kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с кохлеарными имплантами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кохлеарная имплантация (КИ) в настоящее время является единственным эффективным методом восстановления слуховой функции у лиц, страдающих сенсоневральной тугоухостью высокой степени и глухотой.

Просмотр содержимого документа
«Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с кохлеарными имплантами.»

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с кохлеарными имплантами.

Баратова Диёрахон Бахромовна, студент-дефектолог 2 курса, Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами

Актуальность исследования. Кохлеарная имплантация (КИ) в настоящее время является единственным эффективным методом восстановления слуховой функции у лиц, страдающих сенсоневральной тугоухостью высокой степени и глухотой.

Кохлеарная имплантация — принципиально новый подход в преодолении глухоты. Раньше медицина могла предложить только обычные слуховые аппараты, которые просто усиливали громкость звука. Работа кохлеарных имплантатов (КИ) основана на другом принципе. Вживление КИ позволяет стимулировать непосредственно слуховой нерв при нейросенсорной тугоухости, которая сопровождается отмиранием волосковых клеток улитки. Они отвечают за преобразование звука в электросигналы, поступающие на слуховой нерв. Их гибель приводит к невозможности обработки и передачи звука.
Кохлеарный имплантат — медицинский прибор, протез, позволяющий компенсировать потерю слуха некоторым пациентам с выраженной или тяжёлой степенью нейросенсорной тугоухости.

Изначально до момента активизации речевой деятельности дефектолог (сурдопедагог) имеет дело с ребёнком с нарушением слуха. Нарушение слуха ребёнка описывается при помощи известной и широко используемой педагогической классификации Р.М. Боскис, а также классификации Л.В Неймана. Данные классификации позволяют специалистам определить методику индивидуального занятия с каждым ребёнком. Традиционная классификация помогает сурдопедагогу дифференцировать содержание и способы привычной коррекционной работы, которая актуальна в нашем случае до момента подключения речевой деятельности – до начала запускающего (первого) этапа реабилитации.

После кохлеарной имплантации, специалисты имеют дело с ребёнком, чей статус изменён. Ребёнок - пограничник, он уже не глухой, но в тоже время ещё не слышащий. Кохлеарная имплантация обеспечивает ему слуховое восприятие большей части речевых сигналов и приводит к улучшению способности различать звуки, реагировать на них и произносить слова. Однако в бытовой жизни он сохраняет поведение глухого человека, опираясь на знания умения и навыки приобретённые ранее. Он всё ещё опирается на сохранные анализаторы: зрительный, осязательный, обонятельный, кинестетический, а также использует привычные средства общения: жестовую речь и чтение с губ.

Важную роль в этот момент играют родители. Некоторые из них считают, что после кохлеарной имплантации ребёнок ничем не отличается от своих норма - типичных сверстников, он всё слышит, а значит, о нарушении слуха можно забыть. Или же нередко встречаются родители, которые ждут незамедлительного эффекта, предполагая, что пара занятий со специалистами вернут ребёнку способность полноценного вербального общения.

Другие родители прдолжают общения с ребёнком привычными способами и средствами. Для них он всё тот же "глухой малыш" нуждающийся в постоянной опеке. Это проявляется в утрированной речи, многократным повторением сказанного, использованием жестов и дактиля и т.д.

Когда же родители понимают, что ожидания не оправдались, речевая деятельность ребёнка отличается от его здоровых сверстников, предъявляются обвинения как врачам - сурдолагам так и дефектологам и другим специалистам.

Задача родителей проконсультироваться с группой реабилитологов (сурдопедагогов, психологов, дефектологов и др.) о дальнейшей работе с ребёнком после кохлеарной имплантации. Так как именно их работа является тем самым фундаментом формирования речи ребёнка.

Перестройка повседневной коммуникации и взаимодействия с окружающими - задача первоначального этапа, запускающего процесс реабилитации (А, И Сатаева). После его завершения статус ребёнка меняется, и теперь сурдопедагог имеет дело с ребёнком, который ведёт себя и взаимодействует с окружающими, как слышащий. Важно знать, что на этом этапе специалистам мало тех традиционных компетенций, которые они использовали ранее, появляется потребность в новых, возможно нетрадиционных знаниях. Это необходимо по той самой причине, что на данном этапе работы со "слышащим глухим" целью специалистов является реконструкция взаимосвязи с окружающим миром и перевод ребёнка на естественную сенсорную основу. Для этого сурдопедагогу требуются знания законов развития ребёнка (физиология дошкольников), законы социализации и адаптации ребёнка.

Также специалистам необходимо провести работу с родителями ребёнка. Ознакомить их с новым статусом ребёнка, научить переводить общения с их чадом на новый естественный лад, при помощи образцов и создаваемых ситуаций, встречающихся в повселневной жизни, обьяснением всей необходимости избавления от ранее выработанных привычек.

Результатом проделанной работы будет являться естественное "слуховое" поведение ребёнка в бытовой жизни. Примером может являться: спонтанное общение ребёнка с членами своей семьи. Это то общение, которое происходит на ходу, (во время игровой или какой либо другой деятельности), когда ребёнок не отвлекаясь и не оборачиваясь спокойно реагирует и отвечает на речь обращающегося.

Существует классификации детей с кохлеарными имплантами после того, как они встали на путь естественного развития коммуникации и речи

Положительное завершение запускающего этапа реабилитации означает, что дети с кохлеарными имплантами уравнивают свои шансы по таким показателям, как:

1. Все они ощущают звуки с интенсивностью 26–40 дБ, что схоже с легкой тугоухостью (1 степень по международной классификации).

2. Все они встали на путь естественного развития полного вербального общения.

Теперь задача сурдопедагога подобрать подходящий образовательный план, именно поэтому важным становится степень сближения развития ребенка с возрастной нормой, перспективы дальнейшего сближения в различных условиях обучения. Эти новые ориентиры для дифференциации детей, и группы вновь перестраиваются:

 группа детей, развитие которых приблизилось к возрастной норме, и они готовы к вхождению в общеобразовательную среду. Требуется следить за благополучием дальнейшего развития и поддерживать его;

 группа детей, развитие которых еще не приблизилось к возрастной норме, но есть возможность и перспектива сближения с ней в общеобразовательной среде при систематической специальной поддержке процесса их развития и их адаптации в новой среде;

 группа детей, развитие которых не приблизилось к возрастной норме, но есть перспектива сближения с ней в комбинированной среде при значительной специальной поддержке сурдопедагога, направленной на преодоление отставания в развитии;

 группа детей, не приблизившихся к возрастной норме и не имеющих перспективы сближений с ней в обычной среде даже при постоянном наблюдении и специальной сурдопедагогической поддержке. Рекомендуется специальная общеобразовательная среда, ориентированная на слабослышащих детей.

Такая классификация помогает сурдопедагогу достаточно быстро и без грубых ошибок составлять оптимальные образовательные планы, она актуальна именно для этого этапа реабилитации и также им ограничена.

Весь смысл психолого-педагогической помощи заключается в том, чтобы перевести ребёнка на естественный, то есть физиологический процесс развития, который наблюдается в дошкольном возрасте у норма - типичных детей.

Помощь называется комплексной только потому, что роль родителей также важна, как и роль специалистов. Ведь каким бы выдающимся не был сурдопедагог, он никогда не сможет изменить жизнь ребёнка с кохлеарным имплантом, лишь находясь в стенах своего кабинета. Поскольку большую часть своего времени ребёнок проводит с членами своей семьи, они являются его ближним окружением, с которым ему конфортно находиться. Только при взаимодействии специалистов и родителей, при их совместной работе появляется возможность перестройки жизни ребёнка после операции.

Следущий этап работы сурдопедагогов ведётся с ребёнком, чей статус меняется на ребёнка, который ведёт себя, как слышащий, но имеет особый тип развития. Особый тип развития включает в себя вторичные нарушения, которые были приобретены до кохлеарной имплантации, и не были полностью элиминированы на ранних этапах. Теперь задачей специалистов является развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), познавательной деятельности. Для этого используются различные методики развития и исследования высших психических функций.

Группа специалистов должна помочь родителем выбрать подходящее учебное заведение, соответствующее приобретённому статусу ребёнка, а также адаптироваться к данному заведению преодолевая все трудности, при этом коррекционная работа с ребёнком не заканчивается, она идёт параллельно с его обучением в учебном заведении, более того нередко дефектолог - сурдопедагог сопровождает ребёнка на его занятиях. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с кохлеарными имплантами проводится до полной перестройки жизни ребёнка.

В заключении могу отметить что, к сожалению, некоторые дети с кохлеарным имплантом не обладают развёрнутой речью и остаются на стадии "пограничников" уже не глухих, но всё ещё не слышаших за счёт медицинской некомпетенции, ятрогении, за счёт недостаточности компетенции специалистов - реабилитологов, за счёт непросвещённости родителей, их неучастии в жизни ребёнка, из за отсутствия комплексной работы родителей и специалистов, их симбиоза. И в этих случаях требуется освоение новых профессиональных компетенций.

Список литературы:

1. Статья О.И. Кукушкина Е.Л. Гончарова. Кохлеарная имплантация: динамическая педагогическая классификация детей

2. Сатаева А.И. Роль первоначального периода в процессе реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации // Докл. на II Всерос. конгрессе по слуховой имплантации с междунар. участием. – СПб., Пушкин 2–4 окт. 2012.

3. Сатаева А.И. Первоначальный период работы с глухими дошкольниками после кохлеарной имплантации // Дефектология. – 2012. – № 2. – С. 50–62.

4. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Задачи сурдопедагога на разных этапах кохлеарной имплантации // Дефектология. – 2013. –№ 21–22.

5. Кукушкина О.И. Гончарова Е.Л. Динамическая классификация детей с кохлеарными имплантами – новый инструмент сурдопедагога // Дефектология. – 2014. – № 2. – С. 29–35.

6. Шматко Н.Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников // Дефектология. – 2012. – № 3. – С. 43–51.

7. Диссертация Н.В Тарасова Комплексное сопровождение детей после кохлеарной имплантации в центре оториноларингологии




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с кохлеарными имплантами.

Автор: Баратова Диёрахон Бахромовна

Дата: 18.04.2019

Номер свидетельства: 507497

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства