Это не имя твое, а прозвище. Но мне и настоящее твое имя известно, — сказал старик. — Но не пришло еще время назвать его.

— Кто вы? — со страхом спросил мальчик.

— Я волшебник. А имя мое пока не скажу. Я знаю, что течет и в тебе кровь колдунов и волшебников. Если хочешь, я возьму тебя в ученики.

Так стал Оборвыш учеником старого волшебника. Главное искусство, которому тот обучал его, — это умение раскрывать Тайну Имени. Много на земле народов и языков, и на каждом языке одна и та же вещь называется по-разному. Мальчику открылось, что все вещи в мире, и все люди, и все животные на земле имеют настоящие — тайные — имена. Тот, кто сумеет узнать подлинное имя предмета или человека, получает полную власть над ним.

— Любым человеком сможет управлять волшебник, знающий его настоящее имя, — рассказывал мальчику старик. — Но только тогда, когда тот сам находится в неведении о подлинном своем имени, принимая за него кличку или прозвище. Нельзя в таком случае волшебнику произносить вслух его подлинное имя.

— А что тогда будет?

— Если оно становится известно его носителю, то он обретает власть над самим собой и познает самого себя. И тогда уже никто не сможет управлять им, как игрушкой.

— Как же узнать человеку свое настоящее имя? Все это могут?

— Могут-то все, да не все хотят. Потому что совсем не просто — стать хозяином самому себе. Да и путь постижения своего имени бывает долгим и трудным.

— А я? Смогу ли я узнать свое подлинное имя?

— Ты узнаешь его, когда придет время. Но прежде я научу тебя определять настоящие имена других людей, животных и вещей.

— Разве это легче, чем узнать свое имя?

— Иногда легче.

Старый колдун десять лет развивал в мальчике умение определять подлинные имена вещей и людей. Оборвыш оказался очень способным учеником. Он мог, например, мысленно обратиться по имени к яблоне, и она протягивала к нему ветки, увешанные плодами. Он произносил в уме настоящее название топора, и тот, подчиняясь приказу, начинал колоть дрова.

Однажды спросил его старый волшебник:

— Скажи, каково мое настоящее имя?

Сначала пожал плечами Оборвыш, но потом понял вдруг и прошептал имя волшебника. При этом тихом звуке произошел обвал в горах и вышла река из берегов.

— Ну, вот теперь и закончилось твое учение, — сказал старик. — Ты можешь все то, что умею я сам. Иди в мир. Используй свое искусство, но делай это только во благо людям. А мне осталось жить совсем немного…

— А как же мое подлинное имя, учитель? — воскликнул юноша. — Ты не скажешь его мне?

— Уже очень скоро ты сам узнаешь его. Прислушайся к себе.

И действительно, с недавних пор юный волшебник испытывал ощущение, будто внутри него горит маленький огонек, освещающий его собственные мысли и переживания. Этот огонек позволял ему как бы насквозь видеть предметы, окружающие его, и чувствовать удивительную, странную связь между ними и собой.

Простился Оборвыш со своим учителем и отправился странствовать по свету. Однажды в пустыне встретился ему разъяренный лев, готовый разорвать человека на части. Но посмотрел на него ласково молодой волшебник, мысленно назвал его по имени (а звучало оно приблизительно так — Гр-р-ау-рр), и сразу успокоился зверь, стал ластиться, как кошка. Вместе пришли они в большой город, где правил злобный властитель. Этот царь творил несправедливость и беззаконие, притеснял и обижал своих подданных. Была у него дочь, которая давно и тяжело болела. Никто из врачей не мог ее исцелить, потому что не удавалось определить ее болезнь. Узнав об этом, явился Оборвыш во дворец и попросил встречи с царем, обещая излечить принцессу.

“Если не сумеешь помочь дочери — встретишься с палачом!” — грозно предупредил его властитель. Пришел юноша в спальню принцессы, заговорил с нею, сказал ей о ее чувствах и переживаниях, точно определив их, а затем назвал и болезнь, приковавшую ее к постели. И болезнь сжалась в комочек, струсила и была с позором изгнана юным волшебником. Но даже радость от исцеления дочери не растопила злобное сердце царя. Тогда Оборвыш сказал ему несколько слов и произнес имя — то самое ласковое имя, которым когда-то давным-давно, в детстве называла правителя мать. Словно заклятие снялось: царь расплакался, смягчился и больше никогда уже не допускал злобы и несправедливости по отношению к своим подданным.

Так и жил Оборвыш со своим другом львом в этом городе, лечил больных, разговаривал с животными, раскрывал тайны, содержащиеся в древних книгах. Но как-то раз стряслась беда: многоголовый змей напал на город, сжег много домов и утащил нескольких девушек. Пришли жители к Оборвышу и умоляли спасти их от этой напасти с помощью его волшебного искусства. Когда в следующий раз прилетел многоголовый змей, вышел Оборвыш на площадь и, взмахнув магическим посохом, мысленно произнес подлинное имя чудовища. Присмиревший змей опустился неподалеку. Был он так огромен и страшен, что даже лев, дрожа, спрятался за спиной Оборвыша. Поговорив со змеем, понял молодой волшебник, что тот — всего лишь игрушка в руках какого-то злого колдуна, также владеющего Тайной Имени. Тогда Оборвыш потребовал от змея показать дорогу к жилищу злодея.

Долго ли, коротко летел змей, но доставил он Оборвыша и его льва к подножию скалистых гор, где в пещере жил колдун. Только сделал Оборвыш шаг по направлению к пещере, как раздался ужасный грохот, земля задрожала под ногами и между ним и пещерой образовалась трещина. Лев, прижав уши, перепрыгнул через пропасть и устремился к черной дыре в скале. Оттуда вышел человек в черном плаще с накинутым на голову капюшоном.

Лицо, мелькнувшее под капюшоном, показалось Оборвышу знакомым. Человек махнул рукой, и Оборвыш уловил его мысленный приказ льву, сопровождаемый именем животного “Гр-р-ау-рр!”. Лев остановился, заскулил и пополз на брюхе к ногам колдуна. А тот откинул капюшон, и Оборвыш увидел… себя!

— Да. Ты не ожидал встретить здесь свою копию? — усмехнулся колдун. — Все просто. Мы братья-близнецы, рожденные в семье волшебников. Нас разлучили с рождения, и мы пошли в жизни разными путями: ты — белой, а я — черной магии. Я знаю твое подлинное имя, а ты — теперь, наверное, ты уже знаешь мое. И тебе, и мне понятно, какая мощь заложена в Настоящем Имени. Но обоим нам неизвестны наши собственные имена.

— И если кто-то из нас воспользуется сейчас своим знанием и произнесет в уме имя другого... — начал догадываться Оборвыш.

— …то навсегда лишит его волшебного искусства и может превратить его в своего раба, — жестко сказал его двойник.

— И что же ты предлагаешь? — спросил Оборвыш.

— Давай объединимся. Два таких сильных колдуна, как мы, способны поработить весь мир. Ведь стоит нам произнести вслух имена друг друга, и мы многократно усилим нашу колдовскую мощь. На земле остались только мы двое, умеющие раскрывать подлинные имена. Владение миром или потеря этого великого дара. Выбирай!

— Объединиться с тобой — значит стать таким же, как ты, злодеем. Оставить тебе возможность творить зло было бы преступлением, — медленно проговорил Оборвыш (пылавший в нем огонек разгорался все ярче).

— Значит, ты готов стать моим слугой? — насмешливо спросил колдун.

Оборвыш отчетливо почувствовал его страх, тщательно спрятанный за усмешкой. И он понял причину этого страха: его противник знал, что никогда ему самому не удастся узнать своего подлинного имени, а Оборвыш, единственный, кто мог назвать его, отказывался сделать это. И вдруг юному волшебнику стало совершенно ясно, чего больше всего боится злой колдун: что его противник окажется способен сам познать свое имя.

— Нет, никогда я не стану твоим слугой, — уверенно сказал Оборвыш и взглянул в глаза двойнику.

Словно скрестились два невидимых меча, когда одновременно произнесены были в умах два имени, очень похожих — и очень разных. Оборвыш вплотную приблизился к своему противнику. Нескрываемый ужас отразился на лице его брата, и фигура его вдруг расплылась, потеряла форму. Словно легкое облачко окутало Оборвыша, питая его перетекающей силой. И растаяло.

Он стоял и улыбался. Он уже не был Оборвышем. Он чувствовал себя настоящим хозяином — самому себе. Потому что он сам осознал свое подлинное имя, опередив своего противника всего на несколько мгновений.


В.В. Хлебников «Кузнечик»

Крылышкуя золотописьмом 

Тончайших жил, 

Кузнечик в кузов пуза уложил 

Прибрежных много трав и вер. 

"Пинь, пинь, пинь!" – тарарахнул зинзивер. 

О, лебедиво! 

О, озари! 

Слова песни "Улыбка" - от улыбки хмурый день светлей

слова М. Пляцковского,

музыка В. Шаинского, из мультфильма "Крошка Енот"

От улыбки хмурый день светлей

От улыбки в небе радуга проснется

Поделись улыбкою своей

И она к тебе не раз еще вернется

И тогда наверняка вдруг запляшут облака

И кузнечик запиликает на скрипке

С голубого ручейка начинается река

Ну а дружба начинается с улыбки

С голубого ручейка начинается река

Ну а дружба начинается с улыбки

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик

Сонный лес простится с тишиной

И захлопает в зеленые ладоши

И тогда наверняка вдруг запляшут облака

И кузнечик запиликает на скрипке

С голубого ручейка начинается река

Ну а дружба начинается с улыбки

С голубого ручейка начинается река

Ну а дружба начинается с улыбки


От улыбки станет всем теплей

И слону и даже маленькой улитке

Так пускай повсюду на земле

Будто лампочки включаются улыбки

И тогда наверняка вдруг запляшут облака

И кузнечик запиликает на скрипке

С голубого ручейка начинается река

Ну а дружба начинается с улыбки

С голубого ручейка начинается река

Ну а дружба начинается с улыбки

И тогда наверняка вдруг запляшут облака

И кузнечик запиликает на скрипке

С голубого ручейка начинается река

Ну а дружба начинается с улыбки

С голубого ручейка начинается река

Ну а дружба начинается с улыбки




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Галынина Ольга Викторовна

Дата: 10.10.2021

Номер свидетельства: 588288


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства