kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексная диагностика гиперактивности у школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гиперактивность - частое явление в современной школе. Как вовремя распознать и помочь детям с такими особенностями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплексная диагностика гиперактивности у школьников»

Комплексная диагностика гиперактивности

Чтобы установить, действительно ли мы имеем с гиперактивностью или это тревожный ребенок, или возможны другие причины нарушения поведения, необходимо применять четкую систему диагностики. В процессе работы нами была выявлен следующий алгоритм комплексной диагностики гиперактивности:

  1. Наблюдение за ребенком.

  2. Данные анамнеза.

  3. Анкетирование родителей.

  4. Анкетирование педагогов.

  5. Анализ успеваемости.

  6. Беседа с психоневрологом (с психиатром), наблюдающим данного ребенка.

  7. Опросник для учителя (в 1 классе) по психологической адаптации ребенка в школе.

  8. Беседа с логопедом, работающим с данным ребенком.

  9. Диагностика познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, работоспособности). Для диагностики познавательных процессов используются стандартные широкораспространенные методики, хорошо известные каждому практикующему психологу.

  10. Диагностика подвижности нервной системы. Для диагностики подвижности нервной системы используется “Теппинг – тест”.

  11. Углубленная диагностика внимания. При углубленном исследовании внимания возможно использование следующих тестов:

“Корректурная проба” (концентрация, работоспособность, объем внимания).

“Тест переплетенных линий” (устойчивость внимания)

“Запомни и расставь точки” (объем внимания)

“Определение эффективности внимания” (А.А.Осипова “Диагностика и коррекция внимания”).

“Оценка уровня развития произвольного внимания” (см. там же)

“Графический диктант” (выяснение наиболее типичных причин, приводящих к трудностям в начальном обучении, проверка умения слушать и выполнять указания взрослого, способности работать в коллективе).

“Треугольники” (определение переключаемости произвольного внимания. См. А.А. Осипова “Диагностика и коррекция внимания”).

Тест “Тулуз – Пьерона”.



Для наблюдения используется таблица с анализом диагностических критериев (см. ниже).

Для анкетирования родителей и педагогов используются анкеты, предложенные И.П. Брязгуновым и Е. В. Касатиковой в книге “Непоседливый ребенок”.

Опросник для учителя 1 класса “Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе” был опубликован в журнале “Начальная школа” 1997г. №6 (по данным которого можно определить коэффициент дезадаптации данного ребенка, а также причины, мешающие ребенку благополучно обучаться).

В связи с тем, что клинические проявления синдрома очень разнообразны, при его диагностике используются стандартные диагностические критерии, разработанные Американской психиатрической ассоциацией и опубликованные в четвертом издании “Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям (DSM – IV) в 1994г. Согласно этому руководству диагностика синдрома проводится по двум измерениям: нарушения внимания и гиперактивность / импульсивность.

Диагностические критерии СДВГ по DSM – IV

Измерение

Признак

I. Нарушения внимания.

1. Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из – за невнимательности.

2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. Не может до конца закончить поставленную задачу.

5. Слушает, но, кажется, не слышит.

6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.

7. Плохо организован.

8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки).

9. Забывчив.



II.Гиперактивность/импульсивность

Гиперактивность:

1. Ребенок суетлив.

2. Не способен усидеть на одном месте.

3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте).

4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем – либо на досуге.

5. Всегда нацелен на движение, ведет себя как “perpetuum mobile”.

6. Болтлив.



Импульсивность:

7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.

8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

9. В разговоре часто прерывает, мешает (пристает) окружающим.





Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении. При наличии повышенной невнимательности (присутствия 6 и более признаков из I измерения) и при частичном соответствии критериям гиперактивности и импульсивности используется диагностическая формулировка “синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания”. При наличии повышенной реактивности и импульсивности (т.е. 6 и более признаков из II измерения) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания используется диагностическая формулировка “синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности”. В случае полного соответствия клинической картины одновременно всем перечисленным в таблице критериям ставится диагноз “сочетанная форма СДВГ”.



При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны: 1) появиться до 8 лет; 2) наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребенка (в школе и дома); 3) не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и др. каких – либо нервно – психических расстройствах; 4) должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится комплексное медико–психологическое обследование.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комплексная диагностика гиперактивности у школьников

Автор: Слободянюк Наталия Александровна

Дата: 15.02.2022

Номер свидетельства: 600287


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства